- Учителю
- Урок по литературе для 11 класса «Женское лицо войны»
Урок по литературе для 11 класса «Женское лицо войны»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
г.Энгельса Саратовской области
Женское лицо войны.
Интегрированный урок литературы и истории.
Урок подготовила:
Учитель русского языка и литературы Галачиева Е.В.,
Женское лицо войны.
Интегрированный урок литературы и истории.
Цели урока:
-
Показать, какова была роль женщины на фронте в годы ВОВ; что перенесла и пережила женщина, воюя с врагом за свою Родину.
-
Формировать умение самостоятельной работы с текстом, развивать умение учащихся получать информацию из различных источников, выступать с небольшими сообщениями, анализировать художественное произведение, развивать творческие способности учащихся, исследовательские умения и навыки.
-
Воспитывать чувство уважения к подвигу женщин на войне, чувство сопереживания и сопричастности к событиям и людям тех далеких для современных одиннадцатиклассников лет.
Формы и методы реализации поставленных задач: Устный журнал. Урок-презентация.
Оборудование урока:
1.Компьютерная презентация альманаха в редакции 11а класса.
2. Отрывки из фильма «А зори здесь тихие».
3. Видеозапись.
4. Музыка, песни.
5. Выставка книг.
Ход урока
Организационный момент.
-
Включается видеозапись начала войны.
-
Вступительное слово учителя.
Учитель истории:
Среди весны, когда поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей Родины день, когда мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, вспоминаем живых и погибших. И в первую очередь - тех, кому природой назначено продолжать жизнь.
Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами люди всё больше и больше начинают постигать бессмертный подвиг женщины на войне, её величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.
Маршал Советского Союза А.И.Ерёменко писал: «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы». Сегодня, спустя 65 лет, мы знаем очень мало о фактах жизни женщин на войне: об их быте, заботах и невзгодах, ранениях, увечьях и гибели. Если в первые послевоенные годы якобы «неподобающие» темы намеренно не обсуждались открыто, то позднее о проблеме «женщины на войне» хотя и стали говорить более подробно, она всё-таки сводилась к общепринятым воспоминаниям, отражавшим заслуги, победы и подвиги. Повседневность же с её трудностями, потерями и жертвами по-прежнему оставалась на заднем плане. О выдающихся военных заслугах женщин, бывших на фронте снайперами, пилотами, разведчицами или санитарками мы знаем довольно много. Но до сих пор имеется разрозненная и противоречивая информация о том, что касается великого множества остальных женщин-фронтовичек, их функциональных обязанностей, вопросов их мобилизации, жизни в сугубо мужском армейском коллективе, жертв с их стороны.
Учитель литературы:
Говорят: «У войны не женское лицо». Действительно, это так. И не так. Лик войны изменчив, подвижен, разнообразен. Иногда мы видим и милосердный взгляд, и его мольбу о мире, и женское сострадание, потому что рядом с мужчинами сражались 800 тысяч женщин.
-
Объявление цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы представляем альманах «Женское лицо войны».
Альманах (дать определение)
Над альманахом работали литературоведы, историки, корреспонденты, краеведы, оформители. Вам было предложено почувствовать себя в роли редактора, самим выбрать круг вопросов, авторов произведений.
1 страница альманаха - Всё для фронта! Всё для Победы!
Выступление историков.
Обсуждение вопросов:
-
Сколько женщин служили в армии в годы ВОВ?
-
Какие военные специальности освоили женщины на фронте?
2 страница - « Женский хор памяти».
«Женский хор памяти» - так Алесь Адамович определил жанр документальной повести С. Алексиевич «У войны не женское лицо».
(Запись интервью с писателем С. Алексиевич).
Выступление литературоведов (на фоне музыки Зацепина «Берег моря»).
«У войны не женское лицо» - самая знаменитая книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о войне. Переведена на 20 языков.
Книга, написанная в 1983 году, 2 года пролежала в издательстве и не печаталась, так как автора обвиняли в развенчании героического образа советской женщины. В 1985 году во время перестройки книга наконец-то была издана, и читатель увидел такую войну, которую никто не знал, которую мужчины не рассказывали.
В кратком предисловии к книге «У войны не женское лицо» Алексиевич писала: «4 года я иду обожжёнными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни воспоминаний женщин-фронтовичек». В основу легли свыше 200 женских историй. Война им снится до сих пор, спустя десятилетия. Поэтому так часто в рассказах женщин звучат слова: «То бежишь в укрытие, то на другую позицию. Проснешься - и не верится, что живая»,
Светлана слушала, когда женщины, прошедшие войну, говорили, когда молчали, отмечая: «Все у них: и слова, и молчание - для меня текст». Делая записи в блокнотах, Алексиевич решила, что не станет за фронтовичек ничего домысливать, угадывать и дописывать. Пусть они говорят…
-
Ленинградка Вера Даниловцева хотела стать актрисой, готовилась к поступлению в театральный институт. Вот что она вспоминала о первом дне войны: «Именно в этот день у меня было свидание. Ждала, что мой парень признается мне в любви. А он грустно сказал: «Вера, война! Нас из училища отправляют на фронт». Тогда и решила Вера, что тоже пойдет на фронт. Так она стала снайпером.
-
Галину Запольскую война застала в армии, где она работала телефонисткой. Начальник связи сказал ей и её подругам: «Вы вольнонаёмные. Ещё есть время вернуться домой. Ну а те, кто хочет остаться на фронте, шаг вперед…» Все 20 девчат решили остаться.
-
Фельдшер Мария Тихомирова с улыбкой говорила, что, собираясь на фронт, на все деньги, которые ей выдали, купила конфет. Совсем девчонка была.
-
Вспоминая первые свои ощущения, военный хирург Вера Хорева рассказывала: «Я думала, что война ненадолго. Взяла любимую юбку, туфли. Даже во время войны, когда отступали, на пути попался магазин, а там туфли на полочке стоят. Глаз не оторвать. Купила. Трудно было сразу отказаться от обычной жизни».
-
Санинструктор Надежда Анисимова вспоминала: «В 19 лет у меня была медаль «За отвагу». И в 19 лет я поседела. В последнем бою была ранена, парализовало ноги… Когда я домой вернулась, мама показала похоронку на меня».
-
Фельдшер Софья Дубнякова сказала: «Вот смотрю фильмы о войне… Медсестра на передовой, аккуратненькая. Ходит в юбочке. Ну, неправда это! Да и юбки нам дали в конце войны.»
-
В разговоре с журналисткой Мария Калиберда огорченно произнесла: «Война не только нашу молодость забрала, она материнство у многих отняла. Знаете, организм женский нежный… Но мы остались живы. Я первое время иду по улице и не верю, что Победа…»
-
Конечно, война - это не женское дело, но эти «обыкновенные девушки» были нужны на фронте. Они были готовы к подвигу, но не знали девчонки, что такое - армия и что такое - война. Пройдя шестимесячные, а то иногда и трехмесячные курсы, они уже имели удостоверения медсестер, зачислялись саперами, летчицами. У них уже были военные билеты, но солдатами они ещё не были. И о войне, и о фронте у них были только книжные, совершенно романтические представления.
-
Да, не сразу и нелегко давалась им солдатская наука. Потребовалось обуть кирзачи, надеть шинели, привыкнуть к форме, научиться ползать по-пластунски, копать окопы. Но они со всем справились, девушки стали отличными солдатами. Они проявили себя в этой войне как отважные и выносливые воины. И я думаю, что только благодаря их поддержке, их храбрости и смелости мы смогли победить в этой войне. Девчонки прошли через все трудности и испытания, чтобы спасти свою Родину и защитить жизнь будущего поколения.
Задание учащимся. Какие строки о женщине из повести С. Алексиевич «У войны не женское лицо» вы выписали бы в свой читательский дневник?
Мы тебя, земля родная, русская,
Никогда врагам не отдадим!
И.Молчанов
3 страница альманаха.
-
Б.Васильев писал о войне и о людях на войне не понаслышке. Он принадлежит к поколению тех молодых людей, которые попали на фронт, едва окончив школу. А потому героями многих его произведений стали юноши и девушки, которые только вчера строили планы начинающейся жизни, а вместо этого шагнули навстречу опасности и смерти. Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие» поражает простотой сюжета. Казалось бы, ничем не примечательные старшина Васков, девушки-зенитчицы Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак не участвуют ни в каких крупных боевых действиях. Но они отстояли тот клочок земли, который им поручено защищать. Девушки проявили непоколебимую твердость, смелость, глубокую человечность.
-
Инсценировка фрагмента. Глава 5. От слов «Открыл глаза - Осянина на камень лезет…» до слов «…кто войну переживет. Ясно говорю?»
-
У старшины Васкова болит душа: девушкам приходится воевать, убивать врага и погибать самим. Ему кажется, что он плохо ими командует и кругом перед ними виноват. «Хватит тех, что погибли. По горло хватит, до конца жизни», - горько размышляет он после первых потерь, мечтая сохранить оставшихся.
Он мечтал об этом ещё и потому, что за короткое время сумел оценить хладнокровие Риты Осяниной, отчаянную смелость Жени Комельковой, застенчивую старательность Лизы Бричкиной, неизбывное горе Сони Гурвич, у которой, по всей видимости, погибла семья в Минске.
(Просмотр отрывка из фильма «А зори здесь тихие»).
-
В повести Б.Васильева всё складывается с жестоким трагизмом. Старшина Васков хоронит одну за другой своих девчат, ставших для него бесконечно дорогими и милыми. " А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось?"- горестно спрашивает Васков у смертельно раненой Риты Осяниной. Да, мы, правнуки солдат той далёкой войны, понимаем, что они гибли ради нас, ради нашей мирной и счастливой жизни. Но все же снова и снова невольно возникает вопрос: "А почему должны были гибнуть эти девчонки, не успевшие полюбить, выйти замуж, родить ребёнка…" (Отрывок из фильма).
-
В качестве домашнего задания вам предлагается написать письмо одной из героинь повести « А зори здесь тихие».
4 страница альманаха - Письмо литературному герою.
5 страница альманаха- Слово тоже было оружием. (Включить отрывок «Если дорог тебе твой дом…»).
Учитель: Анна Ахматова, Ольга Бергольц… Их стихи знали, ждали… На фронт идёт Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова.
Сообщение учащихся (на фоне музыки Зацепина):
-
Ю.Друнина принадлежит к поколению, юность которого проходила испытание на зрелость на фронтах Великой Отечественной войны. Она сказала о себе: «Я родом не из детства, из войны…» И это казалось правдой. Будто не было детства. Будто сразу - война, первое и самое яркое впечатление жизни. Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года, в Москве, в интеллигентной семье: отец - учитель истории Владимир Друнин, мать - Матильда Борисовна, работала в библиотеке и давала уроки музыки. Жили в коммуналке. Жили бедно. Но дочь с самых ранних лет приобщали к культуре. Читала девочка много, отец давал ей классиков, от Гомера до Достоевского, сама она, правда, тянулась к Дюма и Чарской - у них находила ту запредельную отвагу и искренность чувств, которые классиками никогда не описывались, как нечто в реальной жизни невозможное. Но Юля Друнина верила, что возможно все. Все ее поколение верило. И жизнью своей все они доказали: действительно - все возможно. Надо только в это верить…
-
Она как раз закончила школу, когда грянула война. Конечно, сама бросилась в военкомат. И конечно, ее попросту прогнали: ведь ей едва исполнилось 17! А на фронт брали с 18 лет. Это было ужасно обидно, ведь тогда, в июне-июле 1941 года, шестнадцатилетние и семнадцатилетние боялись, что война окончится раньше, чем они успеют в ней поучаствовать… Юля завидовала тем девушкам, кто был старше её на год и значит - мог попасть на фронт: в санинструкторы, в стрелковые батальоны, в авиацию, в радистки.
В начале войны, по совету отца, она работала санитаркой в глазном госпитале в Москве. Набиралась опыта для будущей работы в военных госпиталях. Окончила курсы медсестер. Немцы рвались к столице - к концу лета Юле пришлось оставить госпиталь и идти рыть окопы. Там, во время одного из авианалетов, она потерялась, отстала от своего отряда, и ее подобрала группа пехотинцев, которым была очень нужна санитарка. Юля умела перевязывать… Правда, она с самого детства ужасно боялась крови, ей дурно становилось при виде даже крохотной ранки… Но комсомолка должна была воспитывать в себе железную волю. И Юля справилась со страхом перед кровавыми ранами, тем более, что очень скоро ей пришлось хлебнуть куда более серьезных опасностей. Пехотинцы попали в окружение, им пришлось выбираться, тринадцать суток они шли к своим: «Мы шли, ползли, бежали, натыкаясь на немцев, теряя товарищей, опухшие, измученные, ведомые одной страстью - пробиться! Случались и минуты отчаяния, безразличия, отупения, но чаще для этого просто не было времени - все душевные и физические силы были сконцентрированы на какой-нибудь одной конкретной задаче. А надо всем - панический ужас, ужас перед пленом. У меня, девушки, он был острее, чем у мужчин. Наверное, этот ужас здорово помогал мне, потому что был сильнее страха смерти».
Нет, это не заслуга, а удача -
Стать девушке солдатом на войне,
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне !...
-
В госпитале, в 1943 году, она написала свое первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Она знала о войне - все… А было ей тогда только девятнадцать. Косы, которые она почитала своей единственной красою и берегла, несмотря на все сложности фронтового быта, обрезали практически под ноль, когда ее в беспамятстве привезли в госпиталь
Тот осколок ржавый и щербатый,
Мне прислала, как повестку, смерть…
Только б дотащили до Санбата,
Не терять сознание, не сметь!
А с носилок свешивались косы-
Для чего их, дура, берегла?
Вот багровый дождь ударил косо,
Подступила, затопила мгла…
Ничего! Мне только восемнадцать.
Я ещё не кончила войну.
Мне ещё к победе пробиваться
Сквозь снегов и марли белизну!
Военная тема оставалась для нее главной всегда. Николай Старшинов вспоминает, что «над ней нередко и подшучивали: мол, написала стихи о сосновом боре, а все равно в нем оказались неожиданно сапоги или обмотки…» А она отвечала насмешникам своими стихами:
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной...
Я - связная.
Бреду в партизанском лесу,
От живых
Донесенье погибшим несу.
Учащиеся читают стихотворение Ю. Друниной «Зинка» (по ролям).
Работа над анализом стихотворения.
- Какие чувства вызывает стихотворение? (Буря чувств: и сострадание, и сожаление, и негодование. Описать их достаточно сложно).
Слово учителя. Для Юлии Друниной война -это проклятие, отнимающее самое дорогое, самое ценное: дом, родных, друзей, любимых… И на всех уровнях текста это хорошо прослеживается. Стихотворение одновременно лиричное, доброе и жесткое, в нем звучит то песня-тоска по родному дому, то жесткий военный марш. Поэтессой стихотворение поделено на три части, которые отличаются друг от друга и содержанием, и эмоциональной окраской.
Работа в группах (анализ частей)
1 группа.
-
Какими автор показывает бойцов в минуты затишья? (
-
О чем говорят девчонки? Из каких деталей складывается образ малой родины? Как думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме?
-
От чего, с вашей точки зрения, зависит подбор эпитетов в 1 части?
2 группа.
-
Какие события нашли отражение во 2 части? Какие чувства они вызывают?
-
Какие эпитеты помогают осознать горечь происходящего?
-
Почему «яблочное захолустье» меняется на «рязанские глухие сады»? (
3 группа.
-
Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по сравнению с I частью, хотя слова употребляются практически одни и те же?
-
Каким предстаёт образ матери?
-
Докажите текстом, что война отнимает у людей самое дорогое.
6 страница альманаха - В небе «ночные ведьмы».
Выступление краеведов:
-
Рассказ о женских авиаполках.
-
Книга Ароновой Раисы Ермолаевны « Ночные ведьмы».
ПРИКАЗ
НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
№ 0099
8 октября 1941 г.
О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии
В целях использования женских летно-технических кадров
ПРИКАЗЫВАЮ с 1 декабря 41 г. сформировать и подготовить к боевой работе:
I. 586 истребительный авиационный полк на самолетах Як-1 по штату № 015/ 174, дислокация г. Энгельс.
II. 587 авиационный полк ближних бомбардировщиков на самолетах СУ-2 при ЗАПе (Каменка).
III. 588 ночной авиационный полк на самолетах У-2 по штату № 015/186, дислокация - г. Энгельс.
IV. Командующим ВВС Красной Армии укомплектовать формируемые авиаполки самолетами и летно-техническим составом из числа женщин кадра ВВС КА, ГВФ и Осовиахима.
V. Переподготовку летного состава на новой матчасти организовать и проводить:
- летного состава - в пунктах формирования авиаполков;
- технического состава - при пункте сбора ЛТСМ г. Москва;
- штурманского и командиров штабов - при 2-й Ивановской Высшей штурманской школе ВВС КА.
Главному Интенданту Красной Армии и Начальникам Центральных Управлений НКО СССР обеспечить формируемые авиаполки всеми видами положенного довольствия.
Народный Комиссар
Обороны Союза ССР И.Сталин
Французские лётчики полка "Нормандия - Неман", желая выразить своё преклонение перед подвигами советских женщин, сказали при встрече с отважными лётчицами:
"Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить своё восхищение советскими лётчицами !"
-
Демонстрация фотографий лётчиц.
7 страница альманаха - Встреча с ветераном.
Рассказ корреспондента:
Тамара Николаевна Саблина родилась и выросла в г.Энгельсе. Когда началась Великая Отечественная война, она училась на 4 курсе военно-медицинского факультета Саратовского медицинского института. Сроки обучения были сокращены, и в августе 1941 г. Тамару Николаевну направили в Свердловск, где формировалась 34 армия. Она стала врачом-ординатором хирургического полевого подвижного госпиталя. В январе 2010 г. состоялась наша встреча с Саблиной Т.Н. Мы с интересом слушали Тамару Николаевну, задавали ей вопросы.
Видеозапись интервью.
8 страница альманаха - Мы обязаны всё помнить…
-
Учитель литературы:
Листая страницы нашего альманаха, мы говорим о произведениях, где война раскрывается через чувства и образы женщин.
Женщина, призванная любить и продолжать жизнь, отвергает смерть.
Именно во имя жизни женщина мир спасала, была дочерью, матерью, женой, сестрой и солдатом.
-
Учитель истории:
Прошло 65 лет, как закончилась ВОВ, но эхо её до сих пор не затихает в человеческих душах. Да, и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы обязаны все помнить…
-
Учащиеся читают стихотворение Р.Рождественского «Помните!»
Помните!
Через века,
через года,-
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,-
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся,-
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,-
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полет,-
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет,-
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли,-
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
никогда,-
заклинаю,-
помните!
-
Учитель литературы:
Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. И пусть этот вопрос будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших?
-
Учитель истории:
Склоним голову перед величием подвига павших. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны. (Минута молчания)
-
Учитель литературы:
«Люди мира! На минуту встаньте!» Эти строки из песни «Бухенвальдский набат» напоминают ещё раз о том, что сегодняшним безоблачным небом, миром, счастьем, благополучием мы обязаны тем, кто не жалея своей жизни, защищал нашу Родину.
Звучит песня «Бухенвальдский набат».