- Учителю
- Научно-исследовательская работа на тему 'Фразеологизм как фрагмент языковой картины мира школьника' (9 класс)
Научно-исследовательская работа на тему 'Фразеологизм как фрагмент языковой картины мира школьника' (9 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа №6 г.Павлово Нижегородской области
Научно-исследовательская работа
Тема: «Фразеологизм как фрагмент языковой картины мира школьника».
г.Павлово,2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………...3
I глава. Теория……………………………………4
1.Общее определение фразеологизмов …………4
2. Ученые о фразеологизмах……………………..4
2.1 В.В. Виноградов-основоположник отечественной фразеологии как науки…………..4
2.2 Б.А. Ларин о фразеологизмах………………...5
2.3 Д.Э. Розенталь о фразеологизмах……………6
3. Истоки русской фразеологии………………….7
4. Свойства фразеологизма……………………….8
Выводы по I главе………………………………..8
II глава. Экспериментальное исследование…...8
1. Анкетирование. Фразеологизм как фрагмент языковой картины школьника……………………9
1.1 Количество школьников принимавших участие в эксперимент (таблица № 1)……….......10
1.2 Уровень понимания значения фразеологических оборотов (таблица № 2)……..10
1.3 Для чего вы употребляете фразеологизмы в речи………………………………………………..11
2. Лингвистический эксперимент ………………15
Выводы по II главе..............................................17
3. Заключение…………………………………...18
4. Список литературы …………………………19
5. Приложение (презентация).
Введение
Современным состоянием русской речи, тем, что с нею происходит, озабочены многие: в первую очередь учителя-словесники, политики, общественные деятели, журналисты. И, конечно же, лингвисты: и хотя они призваны изучать процессы, которые происходят в языке, им тоже далеко не безразлично, почему и как засоряется литературный язык, как соблюдаются культурные традиции.
О фразеологии написано множество трудов, статей, а интерес к этой области языка не иссякает ни у исследователей, ни у тех, кто не равнодушен к слову. Все это способствовало возникновению интереса к данному пласту языка.
Цель - данной работы определить специфику языковой картины мира школьника, проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся Павловской средней общеобразовательной школы, с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими фразеологизмов.
Для этого требуется решить следующие задачи:
-
Определить, выделить и описать функции фразеологизмов;
-
Определить понятие «фразеологизм»;
-
Исследовать использование фразеологизмов в речи современных школьников через анкетирование и лингвистический эксперимент;
-
Проследить связь истории общества и истории языка через фразеологизм;
Материал исследования - фразеологизмы.
При подготовке были использованы следующие методы:
-
Эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме).
-
Анкетирование; лингвистический эксперимент.
-
Теоретические (изучение, обобщение и систематизация полученных сведений).
-
Историко-культурный метод; статистический метод (статистический учет данных, полученных в результате анкетирования и лингвистического эксперимента).
Гипотеза: если рассмотреть употребление фразеологизмов в речи современного школьника, то можно выявить языковую картину мира школьников.
Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования: выбор темы, постановку цели и задач, сбор материла, обобщение полученных данных, выявление закономерности, подведение итогов работы.
1 глава. Теория.
1.Общее определение фразеологизмов.
Фразеологический словарь под редакцией А. И. Молоткова дает нам теоретическое толкование: «… фразеологизм характеризуют как сочетание слов с «переносным значением», как устойчивое словосочетание с «идиоматическим значением», как «устойчивую фразу».
Фразеологический словарь русского языка «Советская энциклопедия», М.; 1968 [стр. 7]
2. Ученые о фразеологизмах.
2.1.В.В.Виноградов - основоположник отечественной фразеологии как науки.
Интересны рассуждения к изучению фразеологизмов русского языка рассуждения И. И. Срезневского о лексической целостности некоторых словосочетаний, учение Ф. Ф. Фортунатова о «сплетенных словах», мысли Л. В. Щербы о разграничении изучения устойчивых словосочетаний в плане языка и в плане речи, статьи по фразеологии В. В. Виноградова.
Виктор Владимирович Виноградов - выдающийся представитель советской филологической науки.
Много и плодотворно трудился В. В. Виноградов в области лексикологии, фразеологии и лексикографии. Он являлся основоположенником отечественной фразеологии как науки. Богатейшие фразеологические средства русского языка, хотя и привлекали внимание ученых, но до работ академика Виноградова не подвергались теоретическому осмыслению, систематическому изучению и классификации.
По мнению Виноградова, в неразложимых словосочетаниях «связь компонентов может быть объяснена с исторической точки зрения, но она непонятна, немотивирована с точки зрения живой системы современных языковых отношений. Следовательно, исконные объективные отношения могут стираться и видоизменяться. Вместо живого значения остается немотивированное употребление».
В. В. Виноградов разграничил типы фразеологических групп, склассифицировал их в основные типы, определил их семантические основы, их отношение к слову.
По мнению Виноградова, фразеологические единицы подразделяются на:
а) фразеологические сращения - это тип словосочетаний абсолютно неделимых, неразложимых, значение которых совершенно независимо от их лексического состава. Значение их компонентов так же условно и непроизвольно, как значения немотивированного слова - знаки. В качестве примера фразеологического сращения академик В. В. Виноградов приводит разговорное выражение: собаку съел.
б) Фразеологические единства. От фразеологических сращений отличается другой тип устойчивых тесных фразеологических групп - «фразеологические единства», которые тоже семантически неделимы, но в которых это целостное значение мотивировано, являясь предложением, возникающим из слияния значений лексических компонентов. В качестве примера автор приводит выражения, имеющие экспрессивные отношения: держи карман шире.
в) Фразеологические сочетания - это тип фразеологизмов, которые образуются «реализацией несвободных значений слов», целесообразнее назвать их фразеологическими сочетаниями.
Для фразеологического сочетания характерны наличие синонимичности, параллельного оборота.
Таким образом, с учением о слове органически связаны наблюдения над сращениями слов.
2.2. Профессор Б.А.Ларин - рассматривает фразеологию как продукт исторической эволюции фразеологических сочетаний.
Борис Александрович Ларин в своих «очерках по фразеологии» дает объяснение термину «фразеология», «означающим своим содержанием и составом «науку о фразе». Ученый акцентировал внимание на:
-
Что является объектом фразеологии.
-
Каково место и отношение ее к другим лингвистическим наукам.
Профессор Б. А. Ларин отличает три категории фразеологизма, которые выделил в отдельные группы академик Виноградов.
Он рассматривает рукописные сборники пословиц XVII в., «Слово Данила Заточника», XII в., «Слово о полку Игореве». Во всех исторических памятниках ученый показывает, как кристаллизуется фразеология языка. Ученый считает, что с течением времени происходит «утрата некоторых звеньев фразы; » меняется грамматическая структура, а по мере общего переформирования системы языка старые устойчивые формулы становятся все более и более неразложимыми.
В качестве примера ученые приводят выражения, когда в XVII в. и XIX в., говорили: «Трусу праздновать», т.е. справлять праздник (святому), трусу (иронически), а теперь: «труса праздновать».
Б.А. Ларин предлагает свою классификацию фразеологического материала.
1. Переменные словосочетания, господствующие в каждом языке на любом этапе его развития.
2. Метафорические словосочетания - по главному, определяющему их признаку.
3.Идиомы - оборот речи, значение которого не определяется отдельными значениями входящих в него слов.
Кроме того, ученый в своем докладе на республиканском совещании по диалектологии, (Институт и языкознания им. Потебни в Киеве, 12 мая 1959 года) дал понятие «народной фразеологии». Он выделяет общенародные фразеологизмы и областные. Ученые считают, что фразеология - раздел науки, который требует исследования на всех уровнях: литературного языка, профессионального языка и народного.
2.3. Д. Э. Розенталь о фразеологизмах.
Д. Э. Розенталь свое внимание акцентирует на степени семантической слитности фразеологических оборотов. Он говорит о том, что причина семантической слитности может быть обусловлена:
1. Слово имеет в современном языке совсем не то значение, которое оно имело в образовании фразеологизма. Например: остаться с носом (нос - «подношение, взятка»); Ни кола ни двора (кол - «старинная мера пахотной земли»);
2. Известно немало фразеологических сращений, в составе которых есть лексические архаизмы и историзмы. Например: гол как сокол (сокол - гладко оструганный столб, таран).
3. Семантическая слитность может быть обусловлена синтаксической нерасчлененностью, т. е. отсутствием живой, современной синтаксической связи между словами. Например: во что бы то ни стало, себе на уме,
4. Причина семантической слитности заключается в том, что забываются те факты, события, поверья и т. п., которые легли в основу оборота. Например: драть как сидорову козу.
3.Истоки русской фразеологии.
Фразеологизмы можно разделить на следующие группы:
-
фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями наших предков: хлеб-соль, чин чином и др.
-
фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона: лить колокола, тянуть канитель, втирать очки и др.
-
выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми: быть или не быть, а король-то голый, рыцарь печального образа и др.
-
фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка: вложить персты в язвы, Фома неверующий и др.
-
фразеологические единицы, восходящие к другим языкам: альтер эго, после нас хоть потоп и др. Здесь можно обособить выражения, которые возникли в связи с определенным историческим событием той или иной страны: Пиррова победа, Варфоломеевская ночь;
-
фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями-терминами науки: привести к общему знаменателю, белое пятно, цепная реакция и др.
Некоторые фразеологизмы пришли к нам:
1) из сельскохозяйственной жизни: поднять целину, взять быка за рога, телячий восторг.
2) Из врачебной практики: больное место, проглотить пилюлю, через час по чайной ложке.
3) Из области искусств: ведущая роль, играть первую скрипку, петь с чужого голоса.
4) Из научной жизни: центр тяжести, в зените славы, на точке замерзания.
5) Из истории:, прикидываться бедным, великое переселение народов.
6) Из военной жизни: взять под обстрел, выводить из строя, дымовая завеса.
7) Из морского быта: плыть по течению, проложить курс, без руля и без ветрил.
8) Из различных ремесел: шито белыми нитками, канитель тянуть, без сучка, без задоринки.
9) Из охотничьей жизни: мертвая хватка, попасть в ловушку,закусить удила.
10) Из торговой практики: ударить по рукам, мерить на свой аршин, платить той же монетой.
11) из фольклора: Кощей бессмертный, битый небитого везет, сказка про белого бычка.
4.Свойства фразеологизма.
Специфику фразеологизма как особой языковой единицы лучше всего осмысляют, сопоставляя его со свободным словосочетанием и словом и выставляя их различия и общие признаки.
Удобнее всего начать с выявления одного из ярких свойств фразеологических оборотов - идиоматичности.
Пытаясь определить значение такого, например, фразеологизма, как колумбово яйцо, состоящего, казалось бы, из слов, значение которых понятно, некоторые приходят к выводу о невозможности вывести значение фразеологизма из суммы значений слов, его составляющих.
Осмыслению идиоматичности фразеологических единиц в большой мере способствует сопоставление равных или близких по значению выражений из разных языков и буквальный, дословный их перевод с одного языка на другой. Уяснению идиоматичности помогает также работа с рисунками, изображающими буквальный смысл слов в составе фразеологизма.
Сравнение рассмотренных фразеологических оборотов и свободных словосочетаний, проведение сопоставительного анализа фразеологизмов и омонимичных им свободных словосочетаний (говорить на разных языках) приводят к выводу о том, что особенность, которую наблюдается у фразеологических оборотов, не присуща свободным словосочетаниям. Тогда возникает вопрос: какие общие черты фразеологизма и свободного словосочетания служат основанием для их сопоставления, т. е. чем они сходны? В результате дальнейшего сопоставления двух типов словосочетаний получается, что этим сходство сравниваемых лингвистических единиц исчерпывается.
Своеобразие фразеологизмов заключается в первую очередь в том, что в их состав могут входить компоненты, которые не употребляются как отдельные самостоятельные слова (тихой сапой, бить баклуши). Продолжая изучение свойств сравниваемых единиц, я составляла ряд словосочетаний на определенную тему, например о погоде (луч солнца, прятаться в тень), затем по толкованию значений вспоминаю знакомые мне фразеологизмы (сломя голову, как рыба в воде); в результате я делаю вывод о том, что свободные словосочетания мы строим , создаем в момент речи, а фразеологизмы, существующие в языке в готовом виде, извлекаем в нужный момент из памяти - мы знаем их, и помним. Этим свойством фразеологические обороты отличаются от свободных словосочетаний и сходны с отдельным словом. Сходство со словами проявляется также в том, что эти разные языковые единицы могут иметь одинаковое значение. Однако другие фразеологизмы по значению равны словосочетанию или предложению.
Выводы по 1 главе.
Подводя итоги работы над темой, я делаю выводы о том, что фразеологизм - особая языковая единица, отличная от свободного словосочетания, и называет те свойства фразеологических оборотов, которые ими были выявлены.
11 глава. Экспериментальное исследование.
1. Анкетирование.
Фразеологизм как фрагмент языковой картины школьника
Общение относится к числу важнейших для молодежи сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности.
В исследовании принимали участие школьники 8Б класса, 10 класса (См. Таблицу 1).
Таблица 1.
1.1.Количество школьников принимавших участие в эксперименте
Лингвистическое исследование речи школьников, представление о языковой картине мира идет через объяснение происхождения и значения следующих фразеологизмов (См. Анкету).
Анкета 1. Объясни происхождение и значение следующих фразеологизмов:
-
голова садовая;
-
остаться с носом;
-
на лбу написано;
-
стоять как вкопанный;
-
вешать лапшу на уши.
Анализ анкеты позволил выделить наиболее «легкие» для понимания фразеологизмы; происхождение же оказалось нераскрытым (См. Таблицу 2).
Таблица 2.
1.2.Уровень понимания значения фразеологических оборотов
Фразеологизмы
10 класс
8 класс
Понимают значение
Не понимают значение
Понимают значение
Не понимают значение
1. Голова садовая
7
14
17
2. Остаться с носом
11
9
12
10
3. На лбу написано
5
15
5
17
4. Стоять как вкопанный
11
9
12
10
5. Вешать лапшу на уши
20
18
4
Как показывает таблица, ни один ученик не объяснил происхождения хотя бы одного фразеологизма.
В то же время наиболее понятными для восьмиклассников стали следующие выражения: «остаться с носом»; «вешать лапшу на уши»; «стоять как вкопанный». Самыми непонятными остались: «голова садовая»; «на лбу написано».
Картина понимания несколько изменяется у десятиклассников.
Все 100% респондентов понимают выражение «вешать лапшу на уши», 50% понимают значение «Остаться с носом». Вызывают затруднение в понимании фразеологизмы « голова садовая», «на лбу написано».
Вот некоторые объяснения восьмиклассников:
Голова садовая -
-
кочан капусты;
-
это рассеянный человек, невнимательный;
-
человек, который все время что-то забывает;
-
без мозгов;
-
это значит, когда человек что-либо забывает сказать;
-
человек, который не может понять;
-
человек, который знает все о саде;
-
нет ума;
-
ты на диктанте сделал грубую ошибку и получил плохую отметку.
Остаться с носом -
-
остаться ни с чем;
-
если человека обманули и он остался ни с чем;
-
это тот человек, который хотел обдурить другого человека;
-
обманутый человек;
-
у тебя есть друг, ты ему доверяешь, но в один момент он тебя обманул;
-
остаться без ничего. Быть кем-то обманутым.
На лбу написано -
-
человек о тебе все знает;
-
это значит, что все видно по лицу, и ничего не надо говорить;
-
сразу видно какой человек;
-
о человеке понятно все без слов;
-
ложь;
-
это когда человек что-то скрывает, а собеседник знает это;
-
явное что-то, что можно сразу увидеть;
Стоять как вкопанный -
-
стоять в недоумении;
-
стоять и ничего не делать;
-
быть ошарашенным чем-то;
-
это когда надо что-то сделать, а человек просто стоит и ничего не делает;
-
быть удивленным.
Некоторые ответы десятиклассников:
Голова садовая -
-
у человека в голове каша;
-
забывчивый;
-
неумный человек, плохой;
-
плохо образованный человек;
-
забыл что-то;
-
сглупил;
-
не сделал домашнее задание и получил «два»;
-
неряха, недоучка;
-
сделать что-то не так.
Остаться с носом -
-
ни с чем;
-
быть обманутым;
-
это если человек ничего не хочет;
-
все потерял;
-
быть тупым или обманутым;
-
ничего не получил;
-
наврал и доволен и остался с носом;
-
все потеряешь.
На лбу написано -
-
написано так хорошо, а он не видит;
-
видно что-то сделал, не скрытно;
-
все понятно;
-
не умеет врать;
-
без слов понятно;
-
ничего не сделал, а все знает;
-
по тебе видно;
-
если нет дневника и наврал, все равно знают, что дневник на месте;
-
понятно, какой человек;
-
видно, что врешь.
Стоять как вкопанный -
-
если в футбол играешь, все бегают, а ты стоишь;
-
ничего не делать;
-
стоять и не двигаться;
-
это когда человеку объясняют, а он стоит и молчит;
-
быть шокированным, удивленным; находиться в страхе;
-
стоять на одном месте;
-
испугаться или пребывать в изумлении;
-
замереть;
-
не сходить с места.
Были рассмотрены только четыре из пяти предложенных фразеологизмов, характеризующих человека. Последний «вешать лапшу на уши» не вызывает больших затруднений, поэтому вернемся к первым четырем.
На вопрос, почему «голова» и почему «садовая» школьники ответили так:
- наверное потому что, что в саду головы не бывает
- почему остаться с носом, а не, допустим, с ухом.
- так говорят, я не задумывался.
- почему написано на лбу, а не на руке?
- на лбу все увидят.
Эти невинные, на первый взгляд, вопросы, показывают, как далеки от сознания современного школьника историко - культурные корни этих фразеологизмов. А некоторые из них в частности, «остаются с носом» в современном сознании школьника ассоциируется с понятием «остаются ни с чем; «остаться при своих интересах», «остаться на бобах» и т.д.
Сравнивая первоначальное значение фразеологизма с современным пониманием, можно заменить, что эволюция языка прошла такой громадный путь, что первоначальное значение слова, фразы теряется, а в сознании школьника трансформируется в совершенно другое.
Происхождение и значение фразеологических оборотов, о которых шла речь выше.
На лбу написано
«У него на лбу написано (или: на лице написано)»,-говорим мы о человеке, чье состояние, выражение лица, другие признаки ясно свидетельствуют о его характере, склонностях, намерениях или переживаниях.
Невинное на первый взгляд сочетание слов несет на себе отпечаток жестоких обычаев прошлого, восходит к тем временам, когда эти выражение имели дословный смысл.
По свидетельству историка XVII века Котошихина, людям, замешанным «Медном бунте», «…клали на лица на правой стороне признаки, разжегши железо накрасно, а поставлено на том железе Буки ( название буквы «Б»), то есть бунтовщик, чтобы был до веку признатен».
Императрица Елизавета указом от 1746 года ввела клеймение уже на лбу, чтобы преступники «от прочих добрых и не подозрительных людей отличны были».
От того же обычая расправы с преступником, от выжигания клейма пошли выражения: заклеймить позором (презрением) и слово прожженный - прожженный плут, мошенник и т.п.
Наложение клейма и штемпельных знаков на лице было упразднено лишь в 1863 году, после отмены крепостного права.
Варварский акт клеймения существовал издавна у многих народов. В древнем Риме, задолго до Цицерона, клеймению подвергались преступники за злостный навет. На лбу таких людей выжигалось буква К (первая буква латинского калюмниатор - «клеветник»).
Остаться с носом - (нос - «подношение, взятка»)
Голова садовая - (голова - «кочан капусты», садовая - «огородная»)
Стоять как вкопанный
Иностранные путешественники, побывавшие в Москве в годы правления на Руси Алексея Михайловича, рассказывали в своих воспоминаниях, что видели на красной площади женщин, зарытых в землю по самые уши.
К сожалению, эти сообщения не были досужей выдумкой. При «тишайшем» царе и за его царственной подписью в 1649 году было принято Соборное уложение, одна из статей которого говорила: если жена учинила «мужу своему смертное убийство», то ее «живую окопати в землю… и держати ее в земле… покамест она умрет».
Отзвук этого жестокого акта возмездия сохранился в созданном народом образном сравнении. Стоять как вкопанный - «застыть на месте; стать неподвижным».
Для более полного определения специфики языковой картины мира школьника ребятам была предложена анкета 2. «Для чего вы употребляете фразеологизмы в речи». (См. Таблицу 3)
Таблица 3.
1.3.Для чего вы употребляете фразеологизмы в речи
Варианты ответов
8 класс
10 класс
1. Модно, современно
4
6
2. Нужны в речи для связи слов
10
12
3. Помогают преодолеть недостаток слов
12
14
4. Делают речь ярче
1
15
5. Вообще не употребляю
1
5
6. Другое
1
19
Данные таблицы, на первый взгляд, достаточно понятны. Акцентирую внимание на п.6., с точки зрения десятиклассников:
- мне кажется, фразеологизмы хотят употреблять все, но не все могут. Их употребляют люди, которые много читают, у которых богата речь;
- фразеологизмы употребляют начитанные люди;
- фразеологизмы необходимы в речи, потому что с человеком интересней общаться, он может точнее выразить свои мысли и чувства;
- фразеологизмы нужны для того, чтобы речь была развита у тех людей, которые выступают на юмористических концертах;
- стараюсь использовать в особых ситуациях, но если употреблять фразеологизмы часто, это портит речь (мое мнение).
Таким образом, анализ ответов позволил сделать вывод, что основная цель употребления фразеологизмов в речи школьников:
- нужны в речи для связи слов;
- помогают преодолеть недостаток слов;
- делают речь ярче.
Особенно примечательно, что пункт «вообще не употребляю» состоит только из шести ответов. Исходя из этого, можно предположить, что учащиеся в своей речи употребляют фразеологизмы, причем, именно старшие школьники акцентируют свое внимание на выразительности, экспрессивной окраске речи с помощью фразеологизмов.
2. Лингвистический эксперимент представляет собой мини - сочинения на тему «Расскажи об одном из дней школьной жизни». Ребята должны были не только написать сочинения, но и по мере возможности употребить фразеологические обороты. Целью проведения было следующее:
- определить круг наиболее употребляемых фразеологизмов в речи учащихся;
- определить мотивы употребления фразеологизмов в речи;
- выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без фразеологизмов.
Анализ сочинений позволил выделить наиболее употребляемые фразеологизмы в речи учащихся (на примере сочинений учащихся 8 класса).
- Как снег на голову;
- олимпийское спокойствие;
- вешать лапшу на уши;
- подлить масла в огонь;
- засучив рукава;
- сломя голову;
- попасть впросак;
- крокодильи слезы;
- путаться под ногами;
- свалить с больной головы на здоровую;
- делать из мухи слона;
- толочь воду в ступе;
- держать камень за пазухой;
- жить на широкую ногу;
- отложить в долгий ящик;
- белая ворона;
- упасть лицом в грязь;
- голова садовая.
Проанализировав значение фразеологизмов, мы выделили следующие тематические группы.
Фразеологизмы, характеризующие человека:
а) содержащие общую оценку человека:
- белая ворона;
- стреляный воробей;
- тертый калач;
б) положительно или отрицательно характеризующие какие-либо внутренние качества:
- голова садовая;
- душа нараспашку;
- семь пятниц на неделе;
в) характеризующие состояние и поведение человека в определенный момент:
- подлить масла в огонь;
- путаться под ногами;
- делать из мухи слона;
- отложить в долгий ящик и др.;
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Анализируя сочинения учащихся, можно с уверенностью сказать:
-
Старшеклассники более свободно ориентируются в мире фразеологизмов. Не представлено ни одного сочинения, где не было оборота.
-
Культура употребления фразеологизмов старшеклассниками гораздо выше.
-
Стилистическая отнесенность, уместность употребления, эмоциональная окраска в работах десятиклассников достаточно высока.
Заключение
Итак, в работе мы попытались исследовать языковую картину мира современного школьника. Предмет исследования - фразеологизм.
Исследуя полученные в результате анкетирования материал, мы установили, что школьники в повседневной жизни употребляют самые распространенные фразеологизмы, но не знают их происхождения. Было выявлено, что фразеологизм «остаться с носом» трансформировался в сознании школьника, и теперь они придают ему смысл противоположный первоначальному.
Кроме того, нами установлено, что языковая картина мира восьмиклассника и десятиклассника различаются. Старшие школьники понимают важность и многообразие, масштабность употребления фразеологизмов. Они стоят выше бытового уровня, пытаются прикоснуться к глубине языка, к неизвестному языковому пространству.
В их речи мы замечаем употребление фразеологизмов библейского происхождения, античного и исконно-русских.
Восьмиклассники относятся к фразеологизму как к временному явлению в их речи, но часть ребят все-таки считает его необходимым «для связи слов», «для выразительности».
Вместе с тем нами отмечено: чем старше становятся школьники, тем осознанней относятся к своей речи, тем языковая картина мира шире и многообразней.
Работая над этой темой, мы пришли к выводу, что школьникам необходимо разграничивать различные по стилистической окраске лексические пласты, правильно выбирать языковые средства, в полной мере интересоваться историей языка и этимологией слов и выражений.
Для этого необходимо не только видеть огромный пласт лексики - фразеологию, но и анализировать живую речь, развивать рефлексию на свою и чужую речь.
Список
1.В.В.Бабайцева.Русский язык.Теория.5-9 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений- М.:Дрофа,2007.
2. В.В.Виноградов. Русский язык. М.: «Высшая школа», 1972.
3. Э.А.Вартаньян. «Путешествие в слово», М.: Просвещение, 1982.
4. Б.А.Ларин. «История русского языка и общее языкознание», М.: «Просвещение»,1977.
5. А.И.Молотков. Фразеологический словарь русского языка М.: «Советская энциклопедия», 1968.
6. Д.Э.Розенталь. Современный русский язык. М.: «Высшая школа», 1976.
17