- Учителю
- Урок литературы в 11 классе. 'Мир стихий в поэзии А. Блока'
Урок литературы в 11 классе. 'Мир стихий в поэзии А. Блока'
Мир стихий в поэзии А. Блока
«Незнакомка» и «В ресторане».
Цель. Изучение мира стихии в поэзии Блока, продолжение работы над анализом текста.
Ход урока.
1. Слово учителя.
В 1906 году, когда действительность властно заявила о себе, когда замкнутый мир поэта
и мечты Блока был разрушен. Но может ли Блок освободить от мечты.
«Я помню,- вспоминает К. И. Чуковский,- ту ночь перед самой зарей, когда он впервые прочитал «Незнакомку»,- кажется, вскоре после того, как она была написана им. Читал он ее на крыше знаменитой башни Вячеслава Иванова. Блок, медлительный, внешне - спокойный, загорелый (он всегда загорал уже ранней весной)... по нашей неотступной мольбе уже в третий, в четвертый раз прочитал эту бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным, безвольным, трагическим голосом, И мы, впитывая в себя ее гениальную звукопись, уже заранее страдали, что сейчас ее очарование кончится, а нам хотелось, чтоб оно длилось часами...»
2. Чтение «Незнакомки».
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
3. Анализ стихотворения.
-
Появление «Незнакомки» в стихотворении- признак особо притягательности.
-
Почему встреча с Незнакомкой так необходима поэту? «Скука загородных дач» невыносима:
Пьяные окрики, пыль переулочная, плач- скучно. Но только ли в скуке дело? Найдите эпитеты.
Первые строки стихотворения сразу включают нас в противоречивый мир:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
-
Здесь эпитеты враждуют между собой. «Весенний воздух, от, которого мы ждем свежести обновления, оказывается «тлетворным». Горячий воздух как будто скрывать в себя энергию радости, а у Блока он дик и глух.
-
Какие ассоциации вызывает у вас слово «по вечерам»?
Мы настраиваемся на лирический лад, но вместо этого Блок показывает быт. Иронична даже рифмовка «шлагбаумами - дамами». Но эта ирония не спасает от скуки загородных дач. -
Природа задавлена бытом. Вместо весенней свежести пыль переулочная. Тишина озера нарушена женским визгом скрипом уключин. Диск луны бессмысленно кривится.
Светилом загородных дач оказалась не луна, а крендель булочный. В кренделе поэзия обывателей - он мерцает и даже чуть золотится. Это чуть у Блока пародийна: быт пытается присвоить себе приметы поэзии. Природа разделена, осквернена, растоптана, да и какое до нее дело испытанным острякам. В своей самоуверенности они не замечают природы и просто гуляют среди канав. -
Как передано в стихотворении отчаяние поэта, его попытка уйти от пошлости?
И каждый вечер друг единственный.
В моем стакане отражен.
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
-
Кто этот друг?
Друг единственный - отражение лица поэта в стакане вина. Иных собеседников быть не может. -
Спасительна ли для поэта влага терпкая и таинственная?
Нет, даже смиренный и оглушенный вином, поэт не может уйти от ощущения пошлости окружающего, Поэтому в следующей строфе «страшный мир» как бы воскреснет -
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
Примитивность и претензия- обывательского мира, из которого хочет вырваться поэт.
-
Почему появление Незнакомки выглядит чудом желанным и неожиданным?
Она не причастна к быту, не запятнана им. Появление незнакомки настолько неожиданно, что у поэта возникает сомнение в ее реальности (иль это только снится мне) хотя все стихотворение проникнуто ожидание этого чуда. Таинственна незнакомка не только своим появлением из тумана, но и красотой своей среди пошлости ресторана. Таинственна её неторопливость среди пьяниц с глазами кроликов и криков, таинственна её причастность к легендам «и веют древними поверьями её упругие шелка».
-
Почему у поэта возникает ощущение странной близости?
В незнакомке, в её молчаливости мы видим одиночество самого поэта, (всегда без спутников, одна), ожидание и печаль (шляпа с траурными перьями). Разрыв незнакомки с обыденностью ощутим, потому что в ней соединены изящество культуры и природы. Неслучайно у Блока «дыша духами и туманами». Странная близость к незнакомке приближает его к миру природы, которую задавил быт.
За чёрной вуалью Незнакомки поэту видится берег очарованный и даль. В стих врываются образы природы, открывая для него новые горизонты, просветляют, возвращают в мир не ограниченный, а бесконечный -
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
Лирическая дерзость последней метафоры беспредельна. Эта свобода возвращена поэту красотой. И здесь поэт поднимается до восторга, он владеет тайной ожидания, он спасён. Но стихотворение в этот миг как в пропасть обрывается:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Финал стихотворения трагичен отрезвлением, сознанием того, что это была лишь мечта, плодом разогретого вином воображения. Это сломленные надежды, признание реальности кроликов и недостижимость красоты, фразу, которую в восторге по-латыни кричали пьяницы, он с горечью повторяет по-русски. Тем самым признавая своё поражение перед пошлым миром.
2. Домашняя работа.
Наизусть. Анализ «О весна без конца и без края»
С собой «Ночь, улица…», «В ресторане»
Индивид задания.