- Учителю
- Омар хайям рубаи. План-конспект урока
Омар хайям рубаи. План-конспект урока
Тема урока: « Омар Хайям. Рубаи»
Цели урока: дать представление о литературе народов мира, воспитывать уважение к культуре разных народов; познакомить с творчеством персидского поэта Омара Хайяма; развивать образное мышление и речь; повторить специфику лирических произведений .
Ход урока
I.Актуализация
У учащихся на парте распечатанные рубаи Омара Хайяма
1.Знайся только с достойными дружбы людьми
С подлецами не знайся, себя не срами.
Если подлый лекарство нальет тебе - выпей
Если мудрый подаст тебе яду прими
2.Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идет в кабалу из-за хлеба -
Мне плевать на твою справедливость, творец
3. Откуда мы пришли?
Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл?
Он нам непостижим.
4.Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идет в кабалу из-за хлеба -
Мне плевать на твою справедливость, творец!
5.Я для знаний воздвиг сокровенный чертог,
Мало тайн, что мой разум постигнуть не смог.
Только знаю одно: ничего я не знаю!
Вот моих размышлений последний итог,
2. Обсуждение выполненного группами задания
II. Постановка целей и задач урока
III. Работа над темой урока
1. Слово учителя
- Когда могли быть написаны данные произведения?
- Что можно сказать о человеке, перу которого оно принадлежит?
- Так какой же это человек ,написавший данные четверостишия ?
По стихам, которые мы прочитали и проанализировали, мы видим перед собой человека , размышляющего о жизни, о справедливости устроенного общества, ценящего жизнь, с чувством собственного достоинства.
Почти тысячу лет назад родились эти слова в устах великого перса.
Имя этого человека - Омар Хайям, а место, где он творил,- Персия (современный Иран). Но названное мной имя - несколько упрощенное, европеизированное. Кто он Омар Хайям? Поэт , в поэзии которого раздумье о жизни и смерти, о вечности любви, о хлебе насущном, о бытие и сознании. Глубже постичь особенности жизни и творчества удивительного поэта, нам поможет биография поэта
2.Сообщение об Омаре Хайяме (подготовленный ученик)
Более 140 лет назад на литературном небосклоне Европы вспыхнула неожиданная звезда. Стихи чужеземного поэта, о котором на Западе никто и не слышал, кроме редких специалистов, преодолели толщу многих веков и заговорили на чужом языке, засверкали среди чуждой им культуры. Английский поэт-переводчик Эдвард Фитцджеральд, говоря языком тогдашних репортеров, в одно прекрасное утро проснулся знаменитым.
Кто же он был такой, Гияс ад-Дин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури? Ответ европейским читателям прояснялся медленно, десятилетиями. Жил в XI-XII веках. О первой половине его жизни не известно ничего, о последних годах - очень мало. Поэт, математик, философ, астролог, астроном, царедворец. Ему покровительствовали сельджукские властители Ирана Альп Арслан и его сын Мелик-шах, его поддерживал их знаменитый визирь, ценитель наук и искусств Низам аль-Мульк (1017-1092)… Сохранились его философские трактаты, написанные столь же великолепным языком, Обнаружились и его работы по математике, потрясшие ученых XIX века тем, что он, оказывается, в своих изысканиях лишь на 150 лет отстал от них - опередив свое время, следовательно, на шесть столетий! Известен и вроде бы им написанный трактат «Науруз-намэ» - фейерверк блистательного юмора. И в то же время - ни единого признания в этих текстах, что он действительно писал стихи, ни единого клочка бумаги хоть бы с одним четверостишием, записанным самим Хайямом или кем-нибудь из его друзей. Свидетелями выступают только более поздние поколения, которые охотно коллекционируют крамольные стихи - и в то же время дружно указывают обличительными перстами на Омара Хайяма как на их автора.
Одна из легенд поведала такое. Хайям родился в Хорасане, в деревушке возле Нишапура. Около 1042 года поступил в хорасанское медресе, где сдружился с двумя сверстниками; по предложению Омара они поклялись: тот, кому повезет в жизни, обязан помочь и остальным двум. Повезло Абу-Али Хасану, который стал визирем (канцлером) сельджукского властителя, столь мудрым и удачливым, что заслужил прозвище-титул «регулятора державы» (Низам аль-Мульк). Товарищи напомнили ему о себе, и он сдержал юношескую клятву. Омар ограничился тем, что попросил в свое распоряжение налог со своей родной деревни, дабы там, «под родной кровлей, вдали от превратностей шумного света, мирно заниматься поэзией, которая восхищает мою душу, и предаваться созерцанию Творца, к чему склонен мой ум».
Но можно ли доверять легендам?..
Век назад годом рождения Хайяма считался 1017/18 год (соответственно этой легенде - как ровесника Низам аль-Мулька); позже указывался 1040 год. По сохранившемуся в пересказе тексту, который считается гороскопом Хайяма, индийский ученый Свами Говинда Тиртха вычислил, будто Хайям родился 18 мая 1048 года и сейчас принято считать эту дату почти достоверной. Та же неопределенность и с годом его смерти. Называют то 1121-й, то 1123-й, то 1131 год
3. Беседа
-Чем интересна форма этого произведения? (Обратить внимание на
его объём, способ рифмовки и т. п.)
- Какие строки в рубаи рифмуются? (Первая, вторая и четвертая)
- С каким жанром сходно рубаи и чем от него отличается? (Рубаи
сходно с притчей, но рубаи - стихотворный жанр, а притча - про-
заический. Рубаи заключает в себе мораль, а притча - содержит ещё
и событийный элемент религиозно-бытового характера.)
Рубаи - четверостишие, как правило, философского содержания, в которомрифмуются первая,вторая и четвёртая строки,а третья остаётся без рифмы.
Рубаи в краткой форме выражает законченную мысль.
Хайям сумел расширить и обогатить народную песенную форму
этих четверостиший глубиной, невозможной способностью разговаривать с самим Богом на мировоззренческие темы, используя всего четыре строчки!
Острый ум Хайяма сумел создать как бы заново гибкую форму, вместившую в себя всё - от тоски до любовной записки, от эпиграммы до молитвы,
3.Объяснение смысла отдельных рубаи
Например, «Чтобы мудро жизнь прожить…» или «Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть.
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть».
или любого другого, привлекшего (объяснить - чем) внимание учащегося. Задание: письменно определить тему и основную мысль данного рубаи.
IV..Творческая работа.
-Я предлагаю вам попробовать себя в качестве поэтов и сочинить пятистишие - синквейн.
Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк и имеющее определённое строение.
1 - я строка - ключевое слово - существительное. 2-я строка - определения - прилагательные, заключающие в себе существенные признаки.
3-я строка - три глагола, раскрывающих действие (ощущение), производимое явлением, обозначенным ключевым словом.
4-я строка - предложение из 3 - 5 слов, в котором объяснена суть ключевого слова.
5-я строка - метафора (одиночное существительное) к ключевому слову.
Возвращаясь к словам Омара Хайяма «О, если б дверь найти, что к вечности ведет…», вспоминаются стихи замечательного русского поэта Афанасия Фета:
И так прозрачна огней бесконечность,
И так доступна вся бездна эфира,
Что прямо смотрю я из времени в вечность
И пламя твоё узнаю, солнце мира.
Да, жизнь так стремительна! Так быстро течет река времени. С одной стороны, это так. А с другой? Напишите синквейн на тему «время» и «рубаи» ,например
Время,
неуловимое, быстротечное,
стремится, летит, исчезает.
Оно не прощает безделья.
Жизнь.
Рубаи,
несравненные, сверкающие
анализируются , вдохновляют, воспитывают.
Это раздумья о жизни, и о себе самом.
Счастье.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
Проанализировать 3-5 рубаи.