- Учителю
- Урок по литературе в 11 классе на тему 'Проблематика и образы в повести Куприна 'Поединок'
Урок по литературе в 11 классе на тему 'Проблематика и образы в повести Куприна 'Поединок'
Тема: Проблематика и образы повести Куприна «Поединок»
Цель:1)познакомить учащихся с проблематикой и образной системой произведения;
2)раскрыть моральный облик офицерства в повести; 3) развить чувство
эстетического наслаждения от чтения произведений Куприна.
Ход урока:
I Оргмомент
II Проверка домашнего задания
Письменная работа.
III Работа над темой урока.
1 Слово учителя.
Военная служба дала Куприну богатейший материал для творчества. Писатель смог увидеть изнутри всю подноготную офицерства. Он видел, что офицерство разлагается на глазах, мельчает, что в подавляющем большинстве офицеры ничем не интересуются, а проводят жизнь в карточных играх, кутежах, разврате.
2 Работа над текстом.
Чтение начала повести.
- В какую атмосферу автор вводит читателя в самом начале произведения?
(Гнетущая атмосфера провинциальной жизни, муштра, от которой невозможно тяжко солдатам, и уныло офицерам)
- Кто главный герой повести?
-Какое впечатление на вас производит Ромашов?
Главными чертами характера Ромашова являются мечтательность и безволие, что мы видим в сцене строй войск на плацу.
- Как характеризует данный отрывок героя?
В повести наряду с Ромашовым возникает не менее яркий образ Назанского.
- Каковы его взгляды на жизнь и офицерскую службу?
- Что вы можете сказать об Александре Петровне?
- Как развиваются любовные отношения между Ромашовым и Сашенькой?
- Почему любовь Ромашова к Александре оказалась для него драматичной?
- В какой роли в этой ситуации выступает Сашенька?
С глубоким сочувствием в произведении рисуются образы простых солдат. В образе загнанного и забитого Хлебникова ярко раскрывается тяжёлое положение солдата, несчастного, страдающего существа.
-Чем замечательна сцена разговора между Хлебниковым и Ромашовым?
- Чем она обогатила представление героя о простых солдатах?
3 Вывод
Название повести символично, повесть стала поединком самого Куприна с царской армией, самодержавными порядками, губящими людей. Это поединок с ложью, безнравственностью, несправедливостью. Упадок морали, апология войны, разбоя, насилия особенно ненавистны писателю-гуманисту.
Куприн показывает, какой путь в поисках правды проделывает главный герой повести Ромашов. Когда герой прозревает, приходит к выводу о самоценности "я", право на уважение человеческого достоинства он признает не только по отношению к себе, но и распространяет его на солдат. На наших глазах Ромашов нравственно мужает: "Бить солдата - бесчестно. Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову. Это стыдно!" Ромашов, утверждающий: "Хлебниковы - мои братья", осознающий духовное родство с народом, совершает громадный шаг вперед в своем развитии. Это уже совершенно другой человек: не тот юноша-мечтатель, с которым мы знакомимся в начале повести. Однако Ромашов гибнет. Автор довел своего героя до такого рубежа, что, останься он в живых, необходимо было бы открыть сколько-нибудь отчетливую перспективу его будущего. А это самому Куприну не представлялось ясным.
IV Домашнее задание.
Сочинение - миниатюра «Моё отношение к Ромашову»