- Учителю
- Рабочая программа по литературному чтению ПНШ
Рабочая программа по литературному чтению ПНШ
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
А. ЦЕЛИ
Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности - вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
- духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
- духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
- литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));
- библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных (то есть с короткой строчкой) текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX - начала XXI века.
Б. Общая характеристика учебного предмета
Содержательные линии:
-
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование
Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение ее цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.
Чтение вслух
Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения (от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн - не так, как колыбельная песенка или прибаутка, и т. д.) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).
Чтение про себя
Умение самостоятельно читать текст небольшого объема с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.
Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения)
Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).
Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.
Этическая сторона диалогического общения - использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне - рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.
Письмо (культура письменной речи)
Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).
Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.
Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки (написание писем и поздравительных открыток, формулы вежливости); использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов) - весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2).
Работа с текстом художественного произведения
Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, главные переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т. д.). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.
В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения (этому учащиеся получат возможность научиться); выделять основную мысль текста (этому учащиеся получат возможность научиться); обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.
Работа с учебными и научно-популярными текстами
Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведется в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2).
Формирование библиографической культуры
Умение пользоваться аппаратом учебника (страницей «Содержание» или «Оглавление», системой условных обозначений), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический (без использования термина), жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях (с опорой на систему учебных словарей, входящих в комплект «Перспективная начальная школа», а именно в учебник «Русский язык», часть 2, соответствующего года обучения). Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.
Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение ее элементов, а также практическое освоение жанра аннотации - все эти задачи в комплекте «Перспективная начальная школа» решаются в учебнике «Русский язык» средствами раздела «Развитие речи».
-
Литературоведческая пропедевтика
Представление о фольклорных произведениях (древнее происхождение; существование в устных формах и способность транслировать содержание во времени за счет устойчивости жанровых и сюжетно-композиционных структур, за счет фигуры повтора). Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная и кумулятивная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, заклички, считалки, потешки, колыбельные песенки, пословицы и т. д.). Различение фольклорных произведений (мир общинных ценностей) и авторских произведений (мир индивидуальных переживаний). Представление о жанрах басни и былины как о пограничных жанрах (басни - авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей; былины - фольклорные произведения с элементами конкретно-исторических реалий).
Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, рифма). Различение парной, перекрестной и охватывающей рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы.
Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете и о бродячих сюжетах (без освоения термина «сюжет», вводится термин «история»). Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике.
Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.
Работа с текстами разных видов и жанров литературы
Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружения разного мира ценностей - коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн и т. д.) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности (наличие волшебного мира, а также волшебных предметов и/ или помощников в волшебной сказке; наличие композиции, замыкающей события в круговое движение в докучной сказке; наличие обращения к природному явлению с просьбой о помощи в закличке и т. д.).
Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов (от указания формальных примет -наличия/отсутствия рифмы до понимания разницы создаваемых картин мира - мира внешней событийности и мира внутренних переживаний). Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя) в лирическом стихотворении.
Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)
Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т. д.). Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.
Представление о литературе как явлении художественной культуры (наряду с живописью, скульптурой, мелкой пластикой, прикладным искусством). Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.
-
Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)
Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветовое маркирование).
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Практическое освоение малых фольклорных жанров (загадки, заклички, считалки, небылицы, колыбельные): сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).
Способность устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
-
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества
Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.
Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны).
Литературные авторские произведения
Произведения классиков отечественной литературы XIX- XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть).
Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).
Произведения современной отечественной (с учетом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть).
Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).
В. Место учебного предмета в учебном плане
Программа разработана на основе программы и учебников курса «Литературное чтение» Н.А. Чураковой в рамках УМК «Перспективная начальная школа». Программа 3 класса рассчитана на 136 час, 4 часа в неделю.
Г. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе.В силу особенностей учебного предмета выделяем:
-
Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
-
Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
-
Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
-
Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
-
Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Д. Результаты освоения учебного предмета
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их общекультурного и литературного развития. Выпускник:
• сможет работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной библиотеки;
• накопит опыт понимания того, что литература - это искусство слова, один из видов искусства (наряду с другими видами) и явление художественной культуры;
• получит возможность осознать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия, спрофилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и их обсуждения опыт моральных оценок и нравственного выбора);
• овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений литературы: определением их эстетической ценности и выявлением их нравственного смысла.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающиеся научатся:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
• называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
• рассказывать о любимом литературном герое;
• выявлять авторское отношение к герою;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
• читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;
• самостоятельно читать выбранные книги;
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
• самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
3. Содержание предмета «Литературное чтение» 2 класс (136 ч)
Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки,
заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией - младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.
Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению
вновь и вновь.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Формирование умения адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.
Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:
а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей
эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям
«увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;
б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изо
браженной автором картине целого.
Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.
Формирование умения чтения про себя:
а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;
б) в ходе повторного просмотрового чтения;
в) в ходе выборочного чтения при работе со словарями;
г) в ходе повторного изучающего чтения по уже выделенным
ключевым словам.
Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием.
Формирование умений писать письма, получать письма и отвечать на них в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Формирование умения (начальный этап) выделять в заранее маркированном тексте разные сюжетные линии, разные точки зрения* разнонаправленные (контрастные) переживания.
Развитие умения различать тему и основную мысль текста и живописного произведения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Народное творчество
Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.
Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста). Авторская литература
Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.
Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоту окружающего мира, дружбу, любовь. Представление о том, что для Поэта природа - живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения.
Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук - любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).
Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Формирование библиографической культуры
Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (с опорой на цветовое маркирование).
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Круг чтения
Русские и зарубежные народные и авторские сказки
«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»*, «Петушок - золотой гребешок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Барсук - любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»;
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»*;
Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;
Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», «Почему у Братца Опоссума голый хвост».
Классики русской литературы
Поэзия
Д. Кедрин «Скинуло кафтан…; М. Лермонтов «Осень», «Утёс»; А.С. Пушкин «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
Проза
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»; Л.Н. Толстой «Прыжок», «Акула»; И. Тургенев «Воробей».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты
Поэзия
Я. Аким «Яблоко»*; А. Ахундова «Окно»; Т. Белозёров «Хомяк», «Самое доброе слово»*; В. Берестов «Картинки в лужах»; М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котёнок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка»,
«Улов»*; А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа…», «Мой бедный Шарик…»; А. Екимцев «Осень»; Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»; Б. Заходер «Собачкины огорчения»; С. Козлов «Жёлудь»; Ю. Коринец «Тишина»; А. Кушнер «Что я узнал!»; Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»; В. Лунин «Кукла», «Что я вижу»; Н. Матвеева «Было тихо…»*; С. Махотин «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»; С. Михалков «А что у вас?»; Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…»; Э. Мошковская «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и
бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*; И. Пивоварова «Картина», « Жила-была собака», «Мост и сом»; Г. Сапгир «У прохожих на виду…»; Р. Сеф «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»; П. Синявский «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»; М. Тахистова «Редкий тип»; А. Усачёв «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»; Д. Хармс «Врун»*; Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»; С Чёрный «Что кому нравится»*; К. Чуковский «Федотка»; Г. Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»; М. Яснов «Самое доброе слово», «Ути-ути»; Л. Яхнин «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*; Басё, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трёхстишия (хокку); О. Дриз «Игра», «Стёклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Телёнок», «Доктор», «Обида», «Сто весёлых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»; М. Карем «Ослик», «Повезло!»; Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»; П. Коран «По дорожке босиком»; Во Куанг «Заходите»; Т. Кубяк О гноме-рыбаке»*; Л. Станчев «Осенняя гамма».
Проза
В. Берестов «Как найти дорожку»*; В. Вересаев «Братишка»; С. Воронин «Лесик-разноголосик»*; В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное перо»*; Ю. Коваль «Три сойки»; С. Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Тёплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*; О. Кургузов «Сухопутный или морской?»; Н. Носов «Фантазёры»; Б. Окуджава «Прелестные приключения»; С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»; А. Усачёв «Обои», «Тигр в клеточку»*; Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»; Е. Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны»; Д. Биссет «Хочешь, хочешь…», «Ух!»; А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*; Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
-
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т.д.), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст и т.д.)
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
-
Система заданий, ориентированных на формирование УУД
Личностные УУД
Самоопределение
Система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос».
Часть 1: с. 7, 49, 81, 107, 118, 122, 132, 144, 157.
Часть 2: с. 22, 45, 49, 53, 54, 63, 81, 89, 93, 113-114, 119, 128, 136, 139-140, 149.
А также задания типа «С кем ты соглашаешься? Чья точка зрения тебе ближе?», часть1: с. 21, 40, 78, 99, 152, 160, 166; «Какая выдумка кажется тебе самой интересной? У кого другая точка зрения?», часть 1: с. 69; «Чья история, по-твоему, интересней?», с. 88; «Ты тоже так думаешь? Ты соглашаешься с Мишей?», с. 107, 109, 120, 131, 135, 164, 170-171; часть 2: с. 34, 55, 108, 117, 119-120, 124-125, 152-153, 155, 157, 159, 161, 163, 165-166.
Смыслообразование
• Поэтические и прозаические тексты, посвященные формированию базовых нравственных ценностей (тексты о том, что быть наблюдательным, уметь смотреть на одно явление с разных точек зрения, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями (ценить и понимать их точку зрения), любить и быть любимым - это богатство и ценность):
- проблеме настоящего и ненастоящего богатства: часть 1: В. Драгунский «Что я люблю» (с. 123-126), «Что любит Мишка» (с. 127-132), М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат» (с. 134-138), Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» (138-144);
- проблеме понимания разницы между ложью в корыстных целях и творческой фантазией:
часть 1: Н. Носов «Фантазёры» (с. 66-75); Дж. Родари «Бриф!Бруф! Браф!» (с. 75-77); Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык и уши» (с. 78-81); Б. Окуджава «Прелестные приключения» (с. 81-90); Д. Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь...» (с. 90-92); часть 2: Л. Яхнин «Моя ловушка» (с. 62- 64); Г. Юдин «В снегу бананы зацвели» (с. 64-65),
«Скучный Женя» (с. 66-68), О. Дриз «Телёнок» (с. 69), А.Усачёв «Обои» (с. 69- 73), В. Лунин «Что я вижу» (с. 74-75), Ю. Мориц «Хвостики» (с. 75- 76), «Букет» (с. 76-77);
- теме ценности общения, дружбы, привязанности, любви:
часть 2: С. Махотин «Воскресенье», «Груша» (с. 126, 132-133), М. Бородицкая «Уехал младший брат» (с. 136-138), И. Тургенев «Воробей» (с. 146-147), М. Карем «Ослик» (с. 148-149), М. Бородицкая «Котёнок» (с. 149-150), Э. Мошковская «Кому хорошо» (с. 150-152), В.Драгунский «Друг детства» (с. 153-156), В. Лунин «Кукла» (с.125156- 158), Л. Толстой «Прыжок»(с.161-166), «Акула» (с. 167- 172);
- проблеме разных точек зрения:
часть 2: О. Дриз «Игра», «Стёклышки» (с. 14-15, 20-21), М. Бородицкая «Лесное болотце» (с. 21), В. Берестов «Картинки в лужах» (с. 22), А. Ахундова «Окно» (с. 23-24), А. Усачёв «Бинокль» (с. 24-27), Т. Белозёров «Хомяк» (с. 28), М. Яснов «Хомячок» (с. 29), Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок» (с. 30-32), Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала...» (с. 32-33), А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа...» (с. 33), М. Бородицкая «Вот такой воробей» (с. 34), «Булочная песенка» (с. 36-37), С. Махотин «Местный кот» (с. 34-35), П. Синявский «Федина конфетина» (с. 37), А. Усачёв «Эх» (с. 38), Г. Сапгир «У прохожих на виду...» (с. 39-40), О.Кургузов «Сухопутный или морской» (с. 41-43).
•Поэтические и прозаические тексты, посвященные формированию базовых эстетических и экологических ценностей, в которых формируются:
- представление о том, что красота - это то, что вокруг, необходимо лишь научиться ее обнаруживать:
часть 1: Исса Хокку (с. 96), С. Козлов «Ёжик в тумане» (с. 97- 99), «Барсук - любитель стихов», японская сказка (с. 99-103), «Луна на ветке» (с. 103-107), С. Козлов «Красота» (с. 111-114), хокку (с. 117, 119, 120), Э. Мошковская «Если такой закат...» (172-173);
часть 2: С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» (с. 15-19);
- тема особого зрения: способность видеть не глазами, а сердцем (обсуждение которой было начато в 1 классе):
часть 2: О. Дриз «Кончилось лето» (с. 44-46), «Синий дом» (с. 55); Л. Яхнин «Музыка леса» (с. 104-105), «Пустяки» (с. 111); Ю. Коваль «Три сойки» (с. 106-107); Р. Сеф «Добрый человек» (с. 110).
• Вопросы, цель которых - опереться на опыт ребенка, побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, опыт «примерок»:
часть 1: «Ты говорил(а) кому-нибудь такие слова: «Что хочу, то и делаю»… (с. 90), «А чем довелось любоваться тебе?» (с. 97), «Приходилось ли тебе хоть раз испытывать похожее чувство?» (с. 103), «Попробуй и ты по пути из школы приглядеться к знакомому деревцу…» (с. 110), «Что ты любишь такого, о чём Дениска не упомянул?» (с. 126), «А ты что-нибудь собираешь ... Любишь свои сокровища показывать друзьям?» (с. 135), «А у тебя есть любимая игрушка?» (с. 56);
часть 2: «Тебе понравилась игра, в которую играет герой этого стихотворения? Ты сам(а) когда-нибудь так играл(а)?» (с. 15), «Тебе удалось представить (ВООБРАЗИТЬ ) те картины заката, которыми любовались Ежик с Медвежонком? А последний пейзаж?» (с. 19), «Тебе нравится такой способ видеть мир по-новому? Ты бы в какой цвет окрасил(а) потолок? Печь? Спящего кота? Цыплёнка?» (с. 21), «А ты любишь смотреть в окно?» (с. 24), «Ты видел(а) когда-нибудь хомячка? Даже если не видел(а), ты можешь теперь представить, какой у этого зверька характер?» (с. 29), «А ты когда-нибудь думал(а) о том, что не только ты
смотришь на муху или божью коровку, воробья или кошку, но и они тоже смотрят на тебя?» (с. 34), «Что в разговоре мальчика с воробьём кажется тебе смешным?» (с. 34), «А ты понимаешь язык животных?» (с. 35), «А у тебя и твоих друзей так бывает: вы смотрите на одно и то же, а видите по-разному?» (с. 40), «А ты когда-нибудь сравнивал(а) себя с животными или растениями, которые тебя окружают? Думал(а) о том, как это замечательно, что ты - это именно ты?» (с. 60), «А в твоем воображении многое умещается?» (с. 63), «А что бы сказала твоя мама?» (с. 73), «А ты когда-нибудь рассматривал(а) узоры на обоях или на коврике? Ты дорисовывал(а) их в своём воображении» (с. 75, 108), «Ты видел(а) когда-нибудь жёлудь? Можешь объяснить, почему поэт называет его «жёлудем-мужичком»?» (с. 126).
Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности
Во 2 классе решение задачи создания условий и обстоятельств для формирования данных учебных действий связано с предъявлением школьнику разных оценочных суждений по поводу поведения персонажей литературных произведений. Эти разные точки зрения высказывают сквозные герои УМК. Приведем примеры таких суждений.
«- Мне жалко Братца Опоссума, - сказала Маша. - Он пострадал из-за Братца Кролика!» - «А мне его не жалко! - сказал Миша. - Он пострадал из-за своей жадности». А тебе чья точка зрения ближе?» (ч. 1, с. 40); ««Оба эти стихотворения об одном и том же, - сказала Мальвина. - И там, и здесь герой жалуется, что окружающая природа приносит ему неудобства». Ты тоже так думаешь?...»; ««Оба эти стихотворения о красоте! - выпалил Миша». Ты разделяешь Мишино мнение?» (ч. 1, с. 120); ««- Дениска - вот богатый человек!» - сказал Барсук. «- Какой же Дениска богатый, если у него нет ни собачки, ни лани, ни слонёнка?» - спросил Миша. С кем ты соглашаешься?» (ч. 1, с. 132); ««- Получается, что и сын говорит неправду, и отец обманывает,» - сказала Мальвина. «- Мальчик просто фантазёр! А папа с уважением относится к его фантазиям!» - возразила Маша. А тебе чья точка зрения ближе?» (ч. 1, с. 160).
Часть 1: с. 21, 40, 78, 107, 109, 120, 131, 132, 157, 160, 166, 171- 172.
Часть 2: с. 45, 49, 63, 108, 113-114, 117, 120, 128, 152-153, 155, 157, 159, 161, 163, 165, 166.
Познавательные УУД
1. Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями).
2. Поиск и выделение необходимой информации в словарях.
Часть 1: с. 12, 15, 16, 17, 18, 19, 23, 31, 33, 34, 35, 37, 52, 55, 58, 76, 81, 90, 95, 100, 102, 103, 108, 113, 119, 126, 138, 147, 148, 153, 159, 160, 161, 163, 169.
Часть 2: с. 9, 15, 21, 24, 28, 33, 48, 59, 79, 120, 123, 130, 132, 141, 142, 144, 145, 159, 162.
3. Поход в хрестоматию с целью поиска конкретного произведения и выполнения задания.
Часть 1: с.7, 23, 28, 119, 152.
4. Поход в «Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения.
Часть 1: с. 64, 99, 108, 109, 114, 115, 117, 119, 121, 124, 173.
Часть 2: с. 10, 12, 40, 46, 47, 77, 108, 125, 128.
5. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
Часть 1: А. Пушкин «У лукоморья...» (с. 9-11), Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» (с. 35-36), И. Пивоварова «Жила-была собака» (с. 60-61); хокку: Тиё, Оницура (с. 119-121), В. Драгунский «Что я люблю» (с. 126), М. Бородицкая «Ракушки» (с. 135), Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» (с. 139-140, 144), И. Тургенев «Воробей» (с. 147), В.Драгунский «Друг детства» (с. 153-156), В. Лунин «Кукла» (с. 156-158), Л. Толстой: «Прыжок» (с. 165), «Акула» (с. 171), Э. Мошковская «Если такой закат?» (с. 173).
Часть 2: С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» (с. 19), А.Ахундова «Окно» (с. 24), Т. Белозёров «Хомяк» (с. 28), П. Синявский «Федина конфетина» (с. 37), Г.Сапгир «У прохожих на виду…» (с. 40), О. Дриз «Синий дом» (с. 48-50), А. Пушкин «Уж небо осеню дышало…» (с. 51-52), О. Дриз «Кто я?» (с. 58), Ю. Мориц «Хвостики» (с. 75-76, Л. Яхнин «Музыка леса» (с. 104-105), «Пустяки» (с. 111-112), Ю. Коваль «Три сойки» (с. 108), Е. Чарушин «Томкины сны» (с. 115), М. Пришвин «Разговор деревьев» (с. 118-119), Ф.Тютчев «Зима недаром злится» (с. 120-12)1, М. Пришвин «Золотой луг» (с. 123-124), С.Козов «Жёлудь» (с. 126- 127), В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» (с. 141-149), С.Махотин «Вот так встреча» (с. 153), С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» (с. 162, 166), П.Коран «По дорожке босиком» (с. 168-169).
6. Работа с маркированными в тексте словами и строчками (в учебнике при маркировании текста желтым цветом обозначены фрагменты, где находят выражение эмоции радости и счастья; голубым цветом - фрагменты, в которых выражаются негативные переживания (грусть, страх и т. д.).
Часть 1: А. Пушкин «У лукоморья…» (с. 8-11), А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (с. 12-21), Д. Харрис «Почему у Братца Опоссума голый хвост» (с. 37-38), Дж. Родари «Бриф! Бруф!Браф!» (с. 75-77), С. Козлов «Ёжик в тумане» (с. 97-99), японские сказки «Барсук - любитель стихов», «Луна на ветке» (с. 99, 103), В. Драгунский «Что я люблю» (с. 123-126), «Что любит Мишка» (с. 127-131), М. Бородицкая «Уехал младший брат» (с. 136-137), Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» (с. 138-144), М. Карем «Ослик» (с. 148), Л. Толстой «Прыжок» (с. 161-166), «Акула» (с. 167-171).
Часть 2: С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» (с. 15-19), О. Кургузов «Сухопутный или морской?» (с. 41-43), О. Дриз «Кончилось лето» (с. 44-45), А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (с. 51-52), Р. Сеф «Добрый человек» (с. 110), Г. Юдин «Вытри лапы и входи» (с. 116-117), М. Лермонтов «Утёс» (с. 127- 128), М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…» (с. 129), К. Чуковский «Федотка» (с. 138), О. Дриз «Доктор» (с. 139), В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» (с. 141- 149), Л. Яхнин «Зеркальце» (с. 170-171), А. Усачёв «Жужжащие стихи» (с. 172-173).
7. Самостоятельное маркирование (если в учебнике маркирование уже нанесено, то есть текст уже каким-то образом структурирован для школьника и эмоциональные акценты расставлены, то в тетради для самостоятельной работы ученик, используя желтый и голубой карандаши, сам выделяет необходимые фрагменты текста или строчки, сам красит строчки текста или подчеркивает их карандашом нужного цвета и даже сам определяет цвет).
Тетрадь № 1: «Строчки, из которых видно, где на самом деле находится мальчик, закрась голубым карандашом. А строчки, которые рассказывают о том, что происходит у героя в воображении, - жёлтым карандашом» (с. 22); «Если ты считаешь содержимое лукошка настоящим богатством, то закрась эти строчки в стихотворении жёлтым карандашом. Если считаешь по-другому - то голубым» (с. 34), а также с. 6, 10-11, 12, 17-18, 19, 21, 24-25, 28-30, 30-31, 36, 38, 39-40, 42, 44, 46, 48.
Тетрадь № 2: «Какой цвет преобладает в зимней картине? Закрась голубым карандашом строчки, из которых это видно. А что украшает эту картину, делает её яркой? Закрась строчки, в которых об этом говорится, жёлтым карандашом» (с. 3); «Каким карандашом ты бы закрасил(а) эту часть - голубым или жёлтым?» (с. 12), а также с. 5, 6-7, 8-9, 10, 13, 15, 16-17, 19, 21, 23, 24-25, 26-27, 28-29, 30, 32-33, 34, 37, 38, 40-41, 43, 46-47.
8. Работа с дидактическими иллюстрациями.
Часть 1: с. 6-7, 22, 28-30, 43, 59, 64, 83, 109- 110, 114-115, 118- 119, 121-122, 138. 173-174.
Часть 2: с. 8-9, 10, 12-13, 40, 46-50, 77, 81-82, 84- 85, 87-88, 90-91, 92-103, 108-109, 125, 128.
9.Универсальные логические действия
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
• сравнение русских сказок о животных со сказками о животных других народов с целью показать, что они, с одной стороны, сходны (действуют такие же животные; животных часто характеризуют такие же взаимоотношения), а с другой стороны, отличаются (могут действовать и другие животные, взаимоотношения между животными могут быть совершенно другими). Часть 1: «Петушок - Золотой гребешок», русская народная сказка (с.23-27), Д. Харрис «Братец Лис и Братец
Кролик» (с. 31-35), Д. Харрис «Почему у Братца Опоссума голый хвост» (с. 37-39), китайская сказка «Как собака с кошкой враждовать стали» (с. 41-48), русская народная сказка «Волшебное кольцо» (с. 51-58);
• выявление некоторых особенностей волшебной сказки (обязательное присутствие чудес; наличие волшебного помощника и (или) предмета); наличие повторов в построении сказки. Часть 1: А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (с. 12-21), китайская сказка «Как собака с кошкой враждовать стали» (с. 41-48), русская народная сказка «Волшебное кольцо» (с. 51-58);
• анализ авторских сказок с целью показать, что они часто опираются на народную сказку (мы не используем терминологию, т. е. не можем сказать, что авторская сказка использует древние сюжеты народных сказок: слово сюжет заменяем словом «история»). Часть1: А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (с. 12-21);
• обнаружение связи современных поэтических текстов с народным творчеством: использование поэтами приемов устного народного творчества. Часть 1: И. Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом»; Г. Лагздынь «Утренняя кричалка», (с. 60-64);
• сравнение литературного и живописного произведений с целью обнаружения сходства или различия темы или заключенного в них главного переживания автора. Часть 1: С. Козлов «Ёжик в тумане» и Т. Маврина «Полумесяц» (с. 97-99); С.Козлов «Красота», Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка» и А. Дюрер «Травы» (с. 111-115). Часть 2: О. Дриз «Кончилось лето» и М. Добужинский «Кукла» (с. 44-46); О. Дриз «Синий дом» и М.Шагал «Синий дом» (с. 47-50).
Подведение под понятие:
• формирование понятия «волшебная сказка» через анализ текстов (часть 1: с. 12-21, 41-59) и изучение дидактической иллюстрации (часть 1: с. 22, 43, 59);
• формирование понятия «главный ГЕРОЙ» сказки о животных через анализ русских сказок (часть 1: с. 23-30) и иностранных сказок (часть 1: с. 31-40), изучение дидактических иллюстраций (часть 1: с. 28-30) и дидактических выводов (часть 1: с. 49);
• формирование понятия «олицетворение» без использования термина через анализ поэтических и прозаических текстов и задания типа: «Найди все слова, которые рассказывают о растениях и насекомых как о людях»; «Прочитай строчки, из которых видно, что поэт изображает зиму как живое существо. А твой сосед по парте пусть найдёт подтверждение того, что весна изображена как живое существо. Какие именно слова (слова-названия предметов? признаков? действий?) помогают поэту «оживить» природные явления? Прочитай только эти слова» (часть 1: с. 99; часть 2: с. 36-37, 47, 120- 122, 126-137);
• поэтапное формирование понятия «контраст» через сравнение противоположных по настроению частей текста - часть 2: О. Дриз «Кто я?» (с. 56); В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок» (с. 148-149); через противопоставление внешности и голоса героев текста - часть2: Ю. Коваль «Три сойки» (с. 106-108);
• поэтапное формирование понятия «точка зрения»: 1-й этап - использование таких «инструментов», как лупа, цветное стеклышко, бинокль, рамочка, которые меняют привычный взгляд на предмет (часть 2: с. 13, 21-27, 40); 2-й этап - предъявление школьнику двух разных оценок одного и того же явления или предмета, сделанных противоположных позиций: восприятие рыбалки рыбаком и рыбой, восприятие яблока разными животными и т. д. (часть 2: с. 27-40); 3-й этап - предъявление школьнику двух или более позиций относительно обсуждаемой нравственной проблемы и создание необходимости сделать выбор, присоединиться к одной из них, сделать ее собственной точкой зрения (часть 1: с. 120- 121, 166, 171-172; часть 2: с. 63, 67-68, 69-73, 108, 111- 112, 112- 114, 116-117, 152, 165-166);
• формирование понятий «периодика», «детская периодика» через анализ понятий «новости», «важные новости», «свежие новости», «выходить периодически» и т. д. (часть 2: с. 78- 85);
• начальный этап формирования понятия «рассказ» через использование антонимов: сказка - быль, выдумка - правдивая история (часть 2: с. 164);
• формирование представления о природе комического через анализ приемов, используемых для достижения комического эффекта: смешно, когда есть контраст (часть 2: с. 138, 148); смешными нас делают наши недостатки (часть 2: с. 149-151, 154-166); смешно бывает из-за повторов (часть 2: с. 166-167, 168-169, 171, 172-173); смешно, когда путаница или что-то наоборот (часть 2: с. 170-171, 174).
Установление причинно-следственных связей:
• между наличием повторов в авторской сказке и выводом: «это делает её похожей на народную сказку» (часть 1: с. 12-22);
• между развитым воображением, способностью фантазировать и особым взглядом на мир, которым отличаются писатели и поэты (часть 1: с. 74);
• между способностью создавать, ценить, видеть красоту в простом и поэтическим взглядом на мир (часть 1: с. 107, 111- 115, 119);
• между описанием в тексте реальных (невыдуманных) событий и пониманием жанровой принадлежности такого текста: это рассказ (часть 1: с. 164);
• между тем, что изображено на картине и ее жанровой принадлежностью (портрет, пейзаж, натюрморт) (часть 2: с. 8-10, 19, 24);
• между определенным взглядом на мир и выражением этого взгляда в речевых высказываниях: ориентируясь на черты характеров героев интриги (Маши, Миши, Мальвины и Алёнушки), школьники определяют, кому из них какое высказывание принадлежит по поводу текстов Л. Толстого «Прыжок» и «Акула» (часть 1: с. 165-166, 171-172; часть 2: с. 66-68, 119-120).
Коммуникативные УУД
Коммуникация как кооперация
Чтение по цепочке или по ролям:
часть 1: с. 12-20, 23-27, 31-35, 37-39, 40-48, 51-58, 60-61, 66-74, 75-77, 81-89, 90-92, 99-102, 103-106, 111-114, 123-126, 127-131, 134, 136-137, 138-143, 146-147, 148, 153-155, 156-157, 158-159, 161-164, 167. Конкретно: русская народная сказка «Петушок - Золотой гребешок» (с. 23-27); Д. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» (с. 31-35); Д. Харрис «Почему у Братца Опоссума голый хвост» (с. 37-39); китайская сказка «Как собака с кошкой враждовать стали» (с. 41-48); русская народная сказка «Волшебное кольцо» (с. 51-58); И.Пивоварова «Жила-была собака» (с. 60-61); Н. Носов «Фантазёры» (с. 66-74); Дж. Родари «Бриф!Бруф! Браф!» (с. 75-77); Б. Окуджава «Прелестные приключения» (с. 81-89); Д.Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…» (с. 90-92); японские сказки «Барсук - любитель стихов» (с. 99-102), «Луна на ветке» (с. 103-106); С. Козлов «Красота» (с. 111-114); В. Драгунский «Что я люблю» (с. 123-126); В. Драгунский «Что любит Мишка» (с. 127-131); М. Бородицкая «Ракушки» (с. 134), «Уехал младший брат» (с. 136-137); Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» (с. 139-143); И. Тургенев «Воробей» (с. 146-147); М. Карем «Ослик» (с.148); В. Драгунский «Друг детства» (с. 153- 155); Р. Сеф «Я сделал крылья и летал» (с.158-159); Л. Толстой «Прыжок» (с. 161-164), «Акула» (с. 167-170);
часть 2: с. 14, 15-18, 20, 24-27, 30-31, 41-43, 51, 56-57, 69- 73, 106-107, 121, 129, 130-134, 141-148, 172-173. Конкретно: О. Дриз «Игра» (с. 14), С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» (с. 15-18), О. Дриз «Стёклышки» (с. 20), А. Усачёв «Бинокль» (с.24-27), Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок» (с. 30-31), О. Кургузов «Сухопутный или морской?» (с. 41-43), А. Усачёв «Обои» (с. 69-73), Ю. Коваль «Три сойки» (с. 106-107), Д.Биссет «Ух!» (с. 130-134), В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» (с. 141- 148), А.Усачёв «Жужжащие стихи» (с. 172- 173).
Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) - учет позиции собеседника
Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Подарок дядюшки Белого Медведя - это настоящее богатство, - сказал Барсук.Найди ту часть сказки, которая подтверждает это мнение» (часть 1: с.144), а также часть 1: с.49, 110, 157, часть 2: с.49, 53, 54, 113-114., 53, 54, 113-114.
Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста, например его жанровой принадлежности: в одном и том же авторском тексте можно обнаружить и черты шутки-прибаутки (по одним основаниям), и небылицы (по другим основаниям) - часть 1: И.Пивоварова «Жила-была собака» (с. 60-61); докучной сказки и забавной прибаутки - И.Пивоварова «Мост и сом» (с. 62-63); одна и та же сказка может сочетать в себе особенности волшебной сказки и сказки о животных (китайская сказка «Как собака с кошкой враждовать стали», с. 49; русская сказка «Волшебное кольцо», с. 58); один и тот же сюжет может быть рассказан языком разных жанров: сюжет сказки «Репка» в логике докучной сказки, кумулятивной сказки, небылицы (часть 1: с. 64); одному и тому же тексту можно дать разную смысловую оценку: «То, что герою стихотворения подарили куклу, сильно его рассер-
дило? - Конечно, да! - сказал Миша. - Конечно, нет! - сказала Маша». Прочитай сначала строчки, подтверждающие Мишино мнение, а потом - строчки, подтверждающие Машину точку зрения» (часть 1: В. Лунин «Кукла», с. 156-157); «Миша говорит, что здесь видно, что Томка - ещё маленький и глупый». Ты соглашаешься с Мишей? Можешь подтвердить эту точку зрения? Маша говорит: «- Наоборот! Здесь уже видно, что Томка умненький и осторожный!» Может быть, Маша тоже права? На какие строчки обратила внимание Маша во второй части рассказа?» (часть 2: Е. Чарушин «Томка испугался», с. 113-114); «- Что-то не видно, чтобы мальчик ухаживал за своим щенком! - строго сказал Миша. - Ещё как видно! - возразила Маша». А ты чьё мнение разделяешь?» (часть 2: Г. Юдин «Вытри лапы и входи», с.116-117).
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»
-
Чуракова Р.Г. концептуальные основы развивающей личностно - ориентированной системы обучения.-М.: Академкнига/Учебник.
-
Чуракова Р.Г. технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник
-
Чуракова Р.Г Анализ урока в начальной школе.- М.: Академкнига/Учебник
-
Проектирование основной образовательной программы школы/под редакцией Р.Г.Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник
Учебно - методическая литература
2 класс
-
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В. 2 ч. Часть 1. М.: Академкнига/Учебник
-
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В. 2 ч. Часть 2. М.: Академкнига/Учебник
-
Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. Под редакцией Чураковой Н.А. - М.: Академкнига/Учебник
-
Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2 М.: Академкнига/Учебник
-
Чуракова Н.А, Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие . - М.: Академкнига/Учебник
7. Отметки за овладение навыками чтения
Основные критерии оценивания
Отметка «5» ставится: ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста;
Отметка «4» ставится: ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, верно передает содержание прочитанного, не допускает грубых речевых ошибок;
Отметка «3» ставится: ученик правильно читает по слогам, передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя;
Отметка «2» ставится: ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
Отметки за выполнение тестовых заданий
Основные критерии оценивания
Отметка «5» ставится: ученик набрал 9-10 баллов
Отметка «4» ставится: ученик набрал 7-8 баллов
Отметка «3» ставится: ученик набрал 5-6 баллов
Отметка «2» ставится: ученик набрал менее 5 баллов.
Оценка выразительности чтения
Основные критерии оценивания
Отметка «5» ставится: ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает свое отношение к читаемому, темп чтения и интонационный рисунок соответствуют содержанию произведения.
Отметка «4» ставится: ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает свое отношение к читаемому, интонационный рисунок нарушен.
Отметка «3» ставится: ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.
Отметка «2» ставится: ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
-
неправильная постановка ударений (более 2);
-
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении
вслух; -
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
-
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
-
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
-
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
-
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
-
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
-
не более двух неправильных ударений;
-
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
-
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
-
неточности при формулировке основной мысли произведения;
-
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передачи характера персонажа.
8 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса УМК «Перспективная начальная школа»
1.Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). - М.:Академкнига/Учебник.
2.Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник.
3.Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
Для учителя:
-
«Перспективная начальная школа» Программы четырёхлетней школы, М., Академкнига/Учебник, 2009, с 91-103.
-
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник. 2011- 224 с.
-
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. - М.: Академкнига/Учебник.2010, 176 с.
-
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. - М.: Академкнига/Учебник.2010, 176 с.
-
Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. - М.: Академкнига/Учебник.2010, 160 с. с ил
-
Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. - М.: Академкнига/Учебник.2012.
-
Лободина Н.В. Литературное чтение. 2 класс: Поурочные планы по учебнику Н.А.Чураковой. - Волгоград: Учитель, 2011. - 271 с.
для обучающихся:
-
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. - М.: Академкнига/Учебник.2010, 176 с.
-
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. - М.: Академкнига/Учебник.2010, 176 с.
-
Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. - М.: Академкнига/Учебник.2010, 160 с. с ил.
-
Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. - М.: Академкнига/Учебник.2012
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок;
- мультимедийный проектор;
- компьютер
Оборудование класса:
- ученические двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
Интернет-ресурсы:
Уроки - Начальная школа - Каталог файлов - Учительский портал www.uchportal.ru/load
Омский образовательный портал www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary
.
Начальная школа :: Архив учебных программ - презентации, уроки, тесты.
Детские электронные презентации viki.rdf.ru/cd_lena/
Фестиваль педагогических идей « Открытый урок» http://festival.1september.ru/
-
Приложение
Проверочная работа по литературному чтению 2 класс 1 полугодие.
Марина Бородицкая
Медведь и заяц рядом
Забытые лежат:
На дачу с детским садом
Уехал младший брат.
Уехал наконец-то!
Люблю я тишину!
От шумного соседства
На славу отдохну.
Вот жизнь-то! Вот подарок!
Никто не пристаёт,
Значков моих и марок
Без спросу не берёт.
И не к кому придраться,
И не с кем передраться,
И некому сказать:
«Отстань!» - не слышно братца.
Покой и благодать.
Не заорут: »Сдавайся!»
Не заведут волчка…
Чем хочешь занимайся -
Вот жизнь-то!
Вот тоска!
Задания:
1. Это правдивая история или выдумка? Нужное подчеркни.
2. Подчеркни строчки, из которых видно, что герой радуется отъезду
брата, синим цветом.
3. Как в данный момент он характеризует свою жизнь?
Строчки, из которых это видно, подчеркни жёлтым цветом
4. Подчеркни строчки, из которых видно, что герой скучает без брата,
красным цветом.
5. Как в данный момент (без брата) герой характеризует свою
жизнь. Строчки, из которых это видно, подчеркни зелёным цветом.
Проверочная работа по литературному чтению
2 класс 2 полугодие
Михаил Есеновский
У мальчика Юры ужаснейший насморк.
У мальчика Юры рассерженный вид.
Он насморку живо велит выметаться,
А насморк из носа ему говорит:
- Мне очень уютно в двухкомнатной норке,
Тут шторки в оборках и окна на юг.
Сейчас приступаю я к влажной уборке,
И сопли, возможно, ручьём потекут.
Волнуется Юра: - Мой нос не квартира,
Не дача, не вилла, не дом, не сарай.
А ну-ка, проваливай прочь, носопыра,
И сопли с собою свои забирай!
Но насморк смеётся: - Напрасно бушуешь!
Со мной, как с тобою, - всё в стенку горох.
В другой раз родителей слушаться будешь,
Не будешь по лужам ходить без сапог!
Задания:
1. Кто герой стихотворения? Напиши _________________________.
2. Как чувствует себя насморк?
Строчки, из которых это видно, подчеркни зелёным цветом.
3. Как Юра относится к гостю-насморку?
Строчки, из которых это видно, подчеркни синим цветом.
4. Как ты понимаешь смысл выражения «в стенку горох»?
Напиши ________________________________________________.
5. Что советует Юре насморк?
Строчки, из которых это видно, подчеркни красным цветом.