7


  • Учителю
  • Урок русского языка в 10 классе по теме «Наречие»

Урок русского языка в 10 классе по теме «Наречие»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок проводится с целью повторения, систематизации и обобщения изученного материала; выявления роли  наречия  в предложении, основных орфографичкских правил, связанных с этой частью речи.Вид учебного занятия: практическая работа по применению полученных знаний. Приме
предварительный просмотр материала

Проненко Вера Михайловна,

учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия

Белгородского района Белгородской области»


Класс: 10 класс базовой школы, 3 четверть


Предметная область: русский язык


Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме «Наречие» Номинация: Произведения классиков на уроках русского языка

Тип учебного занятия: урок систематизации и обобщения изученного материала


Методы обучения: проблемно-поисковый, эвристический, метод стимулирования познавательного интереса, репродуктивный

( с использованием знаний, полученных ранее).


Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная,

работа в парах, группах

УМК: Русский язык 10-11 классы/ под ред. А.И. Власенкова,

Л.М. Рыбченковой. - Москва, «Просвещение», 2011.


Дидактическое сопровождение:

1. Вопросы к семинару, оформленные на стенде «Материалы к уроку»; словарь наречий, правописание которых запоминается; таблица орфограмм в наречиях; Словарь современного русского языка; толковые словари.

2.На рабочем месте учащихся - справочные тетради, семинарские тетради, лингвистическая литература, с которой они работали.

3.Компьютер, проектор, экран.

4.Презентации на тему «Повторение и обобщение знаний по теме «Наречие».

5.Разноуровневые задания для работы в группах, индивидуальный листок учёта качества знаний обучающихся по теме «Правописание наречий» (образец см. ниже)


Тема урока: Урок-семинар «Повторение и обобщение знаний по теме «Наречие» (2 урока)

Цель урока:

  1. обобщение и расширение сведений о наречии как части речи;

  2. повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;

  3. наблюдение за употреблением наречий в текстах различного стиля, а также составление текстов с наречиями.

4)показать роль наречий в устной и письменной речи;

5) обогащать речь, создавая образность, точность, яркость её;

6) воспитывать чувство гордости за родной русский язык.

Задачи:

1. Провести диагностику знаний по теме «Правописание наречий».

2. Упражняться в развитии речи учащихся и навыках анализа текста (подготовка к ЕГЭ).

3. Прививать навыки исследовательской деятельности.


Индивидуальный листок учёта качества знаний по теме «Правописание наречий»

Фамилия, имя учащегося, класс: Лютенко Екатерина, 10-Б

№ п\п

Изученные темы

«5»

«4»

«3»


Не усвоил

(минус)

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и - е

    Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

      Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е

        Буквы о и е после шипящих на конце наречий

          Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

            Дефис между частями слова в наречиях

              Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных


                Мягкий знак после шипящих на конце наречий


                Ход урока

                1.Мотивация к учебной деятельности.

                -Доброжелательное приветствие

                -Рубрика «Слушая музыкальное произведение»(2 мин.) На фоне классической музыки учитель читает фрагмент художественного произведения Ивана Шмелёва:

                Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир - тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием. Тогда, на крыше сеней, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир - и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждёт чего-то.… Тогда-то, на ранней моей поре,- впервые, быть может, - почувствовал силу и красоту народного слова русского, мягкость его, и ласку, и раздолье. Просто пришло оно и ласково легло в душу. Потом я познал его: крепость его и сладость. И всё узнаю его…


                -О чём этот текст?

                -Как вы понимаете фразу: И всё узнаю его?

                (Узнавать и узнавать надо наш язык: он неисчерпаем.)

                - Что же можно передать русским словом?

                2.Актуализация знаний по теме урока.

                Эпиграф: «С русским словом можно творить чудеса.

                Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя передать русским словом.

                Звучание музыки, шум и тень садов, неясность сна…»

                К.Г. Паустовский

                -Как вы понимаете фразу: звучание музыки? Как можно словами передать это звучание?

                Эта фраза станет лейтмотивом урока.


                Словарная работа. Запишем слово:

                лейтмотив (нем. Leitmotiv - букв. «ведущий мотив»; основной мотив (тема), неоднократно повторяющийся в музыкальном произведении; перен. Основная тема чего-л.)


                -Что же является лейтмотивом нашего сегодняшнего урока?

                (Для нас лейтмотив, основной мотив, - наречие, слова состояния и … музыка)

                3.Сообщение темы и цели урока

                4. Проверка домашнего задания:

                1)Теоретический блок. (Учащиеся готовили индивидуальные сообщения о наречии в научном стиле, подтверждая теоретические положения примерами (мини-презентации)

                1 группа: Определение наречия как части речи.

                2 группа: Смысловые группы наречий.

                3 группа: Степени сравнения наречий, их отличие от имён прилагательных.

                4 группа: Способы образования наречий.

                5 группа: Правописание наречий:

                -гласные в суффиксах на конце наречий;

                -ь на конце наречий после шипящих;

                -не и ни в приставках;

                - дефисное написание наречий.

                (Во время показа слайдовых презентаций ученики класса записывают в тетрадь те положения, которые ими забыты)

                2)Практическая часть

                1.Фронтальная работа

                а) Запись отрывка из стихотворения И.С. Никитина:

                Разливайтеся,

                Звуки чудные!

                Сам не знаю я,

                Что мне весело!..


                Всё мне кажется,

                Что давным-давно

                Где-то слышал я

                Эту музыку.

                Задания:

                -Объясните пунктограммы.

                -Синтаксический разбор: Сам не знаю я, Что мне весело.

                -Подчеркните все грамматические основы.

                -Назовите признаки односоставных предложений, вспомните их классификацию.

                -«Создайте» сами 4 вопроса по строчкам Никитина.

                -О чём эти строчки?

                -Какие картины возникают, когда их слышишь?

                -Какое настроение передаёт поэт? (Звуки музыки - это песни матери!)

                -Почему давным-давно и где-то пишутся через дефис?

                -Почему кажется - без мягкого знака?

                -Почему не знаю пишется в два слова?

                -К какой части речи относится слово весело? Докажите.


                б) Повторение основных теоретических положений темы «Наречие». Каждое теоретическое положение, озвученное в начале урока, подтверждается примерами из текстов.

                Задания: найти наречия, указать разряд, смысловую группу, способ образования, степень сравнения (если есть), объяснить правописание; составить таблицу. Текст распечатан для каждой пары.

                Петя Ростов и музыка

                Он [Петя] закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять всё соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу»,- сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов.

                «Ну, тише, тише, замирайте теперь.- И звуки слушались его. - Ну, теперь полнее, веселее. Ещё, ещё радостнее.- И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. - Ну, голоса, приставайте!» - приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.

                (Отрывок из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого)


                -Какова основная мысль текста?

                -Какие чувства возникают у вас после прочтения текста?

                -Как «работают» наречия сначала, издалека, страшно и радостно?

                (Проверка «по цепочке»)

                -Что же можно передать наречиями?

                (Наречия позволяют более точно, более выразительно характеризовать предмет, действие, признак, передавать наше отношение к тому, о чём мы говорим или пишем.)

                3.Работа в группах

                Смысловые группы наречий (распределить в таблице по группам, объяснить правописание)

                - Что станет, если изъять наречия? Какова их роль в тексте?

                1. Пространство, место.

                1. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Всё стало видно, хотя смутно видно кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса… Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от леса до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге…полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света… (И.С. Тургенев)

                2. Ближе блестели золотые поля и перелески.… Везде - спереди, справа и слева - виднелись войска. Всё это было оживлённо, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, - это был вид самого поля сражения. (Л.Н. Толстой)

                3. Самая дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой, в сырой гостинице в Риме, он [П.И.Чайковский] просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветёт розовый иван-чай, потом берёзовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и по изволоку - вверх, в корабельный бор. (К.Г. Паустовский)


                1. Настроение, образ действия.

                1. Песня воды.

                Весна воды собирает родственные звуки, бывает, долго не можешь понять, что это: вода булькает, или тетерева бормочут, или лягушки урчат. Всё вместе сливается в одну песню воды, и над ней согласно всему блеет бекас божьим баранчиком, в согласии с водой вальдшнеп хрипит и таинственно ухает выпь: всё это странное пенье птиц вышло из песни весенней воды. (М.М. Пришвин)

                1. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него [барабанщика], он как будто осторожно приподнял обеими руками какую-то невидимую драгоценную вещь над головой, подержал её так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил её.

                Ах, вы, сени, мои сени!

                «Сени новые мои…» - подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперёд и пошёл задом перед ротою, пошевеливая плечами и угрожая кому-то ложками. Солдаты, в такт песни размахивая руками, шли просторным шагом, невольно попадая в ногу.

                (Л.Н. Толстой)

                1. [Дядюшка взял гитару и] мерно, спокойно, но твёрдо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню «По у-ли-це мостовой». Враз, в такт… запел в душе у Николая и Наташи мотив песни… Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически-твёрдо отделывать песню… Чуть-чуть что-то смеялось в его лице. (Л.Н. Толстой)


                -Какова роль наречий: весело, волшебно, солнечно, радостно, торжественно, чутко, царственно и др.

                -Почему именно эти наречия использует автор?


                Рубрика «Здесь каждое слово важно…» (они о музыке).


                Лингвистический анализ (работа в группах).

                1. На солнце светлая река

                Трепещет, радостно смеётся,

                И гулко в роще отдаётся

                Над нею ладный стук валька.

                (И.А. Бунин)

                (Валёк - плоский деревянный брусок с рукояткой для выколачивания белья при полоскании.)


                2)А весна в зазеленевшей роще

                Ждёт зари, дыханье затая.

                Чутко внемлет шороху деревьев,

                Зорко смотрит в тёмные поля.

                (И.А. Бунин)


                3) «Утёс» Лермонтова (очень выразительно наречие «весело играя»: мало того, что тучка рано умчалась, но ещё, и это главное, «по лазури весело играя, оставив утёс тихонько плакать в пустыне).

                4)Торжественно и царственно стояла ночь.

                (И.С. Тургенев)

                «Минутка отдыха»

                «Восстанови строчку»: даются наречия из строчек поэтов. Учащиеся должны восстановить строчку или несколько строчек.

                Даю словосочетание: ещё белеет. (Ученики вспоминают стихотворение Тютчева «Ещё в полях белеет снег…»).

                задумался глубоко; идёт направо; шепчет шаловливо.


                «Лингвистические задачи»:

                Реализация индивидуального домашнего задания

                Подготовка к творческой работе:


                И забываю мир - и в сладкой тишине

                Я сладко усыплён моим воображеньем,

                И пробуждается поэзия во мне…


                а) Хорошо подготавливают к творческой работе следующие отрывки.

                «Певцы» И.С. Тургенева от слов: «Он глубоко вздохнул и запел…» - до: «…словно знакомая степь раскрылась перед вами, уходя в бесконечную даль».

                -Какие картины, даже давние, вызвало у него пение Якова?

                Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова.


                б)Пересказ рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» (учим пересказу, подготавливаем к творческой работе). Обращаем внимание на отрывок, который мы назвали «Слушайте и смотрите»:


                Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы.

                - Неужели вы не видите, - быстро сказал незнакомец, не переставая играть, - что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё подымается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё сильней, всё великолепнее…

                -Я вижу всё это! - крикнул старик. Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

                -Нет, сударь, - сказала Мария незнакомцу, - эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь. (К.Г. Паустовский)


                Совсем - 1) совершенно, абсолютно, вполне; 2)разг. Перед отриц. Ни в какой степени, нисколько (Я совсем не хочу).


                в)Краткий пересказ рассказа М. Горького «Музыка»: человек не видит играющей женщины - он в соседней комнате, и вот что представляется ему.


                Женщина играла без нот - негромко, медленно, как бы вспоминая забытое. Сначала мелодия пьесы была неуловима; альты и тенора звучали бессвязно; тяжёлые вздохи басов говорили о чём-то настойчиво и строго, а в общем это напоминало картину осени: по скошенным лугам, по жухлой траве течёт сырой холодный ветер, зябко трепещет лес под его натиском, роняя на землю последние золотые листья. Вдали уныло поёт колокол невидимой церкви… Потом среди поля явился человек с открытой головою: высоко подняв руки, он бежит, гонимый ветром, как «перекати-поле», бежит и всё оглядывается назад. Глухой, тёмный гул сопровождает его, а дали полевые становятся всё шире, всё глубже. И, умалясь перед ними, он исчезает с земли.


                Написать мини-сочинение «Слушая музыкальное произведение…»: написать о том, что ты видишь, слышишь, представляешь, вспоминаешь.(Звучит классическая музыка.) - 5 минут


                Исследовательская работа

                «Исследования» учеников:

                «Как работает наречие в…» (в стихах Бунина, в начале рассказа А.П. Чехова «Каштанка», в повести А.П. Чехова «Степь»).

                Краткость рассказов Чехова требует экономных средств изображения, эта «экономность» в наречиях видна превосходно. Собираем примеры с наречием уныло в рассказах Чехова. Их оказалось много, любил писатель это слово; в разных примерах оно звучит, «работает» по-разному, но одинаково много даёт для возможности представить происходящее. Например:


                1)Кругом тишина… На площади ни души. Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти.

                ( «Хамелеон»).

                2)Знойный и душный полдень. На небе ни облачка…Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадёжно: хоть и будет дождь, но уж не зеленеть ей. («Егерь»).

                Ср. с пушкинским «и грустно было Ему в ту ночь, и он желал, Чтоб ветер выл не так уныло».

                Работа в парах (Тренировочные упражнения)

                В квадратах отметьте слитное написание знаком +, дефисное -, при раздельном написании оставьте клеточку пустой.

                Вариант 1

                1)Маргарита на скаку обернулась и увидела, что с зади нет не только разноцветных башен и с разворачивающимся над ним аэропланом, но нет уже давно и самого города. 2)Маргарита увидела, что она наедине с летящей над нею и слева луною. 3)Ей что-то подсказывало, что там, куда она летит, её подождут и что незачем ей скучать от такой безумной быстроты и высоты.4)Когда же навстречу им из-закрая леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли. 5)Так летели вмолчании долго, пока и сама местность внизу не стала меняться. 6)Наутро он просыпался молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. 7)Всё дальнейшее Иван Николаевич знает наизусть. 8)Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. 9)Он вмиг оценил положение, всё решительно понял и, не вступая ни в какие пререкания с нахалами, махнул вдаль рекой. 10)Конь её взбросился надыбы, в роще посыпались сухие сучья с деревьев.

                (М.А. Булгаков)


                Вариант 2

                1)Переулок перед нею покосился набок и провалился вниз. 2)Чёрная птица-шофёр налету отвинтил правое переднее колесо. 3)Но тут вдалеке и вверху замигал огонёк какой-то лампадки и начал приближаться. 4)Азазелло находу вынул у Маргариты изподмышки щётку, и та исчезла без всякого звука в темноте.5)Но и самого умного человека подобная телеграмма может поставить втупик. 6)Он заснул, и последнее, что он слышал наяву, было предрассветное щебетание птиц в лесу. 7)Но и они вскоре умолкли. 8)Вмиг руки вцепились в гардину и сорвали её вместе с карнизом, отчего солнце хлынуло в затенённую комнату. 9)Кто-то находу успел набрать телефонный номер пожарной части. 10)Гдето вглубине за углом пели и играли патефоны. 11)Здание сгорело дотла. 12)Тогда трели у дверей загремели повеселее.

                (М.А. Булгаков)

                Вариант 3

                1)Вовек тебя я не забуду, ты найдёшь меня повсюду. 2)С башни князь Гвидон сбегает, дорогих гостей встречает, второпях бежит народ. 3)Так увидимся мы вскоре, а теперь пора нам в море. 4)И опять она его вмиг обрызгала всего. 5)А лежит нам путь далёк, восвояси, на восток. 6)Но невзначай просёлочной дорогой мы встретились и братски обнялись. 7)Мы все учились понемногу чему-нибудь и как- нибудь. 8)Он пофранцузски совершенно мог изъясняться и писал. 9)Хоть иногда и сам впросак он попадался, как простак. 10)Ты чуть вошёл - я вмиг узнала. 11)Вот вам письмо его точьвточь. 12)Не вспыхнет мысли в целы сутки хоть невзначай, хоть наобум.

                (А.С. Пушкин)


                Вариант 4

                1)Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан, и её золотистые косы, и холщовый её сарафан. 2)Ты мне пой. Ведь моя отрада-что вовек я любил не один. 3)Стою один среди равнины голой, а журавлей уносит ветер вдаль. 4)Я, наверно, навеки имею нежность грустную русской души. 5)Душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш. 6)Наливай, хозяин, крепче чаю, я тебе вовеки не солгу. 7)Недаром мне мигнули очи, приоткинув чёрную чадру. 8)Многие видел я страны, счастья искал повсюду. 9)Словно тройка коней оголтелая прокатилась вовсю страну. 10)Нипочём мне ямы, нипочём мне кочки. 11)Наяву ли, вбреду, иль спросонок, только помню с далёкого дня - на лежанке мурлыкал котёнок, безразлично смотря на меня. 12)Но и всё ж вовек благословенны на земле сиреневые ночи. 13)Я и сам когда-то, в праздник, спозаранку выходил к любимой, развернув тальянку. 14)Поддержись, моя жизнь удалая, я ещё не навек постарел.

                (С.А. Есенин)

                Заполнение индивидуальных таблиц (самооценка)

                Рефлексия (слайд ): продолжите предложение

                Перед началом урока я……………….

                Я рад, что……………………………..

                Я повторил……………………………

                Я для себя открыл………………

                Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по одной из тем:

                «Весенняя симфония»

                «Песня весёлого ручейка»

                «Весёлая капель»

                «Музыка утра»


                Приложение

                п/п

                Название ресурса

                Форма предъявления информации

                (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

                Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

                1. Определение наречия как части речи.

                Презентация


                Авторская

                2. Смысловые группы наречий.

                Презентация


                Авторская

                3.Степени сравнения наречий, их отличие от имён прилагательных.

                Презентация


                Авторская

                4.Способы образования наречий

                Презентация


                Авторская

                5.Правописание наречий


                Презентация


                Авторская


                А.С. Пушкин «Медный всадник»

                В поэме всего 495 строк, а наречий - 90. Необходима работа со словарями: толковым, синонимов, антонимов и омонимов. Прежде, чем приступить к работе над языком поэмы, мы на примере: «Пред ним широко Река неслася» - обязательно показываем всё, что говорят о слове широко эти словари. А затем говорим, что в поэме почти 100 наречий.

                1.Почему так много наречий в поэме?

                2.Найдите наречия. Запишите предложения. (Выбором руководит учитель; при этом развивается зрительная память.)

                3.Объясните написание наречий в предложениях:

                1)Здесь будет город заложён

                Назло надменному соседу.


                2)Красуйся, град Петров, и стой

                Неколебимо, как Россия.


                3) Челны

                С разбега стёкла бьют кормой.


                4)Нередко кучерские плети

                Его стегали, потому

                Что он не разбирал дороги

                Уж никогда.


                4.Какой вам представляется картина с такими наречиями? Как вы думаете, почему именно эти наречия выбирает поэт в предложениях:


                1) Пред ним широко

                Река неслася.


                2) Юный град…

                Вознёсся пышно, горделиво.


                3) И грустно было

                Ему в ту ночь, и он желал,

                Чтоб ветер выл не так уныло

                И чтобы дождь в окно стучал

                Не так сердито…


                4)Он узнал

                И место, где потоп играл,

                Где волны хищные толпились,

                Бунтуя злобно вкруг него.


                5)Бежит и слышит за собой -

                Как будто грома грохотанье -

                Тяжёло-звонкое скаканье

                По потрясённой мостовой…

                За ним несётся Всадник Медный

                На звонко-скачущем коне.


                5. Наречие злобно для определения человеческого состояния.

                (Добро, строитель чудотворный! -

                Шепнув, он злобно задрожал…)


                6. Найдите в поэме однокоренные слова к слову зло. («Злым бедствием» называет Пушкин наводнение: «Багряницей /Уже прикрыто было зло»).


                7.Правильно ли употребил Пушкин слово обратно?

                1)Переграждённая Нева

                Обратно шла, гневна, бурлива.


                2)Но вот, насытясь разрушеньем

                И наглым буйством утомясь,

                Нева обратно повлеклась.


                8. Обратите внимание на интереснейшее слово близёхонько:

                Боже, боже! Там -

                Увы! Близёхонько к волнам,

                Забор некрашеный…


                -Почему не близко, а близёхонько? Где ещё вам встречалось это наречие? («На ту беду лиса близёхонько бежала».) Словарь даёт помету: Нар.-поэтич., разг. Оно же употребляется в значении предикатива: -Далеко ли тут до Емельянова? - Близёхонько, батюшка. (Гл. Успенский) Наречие близко имеет шесть значений. Их даёт Словарь современного русского языка в 20 томах (Т. 1.- М., 1991).

                -Какое из значений они могут назвать, об остальных говорит учитель.


                9. С каким словом может сочетаться наречие тяжело (ср. с прилагательным тяжело)? А как у Пушкина?


                И тяжело Нева дышала,

                Как с битвы прибежавший конь.

                -Назовите известные вам тропы. Какие из них вы увидели в этом предложении?


                10.Как передано состояние Евгения двумя антонимичными наречиями:


                1)Ходит он кругом,

                Толкует громко сам с собою.


                2)Ужасных дум

                Безмолвно полон, он скитался.


                11. Чем, по-вашему, отличается окончательный вариант от черновика? Как «работают» наречия в обоих отрывках?


                1)На берегу пустынных волн

                Стоял он, дум великих полн,

                И вдаль глядел…


                2)На берегу пустынных волн

                Стоял, задумавшись глубоко,

                Однажды царь…


                -Назовите средства художественной выразительности. В. Брюсов писал, что «Медный всадник» - «одна сплошная звукопись».

                14




                 
                 
                X

                Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

                После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

                Кнопки рекомендации:

                загрузить материал