- Учителю
- Урок по литературе для 8 класса 'Повесть В. Ф. Тендрякова 'Весенние перевертыши'
Урок по литературе для 8 класса 'Повесть В. Ф. Тендрякова 'Весенние перевертыши'
Урок литературы по повести В.Ф.Тендрякова
«Весенние перевертыши». (8 класс)
Цели:
-
образовательная: познакомить учащихся с творчеством В. Ф. Тендрякова и его повестью "Весенние перевёртыши"; пробудить интерес к творчеству писателя.
-
развивающая: развить интерес учащихся к книге и чтению; способствовать развитию интеллекта, кругозора, познавательного интереса.
-
воспитательная: проследить отражение в произведении таких нравственных категорий, как человеческое достоинство, дружба, взаимовыручка, доброта, милосердие, первая любовь; воспитывать вдумчивого читателя.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- В этом году исполняется 90 лет со дня рождения русского писателя Владимира Федоровича Тендрякова. Сегодня вам предстоит открыть для себя этого писателя - и в частности познакомиться с его повестью «Весенние перевертыши». Исследовать процесс формирования характера главного героя произведения - задача нашего урока. Перелистаем страницы жизни и творчества писателя.
2. Выступление учащегося с сообщением «Страницы жизни и творчества В.Ф.Тендрякова» (см. Приложение) и просмотр презентации (прилагается).
3. Учитель.
- Особое место в творчестве Тендрякова занимают произведения, посвященные детям, школе. Одно из них - «Весенние перевертыши». Дома вы должны были прочитать это произведение. Откроем книгу, и пройдем за героем сложный путь познания мира. (Чтение пролога). Что же случилось с героем? На этот вопрос нам и предстоит ответить. Но вначале давайте познакомимся с героем - Дюшкой Тягуновым.
4. Опрос: представление героя.
5. Беседа.
-
И вот в один из весенних дней мир, который «кругом был прост и понятен», стал непростым и непонятным для Дюшки. Почему? (Дюшка по-новому стал смотреть на мир, замечать то, чего раньше не видел; задумываться над тем, о чем раньше не думал. С этого и начинается его взросление)
-
Тринадцатилетний Дюшка открывает для себя мир. Что прежде всего поражает его, когда он выходит на улицу? (Природа преображается - весна - движение в душе героя)
-
Вместе с поэзией жизни входит в душу подростка любовь. Какое открытие делает Дюшка, когда открывает сборник стихов Пушкина? (Римка Бретенева похожа на Н.Н.Гончарову)
-
Какие чувства он испытывает к ней? (Влюбленность)
-
А меняется ли его отношение к ней, когда узнает, что она гуляет с Левкой? (Нет)
-
Влюбленность делает душу мальчика чуткой и восприимчивой, бескорыстной. Он часто цитирует Пушкина. Прослушайте два стихотворения поэта («Я вас любил…», «Пускай увенчанный любовью…»). Какое из них лучше всего раскрывает душевное состояние героя? Почему?
6. Опрос.
- Взросление Дюшки продолжается. Любовь к жизни предполагает ненависть к тем, кто мешает жить; активную борьбу со злом, то есть с Сашкой Ерахой. Расскажите о нем.
-Выступление учащегося.
7.Беседа.
-
Кульминационным моментом борьбы с Санькой является сцена драки. (Выразительное чтение сцены драки из главы 17). Что испытывает в этот момент Дюшка? (Злобу, ненависть)
-
Как автор подчеркивает, что в данной ситуации Дюшка уподобляется Саньке? (С помощью портретной характеристики)
8.Работа с текстом.
-Тендряков, описает героев во время драки так:
- «У Саньки широкое, плоское лицо»;
- «Дюшка почувствовал, что у него исчезло лицо, вместо него что-то плоское».
Что означает эпитет «плоское»?
9.Работа с листами-характеристиками.
-Два человека. Два характера. Кому из них симпатизируете вы? Кого из них можно назвать личностью? Но вначале заполним листы-характеристики.
Дюшка Тягунов
Черты характера
Санька Ераха
гордость
самовлюбленность
смелость
ранимость
самоуверенность
+
доброта
-
жестокость
-
эгоизм
+
способность любить
Задание: синим цветом отмечаем положительные черты, красным - отрицательные.
-Внимательно посмотрите на лист-характеристику, какой вывод можно сделать? (Дюшка Тягунов - личность, способная любить, сопереживать)
-Какие жизненные уроки извлек Дюшка?
-Отразились ли на окружающих изменения, произошедшие с Дюшкой?
11.Подведение итогов урока.
-Какой вывод из прочитанного можете сделать вы, читатели? (Завтрашняя жизнь начинается сегодня. От каждодневных решений зависит то, каким каждый из вас станет в самостоятельной взрослой жизни.)
12.Домашнее задание: сочинение - рассуждение на одну из тем:
«"Перевертыши" и открытия в жизни Дюшки Тягунова»;
«Преображение Миньки из робкого паренька в обличителя хулигана Ерахи»;
«В чем смысл конфликта между Дюшкой Тягуновым и Санькой Ерахой?»;
«Почему взрослые не сразу поняли Дюшку Тягунова?».
Приложение
Страницы жизни и творчества В.Ф.Тендрякова
Владимир Фёдорович Тендряков (5 декабря 1923 г. - 3 августа 1984 г.) - русский писатель.
Родился в деревне Макаровская Вологодской области в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. В ноябре 1941 года был призван в армию и направлен на фронт, в 1943 году был ранен под Харьковом и демобилизован. Обосновался в Кировской области, работал школьным учителем (преподавал военное дело), затем был секретарем Подосиновского райкома комсомола.
В 1945 году переехал в Москву. В 1946 году поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже через год перешел в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1951. Учился в семинаре Константина Паустовского.
С 1948 года член КПСС.
В студенческие годы начинает писать рассказы, некоторые из которых были опубликованы в период с 1948 по 1953 год в журнале «Огонек». С 1955 года стал профессиональным писателем, полностью отдавшись литературному труду. Начиная с 1960-х годов, практически все произведения Тендрякова сталкиваются с цензурными проблемами. Многие из них были опубликованы только в годы перестройки, уже после смерти писателя.
Член правления Союза советских писателей (избран в 1967, переизбирался в 1971, 1976 и 1981 годах).
Скончался в Москве от инсульта.
Сочинения:
Падение Ивана Чупрова (1953) - повесть
Ненастье (1954) - повесть
Не ко двору (1954) - повесть
Тугой узел (1956) - роман
Ухабы (1956) - повесть
Чудотворная (1958) - повесть
За бегущим днем (1959) - роман
Суд (1960) - повесть
Тройка, семерка, туз (1961) - повесть
Чрезвычайное (1961) - повесть
Путешествие длиной в век (1964) - фантастическая повесть
Свидание с Нефертити (1964) - роман
Находка (1965) - повесть
Поденка - век короткий (1965)
Кончина (1968)
Апостольская командировка (1969) - повесть
Донна Анна (1969, опубликован в 1988) - рассказ
Охота (1971, опубликован в 1988) - рассказ
Белый флаг (1962, совместно с К. Икрамовым) - пьеса
Шестьдесят свечей (1972) - повесть
Весенние перевёртыши (1973)
Совет да любовь (1973) - пьеса
Три мешка сорной пшеницы (1973)
Ночь после выпуска (1974)
На блаженном острове коммунизма (1974, опубликовано в 1988)
Затмение (1977) - повесть
Расплата (1979) - повесть
Покушение на миражи (1979-82, опубликован в 1987) - роман
Экранизации и сценарии:
«Чужая родня» (Ленфильм, 1955) по повести «Не ко двору», сценарий В. Тендрякова.
«Саша вступает в жизнь» (Мосфильм, 1957) по роману «Тугой узел», сценарий В. Тендрякова.
«Чудотворная» (Мосфильм, 1960) по одноименной повести, сценарий В. Тендрякова.
«49 дней» (Мосфильм, 1962) сценарий Ю. Бондарева и В. Тендрякова.
«Суд» (Мосфильм, 1962) по одноименной повести, сценарий В. Тендрякова
«Весенние перевертыши» (Ленфильм, 1974), сценарий В. Тендрякова, удостоен премии за лучший сценарий на VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишинёве (1975)
Инсценировки:
«Без креста» (1963) - инсценировка Московского театра «Современник» по повести «Чудотворная».
«Три мешка сорной пшеницы» (1975).