- Учителю
- Рабочая программа по литературе 8 класс 70 ч
Рабочая программа по литературе 8 класс 70 ч
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 8 класс (далее литература) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе программы основного общего образования для 5-9 классов, составитель Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев.
</ Рабочая программа ориентирована на учебник: Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (Т.Ф.Курдюмова и др.). - М.: Дрофа., 2014 года (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Редактор: Зотова Т. Ю.Издательство: Дрофа, 2014 г., 3-е издание, стереотипное).
Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Задачи, которые решаются на уроках литературы в 8 классе:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Ученик должен знать:
-
Авторов и содержание изученных художественных произведений;
-
Основные теоретико-литературные понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);
-
Основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей и поэтов.
Ученик должен уметь:
-
Определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
-
Использовать различные формы изучения художественных; произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
-
Определять авторскую позицию писателя;
-
Создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
-
Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-
Пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;
-
Воспринимать и анализировать художественный текст;
-
Определять род и жанр литературного произведения;
-
Выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;
-
Давать характеристику героев;
-
Находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
-
Выявлять авторское отношение к героям;
-
Выражать свое отношение к прочитанному;
-
Выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
Владеть различными видами пересказа;
-
Писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
-
Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-
Использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
Содержание учебного предмета
Введение. Литература и время (1 ч)
Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. «Калоши счастья» Х. К. Андерсена и «Цицерон» Ф. И. Тютчева как эпиграфы курса 8 класса, которые подчеркивают роль обращения художественной литературы к истории.
Х. К. Андерсен. «К а л о ш и с ч а с т ь я» как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.
Ф. И. Тютчев. «Ц и ц е р о н». Неразрывность связи судьбы человека со своим временем.
Т е о р и я. Литература и история. Эпиграф.
Фольклор (2 ч)
История в устном народном творчестве.
Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.
Т е о р и я. Исторические сюжеты в народном толковании.
Историческая народная песня.
Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. «П р а в е ж». Петр Великий и Иван Грозный в песнях.
«П е т р а П е р в о г о у з н а ю т в ш в е д с к о м г о р о д е» и др. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.
Т е о р и я. Историческая народная песня.
Народная драма.
Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы. «К а к ф р а н ц у з М о с к в у б р а л». Героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.
Т е о р и я. Народная драма.
Литература эпохи Возрождения (2 ч)
М. де Сервантес Сааведра. «Д о н К и х о т» (фрагменты). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».
Т е о р и я. Рыцарский роман. «Вечный образ».
Древнерусская литература (6 ч)
Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.
Т е о р и я. Древнерусская литература и ее жанры.
Летопись
«Н а ч а л ь н а я л е т о п и с ь», «П о в е с т ь в р е м е н н €ы х л е т». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI-XVII вв. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести - более ранние своды и записи.
Т е о р и я. Летопись.
Жития святых
Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.
«С к а з а н и е о ж и т и и А л е к с а н д р а Н е в с к о г о». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. Б. К. Зайцев. «П р е п о д о б н ы й С е р г е й Р а д о н е ж с к и й». Элементы житийного жанра в авторском произведении XX в. Становление характера подвижника.
Т е о р и я. Житие. Художественные особенности жанра жития.
Литература эпохи Просвещения (2 ч)
Ж. Б. Мольер. «М е щ а н и н в о д в о р я н с т в е» (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена.
Т е о р и я. Классицизм. Комедия.
Литература XVIII века (6 ч)
Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Д.И.Фонвизин. «Н е д о р о с ль ». Комедия в пяти действиях. Т е о р и я. Комедия
Литература XIX века (34 ч)
Постоянство интересов читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.
Т е о р и я. Исторические темы в русской классике. Романтизм и реализм литературы XIX в. Родная история в произведениях этого века.
Былины и их герои в произведениях XIX века
А. К. Толстой. «И л ь я М у р о м е ц», «П р а в д а», «К у р г а н». Герои и события былин в русской поэзии. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние произведений поэта. Т е о р и я. Былина и баллада.
Г. Лонгфелло. «П е с н ь о Г а й а в а т е» (перевод И. А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.
Т е о р и я. Песнь как жанр.
В. Скотт. «А й в е н г о» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтере Скотте.
Т е о р и я. Исторический роман.
И. А. Крылов. «В о л к н а п с а р н е». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г.
Т е о р и я. Басня на историческую тему.
А. С. Пушкин. «П е с н ь о в е щ е м О л е г е». Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение.
«П о л т а в а» (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме - образ вдохновителя победы.
«Б о р и с Г о д у н о в»
«К а п и т а н с к а я д о ч к а». Болдинская осень 1833 г. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).
Т е о р и я. Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф. Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.
М. Ю. Лермонтов. «П е с н я п р о ц а р я И в а н а В а с и л ь е в и ч а, м о л о д о г о о п р и ч н и к а и у д а л о г о к у п ц а К а л а ш н и к о в а». Быт и нравы XVI в. в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня ...» как лироэпическое произведение.
Т е о р и я. Историческая поэма.
Н. В. Гоголь. «Т а р а с Б у л ь б а». Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь - мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.
Т е о р и я. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.
В. А. Жуковский. «В о с п о м и н а н и е», «П е с н я»; А. С. Пушкин. «В о с п о м и н а н и е», «С т а н с ы»; Д. В. Давыдов. «Б о р о д и н с к о е п о л е»; И. И. Козлов. «В е ч е р н и й з в о н»; Ф. И. Глинка. «М о с к в а»; А. Н. Апухтин. «С о л д а т с к а я п е с н я о С е в а с т о п о л е». Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэта в художественной оценке минувшего.
А. Дюма. «Т р и м у ш к е т е р а» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений А. Дюма.
Т е о р и я. Авантюрно исторический роман.
А. К. Толстой. «В а с и л и й Ш и б а н о в». Подлинные исторические лица - царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.
«К н я з ь С е р е б р я н ы й». Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица - царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.
Т е о р и я. Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором.
Л. Н. Толстой. «П о с л е б а л а». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата. красочные и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.
Т е о р и я. Контраст как прием композиции.
Литература XX века (17 ч)
Былины и их герои в произведениях XX века
И. А. Бунин. «Н а р а с п у т ь е», «С в я т о г о р», «С в я т о г о р и И л ь я»; К. Д. Бальмонт. «Ж и в а я в о д а»; Е. М. Винокуров. «Б о г а т ы р ь». Былины и их герои в произведениях XX в. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.
Т е о р и я. Былины в лирике XX в.
Ю. Н. Тынянов. «В о с к о в а я п е р с о н а», «П о д п о р у ч и к К и ж е». Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.
Т е о р и я. Язык и стиль исторического повествования.
М. Алданов. «Ч е р т о в м о с т» (главы), «С в я т а я Е л е н а, м а л е н ь к и й о с т р о в». Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Последние годы жизни Наполеона. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.
Т е о р и я. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).
Б. Л. Васильев. «У т о л и м о я п е ч а л и...». Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.
Т е о р и я. Исторический роман и его название.
Великая Отечественная война в литературе
Л. М. Леонов. «З о л о т а я к а р е т а». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.
Т е о р и я. Символика названия пьесы.
История на страницах поэзии XX века
И.А.Бунин «Н а р а с п у т ь е», «С в я т о г о р»; К.Д.Бальмонт «Ж и в а я в о д а»; Е.М.Винокуров . «Б о г а т ы р ь»; М. А. Кузмин. «Л е т н и й с а д»; М. И. Цветаева. «Д о м и к и с т а р о й М о с к в ы», «Г е н е р а л а м д в е н а д ц а т о г о г о д а»; Г. В. Иванов. «Е с т ь в л и т о г р а ф и я х с т а р и н н ы х м а с т е р о в...»; Д. Б. Кедрин. «З о д ч и е» и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из тем лирики поэтов XX столетия. Осмысление былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.
Т е о р и я. Роль темы прошлого в лирике XX в.
Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
Тематическое планированиеВводный урок. Литература и время.
Ханс Кристиан Андерсен. «Калоши счастья».
Дать более глубокое, чем раньше представление о литературе как одном из видов искусства, о ее месте в жизни общества и отдельного человека, знакомство с творчеством Х.К.Андерсена.
Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником, чтение с элементами анализа.
1
ФОЛЬКЛОР (2 Ч)
2
1
Народная историческая песня. «Правеж», «Петра 1 узнают в шведском городе».
Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать свой родной край. Народные песни как жанр фольклора. Дать понятие об обрядовых и необрядовых песнях.
Рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся, сообщения, анализ исторических песен.
1
3
2
Народный театр. «Как француз Москву брал».
Дать расширенное представление о народном театре.
Чтение и комментирование. Анализ.
1
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (2 Ч)
4, 5
1, 2
Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой.
Показать мастерство воссоздания атмосферы эпохи. Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах
Чтение отрывков романа, запись в тетрадях, беседа, ответы на вопросы.
2
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 Ч)
6
1
Жанр летописи. «Повесть временных лет»
Дать понятие о древнерусской литературе. Помочь учащимся осмыслить закономерности ее развития и роль в становлении отечественной и современной литературы.
Рассказ учителя с элементами беседы. Чтение текста с элементами беседы.
1
7
2
Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем»
Углубить понятие о воинской повести. Раскрыть связь повести с народно-поэтическим творчеством.
Чтение и комментирование,
беседа
1
8, 9
3, 4
Житие. «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
Дать понятие о жанре жития. Раскрыть историческую основу «Сказания…».
Сообщение учащегося, беседа. Работа над текстом.
2
10
5
Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»
Дать понятие о жанре жития. Раскрыть историческую основу жития.
Сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.
1
11
6
Внеклассное чтение. Литературная игра по теме «Древняя Русь»
Проверить знания учащихся по теме.
Самостоятельная работа в группах
1
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (2 Ч)
12, 13
1, 2
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы; характеризовать героя зарубежной литературы; выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение; формулировать вопросы по тексту произведения; давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание
2
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (6 Ч)
14
1
XVIII век в истории России. Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина
Сообщение учителя, беседа, комментированное чтение.
1
15
2
Речевая характеристика героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Характеризовать героев русской литературы XVIII в.
Выступления учащихся, рассказ учителя, выразительное чтение.
1
16
3
Драматургический конфликт и композиция пьесы. Традиции и новаторство в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII в. темы, образы и приемы изображения человека.
Чтение фрагментов с комментарием, беседа, рассказ о писателе.
1
17
4
Д.И. Фонвизин «Недоросль». Урок-дискуссия на тему «Значение комедии для современников и следующих поколений»
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
Аналитическая беседа, сжатый пересказ статей учебника, сообщение учащихся.
1
Уроки развития речи. Инсценировка фрагментов пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» (осуществляется во внеурочное время)
Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.
Самостоятельная работа в группах
18
5
Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Написать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Анализ, синтез, беседа, написание сочинение на заданную тему
1
19
6
Контрольный урок по теме «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века»
Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма.
Работа в группах, реализация индивидуальных заданий
1
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (34 Ч)
20
1
Былины и их герои в поэзии XIX века. А.К. Толстой «Илья Муромец»
Показать историческое прошлое в литературе 19 века. Роль автора и его позиции в изображении времени минувшего. Раскрыть настоящее, прошедшее и будущее в их взаимной связи.
Выявляют характерные для былин темы, образы и приемы изображения человека.
1
21
2
Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате»
Показать интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки.
Находят в тексте незнакомые слова и определяют их значение, формулируют вопросы по тексту.
1
22, 23
3, 4
Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман
Обсудить на уроке самостоятельно прочитанное произведение, познакомиться с биографией и творчеством писателя
Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно - эмоциональное содержание
2
24
5
И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне» и ее историческая основа
Показать особенности отражения истории в баснях.
Воспринимают текст, читают выразительно, характеризуют героев.
1
25
6
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Показать интерес к истории как одно из важнейших подтверждений широты взгляда на мир великого поэта.
Выразительно читают и анализируют поэтический текст; сопоставляют «Песнь…» с текстом летописи.
1
26
7
А.С. Пушкин «Полтава»
Определить место этого произведения в создании образа Петра I автором.
Находят в тексте незнакомые слова и определяют их значение, формулируют вопросы по тексту, выявляют особенности изображения Петра в поэме в сравнении с Карлом 12.
1
27
8
А.С. Пушкин «Борис Годунов»
Показать роль и судьбу летописца Пимена в пьесе.
Дают общую характеристику персонажам, выделяют особенности сюжета, наблюдают за лексикой произведения.
1
28
9
Роман А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева (анализ глав I-II)
Расширить представление учеников о личности А.С.Пушкина как историка. Познакомить учащихся с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»
Чтение романа, анализируют эпиграфы к главам, выявляют жанровые особенности романа.
1
29
10
Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе. Гринев и Швабрин (разбор глав III-V)
Обобщение, систематизация знаний по образу Петра Гринева. В ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с Пугачевым.
Сопоставляют образы романа, формируют личное отношение к ним, определяют проблематику произведения
1
30
11
Пугачев и народ в романе (разбор глав VI-VII)
Обобщение и систематизация материала, глубина и обаяние личности Пугачева.
Работают с иллюстрациями, реализуют индивидуальные задания (пересказ)
1
31
12
Средства характеристики героев романа на примере глав VIII-XII
На примере повести «Капитанская дочка» рассмотреть героев, составить сравнительную характеристику мужских образов, женских, сделать выводы.
Сопоставляют образы романа, формируют личное отношение к ним, выявляют детали, характеризующие героев.
1
32
13
Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа. Анализ эпизода
Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой; раскрыть смысл названия повести.
На основе анализа текста раскрывают смысл названия романа
1
33
14
Подведение итогов изучения романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению
Развитие связной речи учащихся, умение выразить свое отношение к предложенным темам сочинения.
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.
1
34
15
Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Развитие связной речи учащихся, умение выразить свое отношение к предложенным темам сочинения.
Совершенствуют умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
1
35, 36
16, 17
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения.
Составляют сюжетно - композиционный план, работают со статьями учебника.
2
37
18
Н.В Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Проблемы национального самосознания, веры и гуманизма
Работа над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана.
Подбирают и обобщают дополнительный материал, связанный с темой.
1
38
19
Система образов в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Выработка навыков определения характеров персонажей. Их развития в ходе повести.
Сопоставляют образы романа, формируют личное отношение к ним, выявляют детали, характеризующие героев.
1
39
20
Приемы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои
Показать пафос произведения, роль описания в повести.
Выразительно читают и анализируют текст, сопоставляют образы персонажей, формулируют свою оценку поступкам героев.
1
40
21
Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести.
Выработка навыков определения характеров персонажей. Их развития в ходе повести.
Пересказывают фрагменты повести, характеризуют героев, их поступки.
1
41
22
Художественные особенности повести «Тарас Бульба». Роль пейзажа в повести
Познакомить учащихся с атмосферой повести, с исторической эпохой. Дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.
Пересказывают фрагменты повести, характеризуют героев, их поступки.
1
42
23
Развитие речи. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Развивать связную речь учащихся; уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения
Структурируют знания, оценивают достигнутый результат.
1
43, 44
24, 25
Мотивы былого в лирике поэтов XIX века
Продолжить знакомство учащихся с творчеством Жуковского, Пушкина, Давыдова. Проследить, как отображается тема исторического прошлого в лирике этих поэтов.
Выразительно читают стихотворения, выявляют художественные образы, определяют СХИ
2
45
26
А.К. Толстой «Василий Шибанов»
Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания баллады «Василий Шибанов»; представить Василия Шибанова как лицо историческое и показать его значимость в истории и балладе
Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, выявляют признаки эпического, лирического родов в произведении.
1
46, 47
27, 28
А.К. Толстой «Князь серебряный»
Показать элементы реализма на страницах романтического повествования. Познакомить с образом жестокого и коварного властителя.
Подбирают и обобщают дополнительный материал, связанный с темой. Находят в тексте незнакомые слова и определяют их значение. Формулируют вопросы по тексту произведения
2
48
29
Вымысел или реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте
Показать мастерство воссоздания атмосферы эпохи. Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой.
Чтение отрывков романа, запись в тетрадях, беседа, ответы на вопросы.
1
49, 50
30, 31
Внеклассное чтение. А.Дюма «Три мушкетера»
Раскрыть причину популярности произведения. Дать общую характеристику произведения: сюжет, герои, яркость и убедительность позиции автора.
Беседа, выборочное чтение, чтение по ролям.
2
51
32
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»
Познакомить с основными биографическими сведениями писателя. История создания рассказа «После бала».
Выразительно читают и анализируют текст, сопоставляют образы персонажей, формулируют свою оценку поступкам героев.
1
52
33
«После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием в рассказе
Проследить, как Толстой употребляет в рассказе «После бала» прием контраста; выяснить, для чего он использует этот прием, какова его роль в произведении.
Характеризуют сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно - эмоциональное содержание; составляют цитатный план рассказа.
1
53
34
Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее
Понять главную мысль рассказа: человек должен чувствовать свою личную ответственность за все, что совершается в жизни.
Подбирают и обобщают дополнительный материал, связанный с темой текста произведения, читают, анализируют произведение.
1
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (17 Ч)
54, 55
1, 2
Былины и их герои в поэзии XX века
Познакомить обзорно с былинами и их героями, показать традиции фольклорных жанров в поэзии XX века, развивать навыки анализа поэтического текста
Выразительно читают произведения, сравнивают их с народными былинами, характеризуют героев былин, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.
2
56
3
Ю.Н. Тынянов «Восковая персона»
Познакомить с необычностью воссоздания образа Петра. Раскрыть художественное своеобразие произведения.
Читают и анализируют текст, сопоставляют образы персонажей, формулируют свою оценку поступкам героев.
1
57
4
Внеклассное чтение. М. Алданов «Чертов мост»
Познакомить с творчеством Алданова. Тема героического прошлого России в произведениях Алданова.
Выборочное чтение, комментирование
1
58, 59
5, 6
Б.Л. Васильев «Утоли мои печали…»
Дать характеристику творчества Васильева. Познакомить с романом о судьбах властителей и простых людей на страницах истории.
Подбирают и обобщают дополнительный материал, связанный с темой текста произведения, читают, анализируют произведение.
2
60, 61
7, 8
Великая Отечественная война в лирике ХХ века
Познакомить со стихами о войне, поднимать эстетические, нравственные проблемы, воспитывать патриотизм, чувство долга, любовь к миру.
Выразительно читают и воспринимают поэтический текст, выявляют СХИ, выявляют тему, идею произведений, формулируют собственное мнение и позицию.
2
62, 63
9, 10
Л.М. Леонов «Золотая карета»
Познакомить с творчеством писателя, с судьбами героев.
Составляют небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах
2
64, 65
11, 12
Мотивы былого в лирике поэтов ХХ века
Дать понятие о Серебряном веке русской литературы. Обзор поэзии 20 века. Показать разнообразие тематики поэзии, влияние истории страны на творчество поэтов.
Выразительно читают и воспринимают поэтический текст, выявляют СХИ, выявляют тему, идею произведений
2
66
13
Итоговый тест
Выявить пробелы в знаниях учащихся, наметить план по коррекции.
Самостоятельная работа
1
67-70
14-17
Повторение
Рефлексия
4