7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе

Рабочая программа по литературе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Раздел 1. Пояснительная записка



Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 класс (под редакцией В.Я Коровиной - М.: Просвещение, 2011).

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностногоопыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции; формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа оценки литературно-художественных произведений

  • В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.





Формы организации учебного процесса по предмету



В практике обучения русскому языку используется общедидактическая типология уроков: урок изложения новых знаний, повторительно-обобщающий урок, урок контроля, урок развития речи, комбинированный урок.





Виды контроля



- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование текста, характеристика литературного героя, конспектирование, сочинение на литературную тему, тестирование;

- итоговый: анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос.



Количество учебных часов

Всего -68 часов (2 часа в неделю),

В том числе:

развитие речи - 8.

внеклассное чтение - 6 часов,

контроль знаний - 2 часа.



Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметны компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности,

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.





Раздел 2. Учебно-тематический план





Раздел 3. Содержание учебного курса

Введение (1 час)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (2 часа)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (2 часа)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века (3 часа)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века (33 часов)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз», Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. ф. Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия)

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века (19 часов)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют,..»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы (6 часов)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Повторение (2 час)



Раздел 4.Требования к уровню подготовки обучающихся, результаты освоения учебного предмета, критерии и нормы оценки результатов обучения



В результате изучения русского языка в 8 классе учащиеся должны:

знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений ( литературный герой, имя героя, портрет. Поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.)

уметь:

  • определять связь изучаемого литературного произведения со временем; понимать соотношение времени создания и времени прочтения произведения;

  • применять различные формы изучения художественных произведений исторической тематики( исторический комментарий, исторический документ, сравнение изображения одних и тех же событий в произведениях различных жанров и различных писателей);

  • определять позицию автора в произведении;

  • пользоваться справочными изданиями;

  • применять разнообразные виды искусства для комментирования произведений об определённой исторической эпохе и для сравнения разных искусств об одном времени.



Произведения для заучивания наизусть:



Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке.

А.С.Пушкин. Капитанская дочка

М.Ю.Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся)

Н.В.Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев по выбору)

Л.Н.Толстой. После бала (отрывок на выбор)

А.Т.Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор)

Стихи о Родине и родной природе (два-три на выбор)





КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ



Отметка «5»





Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.





Отметка «4»





Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

Отметка «3»





Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

Отметка «2»





Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.







































</ Раздел 5. Календарно-тематическое планирование /68 ч/



Введение (1ч)



1

Введение. Литература и история





Вводный урок

учебник



стр.3-5



Устное народное творчество (2ч)

2

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях



Комбинированный

Учебник, презентация

Исторические и лирические песни

стр.6-15

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы



Комбинированный

Учебник, презентация

Предание

стр.15-20

Древнерусская литература ( 2ч)

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы



Комбинированный

Учебник, презентация

Житие, воинская повесть

стр.21-33

5

Вн. чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века



Комбинированный

Учебник, презентация

Демократическая литература

стр.33-39

Русская литература XVIII века (3ч)

6

Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество. «Недоросль» (сцены) Сатирическая направленность комедии



Комбинированный

Учебник, презентация

Классицизм

стр.41-45

7

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии (анализ эпизода по выбору учителя)



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.45-73 (содержание сцен комедии)

8

Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении



Комбинированный

Учебник, презентация

Классицизм

Стр.73-78

Русская литература XIX века (33ч)

9

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Мораль басен Крылова



Комбинированный

Учебник, презентация

Аллегория, иносказание, эзопов язык

Выразительное чтение басен

10

Вн.чт. Басни Крылова. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков в баснях



Комбинированный

Учебник, презентация



Наизусть одну из басен

11

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы Рылеева



Комбинированный

Учебник, презентация

Дума

стр.85-91

12

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. «Туча»,

« 19 октября» и др. стихи



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.92-93, наизусть одно из стихотворений

13

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. «История Пугачёва» (отрывки)



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.94-102

14

«Капитанская дочка». История создания произведения



Комбинированный

Учебник, презентация

Повесть, роман, хроника, семейные записи

Прочитать гл.1-3

15

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности



Комбинированный

Учебник, презентация

Мемуары, жанр, сюжет

Подготовить сообщение о Гринёве, прочитать главы 4-7

16

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина



Комбинированный

Учебник, презентация

Пейзаж, эпитет

Подготовить сообщение о М.Мироновой, дочитать повесть

17

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина



Комбинированный

Учебник, презентация



Подготовить сообщение о Пугачёве

18

Анализ ключевых эпизодов романа:

« Первая встреча Гринёва с Пугачёвым», « Гибель капитана Миронова»



Комбинированный

Учебник, презентация



Задание в тетради

19

Историческая правда и художественный вымысел в произведении Пушкина. Особенности композиции



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.211-213, вопросы и задания

20

Р.р.Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина



Урок развития речи

Учебник, презентация





21

Р.р. Сочинение по творчеству А.С Пушкина



Урок развития речи

Учебник, презентация





22

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Историческая тема в творчестве Лермонтова



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.228-230

23

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Особенности композиции поэмы



Комбинированный

Учебник, презентация

Поэма

стр.230-251

24

Образ главного героя в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»



Комбинированный

Учебник, презентация



Наизусть отрывок из поэмы

25

Р.р. Обучение сочинению по поэме Лермонтова «Мцыри»



Урок развития речи

Учебник, презентация



Написать сочинение

26

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Историческая тема в творчестве Н.В.Гоголя



Комбинированный

Учебник, презентация



стр. 259-260

27

Н.В.Гоголь «Ревизор». История создания комедии, «Ревизор» как социальная комедия



Комбинированный

Учебник, презентация

Комедия, драматическое произведение

стр.261-264, содержание комедии

28

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе



Комбинированный

Учебник, презентация

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка

Вопросы на стр.352-353

29

Хлестаков. Хлестаковщина как социальное явление



Комбинированный

Учебник, презентация



Сообщение о Хлестакове

30

Особенности композиции комедии



Комбинированный

Учебник, презентация



Прочитать рассказ «Шинель»

31

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе



Комбинированный

Учебник, презентация



Вопросы и задания

32

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга



Комбинированный

Учебник, презентация



Подготовить сообщение о Салтыкове-Щедрине

33

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывок)



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.3-5

34

Р.р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города»



Урок развития речи

Учебник, презентация



стр.5-14, подготовиться к контрольной работе

35

Контрольная работа№1 по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина



Комбинированный

Учебник, презентация





36

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.16-27

37

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Рассказ «После бала» Герои рассказа



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.28-40

38

Нравственные проблемы в рассказе «После бала». Особенности композиции



Комбинированный

Учебник, презентация



Вопросы на

стр.40-41

39

Вн.чт.Л.Н.Толстой «Отрочество», нравственные проблемы повести



Комбинированный

Учебник, презентация





40

Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова,



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.43-47, наизусть одно из стихотворений

41

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье



Комбинированный





стр.48-62

Русская литература XX века (19ч)

42

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Проблема рассказа «Кавказ»



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.63-71

43

И.А. Бунин. Тема любви в рассказе « Кавказ».



Комбинированный

Учебник, презентация



Вопросы на стр.72

44

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».



Комбинированный

Учебник, презентация

Фабула

стр.72-81

45

Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по рассказам А.П.Чехова, И.А. Бунина,А.И.Куприна.



Комбинированный

Учебник, презентация



Написать сочинение

46

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока. «Россия».



Комбинированный

Учебник, презентация

Цикл произведений

стр.82-93,наизусть «Россия»

47

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев»- поэма на историческую тему.



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.94-102

48

Р.р. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, В произведениях Пушкина и Есенина.



Комбинированный

Учебник, презентация



Подготовиться к контрольной работе

49

Контрольная работа№2 по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова,А.И. Бунина, А.А. Блока, С.А.Есенина.



контрольный

Учебник, презентация





50

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» -воспоминание о пути к творчеству.



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.103-114

51

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».



Комбинированный

Учебник, презентация

Юмор, сатира

стр.115-121

52

Вн.чт. Журнал «Сатирикон», творчество Тэффи, М.Зощенко.



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.123-145

53

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин».



Комбинированный

Учебник, презентация

Публицистика

стр.146-171, содержание поэмы «Василий Тёркин»

54

Картины фронтовой жизни в поэме. Василий Тёркин - защитник родной страны.



Комбинированный

Учебник, презентация



Вопросы на

стр.172-173

55

Композиция и язык поэмы. Фольклорные мотивы в поэме.



Комбинированный

Учебник, презентация



Наизусть отрывок из поэмы

56

Вн.чт. А.П.Платонов. Рассказ «Возвращение».



Комбинированный

Учебник, презентация



Содержание рассказа

57

Вн.чт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.175-187,наизусть одно из стихотворений

58

В.П.Астафьев. Жизнь и творчество. «Фотография, на которой меня нет».



Комбинированный

Учебник, презентация



Стр.188-206

59

Вн.чт. Русские поэты о Родине и родной природе.



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.207-216, наизусть одно из стихотворений

60

Вн.чт. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.217-225

Зарубежная литература (6ч)

61

У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.226-240

62

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.



Комбинированный

Учебник, презентация

Сонет

стр.241-242

63

Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены) Сатира на дворянство и невежественных буржуа.



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.243-294

64

Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.



Комбинированный

Учебник, презентация



Вопросы на стр.295

65

Вн.чт. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера».



Комбинированный

Учебник, презентация



Содержание

66

Вн.чт. В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.



Комбинированный

Учебник, презентация



стр.296-341

Повторение и обобщение изученного (2ч)

67

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.



Обобщающий урок

учебник



стр.342-347

68

Итоги года. Задание на лето.















Раздел 6. Перечень учебно-методического обеспечения



Литература.8 кл. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. . В 2 ч./авт.-сост. В.Я.Коровина В.П. Журавлёв, В.И. Коровин . -М.: Просвещение, 2014



2

Методические материалы и материалы для контроля

  1. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 - 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002

  2. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2007

  3. Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 2006

  4. Литература в классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. Москва, «Русское слово», 2010

  5. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2011

  6. Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996

  7. Литература. Тесты 5 - 8 классы. Москва, Дрофа, 2013

  8. Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2010

  9. Поурочные разработки 8 класс, Н.В.Егорова, М., «Вако», 2011. Поурочные разработки по зарубежной литературе. Н.В.Егорова. Москва, «ВАКО», 2011

  10. Сборник нормативных документов. Литература . Федеральный компонент государственного стандарта. Москва, Дрофа, 2007

  11. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007

  12. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. И.А.Фогельсон. Материк - Альфа, 2006

  13. Художественный мир русской прозы 18 - 19 вв. С.М.Аюпов. Сыктывкар, 2009

  14. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2010

  15. Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2009

  16. Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс»





3

Цифровые образовательные ресурсы



4

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся



5

Учебно-лабораторное оборудование и приборы

















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал