7


  • Учителю
  • Урок по литературе на тему «Великая сила и неистощимая человеческая доброта в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор» (6 класс)

Урок по литературе на тему «Великая сила и неистощимая человеческая доброта в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор» (6 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: 1. Цели: закрепить понятие жанра рождественского рассказа; развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта; развитие личностных качеств учащихся.2. Дидактическая цель: анализ лит
предварительный просмотр материала


Урок по литературе

Класс: 6

Тема: «Великая сила и неистощимая - человеческая доброта в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

1. Цели: закрепить понятие жанра рождественского рассказа; развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта; развитие личностных качеств учащихся.

2. Дидактическая цель: анализ литературного произведения

3. Тип урока: обобщение

5 Методы (проблемный, частично-поисковый, исследовательский)

6. Формы организации познавательной деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная)

7. Средства работы: учебники, тетради, портреты А.И. Куприна, Н.И. Пирогова, иллюстрации учащихся

Организационный момент. Эпиграф

«…человеку надлежит быть…

верным в дружбе, милостивым

к больному и падшему, ласковым

к зверям»

А.И. Куприн

Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Тема нашего урока «Великая и неистощимая сила - человеческая доброта» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Биография А.И.Куприна ( рассказ и презентация ученика)

Ключевыми словами на нашем уроке будут вопросы нравственности: добро, милосердие, сострадание. А эпиграфом урока станут слова автора.

Актуализация знаний учащихся

- А теперь вернемся к рассказу. Новый год. Рождество - самые любимые праздники взрослых и детей. Но мы с вами знаем, что существует и такое понятие - рождественский рассказ. Святочный рассказ.

Что вы знаете об этом? Расскажите о жанре рождественского рассказа

( ответ ученика)

Учитель: В новый год всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов.

Обложка таких книг выглядела примерно такой. Обратите внимание на доску.( фото)

«Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где «В Киеве лет около 30 назад»

- А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником

Учитель: Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни в реальности рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

В нашем рассказе герои вначале в отчаянии и, не смотря на приближающийся праздник.

- Что мы узнаем о мальчиках из первого эпизода? Давайте прочитаем эту сцену у витрины магазина (стр. 5)

Прочитайте в этом эпизоде изобразительно-выразительные средства речи, которые использовал автор. Одной группе нужно было найти в тексте эпитеты, другой - гиперболы. (уч-ся называют тропы)

- Для чего Куприн так подробно описывает разговор мальчиков у витрины магазина?

- Что мы узнаем о семье мальчиков из описания «подземелья» и его обитателей?

- А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?

Учитель: Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных. А на фоне благополучия одних виднее бедность других. Это называется приемом контраста, т.е. противопоставления.

Учитель: Как вы думаете, о чём говорилось в этом письме, которое носили мальчики? (Просьба помочь).

Учитель: Мог ли швейцар передать письмо по назначению? (Мог, но он жестокий и злобный человек, он старается выслужиться перед хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден).

Продолжаем чтение отрывка стр. 7-8 от слов "В это время в коридоре"… до слов "Минут десять никто не мог"…).

- Какие ещё предпринимались попытки для выхода из сложившейся ситуации? (Просить милостыню, но …).

Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, ни один из людей, к которым они обращались, не проявили милосердия - готовности помочь.

Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации, автор приводит своего героя в зимний сад.


- Ребята, хочу обратить ваше внимание не только на бытовые контрасты. Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает. Найдем это место в рассказе, прочитаем (стр. 10)

- Зачем писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?

Учитель: Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых.

Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

- Какую роль в рассказе играет портрет Мерцалова? Читаем эпизод героя в городском саду (стр. 9-11)

- Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить? (ответы уч-ся)

19 век характеризуется тем, что велика была разница между людьми богатыми, власть имущими и простым "маленьким" человеком, часто нуждающимся в работе, жившим в нищете. Вслед за другими авторами А.И. Куприн продолжает развивать тему "маленького" человека.

- Рассмотрите иллюстрацию, представленную на стр.78. Сопоставьте с отрывком, прочитанным учителем.


- Что же остановило героя от страшного поступка? Как создается портрет «чудесного доктора»? Находим это место в тексте и понаблюдаем (стр.11-12)

Учитель: Облик доктора вырисовывается постепенно. Как будто сама природа посылает Мерцалову чудо: оно приближается, и появляется реальный человек.

- В чем же проявляется «чудесность» доктора? Читаем по ролям разговор Мерцалова с незнакомцем. Постарайтесь выразить мрачное состояние одного и участие, искреннее сочувствие другого. (стр. 11-12)

Учитель: Под руководством «чудесного доктора» все меняется как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор действует так быстро, что Мерцаловы опомниться не успевают, как он быстро одевается и исчезает

- Какой сюрприз ждет Мерцаловых после исчезнорвения доктора?

- Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»?

- Дайте нам пожалуйста справку о Николае Ивановиче Пирогове. (Н. И. Пирогов - (1810-1881) - врач, основоположник военной хирургии. Он участвовал в обороне Севастополя в 1854-1855 гг во время Крымской войны в качестве доктора. Первым применил наркоз во время операции на поле боя. Он много сделал в медицине, народном образовании)

- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?


Учитель: Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.

- Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа?

IV. Словарно-семантическая работа

- Подумайте, как вы понимаете слово «сострадание»?

- Значение этого слова? (ответ уч-ся)

- Что есть добро? Как вы это понимаете?

- Какую библейскую заповедь мы наблюдаем в рассказе?

- О чем молятся люди сейчас? С чем в трудные минуты жизни мы обращаемся к Богу?

Учитель: Так уж получается, что мы молимся о себе, своих близких. Но молимся ли о других, умеем ли? Всегда ли замечаем несчастья других? Об этом рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»

- О чем заставляет задуматься рассказ?

- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

Учитель: В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.

- Один известный писатель сказал, что мир спасет красота. Я согласна с ним. Но что мы можем с вами добавить, чтобы мир стал лучше?

Послушаем стихотворение советской поэтессы Танзили Зумакуловой. Оно, я думаю, имеет отношение к нашей теме.


Мы временем умеем дорожить,

Часы бывают лишними едва ли

И всадник друга ждет на перевале,

Не потому, что некуда спешить

И ношу со спины того, кто хил,

Берет на спину человек прохожий

Не потому, что слишком много сил

И он никак растратить их не может


И человек не потому, что сыт

Свой скудный хлеб голодным предлагает,

И мать не от бессонницы не спит

И люльку полуночную качает

В морских волнах, пороховом дыму

Безвестный мальчик за святое дело

Жизнь отдает свою не потому,

Что жить ему на свете надоело


Мы временем умеем дорожить,

Порой ни сил, ни хлеба не хватает

И отдающий отдает другим

Лишь то, что от себя он отрывает

Ни у кого нет жизни запасной,

Как век ни длинен, не хватает века

И все же люди жертвуют собой,

Оправдывая званье человека

V Домашнее задание: стр.17-29

VI. Рефлексия урока.


Приложение

Рождественский или святочный рассказ как жанр

В самом определении жанра - святочный рассказ - содержится указание на его отдаленные истоки. «Святки, т. е. святые дни - двенадцать дней после праздника Рождества Христова. Они называются и святочными вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен...»

В городе не могли прижиться в своем первозданном виде веселые святочные обряды и действа, всегда совершаемые всем деревенским миром и на миру, но вот семейный характер Рождества Христова органично вписался в городскую жизнь и городскую культуру.

Праздник Рождества был светел в русских семьях, как елочные свечки, и чист, как смола. Важно было собраться всем вместе, прислушаться к своему сердцу, пробудить в себе может быть уснувшую любовь к людям, проникнуться заветами Христа. Люди прощали друг другу вольные или невольные обиды, радовались друг за друга, вспоминали о событиях Рождества и Крещения Спасителя, читали Евангелие, рассказывали трогательные и незамысловатые истории: либо о бедняке, чудом спасшемся от голода; либо о девушке, к которой вернулся возлюбленный; либо о чудесном превращении жестокосердного богача в доброго человека или жадного скупца - в раздающего милостыню добряка...

То, что звучит устно, рано или поздно получает письменное оформление. Постепенно из области устного бытования святочный (или рождественский) рассказ перемещается в сферу литературы.

Адресованный детям святочный рассказ, как и вообще детская книга, мог «не только занять внимание читателя, но и дать какое-нибудь доброе направление его мыслям»

В классическом святочном рассказе действие разворачивается в течение одной ночи - рождественской. В течение этой ночи с героями происходили невероятные приключения, но главное - в эту ночь изменялись сами герои. Они переживали душевные метаморфозы, отказывались от ложных ценностей, приобщались к гуманистическим идеалам.

Николай Иванович Пирогов
(1810-1881 гг.)

Врач, основоположник военно-полевой хирургии. Он участвовал в обороне Севастополя (1854-1855 гг.) во время Крымской войны в качестве доктора, первым применил наркоз во время операции на поле боя. Ему принадлежат многие открытия в области хирургии, он автор медицинских книг и атласов. Кроме того, он оставил заметный след и на другом поприще - педагогике, в народном образовании.

Из словаря С.И.Ожегова:


СОСТРАДАНИЕ---жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. Сострадание к сиротам. Сделать что-нибудь из сострадания.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал