- Учителю
- Приложение к билетам экзамена по дисциплине 'Русский язык' для студентов СПО
Приложение к билетам экзамена по дисциплине 'Русский язык' для студентов СПО
Приложение к билету № 1
...Что такое язык... для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли... Отсюда ясно1, что, чем богаче3 тот материал, те формы для мысли, которые3 я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом - и, уж конечно, тем буду умнее. <...> Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче3 выразим на нем нашу мысль.4 <...>
Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей Арины Родионовны. Выражение «обучиться языку» особенно идет к нам, русским, потому что мы, высший класс, уже достаточно оторваны от народа, то есть от живого языка (язык - народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!). Но скажут: уж если пришлось «обучаться» живому языку, то ведь
все равно, что русскому, что французскому2, - но в том-то и дело, что русский язык русскому3 все-таки легче... Чтобы усвоить русский язык, надо <...> уже в школе непременно заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен - из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка, - и именно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть.
(Ф. Достоевский.)
-
Прочитайте отрывки из «Дневника писателя». В чем видит Достоевский назначение слова? Какие советы дает писатель тем, кто хочет хорошо усвоить родной язык?
-
Докажите, что это текст публицистического стиля.
-
Объясните значение слова ретроградство (в каком значении оно употреблено в тексте?).
-
Понаблюдайте, в каких значениях употребляются в тексте слова-омонимы язык.
-
Докажите, что слово - многозначное слово.
-
Найдите примеры употребления сравнительной степени прилагательных и наречий, укажите среди них грамматические омонимы.
-
Какова роль в тексте вводных слов? Подберите синонимы к слову бесспорно.
-
Составьте схему последнего предложения первого абзаца.
-
Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Приложение к билету №2
Перед Пушкиным была очень разнообразная языковая действительность: наречия сословные, профессиональные, областные. Соотнести все это, выделить ценное, слить в единое целое - поистине титанический труд, требовавший огромных знаний и гениальной интуиции.
Как и в других областях, здесь проявляется соединение пушкинского ума и чутья с точным знанием явлений. Он хорошо знает, как говорят различные слои населения Москвы и Петербурга, псковской и нижегородской провинций, южных областей России, Приуралья - всех мест, где довелось ему побывать в многочисленных путешествиях по России.
В пестрой языковой стихии он находит несколько ориентиров: употребляемость слов и выражений, их необходимость, их свойственность русскому языку, их образность и емкость. Все более как основу ценит он народную речь, которая объединяется для него с языком народных песен, былин и сказок: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка. Результат этого чтения виден в сказках самого поэта.
Сохраняя все, что накопила литературная традиция к его времени, он видит перспективу развития литературного языка в его соединении с простонародностью. Бытовая речь с середины 20-х годов XIX века большим слоем входит в его поэзию, а в 30-х широко используется в его прозе.
«Истинный вкус, - говорил он, - состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого- то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Этим «вкусом», языковым чутьем, поэт обладал в высшей степени.
(Д. Самойлов.)
1. Определите тему, основную мысль текста.
2. Объясните значение слов интуиция, ориентир, стихия.
Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств (лексический, грамматических) предложения, абзацы связаны между собой?
4. Подберите синонимы к прилагательным титанический, гениальный. Чем различаются слова, входящие в синонимичный ряд?
5. Замените во втором предложении причастный оборот синтаксическим синонимом - придаточным определительным предложением. Составьте схему сложного предложения, отразив в ней грамматические основы предложений.
6. Объясните орфограммы (сгруппируйте их).
7. Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
8. Расскажите о различных способах цитирования, используя высказывания Пушкина, включенные в текст.
9. Произведите на материале текста разные виды разбора.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из статьи поэта Давида Самойлова (двух-трех абзацев).
Приложение к билету №3.
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальный вой.
Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»
(А. Пушкин.)
-
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Какое настроение надо передать при чтении?
-
Какие слова повторяются в тексте? Какова роль лексического повтора?
-
Понаблюдайте за тем, как повторяются в первой строфе звуки [ч], [с], [р]. Какая картина возникает перед нами?
-
Найдите в тексте контрастные образы тьмы и света, грусти и... состояния иного (когда печаль светла). Как эти образы помогают нам понять настроение, состояние лирического героя?
-
Обратите внимание на однокоренные слова: дороги, дорожный; светит, светло; лучинушка, лучина. Произведите морфемный разбор двух-трех слов.
-
Выпишите словосочетания с прилагательными (обратите внимание на порядок слов в тексте). Какие прилагательные являются постоянными эпитетами, часто встречающимися в произведениях народного творчества? Какие языковые особенности стихотворения сближают пушкинский текст с народными песнями, убеждают в том, как дороги, близки поэту «родные звуки»? Произведите синтаксический разбор одного из словосочетаний.
-
Сравните: хладно - холодно. Какова стилистическая окраска слова хладно? Какие еще стилистически окрашенные слова встречаются в пушкинском тексте? (Обратитесь к словарю.)
-
Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.
-
Какова роль в тексте предложений с обращениями? Объясните знаки препинания в этих предложениях.
-
10. Прокомментируйте постановку двоеточия. Подготовьтесь рассказать об основных случаях постановки двоеточия в простых, сложных предложениях и в предложениях с прямой речью. Приведите примеры.
11. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
Приложение к билету №4.
Это были поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданно красивое место, - всегда стремишься обежать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернется перед тобою сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на нее очарованный, а потом счастливо обежишь ее всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует.
Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной, и читать ее было неловко... Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично все, о чем говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою легкой и приятной... Какое это счастье- быть грамотным!
Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память: лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну.
(М. Горький.)
-
Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка.
-
Какие средства художественной изобразительности используются автором?
-
Найдите ключевые слова. Озаглавьте текст.
-
Объясните, почему данный отрывок можно считать связным текстом.
-
С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) автор передает свое отношение к поэзии Пушкина?
-
Выпишите несколько словосочетаний с наречиями. Произведите разбор одного из словосочетаний.
-
Подберите синонимы и антонимы к наречиям сразу, долго, тихо, счастливо.
-
Найдите в тексте односоставные предложения. Какова их роль?
-
Объясните орфограммы и пунктограммы (сгруппируйте их).
-
Составьте схему первого предложения во втором абзаце.
-
Произведите разные виды разбора.
-
Выпишите из последнего предложения несколько словосочетаний, произведите разбор одного из них.
Приложение к билету №5
Пушкин неопровержим и бесспорен, как, может быть, никто из писателей.
Попробуйте обнаружить какое-то несоответствие или хотя бы недостаточную убедительность в созданных им образах...
Нет, повсюду Пушкин ясен до конца, повсюду - бесспорен.
Пушкин еще и потому не только Поэт, но и Поэзия, что он смог выразить духовный потенциал нации.
...Недаром темною стезей
Я проходил пустыню мира,
О нет, недаром жизнь и лира
Мне были вверены судьбой!
Действительно, вряд ли кто-либо из поэтов имел для своей страны такое же значение, как Пушкин для России...
Да, Пушкин мог совершить все то, что он совершил, обладая безусловной гармонией между словом и смыслом. Трудно, попросту невозможно представить себе эту гармонию более полной, чем у Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг...
Когда такая гармония достигнута, возникает истинное пророчество, тогда и совершается само открытие.
(С. Залыгин.)
-
Докажите, что это текст публицистического стиля.
-
Какова стилистическая окраска слов лира, стезя, пророчество?
-
Объясните значение слов гармония, парадокс.
-
Каково значение вводных слов действительно, может быть? Определите их роль в тексте.
-
Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
-
Составьте схему последнего предложения.
-
Какова роль в тексте междометия о, слов да, нет?
-
Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип.
-
Произведите на материале текста разные виды разбора.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Приложение к билету №6
Пушкин... Как говорить о нем? Говорить о нем можно по праву любви, и только любви... Любовь к Пушкину входит в нас с детства.
Это больше, чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему3 такого поэта. Россия немыслима без Пушкина...
Тайна пушкинского гения1 не перестает и никогда не перестанет приковывать6 к себе внимание людей всего мира.
Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось2 в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет.'1 Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным. Новый опыт людей подскажет новое прочтение Пушкина, раскроет доселе5 неизвестные особенности его наследия. Пушкин развивается и движется вместе с жизнью. Он существует в настоящем, и принадлежит будущему5.
Судьба Пушкина - и отдельная судьба, и судьба народная. Пушкин - человек в его высших духовных проявлениях. <...> К нему не зарастет «народная тропа». Его, «как первую любовь, России сердце не забудет»...
(Л. Озеров.)
-
Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
-
Подберите синонимы к словам доселе, будущее. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?
-
Объясните значение слов иллюзия, наследие, гений .(Обратитесь к словарям.)
-
Каковы тема, основные мысли текста?
-
Озаглавьте текст (подберите разные варианты названия).
-
Найдите в тексте односоставные предложения. Подготовьтесь рассказать о типах односоставных предложений в русском языке.
-
Укажите предложения, в которых используется частичное цитирование. Какова роль цитирования в этом тексте?
-
Составьте схему первого предложения третьего абзаца. Придумайте предложения, соответствующие этой схеме.
-
Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из этого текста?
-
Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Приложение к билету №7
Пушкин был первым, кто признавал и поощрял малейшие ростки литературного дарования, и все его современники - поэты и прозаики: Жуковский, Кольцов, Дельвиг, Гоголь, Баратынский, Давыдов, Погодин - имели счастье пользоваться его одобрением и расположением.
Всякий чужой успех, всякое хорошее стихотворение, всякое богатство духа в другом - ему в радость. И его друзья сумели нам трогательно поведать о его верности...
Его интеллект нередко просто поражал его друзей и современников.
Жуковский сказал как-то Гоголю: «Когда Пушкину было восемнадцать лет, он думал как тридцатилетний человек; ум его созрел гораздо раньше, чем характер».
...Можно сказать и о его памяти: в ней оставалось только самое верное, самое необходимое и вечное, неистинное в ней не сохранялось.
Поэт Жуковский рассказывает, что Пушкин мог без запинки повторить только что услышанные строфы чужого стихотворения; если же он забывал какую-либо строку, Жуковский уже знал, что строка была неудачной.
(И. Ильин.)
-
-
Определите тему, основные мысли текста. Докажите, что это текст.
-
В каком значении употребляются слова расположение, трогательно?
-
Объясните подчеркнутые орфограммы.
-
Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
-
Составьте схему последнего предложения.
-
Произведите разные виды разбора.
-
Подготовьтесь к пересказу текста.
-
Замените предложение с прямой речью синонимичной конструкцией - предложением с косвенной речью. Составьте схему сложного предложения. Сопоставьте грамматические синонимы.
-
Выпишите из текста несколько словосочетаний с разными видами подчинительной связи. Произведите разбор одного из словосочетаний.
-
Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
-
Приложение к билету №8
Великие художественные создания Пушкина были плодом не только его гения, его высокой культуры и богатого жизненного опыта, но и упорного труда. Это отметил Лев Толстой. «Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения, - заметил он однажды. - Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко». Пушкин ценил и уважал «постоянный труд, без коего, - говорил он, - нет истинно великого».
По отзыву Вяземского, в Пушкине «глубоко таилась охранительная и спасительная нравственная сила... Эта сила была любовь к труду, потребность труда, неодолимая потребность творчески выразить, вытеснить из себя ощущения, образы, чувства, которые из груди его просились на свет божий и облекались в звуки, краски, в глаголы очаровательные и поучительные. Труд был для него святыня, купель, в которой исцелялись язвы, обретала бодрость и свежесть немощь уныния, восстанавливались расслабленные силы. Когда чуял он налет вдохновения, когда принимался за работу, он успокаивался, мужал, перерождался...»
(С. Петров.)
-
Определите тему, основную мысль текста.
-
Понаблюдайте за употреблением в тексте синонимов труд и работа. Выпишите словосочетания с этими словами. Какова роль синонимов в тексте?
-
Выпишите из текста ключевые слова.
-
Озаглавьте текст.
-
Как вы понимаете значение слов вдохновение, святыня, купель? (Обратитесь к словарям.)
-
Объясните знаки препинания при цитировании. Какова роль цитирования в этом тексте?
-
Составьте схемы двух-трех сложных предложений.
-
Произведите разные виды: разбора.
-
Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Приложение к билету №9
...Если б не Пушкин, не Лермонтов, не деяния десятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой, если б не музыка Бетховена, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Баха, Верди иль Вагнера, не бессмертные полотна Тициана, Рафаэля, Гойи, Нестерова или Рембрандта, человечество давно бы одичало, опустилось на четвереньки и уползло обратно в пещеры, тем более что его все время неодолимо тянет туда...
Со «Сказки о рыбаке и рыбке», со стихотворения «Буря мглою небо кроет», с колыбельной песни матери, с вешнего цветка, улыбнувшегося нам на зеленой поляне, с вербочки, распустившейся к Пасхе, с тихого слова молитвы, с музыки, звучащей поутру от полета мотылька, от пенья пташки, от всего того, что бытует, дышит и радуется вокруг нас, исходит защита от зла, и слушать бы нам повнимательней и видеть зорче земную доброту, внимать Пушкину, в нас поселившемуся с детства...
За Пушкиным путь наш, за ярким факелом его жизни, за мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и обогатившими человеческую жизнь.
(В. Астафьев.)
-
-
Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
-
Каковы тема, основные мысли текста?
-
Виктор Астафьев озаглавил свою статью о Пушкине так: «Он не даст нам сбиться с пути». Объясните смысл этого названия. Как можно по-другому озаглавить этот текст?
-
Какие слова употребляются в переносном значении?
-
Как вы понимаете слова путеводное слово его'!
-
С помощью каких языковых средств автор передает свое отношение к искусству, к природе?
-
Найдите в тексте антонимы. Какова их роль?
-
Подберите синонимы к глаголу внимать. Чем различаются слова, входящие в ряд синонимов?
-
Произведите на материале текста разные виды разбора.
-
Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
-
Приложение к билету №10.
Когда читаешь пьесы Островского, создается впечатление, что действующие лица сами говорят, а драматургу остается только записывать за ними. Однако рукописи Островского неопровержимо свидетельствуют о том, что драматургу не раз приходилось как бы «переспрашивать» своих героев, прежде чем окончательно зафиксировать реплику, которая теперь кажется нам единственно возможной.
Кабанова провожает сына в путь. По русскому обычаю перед отъездом все должны посидеть. «Присядем», - говорит Кабаниха. Может она так сказать? Безусловно. Но драматургу мало, чтобы она могла так сказать, ему важно, как она должна сказать. Реплика «Присядемте» вычеркивается из рукописи «Грозы», и появляется новая реплика, которую мы все знаем: «Садитесь все!» Насколько точнее и ярче эти слова, этот оборот речи характеризует властный и деспотичный «образ выражения» Кабанихи.
В «Грозе» Катерина в ответ на слова Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» - первоначально говорила: «Я не умею так-то». Драматург вычеркивает эту реплику и вписывает другую: «Не хочу я так». Другой нюанс? Пожалуй, это больше чем нюанс. Одно дело - «не умею», другое - «не хочу». Катерина именно не хочет так. И прямо, гордо об этом говорит; это соответствует ее характеру, ее «образу выражения» куда больше, чем уклончивое «не умею».
Так Островский добивается не только социальной, но и глубокой индивидуальной характеристики персонажей.
(Е. Холодов.)
-
Определите тему, основную мысль текста.
-
Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) осуществляется связь между предложениями, между абзацами? Какова роль в тексте первого и последнего предложений?
-
Найдите в тексте ключевые слова. Озаглавьте отрывок.
-
Объясните значение слов реплика, нюанс.
-
Подберите синонимы к словам неопровержимо, зафиксировать, деспотичный.
-
Составьте схему второго предложения.
-
Укажите в тексте односоставные предложения, определите их тип.
8. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать
примерами из текста? Придумайте предложения со словами не раз, ни разу.
9. Произведите на материале текста разные виды разбора.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.