7


  • Учителю
  • Реферат по теме: Истинность правды и лжи.

Реферат по теме: Истинность правды и лжи.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа№11»

Села Александровского, Александровского района,

Ставропольского края

Реферат по теме:

«ИСТИННОСТЬ ПРАВДЫ И ЛЖИ».





Подготовила ученица

8 класса МОУ ООШ №11

Вертипорог Ангелина


Руководитель: учитель

Истории и обществознания

Коваленко Л.Н.








Декабрь, 2015 г.


План.

  1. Красота и ценность правды в произведениях Д.С.Лихачева.

  2. Истина, заблуждение и ложь.

  3. Зачем нужна, правда? Открытость вопроса в современной истории.

1.Красота и ценность правды в произведениях Д.С.Лихачева.

«По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины - в двух смыслах: правда и красота - вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.
Ложь - зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро».

Д.С.Лихачев

Дмитрий Сергеевич Лихачёв - российский ученый-литературовед, историк культуры и общественный деятель, академик РАН, Герой Социалистического Труда.

Работы Лихачева отличаются пристальным вниманием к эстетическому своеобразию культуры Древней Руси и в связи с этим к проблемам общей теории искусства, для них характерно комплексное изучение общественной , литературы, народной и изобразительного искусства.

«Дмитрий Сергеевич своим ожиданием от человека того лучшего, что в нем есть, учил нас всех, нашу страну и нашу власть быть неравнодушными к отдельной личности, ожидать от каждого лучших проявлений и творчески их развивать. Дай Бог, если искорка этой любви, любопытства и ожидания пробудится в нас, и мы сумеем смотреть друг на друга так, как Дмитрий Сергеевич Лихачев».

Ф.А.Искандер, писатель, член Союза писателей Москвы, лауреат Государственной премии СССР

Среди огромного количества научных и публицистических работ Дмитрия Сергеевича Лихачева более ста наименований можно отнести непосредственно к педагогическим, полностью или частично раскрывающим актуальные вопросы образования и воспитания молодого поколения современной России. Другие работы ученого, посвященные проблемам культуры, истории и литературы, хотя прямо и не ставят педагогические вопросы, но по своей сути и гуманистической направленности (обращенности к человеку, его исторической памяти, культуре, гражданственности и нравственным ценностям) содержат огромный воспитательный потенциал.

Все, что было написано и высказано Д. С. Лихачевым, глубоко и органично связано с нравственными проблемами. Какого бы вопроса ни касался, он всегда обращал внимание на нравственную основу или нравственную сторону. Этот человек был этиком в прямом смысле этого слова, ибо самой глубокой основой его взглядов был подлинный патриотизм, в отличие от тех, кто «патриот на кончике языка», для кого не мораль, а морализаторство, начетничество заменяет подлинные чувства и мысли.

«Труды Д.С. Лихачева еще много раз будут переиздавать и изучать новые поколения читателей. И эти труды станут продолжением его жизни».
В.Л. Янин, академик РАН

Тема исторической памяти четко прослеживается во всех трудах Дмитрия Сергеевича.

«Не помня и не ценя истории собственной семьи, родного края, истории России, человек становится "диким". Памятники, церкви, старинные здания, иконы, картины, книги отражают важнейшие события, ярчайшие подвиги минувшего времени. Они создавались множеством людей, которые вкладывали в них свою душу, веру, черты своей эпохи. Нам же нужно всё сохранить, не забыть, ведь "культура человечества - это активная память, активно же введённая в современность. Это и есть "историческая память".

Д.С. Лихачёв

Публицистические произведения этого замечательного человека: "Письма о добром и прекрасном", "Любовь, уважение, знание" и др.- необходимы молодым людям накануне вступления в самостоятельную жизнь, в которой проявилась бы их гражданская позиция.

Обратимся к творчеству публициста. Он горячо пишет о том, как губительно строить новое на пепелище старого. Могут меняться и правители, и политические режимы, но культура прошлого - это основа настоящей культуры современного человека.

Прошлое. Как много загадочного в этом слове, как много того, чего мы не знаем. Сколько загадок таит история, сколько еще не узнано, не изучено. Человеческая сущность такова, что люди всегда пытаются докопаться до правды, узнать истинную историю событий и вещей. Важно интересоваться историей, именно интерес побуждает к учению, знанию.

Дмитрий Сергеевич неоднократно задумывался о сути вещей. Почти все его работы имеют патриотический подтекст, критический взгляд на многие события. Он демонстрирует огромную любовь к Родине, но не через безграничное воспевание и преувеличение ее значимости, а через видение недостатков и желание их исправить, наставление на путь истинный. Например, в статье "Любовь, уважение, знание" академик повествует о "невиданном поругании народной святыни" - взрыве чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону. Памятник выражал признательность всего народа брату-грузину, мужественно сражавшемуся за независимость России. У кого поднялась рука? Конечно, не у того, кто знает и чтит историю! Вывод из этого грустный. "Историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ". А если память стирается, то люди, отдалённые от своей истории, становятся и безучастными к свидетельствам прошлого. Поэтому "память - основа совести и нравственности, ... основа эстетического понимания ценностей, ... без памяти нет совести".

Бесспорно, что Д.С. Лихачёв, посвятивший жизнь и творчество воспеванию родной земли, сохранению её самобытности и исторической памяти, сам глубоко чувствовал проблемы современности. Поэтому в его публицистических статьях сочетаются взгляд художника, видящего и чувствующего острее, чем обычные люди, и позиция аналитика общественной и нравственной сторон жизни. Своими глазами он видел результаты "борьбы с религией": опустошённые и разрушенные храмы, усадьбы, ставшие впоследствии амбарами. Знал, как взрывали памятники старины, разбивали их железной болванкой. И та боль, которая тяжёлым грузом лежала в его сердце, дала единую почву для исканий и действия.

Как в наше неспокойное время не хватает такого человека, который бы рассудил все с моральной и нравственной точки зрения.

  1. Истина, заблуждение и ложь.

Человек живет среди других людей, среди идей людей, идей, смыслов. Мир человека - это мир ценностей.

В современном сознании понятие «духовность» приобрело статус одной из главных ценностей гуманитарного познания. Русский человек всегда стремился к идеалу, к идеальным духовным ценностям. И одной важнейшей из них для россиян всегда была «правда» и как синоним этого слова «честность». Традиция отношения правды к миру духовных ценностей восходит к понятиям и представлениям наших предков, весьма распространенным на Руси. Как отмечает историк А.И. Клебанов - «В обиходе общественного сознания всего феодального периода «Правда» служила эквивалентом к нашему понятию «идеал». «Правдой называлась верховная регулятивная идея для всех форм и проявлений общественной жизни, всей жизнедеятельности людей».

Честность - качество, свойство человека поступать добропорядочно, добросовестно, правдиво. В наше время «правда» как элемент духовного облика россиянина имеет моральные и интеллектуальные свойства идеала. Потребность в правде, стремление к ней основаны на единстве мнения и веры, осознаваемого, индивидуально - личностных особенностей человека и его восприятия себя как частицы мироздания. Вследствие этого, целеустремленно старались «жить по правде», субъект не только «строит», творчески преобразует себя, но и постепенно поднимается по лестнице духовного развития.

Важно, что современный мир невозможно представить без существования законов, а в России до сих пор живет убеждение, что правда может быть равноценным знаменателем законов. Одним из выразителей этой точки зрения является А.И. Солженицын. Он пишет: «Коли бы все жили по правде (т.е. честно) - и законов не надо». А.Н. Бердяев на примере одного сословия людей доходчиво объяснил причины отрицания житейской ценности-правды. Он писал: «С русской интеллигенцией, в силу ее положения, случилось вот какого рода несчастье: любовь к истине, почти что уничтожила интерес к истине».

Значит, можно сказать, что стремление поступать честно и правдиво не всегда верно? А ведь честность подразумевает и верность принятым обязательствам, субъективной убежденности в правоте производимого дела. Как редко в современном мире мы встречаемся с таким человеческим понятием как честность. Современный российский политический мир полностью поставил под вопрос это понятие. Как часто мы слышим громкие и убедительные речи с экранов телевизоров. Политики, следуя высшим моральным качествам, обещают сделать все для избирателей, лишь бы только попасть на политическую арену. Они чуть ли не клянутся блюсти принятые обязательства, уверяют нас в правоте производимого дела, стараются быть искренними в отношении тех мотивов, которыми они руководствуются. Но как только лжезаступники народа попадают в грязное жерло политики, вся честность улетучивается. Наверное, они следуют точке зрения Н.Маклавелли. Он писал: «Итак, разумный правитель не может и не должен быть верным данному слову, когда такая честность обращается против него и не существует больше причин, побудивших его дать обещание. Если бы люди были все хороши, такое правило было бы дурно. Но так как они злы и не станут держать слово, данное тебе, то и тебе нечего блюсти слово, никогда не будет у князя недостатка в законных причинах, чтобы спросить на решение обещания».

Честность, в широком смысле слова - это правдивость. Говорить правду нас учат с рождения, родители ведут целую «войну» с детьми за стремление всегда слышать правду. Но, к сожалению, во взрослой жизни правдивость, честность не всегда нужна. Обратите внимание на очевидный факт: у нас весьма распространено убеждение, в том числе, для того чтобы выглядеть более правдоподобной, правда, должна быть слегка разбавлена ложью. Это отражено как в пословицах («Кто не соврет, тот и правды никогда не скажет»), так и в художественной литературе. Вот, например, как говорит об этом Ф.М. Достоевский: «Желание соврать, с целью осчастливить своего ближнего, ты встретишь даже и в самом порядочном нашем обществе, ибо все мы страдаем этою невоздержанностью, сердец наших. Только у нас в другом роде рассказы; что у нас об одной Америке рассказывают, так это - страсть, и государственные даже люди! Я сам, признаюсь, принадлежу к этому непорядочному типу и всю жизнь страдал от этого… Друг мой, дай всегда немного соврать человеку - это невинно. Даже много дай соврать. Во-первых, это покажет твою деликатность, а во-вторых, за это тебе тоже дадут соврать - две огромных выгоды - разом. Que diable! Надобно любить своего ближнего»

Ложь - это сознательное искажение действительности, уклонение от истины в неблаговидных целях. Ложь - в отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Ложь проявляется в конкретных ситуациях общения людей, и потому ее причины обусловлены как социально-экономическими факторами, так и индивидуально-психологическими. Социальная допустимость вранья отражена в русских пословицах: «Не любо не слушай, а врать не мешай!»; «Врать не устать, было б кому слушать»; «Не хочешь слушать, как люди врут, ври сам!». Нельзя утверждать, что человек должен говорить только правду и не чего кроме правды. Правда и ложь должны быть строго дозированы.

  1. Зачем нужна правда? Открытость вопроса в современной истории.

Современная история пестрит многообразными событиями и здесь встает вопрос, а где правда, а где ложь? Мир столкнулся с таким глобальным явлением, как информационная война, информационная блокада. В подтверждение этому мы видим события на Украине, в Сирии и других регионах. Люди всех стран окутаны массой лжи, непонимания и даже ненависти. Как научиться видеть правду? А может, знать всю правду и не обязательно? Как же разобраться?

Важно знать историю своей страны, родного края, семьи. «Память истории священна» - такова была жизненная позиция Д. С. Лихачева, реализованная в научных трудах о русской культуре, публицистике и общественной деятельности.

Историческая память - своеобразный пантеон национальной идентичности. Д. С. Лихачев писал: «Память противостоит уничтожающей силе времени». «Память - преодоление времени, преодоление пространства. Она основа совести и нравственности, память - основа культуры. Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память наше богатство». Человеку необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память. Культурная память - необходимое условие нравственной жизни, духовной оседлости, национальной идентичности, привязанности к родным местам и патриотизма».

Историческая память нередко становится ареной идеологических конфликтов. Переписывание истории, переоценка прошлого, свержение кумиров, ирония и насмешка разрывают хрупкую нить исторической памяти, изменяют энергетический потенциал культуры. Великие «отцы» становятся забытыми «дедами», новые памятники противоречат прежним ценностным ориентирам, мемориалы становятся бесхозными, книги оказываются ненужными.

Отношение к истории связано с политической и идеологической ситуацией, предписанием власти о том, что следует помнить, а что надо забыть и исключить из памяти. Развитие демократии и свободы слова предполагает реализацию права личности на собственное мнение, противостояние авторитаризму. Историческое прошлое является риторическим конструктом настоящего, оно воссоздается в дискурсе, и молчание нередко становится симптомом забвения.

Содержания памяти составляет прошлое, но без него невозможно мышления в настоящем, прошлое - это глубинная основа актуального процесса сознания. Массовые представления о прошлом сохраняются до тех пор, пока оно служит потребностям настоящего.

Память - создательница прошлого, и ее историческая способность - находится во времени. Лишь благодаря познанию прошлого человек в состоянии различать, что для него возможно, а что невозможно. Лишь тот, кто знает, как развивался народ, способен определить, что будет ему полезно в будущем. Нужно искать истину - род заблуждения, которое трудно опровергнуть. Прошлое дано нам в качестве следов, то есть того наследия, о котором следует помнить. Жизнь продолжается. Поиск истины не завершен. Будущее за той моделью общества, которая, сохраняя историческую память, даст обществу и человеку выбирать способы и пути решения современных задач.

Вывод.

Как жить в мире, в котором много мнений, лжи и притворства? У каждого своя правда. Как найти истину? При различии точек зрения и мнений, истина истории должна быть едина, иначе в ситуации "лебедь, рак и щука" жизнь общества становится проблематичной. Чувство патриотизма, любви к Родине должно объединять и сплачивать народ. Да, надо знать историю своей страны с ее взлетами и падениями, с ошибками и достижениями, но не нужно излишне идеализировать или, наоборот, демонизировать все то, что было. По моему мнению, важно постараться здесь и сейчас сделать ее лучше, внести хоть маленькую толику в общее дело. Недаром Д.С. Лихачев говорит: «Для меня лично нет никакого сомнения в том, что нам нужно научиться признавать собственные ошибки, ибо признание ошибки не только не умаляет достоинства и человека, и общества, а, напротив, вызывает чувство доверия и уважения как к человеку, так и к обществу.
Литература - это совесть общества, его душа. Честь и достоинство писателя состоят в том, чтобы правду, право на эту правду отстаивать при самых неблагоприятных обстоятельствах. Собственно, для писателя даже вопрос не стоит: говорить правду или не говорить. Для него это значит: писать или не писать. Я как специалист по древней русской литературе могу с убежденностью сказать, что русская литература не молчала никогда. Да и разве можно считать литературу литературой, а писателя писателем, если они обходят правду, замалчивают ее или пытаются подделаться под нее? Литература, в которой не бьется тревога совести, - это уже ложь. А ложь в литературе, согласитесь, - худший вид лжи».

Содержание истины современного этапа истории - это выработка согласованных программ действования, как ни трудно это делать в условиях расхождения групповых интересов и т. п. Остаётся надеяться, что извечная формула истины "Я есмь" сможет приобрести, наконец, полноту свободы самоутверждения, самореализации, выражения творческого потенциала каждого народа. Но для этого человечеству сегодня нужно выжить.

В конечном счете от деятельности ныне живущих поколений зависит, станет ХХІ тысячелетие всемирной истории ее трагическим эпилогом или вдохновляющим прологом общечеловеческой солидарности. Думаю, в конечном счете в обозримой перспективе будущее человечества - это дальнейшее восхождение реального исторического процесса на новые ступени в развитии общества. Это поступательное движение не может быть ни простым продолжением настоящего, ни циклическим повторением прошлого, ибо в своей основе этот процесс означает становление совершенно нового, беспрецедентного в истории демократического общества, которое ориентируется на вековые идеалы человечества.

Используемая литература:

  1. Д.С.Лихачев, академик «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА», 1 января 1987 года

  2. Д.С. Лихачев «Заметки о русском» (сборник) © ООО «Издательская Группа "Азбука-Аттикус"», 2014

  3. Д. С. Лихачев «Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси» © ООО «Издательская Группа "Азбука-Аттикус"», 2014

  4. Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Издательский дом: Детская литература. Год издания: 1989.

  5. И.П. Фарман. "Теория познания и философия культуры". М., "Наука", 1986

  6. «Краткий справочник по этике» М: Просвещение 1978г.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал