7


Очерк как жанр публицистики.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок русского языка в 11 классе


ТЕМА: Очерк как жанр публицистики.

ЦЕЛИ: определение понятия «очерк», знакомство с видами очерков и их особенностями;

повторение через анализ готовых текстов следующих понятий: тип речи, стиль текста; проверка знаний обучающихся о публицистическом стиле; знакомство с содержанием и особенностями проблемного, путевого, портретного очерков; совершенствование умения анализировать текст публицистического стиля.

  1. Оргмомент.

  2. Понятие «очерк»


  • Очерк -

1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк.

2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории


Виды очерков и их особенности

  • Портретный очерк

  • Проблемный очерк

  • Путевой очерк

3.Сообщения учащихся

1 группа «Видовое многообразие портретного очерка»:

Портретно-проблемный очерк

Политический портрет

Психологический портрет

Юбилейный портретный очерк

Биографический портретный очерк.


2 группа « Художественные элементы портретного очерка»


  • пейзаж

  • деталь

  • портретные характеристики

  • фантазийный элемент

3 группа «Проблемный очерк»

Виды проблемных очерков:

  • экономический

  • социологический

  • философский

  • экологический

  • судебный

  • полемический

4 группа «Путевой очерк»

Основные типы композиции очерка:

  • 1. Хроникальное построение очерка

  • 2. Построение, основанное на логике

причинно-следственных связей

  • 3. Эссе - свободная форма построения


5 группа «Языковые и стилистические особенности жанра "очерк"

  • Экспрессия

  • Метафоризация

  • Употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой особую роль играет политическая, экономическая лексика.

  • Публицистика придаёт большое значение многозначности слова


3. Практическая часть.

1.Анализ очерка Полины Иванушкиной «Живая Наташа» (приложение№1)

- Что можно сказать о композиции очерка?

В композиционно-синтаксическом плане очерк Полины Иванушкиной «Живая Наташа» представляет собой текст, состоящий из 19 прозаических строф. Повествование ведётся от второго лица. В текст включена прямая речь героини, строки из её Интернет- дневника. Автор рассказывает о судьбе девушки, которая, сделав карьеру как фотограф в мире глянца, в 30 лет заболела рассеянным склерозом, потеряла возможность двигаться, но не перестала действовать. Ноутбук, Интернет стали её спасителями. Она, больная, разбитая болезнью, нашла возможность помогать людям, себе. Очерк выстроен очень чётко. Вступление и заключение рассказывают о болезни, обречённости и безысходности положения героини, основная часть - о желании жить активно, быть полезной людям.

-Каким образом выражается авторская оценка? Авторская оценка выражается всей совокупностью языковых и речевых средств. У читателя не возникает ни малейшего сомнения по поводу отношения автора к героине, обрисованной с большой теплотой и симпатией.

- Что вы можете сказать об использовании языковых и речевых средств?

Очерк отличается разнообразием использования языковых и речевых средств. Они выполняют самые различные функции, помогая автору раскрыть образ героини очерка с разных сторон.( Поиск языковых и речевых средств в очерке, заполнение таблицы)

Лексика


метафоры

рисующие болезнь: пьёт по капле отчаяние, болезнь уложила её в постель, лекарство для души, стала роботом, колочусь в ловушке, замыленный взгляд, тридцать лет превратились в папку с архивными фото, вечность стоит у изголовья кровати


рисующие деятельность: выходит в Сеть, горит этим делом, налаживает контакты, не закрылась внутри себя, переступить через комплексы, воюют за детскую авиасекцию, люди просыпаются ( в зн. начинают действовать), заваливали Сеть информацией, строчить посты в свой дневник; ворвалась, шевелит людей, прыгать готова, дарит добро, сделать подвиг

фразеологизмы

Ничего не видеть вокруг, волосы встали дыбом, доверять и проверять, вишу на волоске, всем миром

эпитет

Горящие глаза,


фигня, непофигисты

Синтаксис

Анафора

Вот Наташа - выпускница Архитектурного института…Вот в страну приходит первый глянец…Вот первые выставки…

Риторический вопрос

Куда ещё больше?/ Неужто так в коробке и останусь?

Эллипсис

Справа - экран ноутбука, слева - хаос из пузырьков.

Многоточие

Ведь её собственная вечность стоит у изголовья кровати… /Сложнее всего просить для себя… / Стыдно, страшная ломка…/ Это не какие-то абстрактные нуждающиеся в помощи люди, это моя Ирка…/ Иначе так и проживём всю жизнь, ожидая подачек от власти…

Антитеза

Прикованная к постели, она спасает других./ Это не лечит, но это спасает. /Лежит одна. Но вместе со всеми./

Словообразование

Худющая

Вывод: В ходе анализа языковых и речевых средств изобразительности мы пришли к выводу, что особую динамичность очерку придаёт наличие в нём неполных предложений, эллипсиса. Риторические вопросы, восклицательные предложения, многоточия придают тексту особый эмоциональный настрой: заставляют читателя задуматься над судьбой героини, сочувствовать ей и восхищаться ею.

-Как дан портрет героини в очерке?

Важным элементом очерка является портрет. В данном случае он дан скупо, в двух предложениях: «Худущая, с мальчишеской стрижкой…» и «Заломленная за голову рука, усталая шея, горящие, горячечные глаза». Автору не так важно, как выглядит человек (тем более больной), а важно, что он чувствует, что происходит в его душе. Полина Иванушкина использует рядом два созвучных эпитета к слову глаза: «горящие» и «горячечные», чтобы показать неуспокоенность героини, её желание действовать.

- Каким образом представлена авторская позиция в тексте?

Неравнодушие автора к изображаемому передаётся также и при помощи метафор. Условно мы разделили их на 2 группы: 1) рисующие болезнь, 2 )рисующие действие. Вторая группа оказалась шире. Таким образом, на наш взгляд, автор рисует активную жизненную позицию Натальи Вороницыной.

На словообразовательном уровне отмечено слово «худющая», используя которое автор передаёт чувство не лексически, а посредством суффикса.

Значительную роль в очерке играет антитеза, которая доносит до читателя мысль автора о том, что героиня, понимая обречённость своего положения, спасает других; лёжа одна в квартире , она вместе со всеми.

Автору удалось создать яркий образ, который не оставляет читателя равнодушным.


  1. Анализ очерка Виталия Цепляева «Роман с одолжением» ( приложение №2)

- Какие текстуальные синонимы к имени Романа Абрамовича использует автор?

Герой очерка Виталия Цепляева «Роман с одолжением» - личность многогранная. Текстуальные синонимы к имени собственному Роман Абрамович доказывают это. Итак, Роман Абрамович в данном публицистическом тексте -

  • «один из самых известных богачей в России и уж точно самый известный русский богач в мире»

  • «Владелец заводов, дворцов, пароходов»

  • «Хозяин английского ФК «Челси»

  • «Заботливый отец шестерых детей»

  • «знатный благотворитель...»

  • «Гангстер, предатель и шантажист»

  • «молчащий человек со скрёщенными на груди руками и грустным выражением лица»

  • «человек, который иронично смотрит на происходящую вокруг него суету и знает то, чего другие не знают»

  • «- Абрамович - человек в психологическом плане абсолютно комфортный и для Путина, и для Медведева».

- Приведите примеры использования политической лексики, для чего она используется?

Так как Роман Абрамович - фигура политическая, в тексте присутствует общественно-политическая лексика: олигарх, спикер, окружная дума, хозяйствующие субъекты, члены правительства и др.

- Обоснованно ли используются в очерке фразеологизмы, жаргонизмы?

Оживляют очерк фразеологизмы, характеризующие деятельность Р.Абрамовича: «пустить пыль в глаза», «без сучка и задоринки», «выйти сухим из воды», «влезть в душу без мыла» - все они негативно характеризуют героя публикации; метафоры: «умеет входить в доверие», «войти в политическую элиту» , «закулисный дирижёр», «казначей семьи Ельцина», «пройти между струйками пара» характеризуют Абрамовича как личность рассчетливую, изворотливую, не выбирающую средства для достижения своих целей, поддерживают отрицательную оценку персонажа.


В очерке использованы жаргонизмы: погорел, глубоко плевать, быть в шоколаде, наезды со стороны власти, которые характеризуют время, сферу деятельности, умение личности находить выход из трудных положений, но в контексте они воспринимаются также негативно.


- Какова роль риторических вопросов в очерке? Для полемического заострения темы публицист использует риторические вопросы: «Мало кто думает, что свой бизнес Роман Абрамович делал как-то иначе, чем Михаил Ходорковский. Но почему один олигарх в тюрьме, а другой в «шоколаде»?

Много ли у нас таких губернаторов?

А счастье?

Кто же он? Финансовый гений, баловень фортуны, благородный филантроп?

Уж не потому ли он так беспечно и вызывающе сорит деньгами, покупая виллы, яхты и спортивные клубы? И зачем ему понадобилась экстравагантная должность хозяина Чукотки?

- С какой целью автор использует имена собственные, прибегает к цитированию?

Использование имён собственных: Путин, Медведев. Краснодарский край , Чукотка, Лондон, «Сибнефть», «Газпром» - усиливают и конкретизируют достоверность материала, презентуют Абрамовича как масштабную личность .

В.Цепляев часто прибегает к цитированию, он цитирует Березовского, бывшего вице-премьера Олега Сысуева, политолога Станислава Белковского, писателя и публициста Ю.Латынину, профессора МГУ, завкафедрой социологии и психологии политики Е.Шестопал, самого Абрамовича, что вносит в очерк разносторонние оценки и снимает с автора ответственность за высказанные суждения.


Вывод: Очерк написан легким, ироничным языком, который скрывает за собой социальную оценку при кажущейся объективной подаче материала.

Очерк «Роман с одолжением» помещен в рубрике «Юбилей», имеет подзаголовок «25 октября Роман Абрамович отметит своё 45-летие», поэтому жанровая принадлежность данной публикации - юбилейный портретный очерк. Юбилейная дата должна быть лишь поводом к размышлению о судьбе человека. Главное, на чем должен сконцентрироваться публицист - это духовные искания личности. К теме «духовных исканий» автор обращается в конце очерка, где Роман Абрамович говорит о том, что «деньги не приносят счастья. Они дают лишь некоторую независимость».

Очерк не несёт в себе никакой новизны ( для тех, кто следит за политикой и СМИ), но собирательный портрет главного героя к его 45-летнему юбилею дан исчерпывающий.


4. Выводы. Итоги .

Слово учителя о роли очерка в формировании политического сознания людей.


5.Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Понравилось ли работать в группе?

Можете ли вы по-новому относится к « печатному слову»?


  1. Домашнее задание: анализ очерка из местной печати ( по выбору учащихся). Приложения 1, 2


Приложение № 1

Живая Наташа

Прикованная к постели, она спасает других

Автор: Полина Иванушкина

...Справа - экран ноутбука, слева - хаос из пузырьков. Заломленная за голову тонкая рука, усталая шея, горящие, горячечные, глаза… У неё рассеянный склероз. Случаев излечения не зафиксировано. «Страшно не умирать, страшно быть овощем». Её мир, казалось, должен быть здесь: квадрат окна, мама и брат за стеной, дневная сиделка. Куда ещё больше? Но он светится монитором лёгкого ноутбука, устроенного на подушке на её животе. «Тугеза», сайт (в переводе с анлийского - «вместе»), громкое событие последнего года, сообщество «доброделов, непофигистов, неравнодушных», - Наташа Вороницына горит этим делом. «Двумя кликами мыши сделать вклад в вечность», как говорит один из основателей сайта, это о ней. Ведь её собственная вечность каждый день сторожит у изголовья кровати…

Потерять и обрести

- Сложнее всего просить для себя… Сказать: «Ребята, со мной такая история, я больна, мне нужна помощь». Они-то привыкли к тебе здоровой. Стыдно, страшная ломка… Но ты делаешь это, потому что одна пропадёшь.

За себя она попросила в самом начале - когда отнялась правая рука, а потом за несколько месяцев болезнь уложила её в постель, хотя обычно «переход из ходячего в лежачего занимает десятилетия…» Все предыдущие 30 лет вдруг превратились в папку с архивными фото, над которыми можно только рыдать: вот Наташа - выпускница Архитектурного института, пробует себя в фотографии. Вдруг что-то получается, и вот она уже штатный фотограф. Вот в страну приходит первый глянец, и она тоже в этих рядах, снимает звёзд и гламур. Вот первые выставки, ресторанные фотосессии, вот она фоторедактор журнала, вот открывает студию в «Бурде». Вот прыгает по крыше московского дома: лето, закончилась модная съёмка, кто-то щёлкает её - обтягивающие джинсы, лохматая голова, красный лак на ногтях - летящую прямо к небу… Из реквизита к той съёмке остался каркас пружинной кровати - и на одном кадре Наташа лежит на нём уже тогда, вот-вот перед болезнью, худющая, как все модели из этих модных журналов…

Слегла она с замыленным взглядом. Сузившимся до радиуса объектива, отщёлкивающего гламурные отпечатки.

- Дом - работа - тусовка. Зацикливаешься на себе, не видишь ничего вокруг. Ну подумаешь, взятки, ну зарплаты учителям, ну дороги, ну больные дети, мало ли… Мне казалось, что всё это на другой планете, потому что сложно переключиться на проблемы других, пока у тебя всё хорошо. Я всю жизнь прожила для себя, хотя могла бы потратить её на что-то большее. Моя болезнь - лекарство для души. Я вновь обрела свою душу, и она расширяется, включает в себя других.

Летом 2010-го её душа включила в себя «Ирку из Выксы». Мать пятерых детей, которая, между тем как лазить на крышу собственного дома, высматривая, далеко ли огонь, пора ли бежать и жив ли муж, ушедший на пожар, успевала строчить посты в свой интернет-дневник.

- Я прочитала, и у меня волосы встали дыбом. Это не какие-то абстрактные нуждающиеся в помощи люди, это моя Ирка… Тогда организовалось сообщество «Пожар_ру», я со страшной силой стала распространять информацию о погорельцах, кому где нужна помощь, завалила Сеть информацией о сообществе, написала Навальному - и понеслось. Через несколько недель уже все гламурные девушки разбирались в мотопомпах и закупали пожарные рукава. Всего собрали около 700 тысяч рублей и приобрели на них пожарное оборудование, отвезли в регионы. И я вдруг всё увидела незамутнённым взглядом. И зарплаты учителей, и дороги, и выборы… И «Тугезу».

Невыносимость сердца

«Мы не религиозная секта, не политическая партия, не благотворительный фонд, да чего уж там, мы даже плохо знаем друг друга», - говорит о себе сайт «Тугеза», что значит «вместе». Вместе они собирали деньги на пожарные рукава - незнакомые между собой блоггеры, и необязательно, что у каждого из них была своя личная «Ирка из Выксы». Потом привезли компьютеры для несовершеннолетних в СИЗО Сыктывкара. Потом - пряжу, нитки, памперсы и советские фильмы в калужский дом престарелых. Купили снегоход для Сергея Сотникова, начальника списанного аэродрома посреди тайги, который спас аварийный самолёт Якутск - Москва с 72 пассажирами на борту. Поставили целую операционную для кировской больницы за полмиллиона рублей. Привезли ходунки, инвалидные коляски, матрасы и мочалки в дом инвалидов. Сейчас помогают делать ремонт в приюте для молодых мам и воюют за детскую авиасекцию в Ярославле, которую собираются закрывать из-за того, что педагог взбунтовался против поборов директора…
«Не надо верить нам, верьте в Бога, Аллаха, Будду, Деда Мороза, права человека, ино-планетян, честного гаишника, Путина, Навального, прочих. Доверять и проверять, вот что требуется. На какую сумму доверяете, такую сумму и перечислите», - пишет Сергей, один из основателей сообщества. И это работает.

«Вороницына сама нас нашла, ворвалась, завертела, - рассказывает Сергей. - Координирует действия, шевелит людей, налаживает контакты, ссорится, ругается, обижается... Наташка живёт! Богато, активно, весело и дарит добро многим людям. Она сделала самый великий подвиг для инвалида, не закрылась из-за болезни внутри себя, озлобившись на весь мир, а стала действовать. Переступать через свои комплексы, амбиции, предпочтения - действовать! Наташка здоровее многих и многих».

Она не стала ложиться в больницу, колоть гормоны, как советовали врачи. Она стала помогать другим. Это не лечит, но это спасает.

«ЖЖ» Наташи: «Июнь. Вот вы кем хотели быть в детстве? Я, не поверите, манекеном в магазине - бесчувственной куклой в витрине. Ибо всё детство и дальше была невыносимая боль в душе, и к 30 годам я перестала чувствовать, я стала роботом. Бог не забрал у меня жизнь тела, он дал страшную болезнь. Но последние дни, по утрам, я чувствую невыносимость в сердце, от которой я раньше бежала, и сейчас я счастлива, я - чувствую! Я жива!»

- Нас упрекают, что мы подменяем собой государство, но наша цель не в том, чтобы заткнуть дырки после того, как всё вокруг разворовали, а в том, чтобы показать, что, объединившись, мы что-то можем и сами, иначе так и проживём всю жизнь, ожидая подачек от власти… И я так радуюсь, прыгать готова, когда вижу, что идёт какое-то движение, что люди просыпаются! Например, сайт «Демократор.ру» - ты видела? Они заваливают инстанции исками по несправедливым решениям разных дел. А «Роскомвзятка»! «Старики.ру»! «Заливает.спб»! «С миру по нитке»! «Непофигизм»! - кажется, она бы подпрыгнула на этой своей специальной кровати, которую ей помогали купить всем миром, когда Минздравсоцразвития отказался её оплатить, если б могла. Но она не может. И этот жар так не вяжется с перекладиной подъёмника над её головой - опорой для хрупкого тела, с тем, как сама меняет себе подгузник, когда мама опаздывает с работы, описывая это без стеснения в своём блоге, решив быть открытой до конца… Как не вяжется с редкими строчками отчаяния:

«Сентябрь. Колочусь в ловушке. Чувствую себя в коробочке, закрытой со всех сторон. Снаружи стоят люди и кричат: «Давай, давай выходи, это легко! Мы ждём тебя!» А я колочусь, колочусь - и никак, много лет колочусь... А с телом всё хуже и хуже. Уже на волоске вишу. И сил нет уже пытаться выбраться из коробки. И хочется ко всем, и как будто заколдованная я какая-то. Неужто так в коробке и останусь?»

«Август. Умереть, мне кажется, легче, чем быть во всём этом. Но вот ведь в чём фигня - не умираю».

Наташка не умирает, живёт. Лежит одна. Но вместе со всеми. Тугеза.

«Сегодня снова немного счастливо».


Приложение №2


Роман с одолжением*

Мало кто думает, что свой бизнес Роман Абрамович делал как-то иначе, чем Михаил Ходорковский. Но почему один олигарх в тюрьме, а другой в «шоколаде»?

Абрамович - один из самых известных богачей в России и уж точно самый известный русский богач в мире. В 2011 г. он занял 9-е место в рейтинге «Форбс» с 13,4 млрд долл. Владелец заводов, дворцов, пароходов (в его активе насчитывают 4 яхты, включая самую длинную в мире - 162,5 м, 2 личных самолёта и 3 вертолёта, а в автопарке чего только нет - от «майбаха» с «феррари» до «бугатти» с «мазерати»). Хозяин английского ФК «Челси» вложил в него до 1 млрд долл. Начальник Чукотки (прежде два срока отбыл там губернатором, нынче спикер окружной думы). Заботливый отец шестерых детей (правда, с женой недавно развёлся, уступив ей, по данным западных СМИ, 300 млн долл. и кое-что из имущества). А ещё - знатный благотворитель…

Кто же он? Финансовый гений, баловень фортуны, благородный филантроп? «Гангстер, предатель и шантажист», - уверен Борис Березовский, затеявший в Лондоне суд против Абрамовича. Опальный олигарх считает, что, после того как ему пришлось покинуть Россию, Абрамович вынудил его по дешёвке продать акции компаний, которыми они сообща владели. Например, в 2001 г. Борис Абрамович (на пару с Б. Патаркацишвили) уступил Роману Аркадьевичу 43% «Сибнефти» за 1,3 млрд долл., а в 2005 г. за 72 % этой компании «Газпром» заплатил Р. Абрамовичу аж 13,1 млрд долл. В итоге Березовский якобы потерял больше 5 млрд долл., которые он теперь и требует у ответчика.

Но это не просто спор двух «хозяйствующих субъектов». В Высоком суде Лондона побеждённый учитель словно пытается наказать победителя-ученика. Ведь в те времена, когда Березовский уже слыл всемогущим «крёстным отцом» Кремля, Абрамович с его помощью делал лишь первые шаги к несметному богатству и влиянию.

Незаметный и полезный

В те времена даже члены правительства не знали будущего олигарха в лицо. «В 1997 году мы впервые увиделись с Абрамовичем во время загородного барбекю правительственной команды. Я его тогда принял за водителя, который привёз из магазина выпивку и закуску, - рассказал «АиФ» Олег СЫСУЕВ, бывший вице-премьер. - Абрамович всегда старался быть незаметным. Но - полезным… С тех пор при упоминании его имени у меня возникает образ такого молчащего человека со скрёщенными на груди руками и грустным выражением лица. Впрочем, иногда по этому лицу блуждает улыбка. Улыбка человека, который иронично смотрит на происходящую вокруг него суету и знает то, чего другие не знают».

«Главная изюминка Абрамовича - будучи человеком не слишком образованным, он одарён мощной интуицией и всегда понимает душу собеседника. С 1994 г., когда Березовский познакомил его с Валей Юмашевым и Таней Дьяченко, и вплоть до 1998-го, когда Абрамович фактически занял место казначея семьи Б. Ельцина и стал заметно влиять на политику, он очень хорошо понимал потребности этой семьи, - говорит политолог Станислав БЕЛКОВСКИЙ. - Березовский - человек яркий, фонтанирующий идеями, но в организационном плане крайне неаккуратный и ненадёжный. Свои обязательства перед семьёй Ельцина он выполнял через пень-колоду. Абрамович же, напротив, всё выполнял без сучка и задоринки и иногда даже в упреждающем режиме. Так он завоевал безграничное доверие семьи и позднее дважды сыграл одну из ключевых ролей в деле передачи власти в России».

«Роман Аркадьевич умеет входить в доверие, влезать в души людей без мыла, - признаёт и писатель, публицист Юлия ЛАТЫНИНА. - Но при этом он один из самых умных бизнесменов России и очень предусмотрительный. Он стал едва ли не первым среди олигархов, кто практически поселился за границей, полностью обезопасив свой бизнес от возможных наездов со стороны власти. И в то же время сумел остаться с этой властью в наилучших отношениях. Это высокий пилотаж!»

Между струйками

Серьёзных атак на бизнес Абрамовича действительно не было. Проверяющие как приходили в его компании, так и уходили. Счётная палата пыталась было обвинить «Сибнефть» в многомиллиардной налоговой недоимке, но Р. Абрамович вышел тогда сухим из воды. Как? «Прошёл между струйками, - иронизирует Ю. Латынина. - Да, его бизнес всегда вызывал аппетиты у силовиков. Но Абрамович не Березовский и уж тем паче не Ходорковский. Он не просто давал деньги на избирательную кампанию партии власти в 1999 г., он старался быть исключительным - другим желающим было сложно сделать взносы. Будучи закулисным дирижёром в ключевых назначениях последнего времени, Абрамович свою роль никогда не выпячивал». «Абрамович - человек в психологическом плане абсолютно комфортный и для Путина, и для Медведева. Он был два срока губернатором и при этом, не таясь, жил в Лондоне. Кому бы ещё такое позволили? Никому, а ему можно. В сегодняшней России он абсолютно неуязвим», - уверен С. Белковский.

Уж не потому ли он так беспечно и вызывающе сорит деньгами, покупая виллы, яхты и спортивные клубы? И зачем ему понадобилась экстравагантная должность хозяина Чукотки? «Люди типа Абрамовича хотят выделиться не перед публикой - на неё им глубоко наплевать, а перед себе подобными. Это попытка утвердить себя в той среде, где они общаются, которая для них значима. Та же покупка «Челси» - это же чистая попытка пустить пыль в глаза, - говорит Елена ШЕСТОПАЛ, профессор, завкафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ. - Но в то же время англичане, с которыми я разговаривала, совершенно искренне им восхищались. Они видят, что Абрамович хочет что-то изменить к лучшему. То же с Чукоткой: придя туда, он стал вкладывать свои деньги в жителей. Много ли у нас найдётся таких губернаторов? Неслучайно на Чукотке его обожают. Пускай он личность противоречивая, может, не во всём чистая, но есть в нём что-то человеческое».

Циничные политологи, впрочем, не переоценивают Абрамовича-романтика.

- На роль показухи малонаселённая Чукотка годилась идеально: путём небольших финансовых вливаний там можно было много изменить, - говорит С. Белковский. - А возглавь Абрамович какой-нибудь Ставропольский край, там бы и погорел. Кроме того, он хотел уже официально войти в политическую элиту, показать, что является не просто бизнесменом. Ну и наконец, Роман Аркадьевич рассчитывал на Чукотке заработать и добился этого. Там была перерегистрирована «Сибнефть», и всё, что он потратил на этот округ, - лишь часть денег, сэкономленных на региональных налоговых льготах для этой компании, которые были введены при Абрамовиче-губернаторе.

- Деньги не приносят счастья. Они дают лишь некоторую независимость, - признался как-то Абрамович в одном из редких интервью. Независимость - в том числе от мнения простых граждан о его персоне - он, похоже, давно себе обеспечил. А счастье? За плечами только 45, есть силы, здоровье, красивая молодая подруга... Можно и о счастье подумать.

Виталий ЦЕПЛЯЕВ

*одолжение - услуга, любезность ( Толковый словарь Ушакова)




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал