- Учителю
- Материалы для подготовки к сочинениям в старших классах по проблеме Отцы и Дети
Материалы для подготовки к сочинениям в старших классах по проблеме Отцы и Дети
МБОУ СОШ №22 с углубленным
изучением французского языка
город Дзержинск,
учитель русского языка и
литературы, учитель
высшей категории
Романова Алла Александровна
Материалы для обобщающих уроков подготовки к сочинениям на ЕГЭ
Проблема «Отцы и дети»: неизменная, вечная, родовая суть конфликта поколений.
В данной статье мы рассмотрим вечную, родовую суть конфликта поколений в их «подлинном» виде - вне связи с политикой, историей, социальной борьбы.
Русские писатели показывают нам различные типы взаимоотношений детей и родителей в семье. Один тип - взаимное согласие, общность интересов, вкусов и привычек, некая гармония, почти идиллия. Такие отношения мы видим в семьях литературных героев, например, в Обломовке, где рос и воспитывался герой романа И.А.Гончарова «Обломов», царили патриархальная доброта, любовь к сыну, переходящая в опеку. Стоило только маленькому Илье Ильичу заиграться с крестьянскими ребятишками, как няньки-мамки тащили его домой, в постель, одеялами и шубами закутывали, а ведь надо было сыну одного - в снежки поиграть, закалиться, опыта общения с людьми набраться. Родительская забота сводилась к тому, чтобы повкуснее накормить своего отпрыска, да в школу лишний раз не отправить под любым благовидным предлогом, например, «блины сегодня печь будут». К чему привело подобное отношение к воспитанию сына? К тому, что Илья Ильич вырос неприспособленным ни к труду, ни к встрече с трудностями жизни. Именно поэтому его сразил недуг под названием «обломовщина». А истоки его - в детстве героя. Более гармоничные отношения между родителями и детьми представлены в так называемых «семейных» романах, созданных на автобиографическом материале авторами следующих произведений: А.Н.Толстой «Детство Никиты», И.А.Бунин «Детство Арсеньева», И.С.Шмелев «Лето Господне».
Другой тип отношений - глубинный конфликт, почти невозможность общения: непонимание, несмотря на слепую любовь со стороны родителей и сильное отчуждение со стороны детей. Такой тип взаимоотношений часто встречается в жизни, он представлен в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Это Базаров и его родители. Неуважение и неблагодарность к любящим его родителям проявляет Митрофанушка из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Когда дети становятся объектами чрезмерной заботы родителей, они начинают чувствовать себя «центром вселенной», становятся эгоистами. У таких людей нет сострадания, нет любви к ближним.
Ряд произведений показывает постепенное взросление человека, в ходе которого меняется отношение к родителям и к себе самому. Наиболее полно этот процесс представлен в трилогии Л.Н.Толстого «Детство». «Отрочество», «Юность». По мнению этого величайшего писателя, человек родится совершенным. Ребенок для Л.Н.Толстого был первообразом гармонии. Писатель считал, что человек в детстве обретает то непосредственное чувство гармонии, к которому стремится сознательно или бессознательно всю жизнь. В «Детстве» изображено согласие маленького человека с самим собой и с окружающим миром. Это идеал, к которому будут стремиться впоследствии главные герои крупнейших произведений Толстого: Оленин («Казаки»), Пьер и Андрей («Война и мир»), Левин («Анна Каренина»).
Даже в, казалось бы, идеальной семье Болконских присутствуют конфликты поколений. Они являются своеобразным двигателем нравственного развития личности. Старик Болконский до деспотизма требователен к дочери. В словах самого Николая Андреевича - объяснение его убеждений: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу» Источником людских пороков Болконский - старший считает праздность и суеверие. А главным условием деятельности - порядок. За внешней суровостью отца к дочери скрывается истинная любовь к ней, внутреннее беспокойство о том, чтобы княжна не испытала разочарования, столкнувшись с людьми «подлой породы». Уроки, преподанные отцом, княжна Марья сумеет потом с успехом применить, когда старик Болконский уйдет из жизни. А еще она поймет и простит своего требовательного деспотичного отца, поняв, что он хотел ей добра и боялся оставить ее одну в суровом «взрослом» мире.
Евангельские истоки проблемы «отцы и дети».
Проблема «Отцы и дети» уходит своими корнями в древние века. Существует предание о том, что на обломке античной амфоры сохранилась надпись, повествующая о том, что дети непочтительны к старшим, не слушают их советов, хотят жить по-своему. И как понятны эти слова каждому из нас. Они говорят о том, что конфликт «отцов» и «детей» существовал всегда. Рассмотрим, как он проявлялся на протяжении веков, как отразился в литературе. На Востоке, где любили говорить загадками, в древности возник жанр притчи. Это произведения, в которых за обычным бытовым содержанием скрывается глубинный философский смысл. В «Евангелии» от Луки (15:32) есть известная притча о блудном сыне. Одни люди увидели в ней горестную историю покинутого отца, другие - несчастную жизнь непутевого сына. Толкование этой притчи дается в книге Давыдовой Н.В. «Евангелие и древнерусская литература»: «Отец - это Бог, младший сын-грешник - человек, который ушел от Бога, сбился с пути, встал на путь греха, смерти».1
В произведении XVII ВЕКА «Повести о Горе-Злочастии» героя постигла судьба, подобная тяжкой доле блудного сына из евангельской притчи. Юноша не слушался родительских наставлений, ушел из дома, прокутил с друзьями в кабаке родительские деньги. И пошел молодец по миру нищий и голодный. Вот и привязалось к нему Горе-Злочастие, ходит-бродит по следам неотступно. «Научате молодца богато жить, убити и ограбить»2_______________________________________
1.Евангелие и древнерусская литература. -М.: МИРОС, 1992, с.140
2.Древнерусская литература.- М., «Школа - пресс», 1993, с.242
Казалось бы, нет ему от Горя спасения, так и будет бродить за молодцем вечным наказанием. И только когда герой «спамятует спасения путь» и уйдет в монастырь, Горе у ворот останется - другую жертву поджидать. История о блудном сыне интересовала неизвестного автора «Повести о Горе-Злочастии» прежде всего своим нравоучительным смыслом и религиозным содержанием: молодец от Горя избавился, когда ушел в монастырь - к Богу вернулся.
По-иному столетие спустя сюжет о блудном сыне вновь приходит в русскую литературу. В повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» история отца и его дочери словно зеркальное, перевернутое отражение евангельского сюжета.
Станционный смотритель, простой и доверчивый человек, сам отправляет дочь из родного дома. Правда, это происходит случайно, невольно, он-то не думал, что расстается со своей любимой Дуней навсегда. Старик и сам не понимал, как мог позволить дочери уехать с гусаром, как мог напутствовать: «Чего же ты боишься?.. ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви». Однако у церкви (у Бога) дочь не остановилась. Умчалась с красавчиком-гусаром, не думая о том, что же будет с отцом. Старик не дождался возвращения дочери, загоревал и отправился в Петербург, чтобы разыскать Дуню и вернуть в родной дом. Однако встреча не состоялась, станционный смотритель понял, что он не нужен дочери, которая, вероятнее всего, стала содержанкой богатого барина. Домой старик приехал без своей любимой Дуни. Вопреки евангельской истории, не нищая и голодная, блудная дочь вернулась в родной дом прощения просить у отца, а богатая барыня, и даже не вернулась, а зашла, проезжая мимо. Отнюдь не радостной встречей отца с дочерью заканчивается рассказ, а невозможностью встречи, невозможностью прощения и покаяния. Не в отчем доме закончилась история отца с дочерью, а на кладбище, печальнее которого рассказчик не видел на свете. И хотя ждут Дуню в карете сыновья - юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведется рассказ, а о начале новой истории блудного сына.
Не случайно А.С, Пушкин использует в повести очень важную художественную деталь. На стене в доме смотрителя Самсона Вырина - картинки с изображением сюжетов притчи о блудном сыне. Возможно, всю жизнь смотрели на них отец и дочь его Дуня, да не извлекли урока из этой притчи, потому что для них евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты.
Возможно, повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» - это предостережение писателя современникам, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, а стали лишь частью быта или образом искусства. Почему же отношения отца с дочерью пришли к столь плачевному итогу? Мне кажется, это случилось потому, что между поколениями в семье были утрачены духовные связи. Самсон Вырин «сотворил себе кумира» из собственной дочери и поплатился за это горечью одиночества и разочарования. Его Дуня тоже понесла нравственное наказание - до конца дней своих испытывать муки совести за то горе, которое она принесла отцу. Невозможность получить прощение за свой грех - таков плачевный итог легкомыслия дочери. Повесть А.С.Пушкина актуальна и сейчас, она предупреждает о том, к каким последствиям могут привести нарушения в семейной гармонии, когда дети повторяют историю блудного сына, а родители превращают собственного ребенка в своего кумира. Эти стороны отношений «отцов и детей» находят отражение во многих произведениях русской литературы, они напрямую связаны с проблемой семейного воспитания.
Часть 2. Воспитание ребенка в родительской семье - основа гармоничных взаимоотношений поколений отцов и детей. Представление об отце в русском языковом сознании.
С проблемой семейного воспитания связан вопрос о взаимоотношениях «отцов и детей» в бессмертной комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Это произведение было написано в 1782 году. Д.И.Фонвизин высмеивает крепостников с их узким кругом интересов, низменными целями, неистребимой жаждой наживы. Смешное в комедии уже не укладывается в традиционную формулу классицизма «смешить и смехом пользовать» (лечить). По мнению Д.И. Фонвизина, воспитание человека зависит от среды существования, быта и условий формирования личности. Мысль о воспитании просвещенного дворянина в эпоху классицизма не была новой: об этом говорили выдающиеся деятели того времени - ПетрI, М.В.Ломоносов, императрица Екатерина II. К тому же в то время в сознании людей были живы еще устои «Домостроя», которые утверждали главенствующую роль отца в семье, требовали почтительного отношения к родителям. А в сознании православных христиан прочно усвоилась Заповедь Божья: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». ( Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлить дни твои на земле)1.Образ ОТЦА приобретал главенствующую роль в системе духовных ценностей русского человека. Языковой концепт «отец »весьма многогранен. Наиболее полно он был представлен в знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» В И Даля:
«Отец - у кого есть дети; родитель, тятя, тятенька, батюшка, батя, батенька, папа, папаша, папенька, папочка, атя»1
Подробнее этот языковой факт рассмотрим сквозь призму духовной культуры народа. Отец сопутствовал человеку во всей его жизни от рождения до смерти, после которой душа вновь представала пред отцом - Отцом небесным. Выявим многообразие культурных смыслов понятия «ОТЕЦ»:
-
«Это мужчина по отношению к своим детям»2, например, родной отец, отец кровный.
-
Отец крестный - тот, кто принимает ребенка из рук священника при обряде крещения и несет ответственность перед Богом за духовное воспитание ребенка.
-
Отец посаженый - человек, заменяющий отца во время свадебного обряда..
-
Отцы - предшествующие поколения, предки. Отцы наши знали и нам приказали. (Пословица)
-
Отец - родоначальник, основоположник чего-либо.(…укажите нам, отечества отцы,…)
-
Обращение к пожилому человеку.(…что? а? Глух, мой отец…)(Грибоедов А.С.)
-
Слово «отец» присоединяется к имени или сану священника: (Отец Герасим стоял у крыльца …с крестом в руках»)
-
Отец небесный, Бог, Создатель, Творец. (Отец небесный, милосердный отец молитву услышит)
-
Отец - это высшая ипостась святой Троицы, ее первое лицо. (Бог Отец, Бог Сын, Бог дух святой).
-
Наставник, воспитатель, опекун ( Муж жене отец, жена мужу венец)
Этими словами далеко не исчерпывается многообразие значений, которые вбирает в себя понятие «отец», что связано с выражением национальных ценностей, идеалов, вкусов, способов ориентации в мире. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы, собранные ценителем русского языка В.И.Далем
С понятием «отец» связаны имена прилагательные, передающие систему ценностей в человеческом обществе. Например, отеческая любовь, то есть любовь отца к своему ребенку или любовь, равная ей по силе. Прилагательное отцовский означает не только «принадлежащий отцу», но и «верный традициям, заповедям отца». Отчинная грамота - документ, согласно которому Государь жалует подданного за его заслуги родовым имением «и притом наследственно».3Прилагательное отечественный означает «свой», «природный», «прирожденный», касающийся всех, например, Отечественная война1812года. С идеей патриотизма связаны слова: отчизненный, отчизнолюбивый ( народ). С народным обычаем давать сыну имя отца связано прилагательное «отцеименный». Глубинным смыслом наполнены существительные, образованные от слова «отец»: отечник отцовшина, отчество, отечество, отечина и отчина. Некоторые слова обозначают отцовское наследие: отцовщина или отнина - это не имение, а деньги, которые перешли от отца к сыну, а отчина, вотчина, отечина - недвижимое наследство, дом, имение, полученные от деда или отца. Кстати, современное слово безотцовщина (жизнь и воспитание ребенка без отца в семье, а также дети, растущие без отца) первоначально обозначало человека, лишенного по какой-либо причине отцовского наследства, денег. Слово отечник обозначает сборник рассказов о житиях Преподобных отцов. Отечество -слово, до сих пор не утратившее своего высокого смысла: родина, своя земля. С народными традициями связано слово отчество - наименование по отцу. Отчество в нашей стране употребляется в официально-деловом стиле, в документах и при официальном обращении к человеку. И очень редко встречающееся существительное отцеубийца обозначает человека, совершившего двойной грех: убийство и нарушение заповеди «Возлюби отца своего…».
Таким образом, можно предположить, что со словом «ОТЕЦ» связано выражение национальных ценностей: семьи, дома, Родины, Бога Слово «Отец» связано с народными этическими представлениями, об этом свидетельствуют многочисленные пословицы, собранные В.И. Далем в его знаменитой книге «Пословицы русского народа»,4 например,
-
Как отец до детей, так и Бог до людей. (о любви Бога к людям)
-
В дороге и родной отец товарищ. (отец должен помогать в трудностях)
-
Поживешь, и Кузьму отцом назовешь. (о трудностях сиротской доли)
-
Не хвались отцом, хвались сыном молодцом. (нравственное содержание)
Трудно не согласиться с В.И.Далем, что пословица - это «коротенькая притча… Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот».5Как мы убедились, в народном сознании сохранилось глубокое уважение к Отцу - Богу, Отцу - духовному наставнику, Отцу - главе семейства. Это объясняется самой структурой концепта «ОТЕЦ». Его основу составляет ядро - основные семантические признаки слова: основатель рода, созидатель, творец, зачинатель новой жизни. За этим словоупотреблением встают многочисленные ассоциации, такие, как Бог-Отец, отец духовный, отец родной, отцовский наказ, Отечество. Концепт «Отец» играет выдающуюся роль в иерархии моральных и материальных ценностей. Семья крепка отцом. Отечество дорого каждому из нас, за Отечество его защитники - «отцы-командиры» - кровь проливали. Отец духовный наставляет прихожан на путь истинный, учит их жить по Заповедям, данным Отцом Небесным, который любит каждого из нас, как отец родной. Прагматика слова «отец» связана с рядом поведенческих реакций, закрепленных за ним. Прежде всего - это почитание отца, уважительное отношение к нему. Таково, на мой взгляд, представление об отце в русском языковом сознании. Концепт «отец» обозначает определенную модель ОТЦА - Отца Небесного, Отца духовного -Батюшки, Отца Отечества - мудрого правителя, Отца-командира, не жалеющего себя ради спасения детей своих - солдат , а так же благородного отца семейства, доброго и строгого к своим чадам.
А теперь вернемся к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и попытаемся выяснить, как складывались отношения между отцами и детьми в этом произведении.
В критической литературе довольно распространено мнение, что «…предметом критики Фонвизина стали тяжелые внутренние злоупотребления, которые привели к острому нравственному конфликту…»6 Признавая точку зрения литературоведов, мы считаем возможным выдвинуть свое мнение по данному вопросу. Действительно, Д.И.Фонвизин сумел нарисовать достоверную картину нравов своего времени, сделал свои образы, конфликты, сюжеты выражением общественных закономерностей. Зло наказано, Госпожа Простакова оказывается у разбитого корыта: ее, лишенную власти, покидают все, даже любимый сын. «Вот злонравия достойные плоды»,- поставит точку в комедии Стародум. В чем причина жизненного краха персонажей? На наш взгляд, эта причина кроется в том, что порочные люди сами своими поступками готовят себе неизбежное наказание. Простакова лишена уважения к людям, ни во что не ставит своего супруга. Ее сынок Митрофан, ( имя которого в переводе с греческого означает «подобный матери»), тоже не ценит своего отца. Именно в этом мне видится причина жизненного краха этих героев. Неуважение к отцу для них обернулось нарушением мировой гармонии: распалась семейная иерархия, отсутствует связь с отцом духовным (его нет в жизни Простаковых), значит, нарушено единство и с Отцом Небесным. Для подтверждения своей точки зрения мне хотелось бы привести цитату - слова главного положительного героя : «Вначале надо воспитывать добродетель, заботиться о душе, а уж потом - о развитии ума человека». Прежде всего - душа; разум, образование - вторичны, потому что «просвещение развивает только добродетельную душу». В доме Простаковых полностью отсутствуют положительные нравственные идеалы. И вот результат: «Нет у меня сына»,- с горечью произнесет матушка Митрофана. Госпожа Простакова отнюдь не глупа. Она способна (пусть даже поздно) осознать суровую истину: «Мы все сделали, чтобы он у нас стал таков», а вот причину своего несчастья осознать не может. Возможно, она в том, что Простакова нарушила заповеди -божеские и человеческие, сотворила себе кумира из собственного сына. Об этом же сказал Правдин: «…безумная любовь к сыну довела ее всего больше до несчастья». Прозрение приходит к госпоже Простаковой слишком поздно: «Нет у меня сына», - скажет она в финале комедии. И все же есть, на мой взгляд, еще одна причина неблагополучия в этой семье. Отец, призванный быть главой семьи и центром семейного мироздания, в семье Простаковых занимает весьма незначительное место. Ему отводится роль «мальчика для битья», объекта для насмешек как со стороны супруги, так и со стороны собственного сына. В глазах Митрофанушки отец не заслуживает уважения, хотя сам господин Простаков не может нахвалиться сыночком: «…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник…» Себя отец Митрофанушки не ощущает не только хозяином семьи, но и личностью не ощущает. Достаточно вспомнить, как господин Простаков представлялся важному гостю - Стародуму: «Я женин муж». Безвольный, униженный, боящийся своей жены, Простаков представляет весьма жалкое зрелище, он не может иметь своей точки зрения, у него нет сил воспитывать сына, нет авторитета. Простаков стал объектом насмешек в семье. Безвольный и слабохарактерный, он вполне оправдал свою «говорящую» фамилию, является типичным образом неудачника, несостоявшегося человека. Подобное неуважительное отношение к мужу и хозяину (хотя вряд ли его можно назвать хозяином в подобной ситуации) встречается не так часто в литературных произведениях. Вспоминается персонаж из психологической повести М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина», который был постоянно унижен женой, жил в страхе перед ней, заискивал, что-то лепетал, боясь прогневать свою супругу.. Его кормили отходами и гнилыми фруктами в то время, как закрома были наполнены продовольствием. Там, где отец семейства не является таковым, а только называется, происходит нарушение не только семейной, но и высшей, мировой гармонии, центром которой является именно ОТЕЦ - творец, созидатель, родоначальник. А где лежат корни этого явления? Возможно, в нарушении Заповеди
«Почитай отца твоего…», в отходе от народных семейных традиций и укладов, когда именно отец был главой семьи, а так же в «тепличном» воспитании мальчиков и юношей. Инфантильные молодые люди, становясь мужьями, не способны взять на себя ответственность за судьбы своих близких. Такие персонажи лишены «внутреннего стержня» - силы воли, характера. Из них, скорее всего, и получается «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - высокий идеал московских всех мужей». Именно так, зло и иронично, охарактеризовал Чацкий - герой бессмертной комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» - людей слабовольных, безынициативных, «подкаблучников», которых очень удобно
«беречь, и пеленать, и спосылать за делом»7 Именно такая плачевная судьба постигла товарища Чацкого - Горича, который вышел в отставку, женился и «…недавно еще бодрый и живой человек, облекшийся, как в халат, в московскую жизнь, барин, «муж-мальчик, муж-слуга», по меткому определению Чацкого, - под башмаком приторной, жеманной, светской супруги, московской дамы».8 Возьму на себя смелость предположить, что будущие дети четы Горичей вряд ли смогли получить гармоническое воспитание в семье, где полностью исключается руководящая роль отца и подрывается его авторитет.
3Православный молитвослов. Издание второе. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003г., с.394.
1
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка - М.: Рус яз., 1981, Т.2, с.723
2 Словарь русского языка. Академия Наук СССР , М., Рус. яз. 1983, Т.2, с.677,
3 Даль В. И. там же.
4 Даль В.И. Пословицы русского народа. -М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2002 , с.323
5 Там же С.11
6Степанов В.П. «Фонвизин» .История русской литературы, Т.1, с.671
7 Грибоедов А.С. Горе от ума. -М., АСТ «Олимп», 1998, с.247
8</<sup>Гончаров И.А. Мильон терзаний. в кн. Грибоедов А.С. Горе от ума. - М., АСТ «Олимп», 1998, с.514