7


  • Учителю
  • Рабочая программа по русскому и культуре речи для СПО

Рабочая программа по русскому и культуре речи для СПО

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Департамент здравоохранения Воронежской области



БПОУ ВО «Бутурлиновский медицинский техникум»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



«Литература»









Для специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»

среднего

профессионального образования





























г. Бутурлиновка, 2016 г.











ОДОБРЕНА

цикловой методической

комиссией гуманитарных

и общеобразовательных дисциплин





Протокол №_____ «____»_________20 г.



Председатель ЦМК



___________________Татарникова М.Н.

УТВЕРЖДЕНА

заместитель директора по учебной работе



______________ Благая Т.В.



«____»____________20 г.











Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по литературе (утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») в рамках реализации программы подготовки специалистов среднего звена БОУ СПО ВО «Бутурлиновский медицинский техникум» по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».







Рабочую программу составила:

Науменко Людмила Ивановна, преподаватель литературы первой квалификационной категории БПОУ ВО «Бутурлиновский медицинский техникум»





Рецензенты: преподаватель литературы, высшей квалификационной категории ГОБУ СПО ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж»;



председатель цикловой методической комиссии гуманитарных и общеобразовательных дисциплин БПОУ ВО «Бутурлиновский медицинский техникум» Татарникова Марина Николаевна.



















СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины



  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины











































































1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИТЕРАТУРА



1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена БПОУ ВО «Бутурлиновский медицинский техникум». Программа по дисциплине «Литература» разработана в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по литературе ( утверждён приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» и реализуется при подготовке выпускников по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

согласно учебного плана, программы подготовки специалистов среднего звена

БПОУ ВО «Бутурлиновский медицинский техникум» дисциплина «Литература» относится к общеобразовательным дисциплинам.





1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Цель литературного образования - приобщение студентов к богатствам художественной литературы, развитие способности эстетического воспитания и оценки явлений литературы и отражённой в ней действительности и на этой основе формирование эстетических вкусов, потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции.

Достижение этой цели предполагает:



- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;



- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного произведения, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.



- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий; формирование общих представлений об историко-литературном процессе;

- овладение умениями анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко- литературной обусловленности с использованием теоретико- литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в

сети Интернета.



Ориентация на формирование общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы относятся:

  • Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

  • Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

  • Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

  • Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

  • Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

  • Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

  • Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

  • Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать и понимать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей- классиков конца 19- начала 20 вв.;

-основные закономерности историко- литературного процесса;

-черты литературных направлений и течений;

-основные теоретико- литературные понятия;

уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно- выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод ( сцену) художественного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

-определять род и жанр литературного произведения;

-сопоставлять литературные произведения;

-выделять авторскую позицию;

-выразительно читать произведения (или фрагмент), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения разных жанров на литературные темы.



Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

-участия в диалоге или дискуссии;

-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

-определения своего круга чтения, оценки литературных произведений;

-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).



Достижение данных целей способствует приобретению студентами следующих компетентностей:

- общекультурная литературная компетентность - эмоциональное восприятие и глубокое осмысление литературных произведений; понимание литературы как неотъемлемой части родной и мировой культуры; осознание социокультурной значимости литературы в обществе, значения и специфики художественного слова; знание литературных произведений, обязательных для изучения, основных фактов жизни и творчества выдающихся писателей; понимание авторского замысла; способность к самообразованию в сфере литературы; формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий;

- ценностно-мировоззренческая компетентность - сформированность гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей, собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать их; понимание необходимости литературы для саморазвития и самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических отношений индивидуума и окружающего мира; осмысление внутреннего единства разных систем ценностей, отражённых в литературе; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре; удовлетворение духовных запросов студентов, обусловленных психологическими особенностями старшего подросткового и юношеского возраста, нахождение ими в изучаемых литературных произведениях ответов на волнующие их актуальные социальные и нравственно-эстетические проблемы;

- читательская компетентность - способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне, сформированность собственного круга чтения; способность вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощёнными в произведениях; к сопереживанию с героями литературных произведений;

- речевая компетентность - свободное владение основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и использование специфики языка изящной словесности; использование функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности.



Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении при­оритетами для учебной дисциплины Литература яв­ляются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, исполь­зование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизу­альный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источни­ков информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.



1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 240 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 180 часов;

самостоятельной работы обучающегося 60 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



работа с первоисточниками;

- подготовка рефератов, сообщений;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения)

20

24

16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЛИТЕРАТУРА

Тема 1. Введение

Общая характеристика русской классической литературы XIX века. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Языковая реформа Н.М. Карамзина. Поэзия К.Ф. Рылеева

2

Тема 2.

Литература первой половины 19 века

А.С. Пушкин

Стихотворения "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил...", а также три стихотворения - по выбору.

4

Самостоятельная работа студентов: чтение поэмы и стихов (по выбору студентов); реферат «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», «Лирика Пушкина конца 1830-х годов», «Мотивы философской лирики Пушкина»

2



М.Ю. Лермонтов Сведения из биографии. О своеобразии художественного мироощущения Лермонтова. Детские годы Лермонтова и его годы учения в Московском Благородном пансионе. Юношеская лирика. Московский университет. Петербургский период жизни и творчества 1830-х годов. Ссылка на Кавказ. Роман «герой нашего времени» Лирическое завещание Лермонтова. Значение творчества Л. В истории русской литературы.

Основные мотивы лирики.

Стихотворения "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу...", а также три стихотворения - по выбору.



4

Самостоятельная работа студентов: чтение произведений: «Демон», «Маскарад», стихи (по выбору студентов) реферат «Детство М.Ю. Лермонтова», домашнее сочинение по теме «Онегин и Печорин - «лишние люди», сообщение «Религиозные мотивы в лирике Лермонтова»

2



Н.В. Гоголь Сведения из биографии. Детство и юность Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Гоголь-историк. Петербургские повести. «Ревизор». «Повесть «Шинель».

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев).

Теория литературы: Романтизм и реализм

4

Самостоятельная работа студентов: реферат на тему «Детство и юность Гоголя», сообщения «Чичиков», «Манилов», «Коробочка», «Собакевич», «Плюшкин», «Ноздрёв»

2

Тема 3.

Литература второй половины 19 века

А.Н. Островский. Обзор русской литературы второй половины 19 века

Сведения из биографии А.Н. Островского. Детские и юношеские годы. Начало творческого пути. Творческая история «Грозы». Художественный мир драматурга.

Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

Образ Катерины как трагический характер. О народных истоках Катерины.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». Идеалы народной нравственности в драматургии Островского.

«Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский - создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров.

Теория литературы: понятие о драме

10

Самостоятельная работа студентов: сообщения по теме «Образ Катерины», «Образ Дикого», «Образ Тихона и Кабанихи», сочинение по пьесе «Гроза»

4

И.А. Гончаров. Сведения из биографии. О своеобразии художественного таланта И.А. Гончарова.

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху. Историко-философский смысл романа.

Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.). Роман «Обрыв» (Обзор).

Теория литературы: социально-психологический роман

4

Самостоятельная работа студентов: сообщение «Обломов - «коренной народный наш тип», «Что такое обломовщина?», сочинение по роману

2



И.С. Тургенев Сведения из биографии. Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева. Общественные взгляды Тургенева, «Записки охотника». Повести «Муму» и «Постоялый двор». Роман «Рудин» «Дворянское гнездо». Роман «Накануне» Разрыв с «Современником».

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения

Для самостоятельного чтения: «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе

8

Самостоятельная работа студентов: домашнее сочинение по творчеству И.С.Тургенева, сообщения на тему «Общественные взгляды Тургенева», «Детские, юношеские и молодые годы Тургенева», «Своеобразие «Записок охотника» и их роль в общественном движении и истории русской литературы второй половины 19 века»

4



Н.Г.Чернышевский. Сведения из биографии. Творческая история романа «Что делать?» Значение романа в истории литературы и революционного движения. Композиция романа

4



Н.А. Некрасов. Сведения из биографии. О народных мироощущениях Некрасова. «Петербургские мытарства» Н. Поэтический сборник Некрасова 1856 года. Н. о судьбах русской поэзии. Народ в лирике Н. своеобразие любовной лирики. Своеобразие сатирических стихов Н.

Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х-50-х и 60-х-70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова - энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман).

Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле

6

Самостоятельная работа студентов: сообщение «О народных истоках мироощущения Некрасова»,

«Фольклор в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо»

2



Ф.И.Тютчев Сведения из биографии. Малая родина Тютчева. Мир природы в поэзии Т. Хаос и космос в лирике Т. Любовь в лирике Т. Т. О причинах духовного кризиса современного человека. Поэтическое открытие русского космоса.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, - о, эти очи», «Природа - сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас - и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.

Философичность - основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта

2





















Самостоятельная работа студентов: сообщение «Поздняя лирика Тютчева», самостоятельный подбор стихов и их анализ

2



А.А. Фет Сведения из биографии. Стихи Ф. о назначении поэзии. Характерные особенности лирики Ф. Любовная лирика Ф. Природа в поэзии Ф.

Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости - и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье - ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета

2

Самостоятельная работа студентов: сообщение « Взгляды Фета на роль поэта и поэзии»

2



А.К. Толстой. Сведения из биографии. Лирика А. Толстого. Баллады и былины А.Толстого.

Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...»

2



М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Сведения из биографии. Мастер сатиры. Проблематика и поэтичность сказок Салтыкова-Щедрина.

«История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»)

4

Самостоятельная работа студентов: сообщение «Детство, отрочество и юность Салтыкова-Щедрина»

2



Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идеологический роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Идея и натура Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Роман о «положительно-прекрасном человеке».

Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов, Д. Писарев, В. Розанов и др.) Роман «Подросток», «Братья Карамазовы».

Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского

10

Самостоятельная работа студентов: сообщение «Детство Ф.Достоевского», реферат на тему «В чём смысл теории Раскольникова» сочинение по роману «Преступление и наказание»

4



Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Толстой - участник Крымской войны.

«Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Особенности поэтики Толстого. Значение « Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого.

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Жизненные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Идейные искания Толстого. Религиозно-эстетические взгляды Толстого «Воскресение»

Мировое значение творчества Л. Толстого.

Теория литературы: понятие о романе-эпопее

14

Самостоятельная работа студентов: сообщение на тему «Детство, отрочество и юность Л. Толстого», «Образ Наташи Ростовой», «Образ Андрея Болконского и Пьера Безухова», сочинение по роману «Война и мир»

4



Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Художественный мир писателя. Писательская драма Лескова. «Соборяне»

Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

4



Самостоятельная работа студентов: сообщение «Этапы жизненного пути Ивана Флягина и перемены в его характере», «Творческая жизнь Н.Лескова»

2



А.П. Чехов. Сведения из биографии. Особенности художественного мироощущения Чехова. Ранний период творчества. Повесть «Степь». Рассказ «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Дом с мезонином». Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов - репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

Комедия «Вишневый сад».Жанровое своеобразие комедии Ч. «Вишнёвый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишнёвом саде» Символичность пьесы. Критика о Чехове (И. Анненский).

Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга

10

Самостоятельная работа студентов: сочинение по творчеству А.П. Чехова, сообщение «Ранний период творчества Чехова», «Доктор Чехов».

4

Тема 4.

Русская литература на рубеже веков



Русская литература в контексте мировой художест­венной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская лите­ратура; литература, официально не признанная вла­стью; литература Русского зарубежья

2

Тема 5.

Писатели-реалисты начала XX века



Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Об­зор)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Оди­ночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изыскан­ность словесного рисунка, колорита, сложная гамма на­строений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествова­ния в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчай­шим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Те­ма любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской про­зе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление пред­ставлений)

2



Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор)

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранато­вый браслет» (одно из произведений по выбору). По­этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и ре­альная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской пси-ческой прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпическо­го произведения (углубление представлений)

4



Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-по­этические истоки романтической прозы писателя. Проб­лема героя в рассказах Горького. Смысл противопо­ставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разоб­щения людей. Проблема мнимого и реального преодо­ления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в челове­ка (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сцениче­ская судьба пьесы

8

Самостоятельная работа студентов: сообщение по творчеству М.Горького, «Герои произведений М.Горького», «Любовь как высшая ценность мира в произведениях писателей начала 20 века»

4

Тема 6.

«Серебряный век».

Поэзия начала

ХХ века



Символизм

«Старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соло­губ.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Ива­нов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ка­менщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - ур­банизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».

Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Сти­хотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на миро­воззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сбор­ник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

12























































































Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акме­изм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творче­ства Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Ман­дельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Ста­рый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Роман­тический герой лирики Гумилева. Яркость, празднич­ность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности суще­ствования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.



Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных тра­диций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофуту­ристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Мая­ковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западно­европейский и русский футуризм. Преодоление футуриз­ма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий ку­бок», «Ананасы в шампанском», «Романтические ро­зы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учи­теля и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчест­ва. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и иро­ния поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Фу­туризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художест­венной литературы: тропы, синтаксические фигуры, зву­копись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, фило­софии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного ми­ра», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и ре­волюция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее I восприятие современниками. Многоплановость, слож­ность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Бло­ка на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихо­творений). Верлибр (свободный стих). Авторская пози­ция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия

(Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возмо­жен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцо­ва, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художест­венному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэ­тов с пролетарской поэзией. Художественные и идей­но-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ко­выль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Воз­можен выбор трех других стихотворений.)

Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есе­нина. Россия, Русь как главная тема всего его твор­чества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Пе­сенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Коль­цова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий род­ным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенин­ской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкин­ские мотивы в развитии темы быстротечности человече­ского бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотвор­ный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия)



Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и ре­волюция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое нова­торство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гипер­боличность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие лю­бовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по­эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-но­ватора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX сто­летия.

Теория литературы. Футуризм (развитие пред­ставлений). Тоническое стихосложение (углубление по­нятия). Развитие представлений о рифме: рифма со­ставная (каламбурная), рифма ассонансная



Самостоятельная работа студентов реферат по литературе «серебряного века», сообщение «Новаторство в литературе начала 20 века», «Специфика поэзии С.Есенина», «Новокрестьянская поэзия», сообщение «Любовная лирика Маяковского», «Поиски поэтического языка новой эпохи»

4

Тема 7

Литература 30-х годов XX века (Обзор)



Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пас­тернака, О. Мандельштама и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость по­вествования: от символического (библейского или ми­фологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апо­логия творчества и идеальной любви в атмосфере отчая­ния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Ге­те, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов рома­на в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечта­теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аске­тичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль пи­сателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утеш­но...», «Родная земля» (указанные произведения обя­зательны для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить...», «Примор­ский сонет». (Возможен выбор двух других стихотво­рений.) Искренность интонаций и глубокий психоло­гизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахма­товой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музы­кальность стиха. Исповедальная лирика Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорб­ного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия) Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Го­мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть гря­дущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...».

Культурологические истоки творчества поэта. Сло­во, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философич­ность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета Ритмико-интонационное многообра­зие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы риф­мовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...». «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в ру­ке...»). «Кто создан из камня, кто создан из гли­ны...». «Тоска по родине! Давно...» (указанные произ­ведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину.

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Иск­ренность лирического монолога-исповеди. Тема творче­ства, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цве­таевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяе­мая трагичностью эпохи (революция, Гражданская вой­на» вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этиче­ский максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывате­лей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахма­товой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление по­нятия).

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творче­ство Личность (Обзор.) «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолохов­ского эпоса Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, систе­ма нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного челове­ка. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение вы­соких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художествен­ное своеобразие шолоховского романа. Художествен­ное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепле­ние понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и нова­торство в художественном творчестве (развитие пред­ставлений)

20



Самостоятельная работа студентов: сообщения «Творчество М.Булгакова», «Творчество М. Шолохова», ,

4

Тема 8.

Литература периода Великой Отечественной войны

Литература «предгрозья»: два противоположных взгля­да на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Иса­ковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова. О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатья­нова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский днев­ник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание вы­соких патриотических чувств с глубоко личными, интим­ными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лириче­ской и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям (обзор).

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, по­вести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое на­пряжение в противоборстве характеров, чувств, убеж­дений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

Значение литературы периода Великой Отечествен­ной войны для прозы, поэзии, драматургии второй по­ловины XX века

6

Самостоятельная работа студентов: сообщение «Песни военных лет», «Любовь и патриотизм военной поэзии», «Человек на войне»

2

Тема 9. Литература 50- 90-х годов.

Обзор.

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Не­красова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «отте­пели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Возне­сенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. По­эзия, развивающаяся в русле традиций русской клас­сики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Пра­солов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е" Винокуров, С. Старшинов, Ю. Дру­нина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Ю. Три­фонов. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркут­ская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В доб­рый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в кри­тике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержа­тельность, искренность, внимание к личности; методи­ческое богатство, современная ритмика и инструмен­товка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Со­нет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литера­турно-поэтических и автобиографических пластов, реа­лий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в вирту­озно организованную стихотворную форму» (В. А. Зай­цев). Традиции русской классической поэзии в творче­стве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты те­чешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...».

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, об­разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бар­дов.

Теория литературы. Литературная песня. Ро­манс. Бардовская песня (развитие представлений).

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти ма­тери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэ­зии (развитие представлений). Элегия как жанр лириче­ской поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и пла­кать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хо­чется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Выть знаменитым некрасиво...». Тема по­эта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление по­стичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастер­нак-переводчик.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с ана­лизом фрагментов): История создания и публикации романа Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лириче­ского начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой ро­мана, Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творче­ство. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича». Свое­образие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема рус­ского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Василий Шукшин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы. «Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои.

Психологизм художественной литературы (раз­витие представлений). Традиции и новаторство в худо­жественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на хол­ме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице».

Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драма­тизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».

А.Вампилов. Драматургия. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын»

20

Самостоятельная работа студентов: сообщение «Публицистика как литературное направление», «Жизнь и творчество В.Высоцкого», , «Жанр - авторская песня»

4

Тема 10.

Из литературы народов России



Расул Гамзатович Гамзатов

Жизнь и творчество дагестанского поэта.

Лирика. Сборники: «Песни гор», «Родина горца», «Времена и дороги», «В горах мое сердце»

Поэмы: «Разговор с отцом», «Горянка», «Берегите матерей».

Стихи-песни. Отражение непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в произведениях Р.Г. Гамзатова.

Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

2

Тема11. Зарубежная литература.

Обзор

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехо­ва на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании инди­видуальных характеров. Труд как созидательная и очи­щающая сила.

Теория литературы. Парадокс как художест­венный прием.

Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начав­шейся Первой мировой войной.

Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя - старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст)

Проза

О.Бальзак, Г.Белль, О.Генри, У.Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Ч.Диккенс, Г.Ибсен, А.Камю, Ф.Кафка, Г.Г.Маркес, П.Мериме, М.Метерлинк, Г.Мопассан, У.С.Моэм, Д.Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, Ф.Стендаль, Дж.Сэлинджер, О.Уайльд, Г.Флобер, Э.Хемингуэй, Б.Шоу, У.Эко.

Произведения не менее трех авторов -по выбору

Поэзия

Г.Аполлинер, Д.Г.Байрон, У.Блейк, Ш.Бодлер, П.Верлен, Э.Верхарн, Г.Гейне, А.Рембо, Р.М.Рильке, Т.С.Элиот.

Стихотворения не менее двух авторов- по выбору.

6

Самостоятельная работа студентов: сообщение «философский смысл повести «Старик у моря», «потерянное поколение в романе Ремарка «Три товарища», сочинение по произведениям зарубежной литературы

2

Тема 12. Литература и медицина

Литература и медицина. Врачи в литературе. М.А.Булгаков - врач. В.Вересаев. Сведения о врачебной деятельности Булгакова в 1 Мировую войну, об участии Вересаева в русско - японской войне в качестве врача, о созданных ими произведениях на автобиографическом материале. Анализ «Записок врача» Вересаева и «Записок юного врача» Булгакова. Определение авторского замысла и средств его воплощения

4



А.П.Чехов, А.Р.Беляев, В.И.Даль. Влияние учёбы на медицинском факультете Московского университета на творчество А.Чехова и последующая практика врача. Творчество Беляева и Даля. Самостоятельный анализ текста произведений А.П.Чехова, А.Р.Беляева, В.И.Даля. Исследование Чехова «Врачебное дело в России». Медицинская практика в провинции. Путешествие на Сахалин. Книга очерков «Остров Сахалин». Участие в борьбе с холерной эпидемией. Рассказ «Палата №6» - вершина чеховского реализма. Трагедия доктора Рагина.

А.Р.Беляев. «Голова профессора Доуэля», «Человек - амфибия». Научно - фантастическая проза.

В.И.Даль. Очерки (30 - 40 годов) в духе натуральной школы. Медицина в творчестве.



Самостоятельная аудиторная работа обучающихся:

Тестирование по темам, изученным ранее.

Для самостоятельного чтения: Б.М.Шубин «Доктор Чехов».

2

Всего:

240





3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы

Оборудование учебного кабинета:

-стол и стул для преподавателя

-столы и стулья для студентов

-классная доска

-шкафы для хранения учебной литературы и пособий

Рекомендуемые средства обучения.



Информационные средства обучения:

  • учебники;

  • учебные пособия;

  • справочники;

  • сборники тестовых заданий;

  • словари

Наглядные средства обучения:

  1. Изобразительные пособия

    • рисунки;

    • таблицы;

    • фотоснимки;

    • портреты писателей и поэтов

Технические средства обучения:

  1. Визуальные:

кодоскоп;



  1. Аудиовизуальные:

  • телевизор;

  • видеомагнитофон;

  1. Компьютер:

  • мультимедиа - система;

  • система Интернет;



  1. Информационный фонд:

  • кинофильмы;

  • видеофильмы;

  • контролирующие программы;



Оборудование учебного кабинета:

- учебно-методическая литература (учебники, учебные и методические пособия, справочники, сборники упражнений, словари, каталоги, методические разработки);

- учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, модели, рисунки, чертежи, таблицы, карточки с дифференцированными заданиями, дидактические материалы для выполнения самостоятельных, контрольных и практических работ);

- технические средства обучения (магнитофон: аудио- и видео-, фонохрестоматия, проигрыватель) и др.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы



Основные источники:



  1. Коровин В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.

  2. Коровин В.И. Литература 11 класс. Учебник в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.

  3. Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. Учебник в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2009.

  4. Лебедев Ю.В. Литература 11 класс. Учебник в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2009.

  5. Журавлёва В.П. Литература 11 класс. Учебник в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2010.



Дополнительные источники:



  1. История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. - М., 2000.

  2. История русской литературы ХI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. - М., 2001.

  3. История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. - М., 2001.

  4. Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. - М., 2002.

  5. Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000.

  6. Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2003.

  7. Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2002.

  8. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М., 2001.

  9. Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.

  10. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2001.

  11. Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.

  12. Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ - начала ХХ в. - М., 2001.

  13. Соколов А.Г. История русской литературы XIX-XX века. - М., 2000.

  14. Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. - М., 2001.

  15. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века (2 ч.). - М.:ВАКО, 2002.

  16. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 2 части. - М.:ВАКО, 2002.

  17. Смолякова Н.В. Русская литература. XIX век. - М.: Издат-Школа, 2000.





Интернет-ресурсы

1. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала litera.edu.ru

2. BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской

библиотеки www.bibliogid.ru

3. Kidsbook: библиотека детской литературы kidsbook.narod.ru

4. Виртуальный музей литературных героев www.likt590.ru/project/museum/

5. Русская виртуальная библиотека www.rvb.ru

6. Слова: поэзия Серебряного века slova.org.ru

7. Стихия: классическая русская / советская поэзия litera.ru/stihiya/

8. Писатели и литературные произведения:

- Белинский Виссарион Григорьевич www.belinskiy.net.ru

- Булгаковская энциклопедия www.bulgakov.ru

- Герцен Александр Иванович www.gercen.net.ru

- Гоголь Николай Васильевич www.nikolaygogol.org.ru

- Добролюбов Николай Александрович www.dobrolyubov.net.ru

- Достоевский Федор Михайлович www.dostoevskiy.net.ru

- Лев Толстой и «Ясная Поляна» www.tolstoy.ru

- Карамзин Николай Михайлович www.karamzin.net.ru

- Куприн Александр Иванович www.kuprin.org.ru

- Лермонтов Михаил Юрьевич www.lermontow.org.ru

- Островский Александр Николаевич www.ostrovskiy.org.ru

- Некрасов Николай Алексеевич www.nekrasow.org.ru

- Пушкин Александр Сергеевич www.aleksandrpushkin.net.ru

- Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович www.saltykov.net.ru

- Толстой Лев Николаевич www.levtolstoy.org.ru

- Тургенев Иван Сергеевич www.turgenev.org.ru

- Тютчев Федор Иванович www.tutchev.net.ru

- Чернышевский Николай Гаврилович www.chernishevskiy.net.ru

- Чехов Антон Павлович www.antonchehov.org.ru

  1. www.slovar.by.ru/

  2. www.reader.boom.ru/#xxx

  3. www.plexus.org.il/autors.html

  4. www.guelman.ru/

  5. www.eelmaa.narod.ru/urlit/library.

  6. html www.gramota.ru/ls</</font>.

  7. html militera.lib.ru/

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать/понимать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей- классиков конца 19- начала 20 вв.;

-основные закономерности историко- литературного процесса;

-черты литературных направлений и течений;

-основные теоретико- литературные понятия;

уметь:



-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно- выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод ( сцену) художественного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

-определять род и жанр литературного произведения;

-сопоставлять литературные произведения;

-выделять авторскую позицию;

-выразительно читать произведения (или фрагмент), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения разных жанров на литературные темы.





  • индивидуальный опрос;

  • фронтальный опрос;

  • устный опрос;

  • письменный опрос;

  • тестирование;

  • комбинированный контроль;

  • сочинение;

  • краткосрочные контрольные и самостоятельные работы



9



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал