7


  • Учителю
  • Технологическая карта урока по обществознанию 'Самообразование'

Технологическая карта урока по обществознанию 'Самообразование'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Технологическая карта урока


Тема урока: Образование и самообразование.

Урок 2

Тип урока - Урок-практикум


Цель урока: дать представление учащимся о роли и источниках самообразования

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные: после урока учащиеся смогут

-дать определение понятия самообразование

-перечислить не менее 3-х форм (источников) самообразования

2.Метапредметные:

-Познавательные: продолжить формирование умений ставить цели, формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, выполнять познавательные и практические задания

-Регулятивные: продолжить формирование умений планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль

-Коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладению нормами общения

3.Личностные

-сформулировать и высказать свое мнение о роли самообразования в жизни человека

-продолжить развитие способности к саморазвитию и личностному самоопределению на основе осмысления важности самообразования


Словарь урока:

Самообразование - самостоятельное образование; самостоятельное приобретение знаний в какой-либо области науки, техники, культуры на основе самостоятельного изучения материала


Ресурсы урока:

-учебник Обществознание,5кл

-детская энциклопедия «Я познаю мир» («Страны и народы», «Клады и сокровища», «Животные», «Насекомые»)

- книги «Камни и минералы», «Тюлени и морские львы»

- книга «Оригами»

- Географический атлас

- инструкции по выполнению заданий

- карадаши, альбомные листы, листы для оригами

- модель глобуса

- компьютер


Ход урока

Этап урока

(+ время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап

Орг.момент

Создание позитивного настроя совместной деятельности на уроке

II этап

Мотивация


3-4 мин

Прием «Удивляй».

Я очень люблю играть в футбол!! Удивились! Я тоже многому удивляюсь и люблю это делать, но еще я люблю удивлять.

А вы любите удивлять?

Чем можно удивить другого человека?

Предлагаю сегодня вам удивить ваших друзей, родителей, которые вас хорошо знают, а поэтому ничего «этакого» от вас не ожидают. А вы им преподнесете сюрприз в виде нового знания или умения, которое «добудете» самостоятельно.


-устно отвечают на вопросы

- используют различные источники социальной информации

III этап

Целеполагание и планирование

(1-2 мин)

- сформулируйте тему урока

Цели урока:

-закрепить понятие «самообразование»

-продолжить формирование умений ставить цели, выполнять практические задания, извлекать информацию из различных источников, анализировать, делать выводы

Формулируют тему урока. Помогают определить цели урока.

IV этап


Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.


Работа в малых группах(2 человека) или индивидуально.

(20-25мин)

2.1 Организация работы в малых группах или индивидуально.


Задание.

1 шаг. Внимательно ознакомьтесь с возможными вариантами работы на уроке. Определитесь, будете вы работать в группе или индивидуально.


Возможные направления работы на уроке:

  1. Учимся рисовать

  2. Учимся сочинять стихи

  3. Учимся писать сказки

  4. Учимся делать оригами

  5. Собираем модель глобуса


2 шаг. Займите место в своей группе или место для индивидуальной работы.


3 шаг. Обсудите в группе тему вашей совместной работы.


4 шаг. Подберите необходимые материалы для работы.


5 шаг. Выполните работу.


2.2. Представление выполненных работ

-работают индивидуально или в малых группах,используя памятки(при необходимости пользуются Интернет ресурсом);

-вступают в диалог;

-выполняют конкретный вид работы, фиксируя свой результат


V этап

Оценивание.

(3-5 мин.)


Подведение итогов


Лист оценки работ

(оригами, модель глобуса,рисунок)

критерий

1

2

3

1

Соответствие работы

теме (образу)




2

Аккуратность выполнения




3

Представление работы





Лист оценки работ

(стихотворение, сказка)

критерий

1

2

3

1

Соответствие работы

теме




2

Логичность и грамотность изложения




3

Представление работы





Максимальный балл - 9

Шкала оценки:

Критерий 1: Соответствие работы

теме (образу)

- работа соответствует теме(образу) - 3 балла

- работа в основном соответствует образу - 2 балла

- в работе много неточностей - 1 балл


Критерий 2: Аккуратность выполнения (оригами, модель глобуса,рисунок)

- работа выполнена аккуратно - 3 балла

- работа выполнена с неточностями - 2 балла

- работа выполнена неаккуратно - 1 балл

Критерий 2: Логичность и грамотность изложения (стихотворение, сказка)

- работа логична, грамотно выстроена и изложена, понятна - 3 балла

- есть отдельные нарушения в логике построения работы, в грамотности изложения - 2 балла

- работа выстроена нелогично и неграмотно изложена - 1 балл


Критерий 3: Представление работы

- убедительные, дружелюбные ответы на вопросы - 3 балла

- дружелюбные, но не всегда убедительные ответы на вопросы - 2 балла

- на вопросы почти не даются ответы или отвечающие ведут себя агрессивно - 1 балл

-представляют выполненные работы (рисунки, стихотворения, сказки, оригами, модель глобуса)-заполняют листы оценки работ

- награждение дипломами «УДИВИЛ(А)»

VI этап

Домашнее задание

(1 мин)

Провести мини-опрос в классе на тему «На уроке обществознания я научился»(вопросы составить самостоятельно - не более 3-х)




Список литературы:

  1. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций (Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова и др.) - М.: Просвещение, 2013

  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011

  3. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие - СПб: КАРО, 2013

  4. Методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания в период поэтапного введения ФГОС ООО: учебно-методическое пособие/ под общей ред. Л.Н. Жиронкиной - Орел: БОУ Орловской области ДПО ПК специалистов «Орловский институт усовершенствования учителей»

7.



Памятка 1


Собери свою Землю


Все вы, конечно, видели глобус, и большинство из вас уверены, что глобус - это маленькая модель Земли.

Это абсолютно верное умозаключение, и сейчас мы с вами возьмем эту модель в свои руки.

Но прежде чем это сделать, придется решить интересную головоломку, и только после этого у нас в руках окажется оригинальная модель Земного шара.

Это будет очень необычная головоломка многоразового использования, то есть ее можно будет собирать и разбирать, при этом получая каждый раз совершенно новую планету.

И только упорные знатоки географии смогут собрать нашу старушку Землю в том виде, в котором мы к ней привыкли.


Инструкция:

  1. Острыми ножницами аккуратно вырежьте каждую деталь

  2. Не забудьте сделать прорези в тех местах, где начерчены сплошные белые линии.

3. Там, где нарисованы пунктиры, резать не надо.

В этих местах полученные детали надо будет просто согнуть так, чтобы края глубокого разреза сошлись вместе и деталь приобрела вид небольшого конуса.


Теперь начинается самое интересное.


4. Все детали надо скрепить друг с другом, вставляя лепестки соседних деталей в прорези, которые вы уже сделали.


Когда последняя деталь соединится с соседкой, наша конструкция примет шарообразную форму, на которой явно проступят материки и океаны.


Посмотрите внимательно. Что это за планета у вас получилась? На Землю мало похоже? Тогда разбирайте и начинайте собирать сначала.


Только на этот раз подсматривайте в географический атлас.


http://www.zanimatika.ru/







Памятка 2



Как рисовать кота карандашом поэтапно


С этим мурлыкающим питомцем, конечно же, знакомы все. Как же нарисовать кота карандашом? Сначала рисуем голову и тело в виде двух шаров, слегка приплюснутых. Можно провести вертикально линию для того, чтобы нарисовать изображение симметрично. Особый акцент следует уделить глазам. Чтобы они получились выразительными, нужно раскрашивать сверху тоном более темным, а внизу светлым. Соблюдаем плавность перехода. Носик изображаем в виде перевернутого треугольника. От носика конструктивно проводим линии до глаз и ушей. Рот изображаем в виде английской заглавной буквы Y, перевернув ее. Подправляем все формы мягкими линиями. Наш котик готов.


Если вы хотите еще что-либо нарисовать, но не знаете как,

обратитесь на сайт


http://kak-narisovat.ru



Памятка 3


Как рисовать волка карандашом поэтапно


Волк - это хищник. Знаем, что он очень напоминает собаку, однако, следует подчеркнуть наличие острых зубов. Итак, приступим..

Начинаем с мордочки зверя. Сначала рисуем прямоугольник. Слева пририсовываем треугольник - это челюсть волка. На треугольнике помещаем кружок - это нос.

Переходим ко второй схеме. Сверху прямоугольника рисуем два круга - это глаза, и часть круга мы используем для изображения лба. Подрисовываем уши в виде прямоугольников. Причем, одно ухо рисуем прямо, а другое, как у собаки - согнутое. Тело волка изображаем в виде овала. Задние лапы и хвост рисуем прямоугольниками. Передняя лапа рисуется с помощью круга. Соединяем все части животного плавными линиями и прорисовываем.

А теперь придадим нашему животному дикости. Нос у волка более круглый, длинная и узкая шея, два острых зуба. Добавляем красок. Наш волчонок готов к охоте!



Памятка 4

Как рисовать щенка карандашом поэтапно


Наш щенок составляется из сочетания геометрических форм. Начинаем с головы - рисуем окружность. Затем туловище - тоже окружность, но меньшего размера. Располагается внизу окружности головы.

Необходимо провести две прямые, идущие перпендикулярно. В окружности головы проводим изогнутые линии. Точка пересечения перемещена немного в левый нижний угол. Далее плавно соединяем голову и туловище.

Рисуем на голове глаза, нос. Теперь, обрисовываем мордочку щенка. Подрисовываем уши, надбровные дуги, рот. Получился милый щенок! Не хватает хвостика. Рисуем хвостик торчащим кверху.






Если вы хотите еще что-либо нарисовать, но не знаете как,

обратитесь на сайт


http://kak-narisovat.ru






Памятка 5

машина класса кроссовер

На этом уроке вы узнаете, как быстро нарисовать машину класса кроссовер, поэтапно карандашом.

Машина этого класса немного больше и тяжелее других типов легковых автомобилей, поэтому колеса у этого авто выше и шире, чем у обычных легковых машин.

Для лучшей проходимости по бездорожью у этой машины предусмотрена высокая подвеска, то есть просвет меду кузов и землей будет больше.

Современный обтекаемый дизайн корпуса машины не очень легко отразить в рисунке, поэтому мы будем рисовать машину без дополнительных дизайнерских элементов, только основу кузова машины.

Если вы сможете правильно нарисовать машину поэтапно карандашом, можно после добавить и дополнительные элементы дизайна, такие как воздухозаборник и спойлер и др.

Картинку, нарисованную карандашом можно раскрасить цветными карандашами на предпоследнем шаге этого урока.

  1. Нарисуйте несложный общий контур машины

Рисовать машину непросто, поэтому необходимо сделать правильную предварительную разметку общего контура машины.

Чтобы упростить это задание, нарисуйте две параллельные линии на расстоянии 2,5 см друг от друга. Разделите эти линии двумя отрезками 6 и 8 см.

Если вы будете рисовать машину крупнее, на весь лист бумаги, то увеличивайте пропорционально эти цифры.

На этом же этапе рисунка, рядом с прямыми линиями нарисуйте линии под углом, а первые контурные линии удалите.

  1. Рисуем контуры крыши и колес машины

Постарайтесь сделать точно такую же разметку для колес, как на моем рисунке.

Обратите внимание, правое переднее колесо находится дальше от вертикального края контура, чем левое колесо. И сами контуры колес не квадратные, а прямоугольные.

Контур крыши машины рисовать легче, тем не менее, постарайтесь сделать его как можно точнее.


  1. Начинаем рисовать форму кузова машины


Вначале лучше рисовать обтекаемые линии формы кузова вместе с капотом, а после уже приступить рисовать контуры подкрылков.

Между контурами колес, нарисуйте нижнюю часть кузова машины.

Не спешите сразу все нарисовать, посмотрите внимательно на рисунок машины еще раз, прежде чем переходить к следующему шагу.

  1. Форма кузова и колес машины



Начните этот шаг с того, что удалите все лишние контурные линии с рисунка.

После этого начните рисовать машине колеса. Может идеальные окружности сразу у вас не получится нарисовать, поэтому сильно не нажимайте на карандаш.

Теперь приступайте рисовать детали кузова, стекла, фары. Подробной инструкции о том, как рисовать машину дать невозможно, просто будьте внимательными.


  1. Последние штрихи в рисунке автомобиля


Колеса для автомобиля сложно нарисовать, потому что они должны быть, во-первых круглыми и во-вторых одинаковыми. Но вот нарисовать диски несложно. Для рисунка диска подойдет любая симметричная фигура, например звезда.

Когда будете рисовать машине боковые стекла, не забудьте нарисовать боковое зеркало.

Остальные детали кузова рисуйте по своему усмотрению, главное, чтобы вы смогли правильно и симметрично нарисовать форму кузова и колес.

  1. Как нарисовать машину. Заключительный шаг



Если ваш рисунок машины будет выполнен в технике простого карандаша, то нужно обязательно рисунок затенить. Это придаст картинке машины трехмерный вид, объем.

Но, наверное, любая машина будет выглядеть красивее, если ее раскрасить цветными карандашами.

Обязательно нужно нарисовать дорогу и окружающий машину пейзаж, тогда ваш рисунок автомобиля будет настоящей картиной.




















Памятка 6

Космический корабль Шаттл - Space Shuttle


.



Space Shuttle - это космический корабль и самолет одновременно. Это единственный тип космического корабля, способного самостоятельно вернуться из космоса на Землю. Но на орбиту шаттл сам подняться не может, в космос его выводят ракетоносители.


Рисунок космического корабля Space Shuttle вместе с комплексом ракет, выводящим его на орбиту, выглядит очень эффектно. Яркое пламя на фоне звездного неба, вырывающееся из сопла ракет, клубы дыма и пара придают рисунку необычную динамику

Давайте попробуем нарисовать космический корабль Шаттл - Space Shuttle простым карандашом поэтапно.


1.Первые контуры космического корабля



Для начала нарисуем основные линии корпуса и всех частей космического корабля.


Совсем несложно нарисовать четыре наклоненных параллельных линии.


Две внутренние линии немного "нарастите".


В этом месте мы нарисуем верхнюю часть основной ракеты пилотируемого космического корабля


2.Контуры ракетоносителя шаттла


Боковые ракеты остроносые, поэтому нарисуйте верхние части контуров в виде острых треугольников.


Главный корпус ракетоносителя тоже имеет острую носовую форму, но вначале нарисуйте овальную форму, а в следующем шаге уточните этот контур.


Нарисуйте нижнюю часть боковых ракет и внутренней части ракетоносителя.

  1. Общий контур космического корабля


Сам космический корабль шаттл слегка смещен относительно ракетоносителя.


Очевидно, так шаттлу легче освобождаться от реактивных двигателей, выводящих его на орбиту.


Поэтому нарисуйте первоначальный контур шаттла слегка повернутым вправо.


  1. Окончательная форма космического корабля



На этом этапе добавьте карандашом к рисунку шаттла последние детали.


В носовой части пилотируемого космического корабля находится кабина пилотов, нарисуйте обязательно ветровое стекло.

Удалите лишние контурные линии и нарисуйте другие детали корабля.


У челночного космического корабля имеется и свой реактивный двигатель, он используется для выхода с орбиты и приземления на Землю.


Нарисуйте его в хвосте этого необычного самолета.


5. Рисунок космического корабля шаттл. Завершающий шаг



После того как вы нарисовали полностью корпус и крылья космического корабля, а также ракетоносителя в деталях, приступайте к нанесению теней.


Нанесите символы и надписи на корпусе корабля.

Вы можете затенить рисунок космического корабля простым карандашом, а можно раскрасить красками или цветными карандашами.

На фоне темно-синего неба и ярких мерцающих звезд, белый корпус шаттла будет выглядеть особенно эффектно.


А вырывающееся пламя из ракетоносителей придаст рисунку космического корабля динамику и впечатление движения.


Памятка 7


Учусь писать стихи

Каждый человек может писать стихи. Просто не каждый об этом знает. Но вы-то уже знаете, поэтому позвольте своему воображению что-то придумать и зарифмовать.


Прямо сейчас. Как это делается? Очень просто.


Берете любое слово. Например, слово «потерял». Какую рифму можно придумать к этому слову?

Например, «поменял», «восхвалял», «изменял», «желал», «плутал», «скакал», «таскал», «вмещал», «нырял», «знал», «гулял», «вонял», «завял», «фырчал», «изумлял», «изучал», «проверял», «помял», «возвращал», «предвещал», «умилял», «приручал», «укреплял», «разрыхлял», «сообщал», «настоял», «замял», «сиял», «гонял», «валял», «зазвучал» и т.д. и т.п.

Сотни слов можно придумать в рифму (кстати, придумывание рифм - само по себе отличное упражнение для ума).


Берём, к примеру, слово «гулял».

Итак, у нас есть парная рифма - «потерял» и «гулял». Пробуем построить из этих двух слов предложение. Думай: «потерял» и «гулял»… Кто на это способен? Это должно быть какое-то живое существо - человек, олень, изюбрь, жираф, барсук, бегемот, осёл, хорёк, суслик, шакал, длиннохоботный долгоносик, леопард, кот… Возьмём, к примеру, кота. Итак, рифмуем.

Что получается?

Однажды кот ... потерял

Когда ... гулял.


Что кот мог потерять? И где он мог гулять?


Допустим, вот так:

Однажды кот свой хвостик потерял

Когда во тьме ночной по улице гулял.


Или:

Однажды кот терпенье потерял

Когда по крыше с кошечкой гулял.


Или, например, вот так:

Однажды кот котёнка потерял,

- Котёнок просто взял и убежал…


Нет, это слишком грустно.

Остановимся лучше на первом варианте. И придумаем продолжение. Итак,

Однажды кот свой хвостик потерял

Когда во тьме ночной по улице гулял.


Каким может быть продолжение? Раз он что-то потерял, значит он должен что-то найти.

Берём слово «нашёл». Придумываем к нему рифму.

Например, «вошёл», «подошёл», «зашёл», «перешёл», «ушёл»…


Подходящих рифм мало. Берём тогда другое слово.


Думаем: когда, где и как кот мог что-то найти?

Например, раз он гулял ночью, значит, мог найти свой хвостик утром или днём.


К слову «утром» подобрать рифму ещё сложнее. Пойдём на хитрость.


С чем ассоциируется утро? С рассветом, восходом солнца, светом, зарёй… Возьмём последнее слово - «заря».


Какие рифмы можно подобрать? Например, «беря», «деря», «благодаря», «декабря», «дикаря», «монастыря», «секретаря», «главаря», «снегиря», «фонаря», «горя», «боготворя», «зря»…


Возьмём парную рифму - «заря» и «зря».

И получим:Но вот ... заря Нашёлся ... зря.

Итак… Подставляем нужные слова и получаем:

Но вот на небе вспыхнула заря

- Нашёлся хвостик. День прошёл не зря.


Или:

Но вот взошла на небосвод заря

- Нашёлся хвостик.

Плакал кот наш зря.


И вот,что получилось в результате:


Однажды кот свой хвостик потерял

Когда во тьме ночной по улице гулял.

Но вот взошла на небосвод заря

- Нашёлся хвостик. Плакал кот наш зря.


26 января 2015г. (Ставьте под каждым своим стихотворением дату написания - так будет удобнее потом сортировать стихи, если их будет много.)


Как видите, в стихосложении нет ничего сложного.


Придумайте некую ситуацию и ищите ключевые слова, которые можно зарифмовать. А потом - просто добавляйте к зарифмованным словам уточняющие и связывающие их воедино словосочетания.


Памятка 8

СОВЕТЫ: КАК НАПИСАТЬ СКАЗКУ


СОВЕТ №1.

Разбудите свое воображение.


Воображение, как и талант, дремлет в каждом из нас. Правда у кого-то оно дремлет, а у кого-то и спит беспробудным сном. Но это поправимо. Главное - поверить в свою творческую жилку и немного ее подтолкнуть, и тогда при вашем желании, она медленно двинется по рельсам сказочных идей.

Воображение - это способность видеть необычное в обычном, создание образов и сюжетов, оживление неживого и нереального. Воображение работает на определенном сырье, при переработке которого рождается сказка. Сырье для воображения можно найти повсюду. Это могут быть жизненные ситуации (провалы и проблемы, успехи и достижения). Источником вдохновения могут послужить картины художников, классическая и современная музыка, образы из мира кино и собственно уже известных сказок.

Дайте волю фантазии и оживите неживое. Пусть заговорит дверь, начнет играть перед сном кровать, или убегать из-под ног дорога…

СОВЕТ №2

Придумайте главного героя


Главный герой сказки - стержень, вокруг которого вертятся события и чудеса. Главным героем может стать мальчик или девочка. Основным персонажем может быть любимая игрушка, герой мультфильма, животное или птица, машина, обычная шишка, посуда, стол, компьютер, телефон. Все, что угодно!

Наделите героя какими-нибудь обычными и необычными качествами. Например, оживить стол - уже само по себе необычно, но при этом на нем все также можно делать уроки, при чем путешествуя по свету.


СОВЕТ №3

Набросайте план будущей сказки


Подумайте о чем или о ком будет ваша сказка. Что именно вы хотите донести до слушателя. Напишите план. В план должно входить:

Начало истории (где? кто? когда?)

Происшествие (что произошло? конфликт, проблема)

Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)

Итог (возвращение или иное завершение сказки)


Безусловно, это очень и очень приблизительный план. Ну, вот пример плана всем известной сказки «Колобок»:

Домик бабушки и дедушки. Дед просит бабку спечь колобок.

Испеченный колобок оживает и убегает.

Колобок успешно убегает от опасности в виде зайца, волка и медведя.

И на старуху бывает проруха, лиса перехитрила колобка.

Очень интересное и легкое планирование сказки можно воплотить в создании сказки-крошки . Сказка - крошка, это очень маленькая сказка, длиной в пару абзацев.


СОВЕТ №4

Переделайте старую сказку


Возьмите за основу любую сказку и поменяйте в ней что-нибудь. Введите в сказку нового персонажа или наделите старого новыми чертами характера или возможностями. Пусть, например, Маша, заблудившись в лесу, попадет не в дом опрятных медведей, а в домик трех поросят. Или, колобок будет не аппетитным и ароматным, а черствым и злым, от которого убегали и прятались все звери, и только лиса придумала способ спасти лесных жителей (например, вернуть колобка бабушке с дедушкой и сделать из него сухарики).


Детям всегда интересно, а что происходит потом? Например, кем стал Буратино, когда вырос? Или, что случилось с Аленушкой и ее чудищем-мужем после свадьбы, и что было бы, если бы аленький цветочек развеял семена и размножился?


Либо, возьмите из сказки ряд ассоциативных слов и добавьте к ним какое-нибудь, совершенно иное слово. Например, сказка «Волк и семеро козлят». Ассоциативный ряд может быть таким: волк, козлята, коза, капуста, голос и добавляем новое слово - телефон. Ну, что теперь произойдет в истории?

Один из вариантов диплома для награждения



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал