7


  • Учителю
  • Конспект урока по литературе в 8 классе по учебнику «Дом без стен» авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ И ЕГО ФИЛОСОФСКАЯ ПОВЕСТЬ «СТАРИК И МОРЕ»

Конспект урока по литературе в 8 классе по учебнику «Дом без стен» авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ И ЕГО ФИЛОСОФСКАЯ ПОВЕСТЬ «СТАРИК И МОРЕ»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок по литературе в 8 классе по учебнику «Дом без стен» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой

ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ И ЕГО
ФИЛОСОФСКАЯ ПОВЕСТЬ «СТАРИК И МОРЕ»

(2 часа)

Цели: познакомить с основными фактами биографии и творчества писателя; помочь учащимся раскрыть философский характер повести; донести до их сознания, что человек и жизнь - главная проблема повести.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица), анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения.

М/к: приобретать навыки работы в группе (договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению, уметь высказывать свои суждения, слушать других).

ЛР: Познакомиться с биографическими фактами писателя, раскрыть философский характер повести.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг писателя, иллюстрации героев произведений писателя.

Методические приемы: вступительное слово учителя, обмен мнениями о прочитанной книге (чтение 2-3 отзывов), сообщение-исследование, работа в группах, сочинение-миниатюра, литературоведческая справка.

Словарная работа.

«Телеграфный» стиль - такой вид повествования, в котором очень важен подтекст. За лаконизмом, внешней простотой фраз скрываются глубина переживаний и внутренний лиризм.

Принцип «айсберга» - суть этого принципа состоит в том, что в тексте остается лишь минимум информации, остальное должен понять и почувствовать читатель, сопереживающий героям. Сам Хемингуэй в своем рассуждении о «правиле айсберга» высказал такую мысль: «Если писатель хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить многое из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует все опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды» («Смерть после полудня»).

Ход урока. Оргмомент.

I. Вступительное слово учителя. Открытие нового знания

Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961) - один из наиболее значительных американских писателей. Родился в семье врача в Оук-Парк, расположенном недалеко от Чикаго. Окончив среднее учебное заведение, Хемингуэй уехал в Европу в составе автоколонны Красного Креста. В 1918 году он был тяжело ранен на итало-австрийском фронте. После войны Хемингуэй работал репортером в Европе и на востоке. С начала 20-х годов, живя в Париже, он начинает писать художественные произведения. Они были посвящены теме «потерянного поколения», молодым людям, жизнь которых искалечила война («Прощай, оружие!»). В это время он изображает героев одиночек, вырванных из общества и мучительно переживающих бессмысленность своей жизни. Уже в ранних произведениях начинает формироваться гуманистическая позиция писателя. Угроза фашизма, нависшая над Европой, заставляет писателя искать новых героев. Сам он принимает активное участие в антифашисткой борьбе испанцев против генерала Франко и восхищается мужеством простых людей. Он пишет роман «По ком звонит колокол», герой которого, американец Роберт Джордан, обретает подлинный смысл жизни и настоящую любовь, защищая гуманистические ценности человечества.

Во Франции в 1923 году выходит первый его сборник рассказов "Tree Stories and Ten Poems". Затем в США выходит "in my home". В 1926 году выходит в свет его полноценный роман "TheSun Also Rises", в переводах на русский был в двух вариантах: И восходит солнце" и "Фиеста". Многие его первые произведения были посвящены войне, о которой он знал не понаслышке. В этих рассказах и романах он заново переживал те времена, когда в прямом смысле слова ходил под пулями и один раз даже не сумел избежать судьбы. Многие из его произведений биографичны и полубиографичны, например Зелёные холмы Африки.

В 1929 году вышел известный роман автора "Прощай Оружие!". После этого писатель покупает рыболовецкий баркас и с полным восторгом ходит в море. Это и послужило написанию самой знаменитой книги "Старик и море" (The Old Man and the Sea, 1952). В 1954 году Хемингуэй становиться лауреатом Нобелевской премии по литературе именно за эту повесть, которую всемирно признали шедевром.

Эрнест Хемингуэй выработал очень интересный стиль письма. В его книгах очень много разговорной речи, много юмора, простоты, душевности и ясности мысли. Это замечают все, кто когда либо брал в руки его книги. Читая Хемингуэя, - про что бы он ни писал, про самое казалось бы, разное, - неизменно чувствуешь его ненависть к людскому одиночеству, его стремление выйти, выдраться из этого одиночества к друзьям, к женщине, к делу, соединяющему между собой людей, даже когда это дело - война и где-то в финале обещает тебе смерть.

Жизнь Хемингуэя…Это - другие страны и новые люди, столкновение горечи и страстей, любовь и ненависть, сила и мужество, успех и поражения, мужчина и женщина, друзья и враги, жизнь и смерть.

Чтобы понять это и понять жизнь Хемингуэя мы читаем его произведения, мы видим в его героях самого автора.

И поэтому вспоминая его слова: «Мужчина не имеет права умереть в постели. Либо в бою, либо пуля в лоб», понимаем почему Хемингуэю не оставалось другого выхода, как самому уйти из жизни. Он никогда не мыслил своей жизни без творчества, без посещения далеких стран и встреч с новыми людьми.

Прочитав любое из его произведений, хочется собрать все его романы и рассказы и перечитать их по несколько раз. Этим он и запомнился любителям литературы всего мира.

(Сообщение ученика о произведениях писателя)

Романы

1926 год - Вешние воды

1926 год - И восходит солнце (Фиеста)

1929 год - Прощай, оружие!

1937 год - Иметь и не иметь

1940 год - По ком звонит колокол

1950 год - За рекой, в тени деревьев

1952 год - Старик и море (повесть)

1961 год - Лев мисс Мэри

1970 год - Острова в океане

1986 год - Сады Эдема

1999 год - Предрассветная правда Сборники

1923 год - Три истории и десять поэм

1925 год - В наше время

1927 год - Мужчины без женщин

1933 год - Победитель не получает ничего

1936 год - Снега Килиманджаро

1938 год - Пятая колонна и первые 49 рассказов

1969 год - Пятая колонна и четыре рассказа о Гражданской войне в Испании

1972 год - Рассказы о Нике Адамсе

1987 год - Сборник коротких рассказов Эрнеста Хемингуэя 1995 год - Эрнест Хемингуэй: Собрание сочинений

II. Реализация домашнего задания.

1. Чтение 2-3 отзывов и обмен мнениями о прочитанной повести «Старик и море». (Одно из таких представлено вниманию)

Книга просто потрясающая! Бралась я за нее с неохотой, а в конце чуть не плакала. Не знаю, что меня заставило так переживать зa судьбу одинокого старика. Скорее всего, его привязанность к мальчику и огромная любовь к морю.

Оказавшись в безбрежном океане воды, он думает о рыбах, звездах, о самом море. Из людей же он вспоминает только мальчика. Старше одинок на суше, а в море у него есть друзья и враги, в море у него есть жизнь, которая напоминает ему о молодости, пробуждается у него гордость, которая засыпает на берегу. В море старик счастлив. Оно не всегда покорное и ласковое, но старик любит его и таким.

«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Прочитав такие слова, начинаешь понимать, что эта книга не только об исключительном человеческом мужестве. Жизнь Сантьяго, его борьба за существование утратили бы свое значение, если бы он действительно был одинок. В повести старику сопутствует мальчик Манолин. Ребенок необычайно трогательно заботится о старике, видя в нем не только учителя, но и друга. Как внимателен Маноло после одной из многократных попыток «добыть что-нибудь в море». Он поддерживает в нем веру в свои силы, ведет его в рыбацкое кафе, чтобы угостить пивом. Без излишнего самолюбия Сантьяго принимает эти знаки внимания от подростка.

Ну что же, - говорит он. - Ежели рыбак подносит рыбаку...

Сантьяго оказался победителем даже в своем поражении.

Они одолели меня, Манолин, - сказал он об акулах. - Они победили.

Но сама-то она ведь не смогла тебя одолеть! Рыба ведь тебя не победила!

Когда-то Хемингуэй говорил, что он пытался «дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, и настоящих акул». И писателю это удалось!

Какая потрясающая книга!!!

III. Актуализация знаний. Беседа по содержанию повести Э. Хемингуэя «Старик и море».

  • Объясните смысл названия повести.

  • Попытайтесь «отгадать» из разговора старика и мальчика замысел повествователя.

(«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».)

  • Определите тему произведения.

(Тема солидарности, взаимопомощи, единения людей, а не oдиночества, как кажется на первый взгляд.)

  • Почему такое большое место занимает диалог?

  • А какова роль монолога?

  1. Сообщение-исследование «Роль диалога и монолога в повести Хемингуэя». (Заранее даётся задание учащемуся)

С появлением первых рассказов Хемингуэя критика обратила внимание на исключительно большое место, которое занял и в его произведениях диалог. Он вытеснил описания, авторские характеристики героев, «драматизировал» прозу Хемингуэя. Наряду с этим поражала односложность хемингуэевского диалога, его нарочитая лексическая опрощенность. Герои Хемингуэя говорят обыденным языком. В их речи нет поэтической метафоричности. Однако этой кажущейся опрощенностью угадывается живая, трепещущая мысль, которая как бы не ложится в слова, оставаясь в «подтексте» произведения. Расшифровать подтекст можно лишь хорошо осмыслив нравственное состояние героя, который как бы таится от собеседника, а подчас бежит и от себя самого. Вспомните, как в начале произведения старик и мальчик обманывают друг друга, будто они не верят друг в друга.

У Хемингуэя диалог осложняется тем, что его персонажи говорят о самых различных вещах, «перескакивая» с одной темы другую. По этому же принципу построены и монологи. Нельзя забыть воспоминания старика, увлеченного ловлей рыбы, о бейсболе, жизни, одиночестве («нельзя, чтобы в старости человек остался один...»), о предыдущей ловле, например, «как однажды пойм крючок самку марлина» и как самец не покинул свою «подругу до конца», о своей профессии рыбака, о Ди Маджио, которого он обязательно взял бы в море, ведь у того отец тоже был рыбаком и т. д.

Это происходит невольно, но такая подмена одной темы другой очень важна для Хемингуэя. Она заставляет нас отбрасывать все случайное, наносное, дает возможность за «шелухой» повседневных слов разглядеть истинное движение человеческого чувства.

Преобладание диалога придает особое значение до предела лаконичным описаниям и характеристикам. В наиболее напряженные моменты разговора героев автор «перебивает» его описанием природы. Это же происходит и с монологом: во внутренний разговор старика, а иногда и в разговор с самим собой, автор «вплетает» красоту моря, облаков, наступления ночи и утра. Это яркий пример стиля писателя.

Хемингуэй отказывался от метафорических образов, не сравнимая, не сопоставлял явления природы, не искал поэтических уподоблений. Он стремился передать прямое значение слова, сделать описание предельно «осязаемым».

  1. Литературоведческая справка о стиле писателя.

(Вводятся термины.)

«телеграфный стиль», «принцип айсберга»

  1. Работа в группах.

Найдите описания и докажите своеобразие стиля Хемингуэя.

Первая группа - старика.

Вторая группа -моря.

Третья группа - «большой благородной рыбы».

Четвертая группа -акул.

Пятая группа-черепах.

Шестая группа-неба, облаков.

IV. На следующем этапе урока предлагается написать сочинение-миниатюру на тему: «Можно ли назвать старика Сантьяго счастливым человеком?».

Обсуждение написанного, корректировка. Оценка своей работы по алгоритму самооценки.

Заключительное слово учителя

Сантьяго - «необыкновенный старик» и поистине счастливый человек. Море для старика - открытая книга. Это его мир, который он знает и любит. Он «уважает» большую рыбу, называет ее своим братом и гордится победой над ней. Он чувствует дыхание океана, жизнь птиц и морских обитателей. Даже акулы для него обладают своим характером: одних он уважает, других - презирает. Он как святой апостол Петр из Евангелия, которому Иисус предложил оставить рыбалки, чтобы стать «ловцом душ человеческих». Сантьяго не смог довести до берега «большую рыбу», но он поймал её, доказав, что он «необыкновенный» старик, и завоевал душу Манолина.



Домашнее задание.

Письменно ответьте на вопрос: «Что символизируют «выходящие на берег львы», снящиеся старику?» или «Почему писатель завершает свое произведение описанием американских туристов?».






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал