- Учителю
- Урок русского языка в 8 классе «Сочинение - репортаж по картине»
Урок русского языка в 8 классе «Сочинение - репортаж по картине»
Сочинение- репортаж по картине
С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»
Разработала и провела
учитель русского языка
и литературы Ситдикова Э..
Цели урока
1) подготовить учащихся к сочинению в жанре репортажа о памятнике культуры, изображенном на картине;
2) закрепить знания о жанре публицистики - репортаже ;
3) актуализировать и обогатить лексику учащихся словами на тему «Памятник культуры»;
4) способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся: на основе изображения храма Покрова на Нерли дать представление о духовном и эстетическом идеале древнерусского искусства;
Культуроведческий фон (оборудование урока): репродукция картины СВ . Герасимова « Церковь Покрова на Нерли»; колокольный звон (грампластинка: «Ростовские звоны». - М., Мелодия, 1985).
Ход урока
Вступительное слово учителя.
- Цель нашего урока - подготовиться к сочинению в жанре репортажа. В своей работе вы будете рассказывать об одном из прекраснейших мест на земле - о церкви Покрова на Нерли, что под Владимиром.
Город Владимир - в XII-XIV вв. столица Владимиро-Суздальского княжества - стал крупнейшим очагом русской культуры во время правления князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого (основателя Москвы), внука Владимира Мономаха - великого Киевского князя. (Звучит песнопение «Слава земле Русской». На его фоне учитель продолжает свой рассказ.)То была твердыня, к которой с почтением относились европейские государства. И твердыня эта так чудесно украсилась, что и сейчас мы видим в ее памятнике одно из высочайших достижений художественного гения нашего народа и можем судить о его идеале красоты. Над простором заливных лугов возвышается чарующий своим изяществом белокаменный храм. Никого не может оставить равнодушным гармония его благородных пропорций и окружающей природы.
Художник и историк искусства И. Э. Грабарь, повидавший лучшие архитектурные памятники Европы, признавал: «...Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».
Итак, сегодня вы можете попробовать свои силы в жанре репортажа и познакомиться с особенностями работы журналиста-репортера. С этой целью мы с вами отправимся к жемчужине архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Поможет нам в этом картина С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» (1953).
Рассказ о художнике.- Сергей Васильевич Герасимов родился в 1885 г. в городе Можайске. Закончил сначала Строгановское училище, а затем Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Учителями; его были известные художники К. Koровин и С. Иванов.
С. Герасимов вошел в историю русского изобразительного искусства как мастер жанровой картины, создатель крупных, многофигурных композиций на темы революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны, мирного созидательного труда русского народа («Клятва партизан», 1933, колхозный праздник», 1937, «Мать партизана», 1943-1950 и др.). Художник внес огромный вклад в искусство иллюстрации, создав акварели к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», к драме А. Н. Островского «Гроза», к роману М. Горького «Дело Артамоновых». Он писал портреты, проникновенные поэтические пейзажи («Зима», 1939; «Лед прошел», 1945; «Весеннее утро», 1953). Во многих пейзажах художника значительную роль играет изображение древнерусской архитектуры. Одним из таких полотен является «Церковь Покрова на Нерли». Сергей Васильевич считал, что в величавых и гармоничных формах древнего храма отразился характер русского человека. Беседа по картине.
Нравится вам картина? (Очень нравится. Хочется попасть в удивительное место, изображенное на картине, побегать по лугу, подышать воздухом, постоять у храма. В картине столько воздуха, света, простора! Яркие, сочные краски радуют глаз: зеленые, голубые, желтые, золотистые.)
- Расскажите, что вы видите на холсте. Постарайтесь сделать это таким образом, чтобы человек, не знакомый с картиной, мог составить представление о ней. (Большую часть картины занимает лазурное небо. На его фоне, в центре композиции, ослепительно белый храм. По небу рассеяны золотисто-розовые облака. Рядом с храмом, с левой стороны, - столетние деревья.
Деревья, облака, храм отражаются в лиловато-холодной воде, на поверхности которой Рябь от порывов ветра. Озерцо отделяет храм от переднего плана - лугового раздолья со свежей травой и желтыми одуванчиками, которые беззаботно разглядывает или рвет малышка в красой юбочке, белой кофточке и панамке. Рядом с ней мать в розовой блузке и развевающейся на ветру светлой юбке. Далее взгляд опять переносится на противоположный берег. С левой стороны храма мы едва различаем фигуры людей и какой-то небольшой домик, скорее всего сторожку. С правой стороны к берегу причалила лодка.)
- Какие чувства, настроение вызывает у вас эта картина? (Красота храма и окружающей природы вызывает добрые, светлые чувства, умиротворение.)
- Вслушайтесь в это слово: у-мир-о-твор-е-ние. Певучее слово, правда? А какие в нем соединились слова: мир, творение! А что такое мир? Как вы понимаете это слово? (Мир - это наша планета. Мир - это когда нет войны. Мир - это когда на душе спокойно, светло.)
- Вот видите, какой глубокий смысл в слове умиротворение.Какие чувства хотел передать художник этой картиной? Какова ее главная мысль? (Как хорошо, что над головой маленькой девочки мирное небо; как хорошо, что наступила весна, вновь ожила природа, что удалось сохранить гармонию между природой и делом рук человека. Автор словно хочет воскликнуть: «Люди, берегите эту красоту!»)(Звучит колокольный звон.)
- Какие художественные средства использует автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Как ему удается придать картине праздничное настроение? (Главное в картине - композиция. Самое значительное место занимает храм. Он четко выделяется на фоне изумрудной зелени травы, синевы реки и голубизны неба. И где бы мы ни встали, далеко или близко от картины, прежде всего видим белый храм. «Вот что является главным!» - как бы говорит нам художник. Далее наш взгляд останавливается на фигурках матери и ребенка, затем устремляется к небу, которое занимает большую часть полотна. Мирное небо, беззаботное детство, вечная красота - вот три элемента композиции, дающие представление о замысле художника.)
- Мы уже отметили, что на картине изображена весна. Уточните, пожалуйста, как вы это определили? (Краски яркие, сочные. На изумрудной зелени луга рассыпались ярко-желтые одуванчики.)
- Как вы думаете, случайно ли художник изобразил весну? (Скорее всего не случайно. Наверное, в это время года храм особенно красив.)
- Да, весной можно наблюдать чудесную картину: Клязьма и Нерль разливаются, вода затопляет луговую пойму и в этой воде отражаются и вековые деревья, и храм. Но мне, ребята, кажется, что в этом заложен более глубокий смысл: есть какая-то связь между фигуркой ребенка, его матерью, весной и храмом. Давайте порассуждаем. Что символизируют весна, храм, мать, малыш? (Весна - вечное обновление жизни. Храм - вечную красоту, память о прошлом. Мать - добро, благополучие, продолжение жизни. Девочка - продолжение рода человеческого, его будущее.)
- А все вместе символизирует жизнь. По-видимому, именно весенняя природа позволяет художнику ярко выразить свое мироощущение: жизнь будет продолжаться, обновляться до тех пор, пока мы будем понимать и ценить красоту, бережно хранить память о прошлом, любить и знать свой народ, его историю.
- Итак, композиция позволяет художнику выразить свой замысел. Но мы знаем, что настроение передается и линиями рисунка, и узором красочных пятен. Вы верно отметили контрастное сочетание зеленого, голубого, желтого, белого, которое придает картине праздничное звучание, выражает преклонение художника перед вечной красотой искусства и восторг перед вновь возродившейся, всегда молодой природой. Расскажите о линиях картины. (Линии картины плавные, полукруглые и волнистые. Угловатых, изломанных, которые могут вызвать тревогу, нет.)
- Обратите внимание на то, как с помощью линий автор выражает мысль о гармоничном слиянии окружающей природы и храма. В плавных линиях силуэта, в согласованности его отдельных частей и форм словно воплотились мягкие очертания отлогих холмов, озера, окаймленного волнистой лентой берегов.
Такая гармония во всем создает в нас чувство умиротворенности.
Словарно-стилистическая работа. Учитель предлагает следующие задания:
1) подобрать синонимы (в том числе контекстуальные) к слову храм (церковь , шедевр, гениальное творение древних зодчих, животворящая святыня, древнее здание (сооружение), чудесная постройка, чудо, поэма в камне, жемчужина архитектуры, строение);
2) подобрать эпитеты к слову храм (белопенный , фантастический, белокаменный, ослепительно белый, изумительный, взлетающий, необычайно легкий, величавый, невесомый, изящный, чарующий, изысканный, гармоничный, устремленный ввысь, неповторимый);
3) подобрать эпитеты к словам облака (белоснежные , ярко-белые, затененные, золотистые, розовые), воздух (пьянящий, бодрящий), вода (синяя, лиловато-холодная), зелень (изумрудная, сочная, свежая, яркая, влажная), одуванчики (ярко-желтые, трогательные, спутники весны), деревья (столетние, вековые), небо (голубое, лазурное, ослепительно голубое, ясное, мирное);
4) подумать, с чем ассоциируется xpaм Покрова на Нерли, с чем его можно сравнить (с каменным цветком, облаком, парусом, свечой, маяком);
5) назвать языковые средства , с помощью которых передается состояния среды (личные и безличные глаголы теплеет, все стихло, замерло, слег подул ветерок; слова со значением о стояния: тихо, прохладно, ветрено, свежо, сыро; имена существительные: тишина).
Работа над репортажем.- Вспомните, что такое репортаж. В каком стиле речи он создается? (живой рассказ с места события в публицистическом стиле речи.)
- О каких событиях обычно рассказывается в репортаже? (О каком-то значимом государственном событии, празднике, спортивном состязании, запуске космических кораблей; об исторических местах, знаменитых людях и т. д.)
- В какой форме может вестись репортаж? (В устной и письменной.)
- Как называется профессия человека ведущего репортаж? (Журналист-репортер.)
- Постарайтесь вспомнить репортажи переданные в прямом эфире. Всегда ли журналист, ведущий репортаж по телевидению, является участником события? (Нет, не всегда. Если журналист рассказывает о каком-то значимом государственном событии, то его появление в кадре не предусмотрено, так как он является наблюдателем, комментатором, а не участником. Если же это специально организованная передача об исторических местах, знаменитых людях, к которым телевидение «приходит» домой, то тогда репортер может стать одним из действующих лиц.)
- Каковы задачи журналиста, создающего репортаж? (Он должен воссоздать картину того , о чем идет речь, подробно, выразительно, живо рассказать о происходящем. Задача автора состоит в том, чтобы читатели или зрители как бы увидели событие на самом деле. Этому во многом способствует выражение личного отношения к происходящему.)
Таким образом, репортаж - это жанр, подразумевающий личностное отношение к происходящему, поэтому единых, обязательных для всех случаев правил его построения нет. Однако есть некоторые особенности, позволяющие автору выполнить свои задачи. Очень важно продумать начало. Какой должна быть вступительная часть? (Главное сразу заинтересовать читателя или слушателя. Можно дать описание места действия , погодных условий и др.)
- Как бы вы начали репортаж о церкви Покрова на Нерли? (День чудесный,.. Прохладное утро... Мы у нашей национальной святыни...; Владимирская область. Боголюбово. Три часа дня. Давайте совершим прогулку к жемчужине Древней Руси .)
- Какой тип речи будет основным в центральной части репортажа? (Так как репортаж - рассказ о событии, то ведущим типом речи чаще всего является повествование. Но тема нашего репортажа - знакомство с архитектурным памятником, поэтому значительное место в тексте будет занимать описание места, предмета, состояния окружающей среды.)
- Какую временную форму предпочтительнее использовать в центральной части репортажа, чтобы создать впечатление «сиюминутности» происходящего? (Глаголы в настоящем времени: находимся, спускаемся , проходим, видим, наблюдаем, любуемся, знакомимся. Используются также формы прошедшего времени совершенного вида , краткие страдательные причастия прошедшего времени: расположились, подошли, украшены.)
- Какую мысль вы будете утверждать в своем репортаже вслед за автором картины? (Восхищение гармоничным слиянием скромной красоты природы с изысканной простотой храма Покрова на Нерли.)
- Какие синтаксические конструкции помогут выразить отношение к описываемому храму и окружающей его природе? (Вопросительные, побудительные по цели высказывания и восклицательные по интонации предложения, обращения, вводные слова и предложения.)
- Чем обычно завершается репортаж? (В конце репортажа содержится оценка события или явления, вывод, к которому автор желает привести своего читателя.)
- Обратимся к сочинению ученика. Постараемся выявить достоинства и недостатки написанного.
Пример сочинения-репортажа. «Мы находимся на древней Владимирской земле. Приглашаю полюбоваться панорамой одиноко белеющего в нерлинской пойме храма Покрова на Нерли. Если вы пешие, как говорили в старину, - то час пути от Владимира, если конные - считанные минуты. Современные люди выбирают автомобиль. И вот наша машина мчится по трассе Владимир - Нижний Новгород. Несколько минут, и мы в поселке Боголюбово. Дальше пойдем пешком...
Смотрите внимательно - сейчас вас охватит то состояние души, которое возникает только от одного словосочетания "русское поле". Редко кто здесь не испытывает душевного порыва, ведь с русским полем связано столь много, начиная от широты характера россиян и кончая понятием Русь, Россия. Мы умышленно привели вас на противоположную сторону реки. Именно отсюда открывается сказочная панорама. Сейчас мы поднимемся на холм. Еще мгновение... Вот оно - чудо!
Над простором во всем своем изяществе вырастает, тянется к небу куполом, словно свеча, храм Покрова на Нерли. Всмотритесь в голубое небо и белоснежные облака... Кажется, будто белопенное здание плывет вместе с облаками, взлетает с зеленого холма и повторяется в зыбком отражении весенних вод.
Здесь необыкновенно хорошо! "Ле-по-та!" - так сказали бы в старину. Простор. Раздолье. Чудесный пьянящий воздух. На изумрудной зелени луга рассеяны вестники весны - одуванчики.
Поражает гармония храма с окружающим пейзажем. Просто невозможно представить его в каком-то другом месте. Кажется, что строение родилось вместе с ним, а не создано руками человека. При виде древних стен, изысканных в своей простоте, чувствуешь соприкосновение с веками. Просветляется душа, рождается волнение, радость, вера в прекрасное - то, ради чего и создавалось это белокаменное чудо.
На лугу беззаботно играет маленькая девочка, рядом с ней великолепной панорамой любуется мама. Все дышит миром и спокойствием. Это замечательно, что ребенок с детства приобщается к прекрасному. Очень хочется верить, что, научившись понимать и ценить красоту, девочка будет ощущать ответственность за ее сохранность и передаст это чувство уже своим детям. Вот на противоположном берегу появилась группа людей. Для них, видимо, важно рассмотреть архитектурные детали храма. С этой целью мы отправимся к древним стенам в следующий раз. Сегодня нам важно было рассказать об идеально гармоничном слиянии красоты природы с гениальным творением древних зодчих. В этой гармонии с природой, изяществе, благородстве и простоте выразилось представление наших предков о прекрасном.
Пора возвращаться. Но как-то грустно расставаться с этой красотой, с удивительным ощущением умиротворенности. Красота искусства и природы питает и воспитывает красоту самого человека. Это было нужно в 1165 году, это нужно сегодня, это будет нужно всегда!»
Работа с текстом сочинения. - Сколько частей можно выделить в сочинении? Какие? (Сочинение состоит из трех частей: вступление - 1 -3-й абзацы, основная часть - 4-9-й абзацы, концовка - последний абзац.)
- Рассмотрим вступительную часть. Какие недостатки вы можете отметить? (Эта часть неоправданно затянута. Много лишнего, не имеющего отношения к художественному миру картины. Например, полотно не предполагает рассуждения по поводу дороги от города Владимира до поселка Боголюбово. Мысли, связанные с описанием луга, поля, лучше перенести в основную часть репортажа.)- Отредактируйте вступление с учетом замечаний. (Мы находимся на древней Владимирской земле, в поселке Боголюбово. Приглашаем полюбоваться жемчужиной Древней Руси - одиноко белеющим в пойме реки Нерль храмом Покрова.
Отправимся по луговому раздолью на противоположную сторону реки, поднимемся на холм. Именно отсюда открывается сказочная панорама.)
- Что создает во вступлении ощущение присутствия на месте события? (Использование глаголов в форме настоящего времени.)
- Какие конструкции придают речи динамичность и эмоциональность? (Односоставные предложения с главным членом - сказуемым.)
- Переделайте вступление, используя безглагольные конструкции, неполные предложения. (Древняя Владимирская земля. Поселок Боголюбово. Приглашаем полюбоваться жемчужиной Древней Руси, одиноко белеющим в пойма реки Нерль храмом Покрова. Наш пути - на холм противоположной стороны реки. Именно отсюда открывается сказочная панорама.)
- Какова основная мысль репортажа? Удалось ли автору сформулировать ее? (Автору удалось сформулировать основную мысль: в гармонии храма с окружающим пейзажем, в его изяществе, благородстве и простоте выразилось представление наших предков о прекрасном.)
- В чем вы видите достоинства главной части сочинения? (Мы постоянна чувствуем авторское «я», что и является отличительной чертой репортажа.)
- Какие изобразительные средства использует автор, чтобы придать зарисовке живость, образность? (Эпитеты: белоснежные облака, белопенное здание, зыбкое отражение, чудесный пьянящий воздух, на изумрудной зелени и др.; сравнение: словно свеча; сопоставительные конструкции: кажется, будто белопенное здание плывет..., взлетает...; олицетворения: храм вырастает, тянется к небу; все дышит миром и спокойствием. )
- При помощи каких языковых средств достигается эмоциональность изображаемого? (Для выражения эмоций автор использует оценочную лексику: необыкновенно хорошо, поражает гармония, просто невозможно представить, душа просветляется, это замечательно, очень хочется верить.)
- Какие синтаксические конструкции помогают автору выразить свои чувства? (Побудительное по цели высказывания предложение: Всмотритесь в голубое небо...; восклицательное - по интонации: Здесь необыкновенно хорошо; вводное слово: видимо; ряды однородных членов: рождается волнение, радость, вера в прекрасное; в этой гармонии с природой, изяществе, благородстве и простоте...; использование прямой речи: «Ле-по-та!» - так сказали бы в старину.)
- Какие конструкции вы бы еще включили в основную часть репортажа? (Обращение, риторические вопросы, диалог с героями картины.)
- Считаете ли вы удачной концовку репортажа? (Да, концовку можно назвать удачной, так как автор приводит читателя к выводу о необходимости бережного отношения к памятникам архитектуры.)
Задание на дом. Написать сочинение в жанре репортажа о церкви Покрова на Нерли, изображенной на картине С. В. Герасимова.