7


  • Учителю
  • Урок по древнерусской литературе 'Лик Святого в житийной литературе и и скусстве' в 7 классе'

Урок по древнерусской литературе 'Лик Святого в житийной литературе и и скусстве' в 7 классе'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок-исследование по древнерусской литературе в 7-м классе на материале «Жития Серафима Саровского»  "Лик Святого в житийной литературе и искусстве".Урок был проведен в рамках районного семинара учителей основ пра-вославной культуры "Духовно-нравственное развитие и во
предварительный просмотр материала



Урок-исследование по древнерусской литературе в 7-м классе на материале «Жития Серафима Саровского»

Тема: "Лик Святого в житийной литературе и искусстве".

Задачи:

• сравнить облик героя в иконописи, в живописи и в житийной литературе на примере

образа преподобного Серафима Саровского;

• углубить представление о таком литературном жанре, как житие, раскрыть понятия

"святой", "икона", "житийный портрет";

• расширить кругозор знаниями о символическом языке иконы;

• осознать значимость древнерусской литературы, дающей четкое различение понятий

добра и зла, долга и чести, правды и совести, человека и смысла жизни - самых высо-ких общечеловеческих нравственных и духовных ценностей.

Оборудование: репродукции икон Серафима Саровского, триптих Павла Рыжухина «Св. Серафим Саровский», «Житие Серафима Саровского», фотографии храмов Сер-афима Саровского.

Группы:

• «Биограф»

• «Экскурсоводы»

• «Лингвисты»

• «Искусствоведы»

• «Литературоведы»

Предварительное домашнее задание:

1. Прочитать «Житие Серафима Соровского» Серафима Чичагова

2. Вспомнить особенности жития.

3. Индивидуальные задания:

• Подготовить сообщение о триптихе Павла Рыжухина «Св. Серафим Саровский»

• Совершить экскурсию по местам, связанным с именем Серафима Соровского, на

Ставрополье.

ХОД УРОКА

Прочитайте эпиграф:

Имя Святого, ему данное, выразительней Великого.

Н. М. Карамзин

I этап. Подготовка к восприятию и осмыслению текста

Цель: создать эмоциональный настрой учащихся на восприятие информации.

Вступительное слово учителя (слайд 1-2)

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях. Их стали называть святыми и тщательно берегли память о них. События из их жизни записывали и составляли жития, поучительные рассказы о трудах, подвигах и чудесах героев.

Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы.

II этап. Фронтальный опрос теоретического материала предыдущих уроков с целью

закрепления и углубления понятий.

- Прежде всего ознакомимся со словарём. Слово лингвистам.

СЛАЙД 3. Лингвисты озвучивают слайд.

- Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература? (Она возникла в Х веке, в связи с принятием христианства. Эта религия "книжная", её ключевой источник-Библия).

- Произведения каких жанров включает в себя древнерусская литература? (Молитва, поучение, проповедь, («слово ".Наиболее распространенный жанр - житие).

- Что такое житие? (Житие - это духовный жанр, как и вся древнерусская литература,

поэтому его цель - прославление святого).

- Каковы канонические черты жития? (Житие составлялось после смерти святого. Повествование ведется от 3-го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией, с обилием церковно-славянизмов.

Композиция жития строится по строгой схеме. Герой идеализируется, его внутренний мир не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. Пространство и вре-мя в житие условно).

Учитель: Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, юродивых ради Христа, святителей, благоверных князей, преподобных (пустынников, молчальников, затворников, столпников, основателей монастырей)... Среди них горит и звезда Серафима Саровского.

Мы читали фрагменты «Жития Серафима Саровского» митрополита Серафима Чича-гова. Что мы знаем об авторе?

СЛАЙД 4. Биограф: Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) ро-дился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. Семья будущего святителя принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губер-нии. Участник почти всех основных событий кровопролитной Русско-турецкой войны, неоднократно проявлял высокий личный героизм, имел боевые награды.

Служение воина стало для него, как и для его предков, первым опытом самоотвер-женного служения Богу в миру. Он овладел медицинскими знаниями, для оказания по-мощи своим ближним.

Обращенность к молитвенной жизни неизбежно влекла отца Леонида в стены монас-тыря составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», открывшей ему мона-шеские подвиги одного из величайших подвижников Святой Руси - преподобного Се-рафима Саровского. Летом 1898 года отец Леонид был зачислен в число братии Свято-Троице-Сергиевой лавры. При пострижении в мантию был наречён именем Серафим.

7 декабря 1937 года «тройка» НКВД по Московской приняла постановление о расст-реле митрополита Серафима. Дубовая роща в деревне Бутово должна была стать безымянным кладбищем многих тысяч жертв. 11 декабря 1937 года с последней группой приговоренных был расстрелян и священномученик Серафим.

Учитель.Да немало пришлось потрудиться святому преподобному Серафиму Саров-скому, чтобы так прославили его. Как же складывалась человеческая жизнь отца Серафи-ма? Давайте вспомним этапы его жизни.(Просмотр мультфильма «Святой преподобный Серафим Саровский»).

Учитель: Есть места, связанные с именем Серафима Саровского, и на Ставрополье:

СЛАЙДЫ 5-6.

Экскурсоводы:

- Источник преподобного Серафима Саровского в Ставрополе. Многие верующие приходят к роднику святого Серафима на улице Лесной в Ставрополе. Здесь уже несколько лет как появился небольшой одноименный храм. Источник возле леса был известен местному населению практически с первого дня строительства Ставропольской крепости. Поначалу, говорят, его называли Глазным: согласно преданию, его вода помогала лечить болезни глаз и даже слепоту. Возможно, этому способствовали целебные соли, содер-жащиеся в воде. Но огромное значение имела и глубокая вера. С нею человек, в кого-то или что-то, открывает в себе скрытый спасительный потенциал, и сама природа начинает действовать как врач. Отсюда второе название родника - Врачеватель.

Слава о роднике быстро разнеслась за пределы города. Когда образовался монастырь, родник вновь переименовали, теперь уже в Монастырскую криницу.. Возле родника по-строили часовню из песчаника, купол которой был далеко виден в округе. После 1917 года источник «одичал», и о нем официально забыли.

Возрождение родника началось в 1998 году. ученые - со своих позиций - тоже под-тверждают: место здесь - необычное, совсем не случайно в таких местах люди чувствуют себя комфортно, с радостью вдыхая свежий чистый воздух леса, слушая нежное пение птиц.

СЛАЙД 7.

• 15 января, в день памяти преподобного Серафима Саровского, на храм, строящийся в честь преподобного в поселке Пятигорском (Предгорный район Ставропольского края) были установлены купола и кресты. Чин освящения совершил Архиепископ Ставрополь-ский и Владикавказский Феофан.

Небольшой храм, перестроенный из жилого дома, действует в поселке с середины

девяностых. Строительство типового храма начали в 2006 году.

Установка куполов и крестов в день престольного праздника стала большим событием для жителей поселка, которые сами участвуют в строительстве. Немало сил вложили в строительство храма и местные казаки. Разделить радость праздника приехали священно-служители и прихожане из других храмов Предгорного района и городов-курортов.

СЛАЙД 8.

• Храм преп. Серафима Саровского (с. Труновское) Строительство храма началось в 1896 году и продолжалось в течение 12 лет. Освящение его совершено в 1908 году. В во-енные годы храм был закрыт. В церковном доме находилась контора колхоза, а в храме хранили зерно. Храм является памятником культуры, хотя и не значится в федеральном реестре.

Учитель: Святым становится человек, предмет в меру своей приближенности к Богу.

СЛАЙД 9. Демонстрация слайда "Образ мира в христианском понимании".

"Механизм врастания" в святость образно показал св. Авва Дорофей - восточный по-движник конца VI начала VII века: «Представьте себе круг, средину его - центр, и из центра исходящие радиусы - лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою. Представьте теперь, что круг сей, есть мир,- самая средина круга - Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу... Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга». (Монашеское деяние: Сб.поучений святых отцов и подвижников благочестия - М.,1991 г.)

Задание 1. Разделите слова с пропущенными гласными на 2 столбика: с корнем «свет» и с корнем «свят»:

Посв...ти фонариком, посв...ти свое стихотворение маме, осв...тили воду в храме; осв....тили улицу новыми фонарями; освещённые куличи и яйца; осв...щённые окна на темной улице; проев...щение народа приходит с книгами; памятник Пушкину для нас св...щенен; лиру посв...тил народу своему; св...щенник принёс св.. .тые дары.

СЛАЙД 10 (Проверка)

Учитель: Свет материален, создан Богом. А святость - это невидимая и непостижимая умом сущность Бога, которую он передал людям как возможность (идеал), создав чело-века по образу и подобию своему.(Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чте-ния с детьми в школе и дома. -М., 1994).

III этап. Сообщения учащихся с комментариями учителя

Цели:

• Рассказать о специфике и таинстве русской иконы.

• Рассмотреть образ Серафима Саровского.

- Какой образ предстает, когда мы говорим о святых? (Икона)

- Что такое икона? (Икона - с греческого "эйкон", - "образ, предмет поклонения" -

живописное изображение Бога, святого или святых. Многое в иконах кажется загадочным, непонятным, и изображение на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их,

обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт, многие его просто не знают. А когда-то даже неграмотные люди могли "читать" икону, переживать какие-то события, подражать добрым примерам. В иконописании исчезло слово "лицо", потому что в иконе нет речи о форме носа и цвете глаз, о морщинках или веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо, а лик, избавленный от всего случайного и временного).

- Какие символы в иконописи вам известны? (Круг - очень важный символ в иконо-писи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Сияние святости над головами Бога и святых также изображается в виде круга. Его название - нимб, в переводе с латинского "облако ". Крест - символ несломленной веры. Как и все в иконе, одежда стала символом. По ней можно было узнать воинов, царей, пророков, мучеников или священников).

- Как писали святые образы? (Особенность изображения лика: на иконах изобража-лись удлиненные лица, которым присуща заостренность, неправильные черты лица).

- На что указывают недочеты в изображении лиц? (Автор нацеливает именно на ду-ховный мир святого. Лики святых сосредоточены. Они очень далеки от земных пережи-ваний - гнева и удивления, горя и радости. Их руки приподняты в молитве или благослов-ляют людей).

- При каком свете стоит рассматривать икону7(При свече, т.к. пульсирующий свет свечи преображает пространство иконы. Иконам поклоняются, на них молятся, ставят к ним свечи.

Свеча - символ молитвенного порыва, устремления к Богу, когда светятся лучшие чувства и сгорают все плохие - грехи).

- Каков основной колорит изображения?

СЛАЙД 11.

Искусствоведы:

1. Икона была своего рода книгой, где каждое слово, а значит, и линии и краски священны.

Цвет в иконописи также символичен.

Золотой цвет - обозначает сияние Бога (самого Бога).

Пурпурный или багряный цвет - цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле.

Красный - цвет тепла, любви, жизни, символ Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.

2. Белый цвет - символ Божественного цвета. Это цвет чистоты, святости и простоты.

Синий и голубой цвета означали небо, символ иного вечного мира. Зеленый цвет - природный, живой.

Цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Черный цвет - цвет зла и смерти).

- О чем свидетельствует характеристика описания иконы Серафима Саровского? Дайте характеристику его лика. Допишите значения (Работа на доске и в тетрадях).

СЛАЙД 12. Икона Серафима Саровского описание иконы

Скромное монашеское одеяние (аскетический образ жизни)

На балахоне - епитрахиль (проводит все время в строгом посте, в трудах и в молитве)

Обе руки сложены на груди, как перед причастием(духовное смирение, послушание)

Над головой - золотой нимб и светоносные блики (знаки Божественного присутст-вия, святости).

Лик - спокойно-печальный, отрешенный от всего суетного и земного.

Образ святого Серафима выдвигается на передний план на фоне Серафимо-Дивеев-ской обители, которая в свою очередь символизирует собой Небесный Град - Новый Иеру-салим. Взгляд преподобного устремлен в глубь своего сердца.

По углам - эпизоды из жизни Чудотворца.

Учитель: Разум и воля художника не должны были влиять на вечное и неизменное. На иконах изображали именно вечное, и поэтому небесным золотом светились фоны, исчезли бытовые подробности, фигуры стали лёгкими, жесты значительными, взгляды - глубоки-ми и неотрывными "на века". Когда взирает мастер на образец, он хочет сделать лучше своё произведение, а люди, взирая на святые образы, подражают тому, что хорошо.

СЛАЙД 13.

Икона Картина


Глубокий, проникновенный взгляд, бесконечно милующий и вместе с тем непреклонный, о личности человека многое говорят руки. Лик и руки ико-нописец выписал очень тщательно,

Фигура написана облегченно, так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тело в иконе словно парит в пространстве, зависая над землей.

Эта легкость парения возвращает нас к евангельскому образу человека как хрупкого сосуда.


Фигура старца занимает почти всю картину, он сидит лицом к зрителю. Пре-подобный старец изображён в холщовой рубахе с "вирижным" крестом на шее. Вокруг него - дремучий лес. В натру- женных руках кусочек черствого хлеба.

Суровый взгляд устремлен вдаль, словно видит он чужую боль. Рядом - неизменный медведь. В картине отсут-ствует лёгкость, отрешённость от всего земного. Перед нами обычный старый

человек, проживший свою жизнь в неус-танном труде.


Угодник Божий Серафим (Витя И.)

Старец Божий, старец кроткий. Тяжким подвигом согбенный

В лаптях, с палкою простой, Он идет , гонец небес,

На руке иссохшей четки. Прозорливый, вдохновенный,

Взор, горящий добротой. Полный благостных чудес.

Сколько дивного смиренья Благодатной силой веет

В страстотерпческих чертах. На молящих от него,

Дивный дар богомоленья Гордый разум цепенеет

Лег с улыбкой на устах. Перед святостью его.

Сергей Бехтерев, 1933г.

Учитель: Опишите лицо, позу Серафима Саровского. Какова цветовая гамма изобра-жения? Какие символы вы можете отметить в картине? Каково авторское восприятие героя?

Св.Серафим ( Ира Б.)




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал