- Учителю
- Возможность творить будущее… Цикл уроков по творчеству Р.Брэдбери
Возможность творить будущее… Цикл уроков по творчеству Р.Брэдбери
Волченко Наталья Алексеевна,
учитель МОУ Полетаевская СОШ
МОУ Полетаевской СОШ;
2006, МОУ Полетаевская СОШ
Возможность творить будущее…
Цикл уроков по творчеству Р.Брэдбери
Зарубежная литература в школе изучается чаще всего поверхностно и в ознакомительном порядке. Отчасти это объясняется небольшим количеством часов на ее изучение, отчасти, может быть, не всегда удачным подбором авторов и произведений. Но вот рассказы Р.Брэдбери ученикам пришлись по душе и читались с интересом. Лучше всего проводить такие уроки после изучения «Кладовой солнца» М.М.Пришвина - созвучны темы, стиль, отношение к природе этих, казалось бы, таких непохожих авторов.
На знакомство с Брэдбери мы отвели 3 часа. Хотя по времени они занимают 3 урока, но цельны по наполнению, слиты по основной мысли, поэтому образуют как бы один урок.
Урок №1
Рэй Дуглас Брэдбери
Сказочник, моралист, впередсмотрящий
Любовь, что движет солнца и светила…
А.Данте
Будущее рождается из настоящего…
Р.Брэдбери
1. Урок начинаем с опроса наизусть одного из отрывков «Кладовой солнца» М.Пришвина: - Сосна и Ель;
- Лось;
- Правда.
2. М.Пришвин очень бережно относился к Природе и к Человеку как части природы. О человеке с большой буквы писал и американский писатель-фантаст Рэй Брэдбери. Знакомимся с биографией Брэдбери: Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в больнице на улице Сент-Джеймс-стрит 11, в городе Уокиган, штат Иллинойс. В семье Брэдбери бытовала легенда о колдунье в их собственной родословной - пра-пра... прабабке, будто бы сожжённой на знаменитом Сейлемском процессе над ведьмами в 1692 году. С детства писатель считал себя правнуком колдуньи. Стоит отметить, что в его рассказах нечистая сила как раз добрая, и существа потусторонние оказываются куда более человечнее, нежели их преследователи - пуритане, ханжи и «чистюли» - законники. Рэй Брэдбери так и не поступил в колледж, формально он закончил своё образование на школьном уровне. Но очень много читал. Продавал газеты и писал по одному рассказу в неделю, посещал все технические выставки. А писать начал с 12 лет, потому что не имел возможности купить продолжение книги Эдгара Берроуза «Марсианский воин» и сочинил собственное продолжение. В 1971 году вышла его статья под названием «Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м». «Жюль Верн был моим отцом. Уэллс - мудрым дядюшкой. Эдгар Аллан По - приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь - вечно обитал у нас на тёмном чердаке… Ну кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом при такой семейке.»
Команда космического корабля «Аполлон -15» взяла с собой в космос рассказы Брэдбери, и в 1977 году экипаж один из кратеров луны назвал «Кратер Одуванчика» (по названию одного из рассказов). Его называли сказочником, моралистом, впередсмотрящим.
3. Работаем с темой: Кого называют моралистом? (Мораль - правила нравственности, наставление, нравственность)
4. Чтение рассказа «Улыбка» (читаю не до конца, прерываю рассказ, когда Том возвращается домой), размышляем, чем можно закончить историю. Дочитываем, анализируем, в чем мы совпали с автором, в чем нет и почему.
5. Обращаемся к эпиграфу: какая любовь движет светила, похожа ли «любовь» Тома на любовь Антипыча и Травки из «Кладовой солнца».
6. Подводим итоги. Рассуждаем, исходя из рассказа «Улыбка», почему Брэдбери можно назвать сказочником, моралистом, впередсмотрящим.
Домашнее задание: прочитать рассказ «Зеленое утро», ответить на вопросы после рассказа, подготовить на основе текста рассказ:
1 вариант - о дожде,
2 вариант - о воздухе,
3 вариант - о костре,
4 вариант - о деревьях.
Урок № 2
«Распахнутся двери…»
1. Краткий пересказ «Зеленого утра».
2. Исходя из пересказа, выделим героев рассказа:
Б. Дрисколл - главный герой
Деревья важны для жизни Дрисколла и Костра, второстепенные герои
Дождь
Воздух
Костер - союзник Дрисколла.
Какими художественными средствами рисует Брэдбери своих героев? ( Деревья - обилие эпитетов, ключевые слова - «живое», «желанное». Почему?
Дождь - описан сравнениями, и сам как Чудо.
Воздух - описание контрастно: живое-неживое.
Костер - в основе описания метафора, почему?
3. Анализ композиции рассказа:
Настоящее -
прошлое -
настоящее, уходящее в будущее.
4. Зачем герой остался на этой опасной планете7 Сажая деревья, он думал, для кого конкретно он их садит? (Альтруист - бескорыстный человек) Любовь какая, к чему в этом рассказе движет Солнце? Почему распахнутся двери?
5. Вспомните стихотворение У.Дж.Смита «Баллада о леди Всёнетак». Как решила она свои проблемы? (Исчезла сама, а люди пусть остаются со своим злом.)
V
«В этом мире, отвечала,-
Ради некоторых благ
Стоит жить, хотя их мало, -
Отвечала Всенетак,-
Ради сладостей и света,
Сдобных булочек и лета,
Разноцветного стекла.
Но гораздо больше зла,
Я под ним изнемогла»,-
Мне сказала Всенетак,
Мне сказала Всенетак…
X
И помчалась прочь к неясной
Цели - кончено- всех благ!
Тайным помыслом гонима,
Прочь умчалась Всенетак…
А как решает свои проблемы герой Брэдбери?
6. Итоги урока. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вам навстречу «распахнулись двери»?
7. Домашнее задание:
Прочитать рассказ «Каникулы», подготовить краткий пересказ, по вариантам приготовить рассказ о:
1 вариант - Тишине,
2 вариант - Мире, в котором семья жила,
3 вариант - Мире, в котором она хотела бы жить,
4 вариант - композиции рассказа.
Урок №3
Возможность творить будущее
1. Краткий пересказ рассказа «Каникулы»
2. Что не устроило семью в том мире, в котором они жили? (…Все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета…)
Почему?
Какой герой уже говорил нам подобные слова? (леди Всенетак)
Что она сделала с этим миром? (исчезла из него)
А родители Джима? (избавились от мира)
Можно ли назвать их альтруистами?
3. Каким стал новый мир?
Нравится ли им самим этот мир?
Почему они не оборачиваются?
Какой герой тоже не оборачивался, почему?
А самому Брэдбери нравится этот мир? Отрывок о Молчании прочитайте так, как произнес бы сам Брэдбери. ( «И он повел ее по пустым и безмолвным улицам города.
- Они не умерли, - сказал он. - Просто …ушли.
- А другие города?
Он зашел в телефонную будку, набрал номер Чикаго, потом Нью-Йорка, потом Сан-Франциско.
Молчание. Молчание. Молчание.»)
4. Какая она - Тишина в рассказе? (Брэдбери рисует ее глаголами - великое безмолвие, в котором море звуков. Использует такие приемы, как метафора, оксюморон, антитеза. «День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало…Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс: безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком…»)
Как автор нам показывает, что будет дальше?
5. Какова композиция рассказа, о чем можно догадаться, посмотрев на то, как построен рассказ?
1 - настоящее,
2 - прошлое,
3 - настоящее, устремленное в будущее.
Случайна ли такая композиция многих рассказов Брэдбери? (вспомните эпиграф к теме: Любовь, что движет солнца и светила… А.Данте
Будущее рождается из настоящего… Р.Брэдбери)
Каждая прожитая минута создает будущее. А от кого зависит это будущее?
6. Какие еще моменты говорят о том, что тишина не вечна в рассказе? (название «Каникулы» - временный отдых, возможное желание Джима)
7. Давайте попробуем выступить в роли моралистов и впередсмотрящих, попробуем сотворить будущее.
Леди Всенетак - исчезла сама из страшного мира,
Б.Дрисколл -попробовал исправить мир,
Том - сохранил улыбку,
Семья - ???
Определите, какой самый страшный недостаток вы видите в том мире, в котором вы живете, как вы предложили бы его исправить? Напишите на листочке, вложим в конверт и вскроем через 2 года, когда будем знакомиться с русским фантастом А.Грином. Проверим, может ли наше огромное желание повлиять на развитие событий, хоть как-то исправить этот мир.
Домашнее задание:
Написать отзыв на рассказ или рассказы Р.Брэдбери, прочитанные самостоятельно или в классе.