- Учителю
- Конспект урока Стихотворение В.В. Маяковского Необычайное приключение... (7 класс)
Конспект урока Стихотворение В.В. Маяковского Необычайное приключение... (7 класс)
Открытый урок - практикум (7 класс)
по технологии критического мышления
Стихотворение Владимира Владимировича Маяковского
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
(Тема поэта и поэзии)
Дата проведения урока:
Количество присутствующих на уроке: ________человек.
Количество учащихся: _________человека.
Цель: погружение в поэтический мир поэта, способствующее воспитанию нравственных основ личности и развитию образного мышления, восприятия искусства слова.
Задачи:
-
формирование умений анализа поэтического текста;
-
формирование и развитие общеучебных действий;
-
развитие устной и письменной речи, освоение литературоведческих терминов;
-
воспитание внимания к поэтическому слову, его образности, развитие эстетического чувства в понимании и восприятии словесного искусства;
-
создание благоприятной эмоциональной атмосферы урока.
Тип урока: комбинированный (повторение материала и изучение нового).
Технологии: технология развития критического мышления
Средства наглядности: учебник, распечатанные тексты, тетради.
Формы организации обучения:
-
фронтальная;
-
частично-групповая;
-
индивидуальная.
Использованные методики:
-
эмоционального погружения;
-
объяснительно-иллюстративная;
-
репродуктивная с выполнением самостоятельной работы;
-
ассоциаций;
-
проблемного изложения материала;
-
поисковая;
-
элементы игровой методики.
ХОД УРОКА
1. Работа над заголовком. Прогнозирование.
- Прочитайте внимательно название произведения, которое мы сегодня будем анализировать.
О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении?
(О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.)
- Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?
(Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.)
Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты.
2. Работа с текстом. Восприятие и истолкование.
Послушайте внимательно стихотворение.
- Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?
- О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль?
(Это стихотворение - о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу.)
------ таблица в тетрадь реальное и фантастическое ---------Акулова гора
Дача Румянцева
Пригорок Пушкино
Закат
Жара
Июль
Усталость
Рисование плакатов
140 солнц
Дыра для солнца
Приглашение солнца на чай
Беседа с солнцем
Солнце заговорило басом
Плечо солнца
Двустволка солнца
- Прочитайте выразительно (по ролям) стихотворение. Подумайте: какую картину рисует автор и какие приемы помогают ему в этом?
(Автор использует гиперболы (в сто сорок солнц закат пылал) и метафоры (закат пылал). Они помогают автору передать невыносимость жары. Для этого он повторяет слово жара, добавляя: Жара плыла.)
- Обратимся к лексике стихотворения…
- Как поэт называет Солнце?
------------- инсерт (кластеры) ---------работа с текстом на листе---------усл. знаки----
--------------на рабочем листе---------- таблица «понятий ЗХУ --------
(Значения заранее записаны на доске, или кто-то из учеников работает со словарем.)
Плыла -
1. Передвигаться по поверхности воды или в воде.
2. Плыть на судне или ином плавучем средстве.
3. перен. Плавно двигаться или плавно распространяться.
4. перен. Представляться взору движущимся или кружащимся.
5. Переливаться через край.
- В каком значении употреблено здесь слово плыла? Какой образ помогает создать это слово?
(Что-то зыбкое, едва колышущееся медленно надвигается и заполняет собой все вокруг.)
- Как в этой части представлено солнце? Его работа?
(Солнце названо нейтрально, а его работа - это медленный, постоянный, утомительный и однообразный труд (и день за днем. Спускалось солнце каждый раз, медленно и верно, завтра... снова вставало). Оно медленно спускается в дыру, чтобы завтра снова мир залить.)
- Обратимся к толковому словарю за объяснением значения слова залить.
Залить -
1. Покрыть сплошь водой или иной жидкостью.
2. Испачкать жидким.
3. Потушить водой.
4. Наполнить что-нибудь жидким, густеющим, твердеющим.
5. Налить, наполнив что-нибудь.
- В каком значении автор использует в своем стихотворении глагол залить?
(Залить - покрыть сплошь. Слово в данном значении помогает автору передать полноту дейст-вия. Жара проникла всюду, от нее нет спасения. Два образа - жара плыла и залить мир - проникают друг в друга. Жара плывет, чтобы залить мир.)
- Какое чувство возникает у человека во время такой жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения?
(Он разгневан, зол и срывает зло на солнце.)
- Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части?
(Автор называет его дармоедом, занеженным в облаках. Он сетует на то, что ему (герою) некогда отдохнуть. Тяжесть своего труда он передает с помощью фразеологизма ни зим, ни лет, т.е. без
отдыха. Автор-герой настолько разгневан, что чувство свое выражает с помощью просторечных слов: Слазь!, шляться в пекло.)
- Нет ли другого чувства у героя?
(Он сменил гнев на милость и обратился к солн-цу с просьбой зайти к нему в гости. И здесь он называет солнце вежливо - златолобо.)
- Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны?
(Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать комический эффект.)
(На доске записано определение слова каламбур - прием, основанный на звуковом сходстве слов или словосочетаний, различных по значению, игра слов. Используется для создания комического эффекта.)
- Одинаковы ли по значению слова заходить в следующем отрывке:
«...чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»?
Объясним значения этих слов.
Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это - приглашение в гости.
Обратимся к толковому словарю за подтверждением.
Зайти -
1. Побывать где-нибудь, посетить кого-нибудь.
2. Прийти куда-нибудь за чем-нибудь, чтобы взять с собой.
3. Подойти не прямо, обходя со стороны.
4. Идя, попасть куда-нибудь недалеко, за какой-нибудь предел.
5. Возникнуть, начаться.
- Найдите в тексте еще примеры каламбура. Для чего он используется?
(В словах солнца Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье! каламбур помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя - важное солнце.)
- Как передан испуг поэта? Чем он вызван?
(Восклицательные предложения (Что я наделал! Я погиб) передают неподдельный страх поэта, вызванный необычным гостем. А гипербола усиливает ужас поэта: какое-то чудовище шагает к поэту, раскинув луч-шаги. Гость вваливается. Метафора солнца масса создает образ большого, массивного гостя, от которого не спрячешься: он проник в окошки, в двери, в щель.
Испуг поэта также проявляется в обращении к солнцу, он теперь называет его светило, подчеркивая уважение к нему.)
- Что создает автор с помощью стилистически сниженной лексики:
Черт дернул дерзости мои
Орать ему...?
(В этих словах слышится осуждение самого себя за несдержанность. И теперь герою придется за свою грубость поплатиться. Он понимает это, поэтому ретируется, садится на угол скамьи: Боюсь - не вышло б хуже!)
- В чем смысл разговора поэта с солнцем? Как в этой части решается вопрос об изнеженном дармоеде? В каком лексическом значении использует автор слово светить?
Светить -
1. Излучать свет.
2. Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно.
3. Казаться привлекательным, заманчивым.
(Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.)
- Как меняются взаимоотношения героев?
(Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет товарищем. У них одна цель.)
- В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение?
(Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе мира, чтобы искоренить это черное.)
- Как звучат последние строки:
Стена теней, ночей тюрьма...?
- Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэ-зии?
(Развернутые метафоры Стена теней, ночей тюрьма, двустволка солнц помогают увидеть конец серого мира благодаря поэзии, освещающей путь человечеству. Поэтому в данной части так много светлого, сияющего: двустволка солнца, сияй, во всю светаю мочь, светить.)
- Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение?
(Кутерьма - суматоха, беспорядок. Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией жизни, несущий жизнь, свет.
Трезвонится - звонит во все колокола.
Эти слова помогают раскрыть идею стихотворения: поэзия должна быть солнцем, а поэт должен не только освещать, но и звонить во все колокола о радости или беде народной.)
- Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского?
(В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для создания комического эффекта. И все это - для выражения основной мысли стихотворения.)
Диаманта-------------------- Солнце - тьма
Закат - рассвет
День - ночь
Труд - лень
Свет - темнота
3. Заключение.
- Понравилось ли стихотворение? Что особенно понравилось? Какое настроение после урока?
Хайку------------трёхстишие
4. В качестве домашнего задания
можно предложить работу по карточкам.
Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского.
В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющиеся обороты _______ говорят о необыкновенной жаре этого лета.
Почему Маяковский выбирает метафору Жара плыла? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце _______, где слово залить имеет значение (какое?) _______.
Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие _______. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______.
Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) _______. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости - _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова гони: ________.
Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни - быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы рухнула _______, чтобы во всем мире _______.
-
Домашнее задание.
Вы прочитали словосочетание жара плыла. Как вы представляете себе этот образ? попробуйте изобразить на рисунке, аппликации (или передать устно),
наизусть отрывок(понравившиеся строчки),
-
Подведение итогов. Комментирование оценок
Это стихотворение построено как описание встречи и разговора человека-поэта и солнца. Встреча и разговор описаны так, что событие кажется правдоподобным. Солнце и поэта объединяет важность и трудность их работы. Это доводит поэта до взрыва. И вот случается эта фантастическая встреча. Но в разговоре поняв, что между Поэтом и Солнцем много общего, и похоже их призвание, оба продолжают разговор уже по душам. Как бы ни было трудно призвание, но уж если ты взялся за дело, иди до конца. Вот откуда в конце такой поэтический лозунг.