- Учителю
- Лингвосмысловой анализ стихотворения О. Мандельштама 'Silentium'
Лингвосмысловой анализ стихотворения О. Мандельштама 'Silentium'
С.Н. Куликова
(г. Тамбов)
Опыт анализа стихотворения с использованием методики поуровневого лингвосмыслового анализа поэтического текста
(на материале стихотворения О.Э. Мандельштама «Silentium»)
Поводом для написания статьи послужила работа доктора филологических наук, профессора Томского государственного педагогического университета Н.С. Болотновой в журнале «Русский язык в школе» (2015г. №6), в которой автор предлагает для использования в школе методику проведения поуровневого лингвосмыслового анализа поэтического текста, подразумевающего его рассмотрение на информативно-смысловом и прагматическом уровнях [Болотнова: 16-22].
Это подробная методика, предназначенная для работы в профильных классах, гимназиях и лицеях. на наш взгляд, данная методика может быть использована и в старших классах общеобразовательной школы.
Для проверки нашей идеи проанализируем стихотворение О. Э. Мандельштама «Silentium».
Перед анализом поэтического текста целесообразно дать обучающимся задания поисково-исследовательского характера об истории написания стихотворения, биографии и творчестве поэта.
Стихотворение написано в 1910 году. Осипу Эмильевичу Мандельштаму 19 лет. Он с детства увлечён музыкой и творчеством Ф.И.Тютчева, поэтому воспринимает поэзию и музыку как родственные виды искусства, уверен, что в своём творческом самовыражении истинным композиторам и поэтам всегда по дороге, «которой мучимся, как музыкой и словом», скажет позднее, в 1930 году, в стихотворении «Лазурь да глина, глина да лазурь…». Стихотворение «Silentium» был напечатано в 1910 году в девятом номере журнала «Аполлон», освещавшего вопросы изобразительного искусства, музыки, театра и литературы, а также привлекшего внимание сначала символистов, а затем акмеистов. Позднее произведение было включено в дебютный сборник поэта «Камень».
Затем, по рекомендации Н.С. Болотновой, анализ стихотворения следует продолжить лингвистическим и культурологическим комментарием и пояснением слов и имён, используемых автором.
1) Silentium - лат. (силэнциум) молчание, безмолвие.
2) Афроди́та (др.-греч. Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός - «пена») - в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни.
О.Э.Мандельштам для названия своего произведения использует заглавие стихотворения Тютчева «Silentium!» , именно с восклицательным знаком - в этом уже заключено противоречие.
Перед первичным прочтением целесообразно задать обучающимся вопрос: какие образы возникли в вашем воображении в ходе чтения произведения? Слова «она», «груди», «от рождения чиста», «сердце», «живого», цветовое оформление «бледная сирень», «чёрно-лазоревом» и, наконец, Афродита рождают в воображении некий женский образ, ассоциативно связанный с Незнакомкой А. Блока. Она одушевлена, потому что «она и музыка и слово». Поэтому определение темы стихотворения связано с некоторым затруднением: слова «уста», «море», «пена», значит, шторм, «безумный», «музыка», «слово» никак не связываются в воображении с названием «Silentium» - молчание. Внутреннее противоречие усиливается антитезами, используемыми автором: «спокойно» - «безумный», «светел» - «в чёрно-лазоревом сосуде», «уста» как орган говорения - «обретут немоту». Аллитерация - повтор согласного [р] - («родилась», «груди», «ненарушаемая», «первоначальную», «обретут», «кристаллическую», «рождения») тоже вызывает противоречивые чувства, так как использование дрожащего [р] трудно связать с молчанием.
Стихотворение состоит всего из четырёх строф с минимальным использованием глаголов, то есть никакого движения сюжета, на первый взгляд, нет. Однако это кажется только вначале. Внимательно изучив морфологический строй каждого предложения (а их тоже четыре), мы находим глагол прошедшего времени («родилась») в первой строфе, глагол настоящего времени («дышат») - во второй. Значит, движение есть. В третьей и четвёртой строфе оно как бы убыстряется: количество глаголов к четвёртой строфе увеличивается; употреблённые в повелительном наклонении («да обретут», «останься», «вернись», «устыдись») они как бы отсылают читателя к будущему. Они призывают.
И возвращаемся к вопросам о теме и идее стихотворения: кто же это «она» ? к чему и кто призывает? Образы Афродиты и лирического героя («мои уста») приводят к выводу, что «она» - любовь, красота, «ненарушаемая связь», «с первоосновой жизни слито». Но для девятнадцатилетнего Мандельштама это не только любовь к женщине, это, в первую очередь, любовь к музыке и слову. Причём, замечаем, что они слиты воедино, но музыка всё же первична.
«Она» - тишина, чтобы услышать, насладиться музыкой и словом («И слово в музыку вернись»). Отсюда и название «Silentium» (молчание).
Таким образом, предложенная Н.С.Болотновой методика лингвосмыслового анализа может быть использована в школьной практике, однако «поэтапное выделение и осмысление единиц всех уровней художественного текста и подуровней с их синтезом» [Болотнова: 19] может вызвать затруднения даже у обучающихся инновационных образовательных заведений с углублённым изучением словесности. Построчный же и построфный анализ поэтического текста («вслед за автором») позволит обучающим легче понять произведение, его тему и идею.
Болотнова Н.С. Методика поуровневого лингвосмыслового анализа поэтического текста и её использование в школе. /Н.С.Болотнова//Русский язык в школе, 2015, №6. - с.16-22