7


  • Учителю
  • Исследовательская работа на тему 'Высшие моральные ценности'

Исследовательская работа на тему 'Высшие моральные ценности'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Оглавление……………………………………………..................................2

I. Введение…………………………………………………………………...2-3

II. Основная часть…………………………………………………….........3-10

1. Высшие моральные ценности…………………………………………….3-5

2. Добро и зло .……………………………….................................................5-6

3. Свобода как нравственная ценность..……………………………………6-7

4. Особенности нравственного конфликта и моральной оценки…………7-8

5. Смысл жизни как высшая нравственная ценность………………………8-9

6. Счастье как высшая моральная ценность.………………………………..9-10.

III. Заключение……………………………………………………………...10-11

IV. Библиографический список…………………………………………...11

V. Приложение……………………………………………………………....12-15

1. Анкетирование учащихся МКОУ СОШ №2 9-11 классов………………12

2. Диагностические данные………………………………………………….13-15

I. Введение.

Тема: «Высшие моральные ценности»

Актуальность. В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.

Проблема. Сейчас когда изменяются взгляды человека, а это видно по его поступкам, в обществе появляется растерянность и уныние. Почему очень важно для поиска истины обращаться к вечным ценностям? Что лежит в основе понятий справедливости и несправедливости, мира и насилия, любви и ненависти?

Цель: изучить моральные ценности

Задачи:

  1. Провести опрос и выяснить, что такое моральные ценности?

  2. Каковы их признаки?

  3. Какое место в жизни людей занимают моральные ценности?

  4. Сделать вывод.

Объект исследования - объектом работы предстают ценности добра и зла, их система.

Предмет исследования - нравственное развитие личности и понимание ситуации морального выбора.

Методы исследования:

1.Опрос.

2.Использование дополнительной литературы.

Мой план действия при написании работы состоял в следующем:

1. Заготовила анкету.

2. Опросила одноклассников и старшеклассников, какие моральные ценности они знают.

3.Подвела итоги работы.

Гипотеза: предположим, что ценности выступают как одно из оснований предпочтения добра в сложных жизненных ситуациях, когда зло может казаться выгоднее. Они позволяют выделить определённые критерии правильного, с нравственной точки зрения, решения.

Необходимость исследования моральных ценностей определяется исторической динамикой человека, общества, природы, мира, когда появляются новые свойства, объекты, системы, изменяется содержание «старых форм», что требует их перманентной ценностной оценки. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.

I. Основная часть

Особенность морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует человек. Следует отметить, что норм морали достаточно много: от самых простейших, требующих деликатного обращения с окружающими, до норм, предельно обобщенных, норм-принципов - уважай старших, не убий, не кради и т. д.

Однако представление морали совокупностью норм, правил страдает определенной ограниченностью, так как, во-первых, сами нормы требуют определенного обоснования, «оправдания» (почему нельзя красть?!), во-вторых, в конкретных ситуациях требования различных норм могут вступать в противоречие друг с другом (например, хулиган преследует женщину и просит у встречных сказать, в какую сторону она побежала. Должны ли эти встречные говорить правду, как требует определенное правило? Всегда ли обязан говорить всю правду своему пациенту врач?). Наконец, надо иметь в виду, что возникающие жизненные ситуации бывают столь многообразными, противоречивыми, что на каждый случай нормы не придумаешь, так как их потребовалось бы «несчетное» множество. Следовательно, в нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры - высшие ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в повседневном общении людей. Одних мы встречаем с улыбкой, а других - подчеркнуто сухо, холодно. Что же можно отнести к высшим моральными ценностям? Очевидно, саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой, а противоположное - смерть - с несвободой, разложением, дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов, которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которых некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь. Однако следует признать, что подобные ситуации - скорее те исключения, которые подтверждают правило.

Таким образом, в морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших ценностей - жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности.

Следует подчеркнуть, что именно высшие моральные ценности наполняют нашу повседневную жизнь духовностью, особым смыслом. Быть вежливым может быть и индивид с ограниченными устремлениями, и даже преступник. Но вести полнокровную, высоконравственную жизнь в состоянии только тот человек, который соразмеряет свои действия и помыслы с высшими ценностями.

2. Добро и зло.

Добро и Зло - наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Они являются этической характеристикой всякой человеческой деятельности и отношений. Традиционно Добро связывают с понятием Блага, к которому относят то, что полезно людям. Однако благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Поэтому благо в одном отношении может быть злом в другом. Благо для людей одного исторического периода может не быть таковым для людей другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни индивида

(например, в молодости и в старости). Не все то, что полезно одному человеку, полезно другому. Другим критерием добра и - одновременно - условием, обеспечивающим самореализацию человека, выступают гуманизм и все, что связано с гуманизацией человеческих отношений.

Не является добром в полной мере и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства. Как качества личности добро и зло выступают в виде добродетелей и пороков.

Как свойства поведения - в виде доброты и злобы.

Зло по своему содержанию противоположно Добру и выражает, во-первых, наиболее обобщенные представления обо всем безнравственном, противоречащем требованиям морали; во-вторых, общую абстрактную характеристику отрицательных моральных качеств; в-третьих, оценку конкретных отрицательных поступков людей.

К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Зависть - одна из спутниц зла. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей, порождает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье. Нередко зависть толкает людей на совершение аморальных поступков. Злом является и высокомерие, характеризующееся неуважительно-презрительным, надменным отношением к людям. Одно из самых страшных проявлений зла - месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изначальное зло, но и против его родных и близких (кровная месть).

Все они в реальной действительности проявляются в любом социуме, хотя не отражают в полной мере всю суть этих ценностей в практической деятельности людей.

3. Свобода как нравственная ценность.

Свобода в самом широком смысле этого слова означает отсутствие каких-либо ограничений и внешнего давления на человека. Подобное идеальное состояние связывается с понятием абсолютной свободы, которая в реальном бытии нереализуема, поскольку человек всегда ограничен объективно (многие обстоятельства нашей жизни находятся за пределами нашей власти). Поэтому свобода как полная автономия от необходимости - явление невозможное. В истории философии существует три наиболее общих подхода к исследованию проблемы соотношения свободы и необходимости:

- детерминистский (абсолютизирует власть необходимости и отрицает свободу воли человека);

- индетерминистский (гипертрофирует свободу воли в противовес необходимости);

- диалектический (провозглашает принцип единства и взаимосвязи свободы и необходимости). Данный подход является наиболее конструктивным и может служить методологическим ориентиром для рассмотрения проблемы нравственной свободы и ее взаимосвязи с нравственной необходимостью.

Мораль предъявляет к поведению человека идеальные нравственные требования (нравственная необходимость), но при этом непременным условием ставит добровольное принятие этих требований личностью (в противном случае поведение не может быть признано моральным). Для этого необходимо, чтобы сама личность осознавала для себя необходимость выполнения этих требований, сделав их своими личными убеждениями (путем проверки их на истинность практическим путем). Личные убеждения, совпадающие с требованиями нравственной необходимости, дают личности возможность поступать свободно. Следовательно, нравственная свобода - это единство нравственной необходимости и субъективной добровольности поведения на ее основе (познанная необходимость).

4. Особенности нравственного конфликта и моральной оценки.

Нравственный конфликт - это наиболее сложный вариант ситуации морального выбора, связанный с необходимостью выбора человеком между двумя взаимоисключающимися ценностями. Сознание человека, вовлеченного в ситуацию такого выбора, констатирует, что осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя одной нравственной ценности ведет к отказу от другой, не менее значимой для него ценности.

Во избежание подобных ситуаций этика рекомендует человеку руководствоваться общими принципами, которые могут предотвратить возникновение конфликта:

1.Принцип построения иерархии нравственных ценностей (выработать систему ценностных предпочтений);

2.Учитывать диалектику абсолютного и относительного в применении любой нравственной нормы;

3.Отказываться от крайностей в процессе разрешения конфликтной ситуации, к которым можно отнести: консервацию конфликта, искусственное раздувание, механическое уничтожение и т.д.

Нравственная свобода проявляется в человеческой деятельности, важным аспектом исследования которой является проблема моральной оценки.

Моральную оценку можно осуществлять как по отношению к поступку человека, так и по отношению к его деятельности в целом. Однако для того чтобы оценку можно было считать моральной, она должна соответствовать следующим требованиям:

1. Быть максимально комплексной, т.е. учитывать все компоненты поступка (мотив, средства, результат) в их взаимосвязи;

2. Конкретной, т.е. основанной на анализе условий, в которых совершен поступок (для установления степени его нравственной вины или невиновности);

3. Должна совершаться в контексте всей предыдущей деятельности, а не смотреть на поступок как на изолированный акт;

4. Должна совершаться с определенной долей эмоционального участия, поскольку эмоциональная оценка нравственно зрелой личности часто оказывается адекватной формой оценки и без рациональных процедур;

5. Не должна опираться только на собственный опыт, который может быть ограничен как в содержательном, так и в количественном плане.

5. Смысл жизни как высшая нравственная ценность.

Размышления о смысле жизни могут представлять ценность только в том случае, если человек испытывает в этом потребность. Потребность в смысложизненных ориентациях человек начинает испытывать в период наступления духовного дискомфорта, затяжной характер которого может привести к ощущению утраты смысла жизни. Это субъективное переживание обусловлено существованием объективных причин: утратой близких, потерей уважения со стороны окружающих, унижением личного достоинства, предательством, девальвацией традиционных моральных ценностей, выбором неверной жизненной ориентации и др. После этого человек, как правило, переосмысливает свою жизнь. В этом переосмыслении скрывается источник его нравственного развития.

К вопросам смысложизненного порядка самое непосредственное отношение имеет вопрос о жизни и смерти человека. Из всех живущих на земле только человек обладает концом своего личного бытия, поскольку является существом, замены которому нет. Перспектива исчезновения заставляет человека задумываться о смысле такого скоротечного существования, призывая его преодолеть смерть в моральном плане, раз нельзя избавиться от нее физически. Сделать шаг к бессмертию (в моральном плане) человек способен только в том случае, если ему удалось вступить в сферу морали и глубже понять жизнь.

6.Счастье как высшая моральная ценность.

Счастье является этической категорией, тесным образом связанной с категорией «смысл жизни». Счастье обозначает особое психологическое состояние, сложный комплекс переживаний человека, связанный с положительной оценкой им своей жизни в целом.

Практическое отношение к жизни формирует обыденное представление о счастье, основанное на представлении о том, что символом человеческого достоинства и основным условием счастливой жизни является материальный комфорт.

Для конкретизации понятия счастья необходимо выделить в нем несколько структурных уровней:

1. Ощущение счастья (или момент счастья), возникновение которого возможно при непосредственном соприкосновении человека с чем-либо, вызывающим у него положительные эмоции (удовольствие от похвалы, приятные телесные ощущения и т.д.);

2. Чувство счастья (более длительно во времени и более глубоко переживаемо), проявляющееся в форме вполне определенного состояния психики, возникающего и без непосредственного соприкосновения с чем-либо, вызывающим положительные эмоции. Чувство счастья человек способен испытывать, думая о любимом человеке и т.д.;

3. Состояние счастья - это относительно устойчивый уровень довольства человека (когда он, например, считает, что его образ жизни отвечает его представлениям о правильном и достойном существовании).

Состояние счастья человек способен испытывать даже тогда, когда вплотную не соприкасается с тем, что вызывает у него ощущение и чувство счастья. Чтобы научиться испытывать состояние счастья, необходимо как можно чаще производить общую оценку своей жизни в целом с позиций наиболее значимого (ценного для вас). Человек, неспособный произвести такую оценку, чаще чувствует себя несчастным, сводя счастье только к ощущениям. Отсюда следует, что счастье - это не только эмоциональное, но и духовное переживание, возникающее при удовлетворении высших потребностей личности.

II.Заключение.

По каким моральным правилам живет общество, зависит от национальности, социального положения, религии и даже государства. Для этого есть ценности, которые называются общечеловеческими. Эти ценности не меняются на протяжении всей истории человечества. Таким образом, моральная оценка ставится на основании ценностей, по которым живет общество. Как часто мы видим, что в одной и той же ситуации поведение разных людей различно. В качестве подтверждения хотелось бы привести в пример слова поэтессы Юлии Друниной:

Когда в горячке бьется пулемет,

Один лежит, другой бежит вперед.

И так во всем и всюду и всегда -

Когда на плечи свалится беда,

Когда за горло жизнь тебя возьмет,

Один лежит, другой бежит вперед.

Таким образом, мораль регулирует поведение человека. В любой ситуации нужно помнить золотое правило нравственности. «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе.

При диагностировании учащихся 9-11 классов (см. приложение стр.13-16) можно сказать, что 70% - считают, что для современной молодежи в целом характерен цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам, ценностям. Уровень нравственного воспитания школьников недостаточно высок. Выявленный ряд недостатков говорит о необходимости проведения углубленной работы с подростками по их искоренению. Главенствующая роль в воспитании всегда принадлежит семье.

Подводя итог всему, хотелось бы сказать - до седин людям свойственно стремиться к самопознанию и самосовершенствованию. Чем больше человек об этом задумывается и работает над собой, тем богаче становится его духовный мир, тем добрее и красивее его поступки. Так было, есть и, наверное, будет всегда.

Закончить свою работу мне хотелось бы словами Булата Окуджавы:

Чувство собственного достоинства - вот загадочный инструмент.

Созидается он столетьями, а утрачивается в момент.

Под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую болтовню

Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Данную работу можно использовать при проведении уроков истории, обществознания, классных часов и тематических вечеров.

IV.Библиографический список.

1. Золотухина - Абозина Е. В. Курс лекций по этике. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 384 с.

2. Кругляницо Т. Ф. Этика. Экспериментальное учебное пособие. - М.: Издательский центр АЗ, 1997. - 96 с.

3. Стрежнева Т.В. Учебно - методическое пособие по курсу «Этика». - Международный институт трудовых и социальных отношений, Минск. - 2003. - 80 с.

4. Хубиева З.А. Духовно - нравственные ценности и их роль в жизнедеятельности человека. Вестник СевКавГТУ, серия «Гуманитарные науки», № 1, 2004.

5. Этика. - Учебно - методическое пособие по спецкурску, Уфа, ВЭГУ. - http://ufalaw.narod.ru/2/etika/glava2.htm

V. Приложение.

Приложение 1

Анкетирование учащихся МКОУ СОШ №2 9-11 класс


Приложение 2

  1. Какие изменения общественной морали, происходящие в последнее время, беспокоят Вас больше всего?







2. Какие жизненные ценности являются для Вас наиболее важными?








3. Как бы Вы оценили уровень морали в обществе сегодня?















4. Кто для Вас является главным носителем моральных ценностей?













5. Нужны ли в современном мире моральные ценности?


















16




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал