7


  • Учителю
  • Урок литературы в 10 классе«Образ матери в современной литературе»

Урок литературы в 10 классе«Образ матери в современной литературе»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок представляет собой анализ  произведений современных авторов: «Страна» Л.Петрушевской, «Мама» И.Полянской, «Записка «В.Астафьева.        Через сопоставительный анализ произведений выявляется  роль матери в духовном развитии человека, в формировании  семейных ценн
предварительный просмотр материала

Макрушина Светлана Александровна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МАОУ «СОШ №32» г.Стерлитамак

Республики Башкортостан

Урок литературы в 10 классе

Образ матери в современной литературе

Цели: 1) через анализ рассказов современных авторов показать роль матери в формировании личности, в развитии духовных ценностей человека;

2) способствовать формированию у учащихся собственной нравственной оценки прочитанного;

3) сформировать кодекс семейных ценностей.



1.Слово учителя.

Сегодня мы поговорим о самом близком и дорогом человеке - маме. Думаю, все согласятся с тем, что мама своим обликом, поведением, поступками формирует духовный облик своих детей. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Какая мама, такая и семья». Почему в одних семьях царит покой, взаимопонимание, доброта, счастье, а в других много слез, боли, взаимного неуважения? Что делает семью счастливой? Какие семейные ценности нужно оберегать и сохранять, передавать своим потомкам? На эти вопросы мы и будем сегодня отвечать.

А поможет нам в этом литература. Вы согласитесь, думаю, со мной, что и русская классика, и современная литература являются своеобразным путеводным маяком. Они дают нам нравственные ориентиры, которые помогают различать добрые дела и злодеяния, честь и подлость.

Итак, вам было дано задание - прочитать два рассказа современных авторов - Л.Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама».

- Каковы темы рассказов? Можно ли сказать, что темы этих произведений совпадают?

И в том и в другом рассказе речь идет о матерях, о том, как они общаются со своими дочерьми.

- Как рисуется образ матери в рассказах?

В рассказе «Страна» уже в первом предложении заявлена характеристика героини: «…тихая пьющая женщина», «Она со следами былой красоты на лице…» - это портрет, внешняя характеристика.

- Найдите примеры внутренней характеристики, а это, как правило, поступки.

« как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой», « Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать, или лекарство».

- Что рисует вам ваше воображение, когда вы читаете:» … а потом все опростилось, все пошло само собой?»

Мы понимаем, что женщина опускается все ниже. Раньше было стыдно при дочери пить, а теперь нет. Совесть её постепенно засыпает.

-А на самом деле девочке все равно?

Сейчас, когда она мала, да, но потом все изменится. Возможно, ей будет стыдно за мать, или она сама начнет пить, или постарается её вылечить.

В рассказе Ирины Полянской совершенно другой образ матери. Обратим внимание на предложение « когда она родилась и её впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла её на руки и вдруг встретилась с её взглядом, это было так удивительно, точно заиграла музыка». «Я должна была бодрствовать и во имя всех поколений держать её жизнь в руке». Внешний портрет не дан в рассказе, но её поступки и речь помогают построить её внешний и внутренний облик: она счастлива своим материнством, чувствует свою ответственность за ребенка, за связь прошлого, настоящего и будущего, поэтому красива внешне и внутренне.

В рассказе появляется еще одна мать - бабушка, то есть в этом произведении представлена женская линия в трех поколениях. Наука утверждает, что около 90 % интеллектуальных способностей передается детям по материнской линии, поэтому не случайно врачи настаивают на том, чтобы будущая мать несла ответственность за своего малыша.

В этом рассказе мы чувствуем беспокойство за девочку не только со стороны мамы и бабушки, но и всех родственников(« Я держала мамину жесткую руку, точно через неё крепила единство со всеми родными, далекими предками, со всем своим родом, всеми теми, кто, сцепившись руками, не даст моей дочери уйти»). Мы видим , как тяжело двум женщинам ждать вердикт врачей, как именно друг в друге он находят утешение и понимание.

- Какой смысл вкладываете вы в понятия « плохая» мать и « хорошая» мать? В каком рассказе не звучит сочетание «духовная связь»?

Хорошая мать - это не только та, которая беспокоится о физическом состоянии своего ребенка: болен он или здоров, сыт ли, одет и обут. Для хорошей матери важно духовное единение со своим ребенком. В рассказе «Страна» автор обращает внимание на совершенно « безголосое», «безречевое» общение матери и дочери(от «Дочь обычно тихо играет на полу…» до « в детский сад»)

Во втором рассказе чувствуется глубокая духовная связь между маленькой девочкой, мамой и бабушкой. Они не просто переживают друг за друга - они ответственны друг за друга, знают, что ребенок только тогда счастлив, когда чувствует духовную связь в совместной игре, прогулке, чтении, беседе. Цепочка взаимосвязи: « Я держала мамину руку, точно её рука , только она могла вытащить меня из пучины отчаяния, а другая моя рука была свободна, из неё только что выпала рука моей дочери, которую унесли».

-Каковы особенности лексики этих рассказов?

У Петрушевской много сниженной лексики: пьющая женщина, блондин ходил в мужьях, мямлит, пьет за столом. В рассказе Полянской , наоборот, много книжной лексики: пучина отчаяния, крепила единство, простерла руку. Эти слова подчеркивают в первом случае низкий моральный уровень героини, а во втором - искренность женщины, умеющей сострадать.

Если в первом рассказе много отрицательных местоимений( никому не видимая, никто не знает, не надо ничего - это говорит о пустоте жизни, ненужности, несчастье, отсутствии смысла жизни), то во втором рассказе много эмоциональных слов( родные, поколение, восторженно, единство). Автор помогает нам осознать духовную суть героинь, их наполненную смыслом жизнь.

- В чем же, на ваш взгляд, счастье материнства?

Это не только физиология, но и духовная ответственность за своего ребенка, огромная любовь, самопожертвование, , совместный рост матери и ребенка. Становясь матерью, женщина от много отказывается, но приобретает большее: продолжение своей жизни, развитие жизни своего ребенка.

-Почему обе героини безымянны?

Так подчеркивается типичность ситуации: и тех и других случаев много.

- Можно ли сказать, что в одном произведении речь идет о счастливых людях, а в другом - о несчастных?

В « Стране» счастливая жизнь у героев только во сне(отрывок), для них явь - это несчастье, однообразие , пустота.

И.Полянская вкладывает в уста старшей героини восклицание:» Нет! Нет! Бог не допустит! Не смей об этом думать!» В этой стойкости, вере и надежде на исцеление внучки счастье семьи.

-Идея семейного счастья и несчастья выражает себя и в композиции рассказов.

Рассказ Л.Петрушевской в большей степени разделен на абзацы - это не только разделенность текста, но и раздробленность жизни героинь, их разбитый на куски день до детского садика и после, их беззащитность и беспомощность.

В рассказе И.Полянской всего три абзаца, три микротемы:1) женская линия,род,2) история болезни маленькой дочери,3) единение матери и дочери.

В первом рассказе нет прямой речи и диалогов, что говорит об отсутствии общения между матерью и дочерью, а во втором тексте одно предложение с прямой речью несет такой заряд веры и надежды, что невольно читатель проникается этим чувством сам.

- Как бы вы могли обозначить нравственные постулаты материнства?

Настоящая мать должна:

  • думать о своем ребенке всегда;

  • заботиться о нем не на словах, а на деле

  • многое прощать

  • общаться со своим ребенком всегда, даже если он не хочет

  • хвалить за достоинства, прощать за недостатки

  • не выделять одного ребенка, а любить одинаково всех своих детей

  • воспитывать собственным примером

  • никогда не говорить: «Зря я тебя родила»

- О чем же заставляют задуматься два писателя- женщины?

О том, что если и есть в жизни человека неразрывные связи, помогающие строить свою судьбу, то это связи родственные, семейные. Этими связями надо дорожить, крепить их . знать, что твоя жизнь- это важное звено в цепи твоих предков и будущих поколений. Чувство ответственности за свою жизнь и жизнь твоего ребенка - вот главная составляющая настоящего материнства.

-А сейчас я хотела бы познакомить вас с еще одним рассказом. Он называется «Записка», написал его В.Астафьев.

-Как вы думаете, о чем обычно пишут в записках?

Коротко, самую суть.

-Возможно, в рассказе будет что-то невероятное (читаю первое предложение).

«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».

-О ком это?( возможно, о животном)

«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку. Как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

- Ваше впечатление?

(Раздать листки с текстом и вопросами)

  1. Ваше отношение к поступку сына: можно ли его осудить, оправдать, понять?

  2. Что будет с матерью?

  3. Авторская позиция. Согласны ли вы с ней? Как она выражается в тексте?

  4. Какое самое страшное слово в рассказе?

- Отвечаем на вопросы.

Отметим ключевые слова в тексте.

Мать

Сын

Неграмотная

Привез в город

Изношенная в работе

Вложил записку

Выходная плюшевая жилетка

«забыл» на вокзале

Из старой русской деревни

Рекомендательное письмо

В описании матери одни прилагательные, они определяют её человеческие качества, причастие «изношенная» указывает на трудную жизнь.

О сыне сказано глаголами, он в делах, на бегу, ему некогда.

Автор предлагает пороть таких сынков. Но взрослого сына таким образом невозможно наказать.

Что же делать? ( варианты ответов)

В русском языке есть такие выражения, как:

  • сыновний долг

  • отдать последний долг

  • быть в неоплатном долгу перед матерью

В этих словах опыт многих поколений. Отказавшись от матери, сын остался один. Поймет ли он это? Потом будет поздно…

Такие поступки нельзя совершать, и нет им оправдания.

-Итак, какие выводы мы сделаем на сегодняшнем уроке? Какие семейные ценности нужно сохранять?

  • Нужно любить своих родителей.

  • В каждой семье должны быть свои семейные праздники, традиции

  • Отношения в семье должны строиться на взаимном уважении

  • Счастлив тот, у кого есть близкие родственники, которые его поймут, поддержат в трудную минуту, помогут. Надо этим дорожить.

(другие тезисы)

При наличии времени слушаем песню о маме, на слайдах - фотографии мам нашего класса.



Домашнее задание ( по выбору):

1.Написать монолог от имени матери, брошенной сыном.

2. Сочинение « Какой я вижу свою будущую семью?»



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал