- Учителю
- Урок по повести В. Распутина 'Прощание с Матёрой'
Урок по повести В. Распутина 'Прощание с Матёрой'
Долгова Елена Павловна
Урок - взгляд по повести
В. Распутина
«Прощание с Матёрой».
Тема: «У кого нет памяти, нет жизни».
«Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спроситься».
Цели:
-
на материале повести В. Распутина «Прощание с Матерой» содействовать формированию у ребят умения разбираться в психологии личности (на образе бабки Дарьи);
-
продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно - следственные связи;
-
способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно - проблемных вопросов;
-
ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;
-
способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;
-
чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.
Оборудование:
-
тексты
-
эпиграф на доске
-
портрет писателя
-
музыкальный фон
-
пиктограммы учащихся
-
схемы ценностей учащихся и героев повести
В. Распутина «Прощание с Матёрой».
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Игра - разминка «Черты характера».
-
Беседа - установка на восприятие темы.
-
Беседа по содержанию.
-
Работа со словарной статьёй.
-
Пиктограммы.
-
Обобщение.
-
Подведение итогов урока.
Слово учителя.
Сегодня мы продолжим разговор о замечательном русском советском писателе, нашем современнике, лауреате Государственной премии СССР - В. Распутине и о его произведении «Прощание с Матёрой». Земляк Распутина, писатель М. Сергеев рассказывает: «Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий посёлок, районный центр Усть - Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам её - лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазином…
В 1937 году, когда родился В. Распутин, река была поуже, улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни. Всё это надо знать, чтобы понять, откуда у современного гаражанина, учившегося в Иркутском университете, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров».
Слово учителя (вопросы по психологии).
-
О каких общечеловеческих ценностях говорит нам В. Распутин? (О совести, о родине, о смысле человеческой жизни, о душе, о памяти).
-
Каждый из нас выбирает ценностные ориентации из наличной культуры. Но это не означает вовсе, будто наши предпочтения жестоко сопряжены с тем, что принято в данной культуре. Напротив, многие люди обращаются к арсеналу общечеловеческих идеалов, радикально отличаются ценности, принятые, скажем, сегодня.
-
Как вы понимаете ценности современного человека? Что означает понятие ценность?
Ценность - представление о том, что свято для человека, его убеждений и предпочтения, выраженные в поведении. Незыблемую, сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, без чего человек не мыслит полноценной жизни.
Каждый человек не только выбирает ценности. Он придаёт им различную значимость, т.е. выстраивает в определенной иерархической системе. Ценности определяют наше поведение…
Проведём игру - разминку «Нравственные ценности личности». (Участники игры становятся в круг. Один из участников называет своё качество. С помощью рукопожатия передаёт очерёдность. В результате - все участники группы должны назвать те нравственные качества, которыми они обладают и затем показать это в триаде).
-
Какие ценности вам ближе по духу, мы посмотрим по вашим триадам. (Истина. Добро. Красота. Вера. Надежда. Любовь. Равенство. Братство. Человеческое достоинство).
-
Ценности - родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжёлых жизненных испытаний.
Слово учителя (вопросы по литературе).
-
Как вы считаете, если писатель постоянно думает о совести, о душе человека, о нравственности, вправе мы ожидать выражения этих забот в его творчестве?
-
Давайте вдумаемся в слова В. Распутина: «Какие беспокоящие вопросы писателя, он доверяет своим героям?» (Покажите на примерах).
Писателя волнуют такие вопросы: «Для чего живёт человек? Зачем? Для какой пользы?»
-
-
«Интересно, куда денется её жизнь? - думала старуха Анна из последнего срока. Знать хотя бы, зачем и для чего она жила, топтала землю и скрючивалась в веревку, вынося на себе любой груз? Зачем? Только для себя или для какой - то пользы ещё? Кому, для какой забавы, для какого интереса она понадобилась?»
-
Старая Дарья из «Прощание с Матёрой» спрашивала себя и не могла ответить: «Кто знает правду о человеке: зачем он живёт? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради того чего - то ещё? Вечным ли будет это движение?»
-
Герой очерка «Вверх и вниз по течению», наслаждаясь, красотой вечера у реки недоумевает: «Почему так много времени мы проводили в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что это моё, что без этого нельзя жить? и почему забываем, что именно в такие минуты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?»
-
В чём мы убеждаемся, вслушиваясь в эти вопросы, волнующие В. Распутина? (В том, что каждый нормальный человек не может не ставить эти вопросы и не задумываться над ними).
-
Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, Хозяина острова. А какой вы запомнили распутинскую Матёру? (Ответы учащихся).
-
Мне видится Матёра такой. Вот он остров, надёжно, «утюгом» стоит на Ангаре. «Лучше этой земли не сыскать, - решил тот, кто первым открыл для людей Матеру…
-
Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангара; словно причаливший к Матёре другой остров - Подмогу. На высоком чистом небе хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится мне поля, за ним лес, ближе, у дороги царь - дерево, могучий в три обхвата, листвень.
-
Мне запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды, и вышел оглядеть свои владения хозяин острова…
-
-
-
-
Мы видим приметы времени, которые показывают неразрывную связь прошлого и настоящего, грандиозные перемены. В чём они?
-
Бородатые казаки оставили на Ангаре Иркутский острог.
-
Матёра - свидетель жестокого боя между колчаковцами и партизанами.
-
Создавала «коммунию - колхоз».
-
Посылала защищать Родину в годы войны, и осиротела, не дождавшись многих.
-
Масштабы новостроек коснулись и острова: при строительстве ГЭС Матёра подлежит затоплению.
-
-
Ребята, ну а если остров должен быть затоплен, зачем же автору нужно рассказывать читателю, откуда есть и пришла Матёринская земля? Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?
-
Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом?
-
Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Нелегко расставаться со своей землёй, но мы то понимаем, что нужно. Мне кажется что, мы должны знать и хранить память о Матёре.
-
-
Гибель Матёры - это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно кто есть кто.
Слово учителя (вопросы по психологии).
-
А что же такое душа?
-
Есть ли душа у человека?
-
Где она?
-
Под душой с древних времён понимают явления, связанные с феноменом жизни - то, что отличает живое от неживого и делает материю одухотворенной.
-
А сейчас мы проверим ваше умение работать со словарем дома. Вам необходимо было найти значение понятия души.
-
Душа, понятие, выражавшее исторически менявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии особая нематериальная субстанция, независимая от тела. (Советский энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова стр. 423).
-
Душа - термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией, в представлениях первобытных людей душа рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание). В религии под душой понимается некая бестелесная, бессмертная нематериальная сила, имеющая самостоятельное независимое от тела существование в «потустороннем» мире. В идеалистической философии душа отождествляется с тем или иным элементом сознания. У Платона это вечная идея, у Гегеля - низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей. В дуалистических учениях душа понимается как нечто изначальное и существующее наряду с телом. (Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова издание четвертое стр. 106).
-
Душевность - характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность. (Атлас по психологии под редакцией М.В. Гамезо, И.А. Домашенко стр. 13).
-
Под душой с древних времён понимают явления, связанные с феноменом жизни - то, что отличает живое от неживого и делает материю одухотворенной.
-
Душа - понятие, которое отражает внутренний мир человека, независимое от тела животворящее и познающее начало.
-
Задание: при помощи пиктограмм изобразите свои души.
(Демонстрация пиктограмм, сопровождаемая комментарием учащихся).
Вывод: Душа - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
Слово учителя (вопросы по литературе).
-
Что конкретно выявляет: кто есть кто? (Отношение к Родине, к родной земле, к малой родине).
-
Давайте попробуем вместе с автором разрешить изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается? (Необходимо. ГЭС возводят ради блага людей).
-
А вы уверены, что надо было затапливать Матёру? (Отношение к этому автора, Дарьи, Павла).
-
Если это делается для блага людей, в интересах государства, а государство - это люди, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели? Как вы считаете?
-
А что бы разрешить наш вопрос обратимся к сцене разорения кладбища? (Учащиеся инсценируют сцену разорения кладбища).
-
Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище?
-
Как к этому относитесь?
-
Так поступать можно?
-
Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ?
-
Как вы думаете, благо для миллионов и кощунство над десятками - вещи совместимые?
-
Чем страшна позиция таких исполнителей как Жук и Воронцов?
-
Чем является Матёра для них?
Критик Ю. Селезнёв говорит о земле - Родине и о земле - территории. «Если земля территория и только, то, и отношение к ней соответственное». Землю - родную землю, Родину - освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин - на земле, на территории - завоеватель, покоритель. О земле, которая «всем принадлежит - кто до нас был, и кто после нас прейдёт» не скажешь: «После нас хоть потоп…». Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…».
-
Для кого в повести земля - Родина, а для кого земля - территория?
Так кто же нам с вами эта земля, земля тысяч Матёр, земля или территория? Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли и ушли сами по себе - ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли что могли, а там хоть конец света?
Продолжая вопрос о земле, о малой родине мы вновь вернемся к образу бабки Дарьи, стариков, старух и тех, кто старается как можно быстрее уехать с острова.
-
Как в чувствах, в поступках героев проявляется отношение к малой родине? К памяти?
-
На сколько эти чувства понятны вам?
Работа по группам.
I группа анализирует эпизод отъезда Настасьи и Егора.
II группа анализирует эпизод прощания бабки Дарьи с избой.
-
Анализируя эпизод прощания бабки Дарьи с избой, о чём вы думали, к какому выводу пришли?
Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: «У кого нет памяти, нет жизни». Разговаривая о повести Распутина, каждый из нас выявил высокий уровень нравственных требований к самим себе.
-
А как же нам оценивать Петруху, Клавку Стригунову, Андрея, Павла?
Работа по группам.
I группа - дать оценку поступкам Петрухи и Клавки.
II группа - дать оценку поступкам Андрей и Павла.
Подведение итогов урока.
Завершая сегодняшний урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой», попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности, о бережном отношении к малой родине, Родине.
Комментирование оценок за урок.
Домашнее задание.
1.Подготовить чтение стихотворения Сергея Куняева «Валентину Распутину» и ответить на вопрос: «В каких строках стихотворения вы видите личностное отношение поэта к произведению Распутина».
2. Сделать ценностный ориентир Дарьи, Павла, Петрухи, Клавки и Воронцова.