7


  • Учителю
  • Интегрированный урок по литературе и истории для 7 класса

Интегрированный урок по литературе и истории для 7 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Предметы гуманитарного цикла, особенно история и литература, - дисциплины, постоянно взаимодействующие между собой, обладающие наибольшим потенциалом для интеграции. В курсе литературы предлагается для изучения довольно большое количество произведений, воссоздающих
предварительный просмотр материала

Тема урока: Образ Ивана Грозного в исторических документах и поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».


Цель: выяснить, каким государем и человеком предстает Иван Грозный в исторических документах и в произведении М.Ю.Лермонтова, какова мотивация его поступков, своеобразие черт характера.


Оборудование: репродукции картин И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван», В.Васнецов «Иван Грозный», иллюстрации к произведению.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.


II. Работа по вопросам.


1. Какое отражение в исторических документах нашли причины возникновения опричнины, роль опричников в жизни Ивана Грозного и его отношение к ним? Как об этом пишет М.Ю.Лермонтов в поэме «Песнь про царя Ивана Васильевича …»?


Иван IV вошел в историю как противоречивый, склонный к жестокости первый царь всея Руси. Излюбленная идея, осознанная уже в юности, - мысль о неограниченной самодержавной власти. В 1533 году он стал великим князем московским, в 1547 принял царский титул. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по размаху террором.

В 1558 году царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменников» - бояр. В 1565 году было объявлено о введении в стране опричнины.

События развивались следующим образом: 3 декабря царь отправился на богомолье, что было делом обычным. Но в этот раз с ним отправились бояре с женами, детьми, слугами, казной. Добравшись до Александровой слободы, царь послал в Москву гонца с 2 грамотами, которые были оглашены перед всем народом. Первая содержала список «измен» бояр и дворян, из-за которых и уехал государь. Во второй, адресованной «всему православному крестьянству града Москвы», говорилось о том, что опалы на них не будет. Народ единодушно потребовал от бояр упросить государя вернуться, а изменников пообещал истребить. Так царь Иван обзавелся народным согласием на террор.

Царь согласился вернуться на государство, но при условии: изменников казнить по своему усмотрению и учредить опричнину.

Термин «опричнина» известен задолго до Ивана IV, происходит от слова «опричь»-кроме. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове, «опричь» всех уделов. «Опричь» всей земли выделялась и территория царской опричнины. Была она значительной, в том числе и часть Москвы. Здесь были поселены опричники.

В опричное войско вошло «1000 голов» дворян и князей, позже численность увеличилась в 5-6 раз. Из опричных уездов высылались земские и служилые, « которым не быть в опришнине».

Сообщения, идущие от иностранцев, живших в те годы на Руси таковы: опричники приносили особую присягу на верность царю, в которой обязывались не вступать в общение с земскими, даже родственниками. В Александровской слободе, которая стала резиденцией царя, создалось своего рода монашеское братство во главе с царем в качестве игумена настоятеля. Все носили черные одежды со знаком принадлежности к «ордену» . Конные опричники имели особые знаки отличия: метла- чтобы выметать измену, и собачьи головы- чтобы измену выгрызать. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их верным своим слугам.

Монастырские опричные трапезы должны были напоминать о далеких временах, когда князья пировали со своими дружинами. Описавшие опричные пиры ливонские дворяне, служившие в опричнине, сообщают: «каждому подается еда и питье, очень дорогое, состоящее из вина и меда». Трапеза сменялась изнурительными богослужениями, подчас ночными. Время царя не было потрачено даром: «Все, что ему приходило в голову, одного убить, другого сжечь, приказывает он в церкви». Царь был очень подозрителен, от его взгляда не ускользало ничего.

В поэме «Песнь про царя…» М.Ю.Лермонтов воссоздает картину одного из таких пиров, на котором присутствуют самые достойнейшие из бояр и князей. Но почетное место занимают верные опричники. Трапеза у царя описана как обычай, традиционно установившееся действо, что соответствует реальности. Гости занимают отведенные места, «позади… стоят стольники». По знаку царскому наливается «вино сладкое» в «золоченый ковш». Как и историки, Лермонтов описывает национальные формы быта, унаследованные от предыдущих поколений (чем не княжеский пир со дружиною?).

Но подозрительный царь замечает малейшие изменения в поведении подданных: удалой опричник Кирибеевич «в золотом ковше не мочил усов», не смотрит в глаза царю. Уж не измена ли? Настораживает Ивана Грозного необычное поведение опричника, непонятное пугает (как и реального царя). Но как только Кирибеевич, «в пояс кланяясь», отдает себя на милость царя, становится понятным его поведение, Иван Грозный успокаивается и предлагает свою помощь.

Автор «Песни…» достоверно передает особое отношение к опричникам, желание слуг угодить государю, потешить его.

2.Что говорится в исторических документах и поэме М.Ю.Лермонтова о поступках Ивана Грозного? Подчиняются ли они логике или вызваны вспышками гнева?

Поступки Ивана Грозного наводили ужас на его современников, они не поддаются логике:

-убийство Ивана Петровича Федорова, знатного боярина, который славился безукоризненной репутацией. Иван Грозный нарядил его в царские одежды, усадил его на престол, поклонился ему, как царю, затем обвинил в заговоре и всадил в него нож. Следующие удары нанесли опричники;

-20 ноября 1581 года умер наследник русского престола Иван Иванович - сын Ивана Грозного. Причиной смерти стал удар железным посохом, который нанес ему отец в припадке ярости. Считается, что припадок начался с того, что царь увидел свою невестку Елену, жену наследника, в одной рубашке, что по тем временам считалось неприличным. Елена была беременна, а в комнате очень жарко натоплено. Но эти объяснения не смягчили царя. Он стал бить Елену. За жену вступился Иван Иванович, и тогда отец ударил его в висок посохом. Через несколько дней наследник умер;

- гибли не только те, кого царь считал опасными заговорщиками, можно было поплатиться жизнью за малейшую неосторожность: «скажет ли при дворе кто-нибудь громко или тихо, буркнет что-нибудь, посмеется или поморщится, станет веселым или печальным, сейчас же возникнет обвинение, что ты заодно с врагами»;

-учинен погром в Твери (убито несколько тысяч человек), сотни людей погибли в Клину и Вышнем Волчке, так как царь хотел обеспечить внезапное нападение на Новгород;

-новгородский погром (людей поджигали, сбрасывали живыми под лед, привязывали к несущимся саням). Погибло больше 10 тысяч людей.

Иван IV приближал, награждал иноземцев, участвовавших в грабежах и убийствах (воспоминания опричника Генриха Штаден).

В число обвиняемых в измене попали после новгородского погрома многие из руководителей опричнины. В связях с новгородцами были обвинены отец и сын Басмановы, бывшие организаторы опричнины. 25 июля в Москве состоялись массовые казни. В Германии распространилась гравюра, изображающая царя Ивана в виде когтистого зверя, восседающего посреди площади, где лежат трупы, а палач продолжает казни.

Как видим, документы свидетельствуют о необузданности Ивана Грозного, совершающего поступки не по здравому разумению, а в гневе.

В произведении М.Ю.Лермонтова нет чисто отрицательных персонажей. Автор облагораживает прошлое, противопоставляя его порядкам современной поэту России.

Сведения из «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина о поощрении Иваном Грозным похищения его любимцами красивых жен знатных людей в поэму не попали, как и то, что исторический царь конфисковывал имущество казненных, а не обеспечивал их семьи. Лермонтовский Иван Васильевич не знает, что Кирибеевич влюблен в замужнюю женщину, и готов помочь лишь законным путем: «Как полюбишься- празднуй свадебку,/ Не полюбишься - не прогневайся». «Лукавый раб» обманул царя, нарушил христианский закон. Государь же, хранитель традиций, ничего об этом не знает, жалует драгоценности опричнику, чтобы смягчить сердце красавицы.

Во время поединка Кирибеевича и купца Калашникова царь на стороне своего верного слуги - опричника, из рода Малюты Скуратова, одного из предводителей опричнины, жестокость которого вошла в пословицы и поговорки. Погиб в бою при штурме ливонской крепости. Родственники Малюты продолжали пользоваться царскими милостями, а его вдова получала пожизненную пенсию, что было уникальным фактом в то время. Отметим, что Лермонтов достоверен в изображении приближенных царя: это люди не чисто русские по происхождению ( ср. Кирибеевич -нет ни имени, ни отчества,

следовательно, нет корней, связи с родом), нарушающие народные традиции, способные переступить закон.

3. Каково отношение Ивана Грозного к людям, осмелившимся нарушить его волю? Как отразили это историки и автор поэмы?

Иван IV жестоко расправлялся с теми, кто осмеливался нарушить его волю, ослушаться. В исторических документах приводятся многочисленные факты расправы над неугодными:

-казнен митрополит Герман, угрожавший страшным судом за невинные жертвы;

-заточили в монастырь, а затем задушили в келье митрополита Филиппа, отказавшего царю в благословении;

-по подозрению в измене убиты сотни бояр, их семьи, весь род стирался с лица земли,

-казнены по обвинению в колдовстве «государевы слуги» и многие другие свидетельства жестокости царя.

В поэме Лермонтова Иван IV казнит купца Калашникова за то, что тот нарушил правила кулачного боя, но обещает позаботиться о его семье. Да, Лермонтов не показывает всех ужасов, которые творились во времена царствования Ивана Грозного, но автор верен исторической правде, хотя и стремится обратить внимание своих современников на то, что основная миссия правителя - хранить традиции, вершить суд правый. «Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало как глубоко современное. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить «честь жены и свое благородное имя». Поэма заставляла задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности» (И.Андронников).


4.Почему Иван IV получил прозвище «Грозный»? Достаточно ли свидетельств о справедливости данного прозвища?

История недаром оставила за Иваном IV прозвище «Грозный», так как он вполне оправдал его массовыми репрессиями, казнями, конфискациями, опалами.

III. Подведение итогов. Комментирование оценок.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал