7


  • Учителю
  • Урок в 11 классе Тема: Уильям Фолкнер. 'Фолкнеровский мир' и герои его книг. Проблема несгибаемости человеческой личности в романе 'Особняк'. Вера писателя в способность человека преодолеть все сложные обстоятельства жизни.

Урок в 11 классе Тема: Уильям Фолкнер. 'Фолкнеровский мир' и герои его книг. Проблема несгибаемости человеческой личности в романе 'Особняк'. Вера писателя в способность человека преодолеть все сложные обстоятельства жизни.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: Уильям Фолкнер. "Фолкнеровский мир" и герои его книг. Проблема несгибаемости человеческой личности в романе "Особняк". Вера писателя в способность человека преодолеть все сложные обстоятельства жизни.

Цели и задачи:

- формирование представления о творчестве У.Фолкнера;

- организация работы по выяснению своеобразия социальной позиции

писателя;

- совершенствование навыка аналитического чтения текста,

подбора необходимого материала для подтверждения своих мыслей;

- формирование умения понимать поступки героев;

- расширение читательских интересов школьников;

- развитие эмоциональной и эстетической сфер личности.

Оборудование: портрет писателя, доска,

тетради, текст.

Эпиграф: Я думаю, что искусство - это... самая

мощная и неизбывная сила, изобретенная человеком для запечатления своей собственной неизбывности, своего мужества, которое побеждает любое

страдание.

У. Фолкнер

Похоже, что человек может выдержать почти все. Выдержать даже то, что он не сделал. Выдержать даже мысль, что есть такое, что он не в силах выдержать. Выдержать даже то, что ему впору упасть и заплакать, а он себе это не позволяет.

У. Фолкнер


Ход урока - модуля

I - 30*


1.Организация восприятия.

1. Чтение учителем эпиграфов к уроку

Каким Вы, ребята, представляете автора этих слов?

(Ответы учащихся)

А теперь давайте представим себе, что писатель у нас в гостях (его роль исполняет подготовленный ученик), а Вы будете выступать в роли журналистов. Ваша задача, ребята, по ходу пресс- конференции делать необходимые записи в тетрадях.

2. Пресс-конференция.

К: - Господин Фолкнер, Вас называют затворником. Как Вы это прокомментируете?

У.Ф. - Эту легенду о затворничестве я сам поддерживал, однажды заявив, что я не

писатель, а деревенский житель и что у меня нет никаких идей. Меня глубоко

трогали проблемы нашего века, но я , простите, всегда избегал докучливых

репортеров, столичный шум не привлекал меня...

К: - Во что вы верите?

Ф: - Я верю в человека, в силу его разума. Человек "может выдержать почти все.

Выдержать даже то, что ему впору упасть и заплакать , а он себе этого не позволяет".

К: - Где Ваши истоки, где прошла Ваша юность?

Ф: - Я родился 25 сентября 1897 года в Нью-Олбени, маленьком городке в штате

Миссисипи. Родители мои принадлежали к старой рабовладельческой аристократии, разорившейся в годы гражданской войны Севера и Юга. А юность моя прошла в Оксфорде, небольшом городке родного штата. В годы Первой мировой войны я учился в школе. Меня должны были отправить на фронт в составе канадских

военно-воздушных сил, но самолет, в котором я летел, попал в авиационную

катастрофу. Это произошло во время одной из тренировок, но непосредственного

участия в боях я уже не принимал.


К: - А как Вы пришли к литературе?

Ф: - Вернувшись в родной Оксфорд, я сменил несколько профессий, прежде чем стал заниматься литературной деятельностью. Начал с должности почмейстера в

университете Миссисипи, одновременно посещал лекции, изучал французский и

испанский языки. Служил на городской электростанции, затем переехал в Новый

Орлеан, пробовал свои силы в журналистике. Здесь и начал литературную деятельность, опубликовав сборник стихов "Мраморныфавн". В нем сказалось влияние французского символизма, прежде всего Стефана Малларме. Затем появляются романы "Солдатская награда" (1926) и "Москиты» (1927)., о которых положительно отозвался Шервуд Андерсон.

К: - Объясните Ваши взгляды на литературу, на общество.

Ф: - Я верю в "гордого" человека, но я не верю в возможность изменения окружающей жизни и объясняю это извечной греховностью человеческой натуры. Нобелевскую премию, которую я получил в 1949 году, я отдал на

строительство негритянских школ..

К - Являетесь ли Вы приверженцем традиций мировой классической литературы?

Ф: - Да, но в то же время я широко использую экспериментальную поэтику художественного авангарда на Западе, в моих произведениях часто нарушаются временные связи. Действие едва ли не всех моих романов происходит в вымышленном округе Йокнапатофа на глубоком Юге Америки."Мне хотелось бы думать, что мир, созданный мною, - это нечто краеугольного камня Вселенной, что, сколь бы ни мал был этот камень, убери его - и Вселенная рухнет'.


К : - Какова тема Вашего романа "Солдатская награда"?

Ф: - В нем звучит протест против бесчеловечности войны, боль за искалеченные войной человеческие судьбы. Cамо название носит иронический характер."Солдатская награда"- это страшное увечье, полученное на войне восемнадцатилетним Дональдом Мэхо. Я не приемлю современную Америку, и

мои последующие произведения связаны с темой плантаторского Юга.(роман " Сарторис")

К: - Правда ли, что роман "Шум и ярость" написан под влиянием Достоевского?

Ф: - Этот роман западная критика объявила вершиной моего творчества, классическим образцом модернистского искусства, и он действительно написан под влиянием Достоевского и Джойса, которые были в числе моих любимых писателей.

К: - Какие книги Вы готовы перечитывать снова и снова?

Ф: - В числе самых любимых "Ветхий Завет", поступки его "странных" героев "близки людям ХIХ века". Отзвуки библейских сюжетов Вы найдете в романе "Авессалом, Авессалом!"(1936) Роман этот звучит как вызов экстремистским силам ХХ века, в нем развенчивается идея сверхчеловека".

К: - Являетесь ли Вы членом какой - либо партии?

Ф: - Я принадлежу к единственной партии - "партии гуманистов", и мои симпатии

всегда на стороне униженных, добрых и честных людей, тех, кто даже в рабстве

умеет хранить чувство собственного достоинства.

К: - Мы благодарим Вас за то, что Вы ответили на наши вопросы Читая Ваши произведения, мы становимся свидетелями разложения рабовладельческой аристократии и деградации пришедших ей на смену поколений. Ваши произведения имеют глубокое философское звучание, дают

широкую панораму жизни Америки.

Обобщение учителя.

- Актуальны ли взгляды писателя на войну? Актуальны ли темы, поднятые автором?

(Ответы учащихся)

II - 30*


Представление трилогии "Деревушка', "Город' и "Особняк".

1. Вступительное слово учителя.

- Итак, ребята, Вы теперь имеете некоторое

представление о творчестве Уильяма

Фолкнера. А сейчас давайте обратимся к

его трилогии о Сноупсах, которая включает

значительный отрезок времени жизни

США.

Группа наших учеников - консультантов

представит Вам первые две книги.

2 Представление романа "Деревушка".

3. Представление романа "Город".

Обобщение учителя.


III - 30*

Учитель: Проза Фолкнера полифонична, его до сих пор причисляют к труднодоступным писателям, поэтому представляете, насколько вам нужно быть внимательными к слову автора! Отвечая на вопросы, не забывайте об изобразительно - художественных средствах, используемых Фолкнером. С какой целью он использует их?

I.Аналитическое чтение романа "Особняк".

- Когда происходит действие романа?

- Что происходит с Флемом? Привлекайте,

пожалуйста, текст .

- Как складывается судьба Линды, дочери

погибшей Юлы?

- Кто из героев романа становится

подлинным идейным противником

буржуазного аморализма?

- На чьей стороне симпатии автора?

Докажите текстом.

Что говорит автор о коммунистах? Какие детали указывают на иллюзорность их деятельности?


- Как развивается тема кровной мести в

романе?

Прочитайте сцену похорон Флема.

В сцене похорон появляются на страницах романа новые Сноупсы, которые выдают себя, по словам автора, чем-то хищным в выражении лица. Прочитайте об этом.

- Отметьте приемы "животного эпоса" и на

других страницах романа. C какой целью используется этот прием?

- В чем причина ненависти Минка,

"ненастоящего Сноупса", к его богатому

сородичу?

- О чем думает Минк в момент выстрела?

- С какой мыслью жил Минк на каторге?

Прочитайте об этом.

- Что такое "сноупсизм", по Фолкнеру? Как использует автор прием "животного эпоса", говоря об этом явлении?

- А что противостоит "сноупсизму"?

В чем гуманизм творчества Фолкнера?

Как помогает понять повествовательную манеру Фолкнера концепция времени, воплощенная в его прозе?

Обобщение учителя.

- Пересказывая одну сюжетную линию,

неизбежно упрощаешь Фолкнера. Да, он непрост для чтения. Не настораживает ли размытость сюжета , многочисленные повторы, в которых теряется нить рассказа, тем более, что в его прозе не один, а несколько рассказчиков? Главное для него - раскрытие образа изнутри, с помощью внутреннего монолога и "потоков сознания". Автор показывает "борьбу

человеческого сердца с самим собой",

стихийное, инстинктивное начало в

человеке, человека трагического в своей

биологической и социальной

несовместимости, беспомощного перед

смертью, но сильного в сопротивлении ей.

Симпатии его на стороне "маленьких'

людей, жалких и обездоленных, униженных

и раздавленных, но способных на живые

страсти и страдания. В своих ответах Вы говорили, что Вас поразил финал "Особняка", где изображены последние часы каторжанина Минка и смерть, которая приносит избавление от мук. Он действительно величествен.

II. Подведение итогов

- Итак, прочитана еще одна книга, с еще одним автором мы познакомились -

стали богаче.

- Скажите, пожалуйста, удовлетворены ли Вы работой на уроке? Что запомнилось и поразило в творчестве Фолкнера?

-А наше знакомство с шедеврами мировой литературы продолжается…


Домашнее задание:

Прочитать роман "Над пропастью во ржи".

Индивидуальное задание:

Подготовить сообщение о Джероме Дэвиде

Сэлинджере.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал