7


  • Учителю
  • Тема народного сострадания и скорби в поэме А.А. Ахматовой Реквием

Тема народного сострадания и скорби в поэме А.А. Ахматовой Реквием

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: Тема народного страдания и скорби в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»





Цель: показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве.





Тип урока: комбинированный





Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация

  1. Проверка домашнего задания.

  • Каков исторический и жизненный контекст поэмы?

  • Каковы её основные мотивы? ( основные мотивы поэмы- память, горечь забвения, немыслимость жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы, креста)





III Объяснение нового материала

  1. Лекция учителя

Массовые репрессии в стране, трагические события личной жизни ( неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) вызвали к жизни поэму «Реквием» (1935-1940). Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.

В предисловии к поэме Ахматова написала: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде». Эти очереди вытягивались вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты». Стоя в такой очереди Ахматова услышала шепотом произнесённый вопрос: «А это вы можете описать?» И ответила: «Могу».

Так рождались стихотворения, вместе составившие поэму. Стихотворения эти не записывались - запоминались накрепко надёжными друзьями Ахматовой. Окончательно единое произведение было скомпоновано лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге. Л.Чуковская в «Записках об Анне Ахматовой» сообщает, что в этот день Ахматова торжественно сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал». При знакомстве с поэмой и её структурными частями поражает чересполосица дат: «Вместо предисловия» датировано 1957 годом, эпиграф «Нет, и не под чуждым небосводом...» - 1961-м годом, «Посвящение» - 1940-м годом, «Вступление» - 1935-м годом и т. д. Известно также, что вариант «Эпилога» был продиктован автором её подруге Л.Д.Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти - своеобразные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась постоянно на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать «Реквием» как целостное произведение, рожденное трагическим временем.

Слово «Реквием» переводится как «заупокойная месса», католическое богослужение по умершему. Одновременно это- обозначение траурного музыкального произведения. Исследовательница Е.С.Абелюк сопоставила латинский текст заупокойной мессы с поэмой и нашла ряд параллелей, что свидетельствует о глубоком воздействии текста мессы на Ахматову. Есть переклички поэмы и с текстом молитвы, обращенной к скорбящей матери,- Stabat Mater. Это позволяет нам сделать выводы о том, что произведение Ахматовой можно рассматривать в общем контексте мировой культуры и что поэма эта имеет ярко выраженное музыкальное начало.

3. Анализ поэмы «Реквием»

  • Особенности построения

Композиция поэмы основана на соединении разных глав как по стилю, так и по содержанию. Главы объединяются одним сюжетом- это создаёт психологическое напряжение. Под каждой главой стоит год её написания.





  • Язык и стиль

Тон поэмы-возвышенный. Несмотря на изображение в поэме прозаических подробностей, преобладает высокий стиль звучания стихов. Необходимо также отметить характерный для творчества Ахматовой тонкий психологизм в изображении человека.





  • «Вместо предисловия»

В этой главе, которая предваряет поэму, рассказывается о времени и месте возникновения идеи создания произведения. Это единственная глава, которая написана прозой. Хорошо переданы приметы времени: длинные тюремные очереди, в которых Ахматова провела 17 месяцев после первого ареста сына. Она рассказывает, как в очереди её узнала женщина «с голубыми губами» и спросила: «А это вы можете написать?» И поэтесса ответила: «Могу».

  • «Посвящение»

Чувство долга перед тысячами невинно осужденных людей заставило Ахматову взяться за перо. Работа и самой поэтессе помогла пережить невыносимое личное горе. «Невольным подругам двух...осатанелых лет» она посвятила свой «Реквием». В «Посвящении» Ахматова цитирует пушкинское послание к декабристам-этим она объединяет каторжников всех времён. Поэма посвящена не только жертвам, но и женам репрессированных.

  • «Вступление»

Это плач по сыну и не только по своему. В 1939 году из-за отца, поэта Николая Гумилёва, расстрелянного в 1921 году по подозрению в участии Кронштадтском мятеже, был арестован сын Ахматовой.

Обозначается конкретное время: упоминается Ленинград, а не Петербург, «чёрные маруси» (тюремные машины, в которых увозили арестованных). Но всё-таки страна здесь не Советский Союз, а «безвинная Русь».













Первая глава

(1935)

Героиню, мужа которой уводят на рассвете, окружает древняя обстановка: тёмная горница, в которой плачут дети. Божница с погасшей свечой. Сама она перевоплощается в простую русскую бабу, которой предстоит, как «стрелецким жёнкам» выть под кремлёвскими башнями. Ахматова обратилась к истории: к казни стрельцов. Её ассоциации этой казнью не случайны - они указывают дорогу, которая тянулась через всю историю России кровавым следом, а в годы репрессий превратились в моря безвинной крови.



2

Вторая глава

(1938)

Ахматова писала прошения о помиловании сына. В этой главе слышится мелодия, чем-то напоминающая колыбельную:

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

3

Третья глава

(1939)

Эти стихи тоже автобиографичны, но имена не называются, что позволяет делать обобщения. Одинокая женщина, которая не может поверить в реальность своих страданий, - одна из многих жертв репрессий.

4

Четвёртая глава (1938)

Поэтесса обращается к прошлому, к той

насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской весёлой грешнице,

какой она была когда-то. Будто забегая вперёд, она в точных деталях предвидит, «как трёхсотая, с передачею» будет стоять в длинных очередях в Крестах (пересыльная тюрьма) и «своею слезою горячею / Новогодний лёд разжигать».

5

Пятая глава

(1939)

В этой главе выплеснут её «ужас» - мучительная тревога за судьбу сына, заключённого в тюрьму. Параллельно возникает мотив распятия Христа и материнского горя и бессилия. И огромная звезда вещает о Рождестве, а «скорой гибелью грозит». Белые ночи заглядывают в тюрьму к сыну и «о кресте высоком» и «о смерти говорят»

6

Шестая глава

(1939)

В этой главе звучит непонимание жестокости судьбы. (Весной 1939 года сына Ахматовой арестовали второй раз)

7

Седьмая глава

(22 июня 1939)

В название вынесено «каменное слово» - приговор.

И упало каменное слово

На мою ещё живую грудь...

Приговор прозвучал после 17 месяцев отчаяния и мольбы. Героиня ищет возможности облегчить свои страдания, иначе «каменное слово» может убить:

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

А «горячий шелест лета, словно праздник», уже не имеет к героине никакого отношения.

8

Восьмая глава

(19 августа 1939)

Страдания так опустошили душу героини, что она уже готова принять смерть в любом виде: «...ворвись отравленным снарядом... иль отрави тифозным чадом».

9

Девятая глава

(4 мая 1940)

Страдания стали настолько невыносимыми, что героиня готова как спасение пронять даже безумие. Оно уже накрыло половину её души крылом. Но и безумие не позволит забыть:

Ни сына страшные глаза-

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья.

10

Десятая глава

(1938-1939)

В этой главе под названием «Распятие» Ахматова обращается к евангельскому сюжету. Содержание предыдущих глав о безмерных страданиях подводят героиню к мысли, что человек не может вынести такой боли. Тема распятия - это тема сына и матери, поднятая до уровня Христа и Богоматери. Страдания сына воплощают здесь страдания всех сыновей того жестокого времени, а муки матери - муки всех матерей.





  • «Эпилог»

Тема памяти и забвения-главная тема в «Эпилоге», который состоит из двух частей. В первой части идёт возвращение к образу тюремной очереди, стихам Державина и Пушкина. Ахматова создаёт необычный образ памятника - памятник Поэту, стоящему у тюремной стены.

Героиня молится

не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною...

Для них она соткала

широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

И это даёт ей право надеяться, что и её помянут когда-нибудь. А если задумают воздвигнуть ей памятник, то она согласна на него с условием не устанавливать его в родных и памятных местах: «ни около моря, где я родилась», «ни в царском саду у заветного пня». Памятник должен стоять у Крестов, где

стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

И даже в смерти поэтесса боится забыть то, что видела здесь.

  1. Звучит «Реквием» Моцарта





IV. Закрепление

  1. Итог обсуждения

Поэма Ахматовой отличается мощным эпическим размахом, раскрытием современности на широком всемирно-историческом фоне. Отсюда та внутренняя патетика, которая звучит в её строках. Полифонизм, многоголосье и распевность позволяют воспринимать это произведение и как траурное музыкальное творение. Основанное на народных плачах, оно несёт и глубокую лирическую интонацию, что делает поэму воистину уникальным художественным явлением. Только одно это произведение позволило бы Ахматовой войти в сонм классиков отечественной словесности.

В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.





  1. Рефлексия





  1. Домашнее задание:

подготовиться к семинару по поэме «Реквием»





















































































Тема народного

страдания и скорби в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал