- Учителю
- Урок литературы в 11 классе: 'Загадки романа М. А. Булгакова 'Мастер и Маргарита'.
Урок литературы в 11 классе: 'Загадки романа М. А. Булгакова 'Мастер и Маргарита'.
Тема урока: Загадки романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 11 класс
Тип урока: обобщение знаний по роману « Мастер и Маргарита»
Вид урока: урок - размышление
Цели урока:
Методическая: использование проблемного метода на уроке литературы
Обучающие:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: « Художественный мир романа М.Булгакова « Мастер и Маргарита»;
- создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.
Ориентированные на развитие личности учащихся:
- создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, «темные» места, задуматься над их художественным значением;
- создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
Воспитательные:
- воспитание и развитие личностных компетенций учащегося;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
В результате изученной темы учащиеся
должны:
Знать
-
основные признаки разговорной речи;
-
особенности основных жанров художественного стиля;
-
основные нормы речевого этикета.
Уметь
-
говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;
-
отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
-
правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
Межпредметные связи:
Основы христианства
Основы эстетки и культуры.
Материально - техническое оснащение:
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».
:
Видеофрагменты из художественного фильма «Мастер и Маргарита».
Используемая литература:
В.В.Агеносов Русская литература 20 века 1 часть.
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - одно из загадочнейших явлений русской литературы ΧΧ века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным, хотя у некоторых этот роман вызывает чувство раздражения. В чем же специфика этого произведения, как реализовался здесь талант Булгакова, что хотел сказать своим читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти вопросы.
Талант Булгакова-писателя носил ярко выраженный сатирический характер. Другой особенностью его была исповедальность: все произведения художника в той или иной мере биографичны, им присуще личное, булгаковское - его боль, его оценка описываемого. «Мастер и Маргарита» - роман особенный, над ним писатель работал буквально до последнего часа своей земной жизни, его написанию Михаил Афанасьевич придавал огромное значение.
III. Психологическая подготовка к изучению нового материала
. Чтение афоризмов, найденных в тексте романа
IV. Проверка домашнего задания
1. Тема № 1 «Маргарита: «жемчужина» или ведьма?
А) Просмотр фрагмента фильма
Б) Защита проекта
В) вопросы
2. Тема № 2. «Способен ли Воланд на добрые поступки?»
А) Просмотр фрагмента фильма
Б) Защита проекта
В) вопросы
3. Викторина
1. Запах, который «ненавидел прокуратор».
2. Название весеннего месяца в Ершалаиме, когда был осужден и казнен Иешуа.
3. Место гибели Иуды из Кириафа.
4. Название писательской организации, описанной в романе.
5. Жидкость, разлитая некоей Аннушкой.
6. Цвет глаз Воланда.
7. Вопрос, который «испортил москвичей».
8. Подарок Воланда Маргарите.
9. Транспортное средство, которым воспользовалась Маргарита, чтобы попасть на бал к Воланду.
10. Изображение на набалдашнике трости Воланда.
11. Жидкость, в которой Маргарита совершила омовение перед балом.
12. Предмет, который подают Фриде в наказание за грехи.
13. Самый страшный порок.
Ответы.
1. Запах розового масла.
2. Весенний месяц - нисан.
3. Ершалаим.
4. МАССОЛИТ-ДОМ ГРИБОЕДОВА.
5. Подсолнечное масло.
6. Правый черный, левый зеленый.
7. Квартирный вопрос.
8. Подкова
9. Щетка.
10. Черный набалдашник - в виде головы пуделя.
11. Окатили кровью, а затем прозрачной розовой водой.
12. Платок.
13. Трусость
-
Тема № 3 «Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: кто прав?»
А) Просмотр фрагмента фильма
Б) Защита проекта
В) Вопросы
V. Вывод: Итак, существуют вечные полярные силы - добро и зло, Бог и дьявол. Они всегда были, есть и будут. Так стоит ли бороться со злом, противиться ему, если оно вечно и никогда на земле не победит окончательно добро?
(Ответы учащихся).
Не люди зависят от борьбы добра и зла, а борьба добра и зла зависит от людей, от каждого человека. Человек находится как бы между двумя чашами весов. Вес какой чаши он увеличит собой, своими деяниями? От нравственного выбора каждого и зависит жизнь всех.
Записать слова
А. Солженицын: «Постепенно открылось мне, что линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями - она проходит через каждое человеческое сердце... Линия эта подвижна, она колеблется с годами. Даже в сердце, объятом злобой, она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце - неискоренимый уголок зла. С тех пор я понял правду всех религий мира: они борются со злом в человеке, в каждом человеке. Нельзя изгнать зло из мира, но можно в каждом сердце его потеснить.
VI. Домашнее задание:
Известно, что Анна Ахматова была знакома с рукописью «Мастера и Маргариты» и дала Булгакову такую оценку: «Он гений!» Прочитайте стихотворение Ахматовой 1945 г. Какие мысли и художественные образы объединяют это стихотворение и роман «Мастера и Маргарита»? Попытайтесь найти параллели между романом и стихотворением.
Чтение стихотворения А.Ахматовой
Кого когда-то называли люди
Царём в насмешку, Богом в самом деле
Кто был убит - и чьё орудье пытки
Согрето теплотой моей груди…
Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы - старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима - все прошли
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утёс,-
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом священных роз.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное Слово.
VII. Рефлексия
-
Возможно, и самый главный вывод романа: Воланд, «дух зла и повелитель теней», появляется в Москве, центре безбожия, потому что ему уступили свое жизненное пространство бесчисленные лиходеевы, босые, алоизии, варенухи, семплеяровы, берлиозы и прочая нечисть. Если дьявол появляется в Москве, то ей грозит беда. Беспокойно спит Иван Бездомный, и снится ему «какая-то туча, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф». Очевидно, такое же ощущение катастрофы было и у Булгакова, загнанного в угол «собственными» берлиозами и латунскими. В центре мирового атеизма вместе с религией были отменены и библейские заповеди.
2.Чтение учителем отрывка из стихотворения Н. Коржавина, которое называется «Вступление в поэму».
Мне молчать надоело.
Проходят тяжелые числа,
страх тюрьмы и ошибок
И скрытая тайна причин...
Перепутано - все.
Все слова получили сто смыслов.
Только смысл существа
остается, как прежде, один.
Если мелкие люди
ползут на поверхность и давят,
если шабаш из мелких страстей
называется страсть,
Лучше встать и сказать.
Даже если тебя обезглавят.
Лучше пасть самому,
чем душе твоей в мизерность
впасть.
Я не знаю, что надо творить для
спасения века,
Не хочу оправданий, снисхожденья
к себе - не прошу...
Чтобы жить и любить,
быть простым,
но простым ЧЕЛОВЕКОМ -
я иду на тяжелый,
бессмысленный риск - И ПИШУ!
3 . Просмотр фрагмента клипа «Ночной всадник».
VIII . Подведение итогов урока.