7


  • Учителю
  • Конспект урока по обществознанию 10 класс по теме: 'Историческое развитие человечества'

Конспект урока по обществознанию 10 класс по теме: 'Историческое развитие человечества'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

обществознание 10 класс

тема урока: Историческое развитие человечества

Цель урока: ознакомить с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций;

Задачи урока:

  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск,

  • систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Понятия и термины: «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «стадиальный подход к истории», «локально-цивилизационный подход к истории», «культурно-исторический тип», «творческое меньшинство», «базис», «надстройка»



Тип урока: урок-анализ.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя

Поэт С. Есенин писал: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Часто это высказывание употребляют, когда говорят об истории. Действительно, нам, погруженным в проблемы сегодняшнего дня, сложно понять свой мир. Порой мы гораздо лучше представляем себе отдаленные времена. Но если говорить о древних цивилизациях, то они находятся на таком «расстоянии» от нас, что мы их уже едва различаем. Какие же трудности мы встречаем при изучении далекого прошлого?

Историк обращается к миру, которого уже нет. Он должен воссоздать его, опираясь на те свидетельства, следы, которые дошли до наших дней. Следовательно, историческое описание может быть неточным.

Историк не ограничивается лишь реконструкцией и описанием события. Он пытается выяснить, к каким последствиям привело, какие цели преследовались и т. д. При этом он невольно переносит в прошлое черты той эпохи, в которой он сам живет. То есть он вносит определенный субъективизм.

Попробуем и мы, погрузившись в далекое прошлое, обнаружить и проанализировать общую направленность развития человечества, т. е. создать макротеорию общественно-исторического процесса.

Тема урока: «Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Понятие «цивилизация».

2. Теория локальных цивилизаций.

3. Теория общественно-экономических формаций.

4. Теория постиндустриального общества.

5. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

II. Новый материал

Человеческое общество прошло в своем развитии несколько этапов. Для характеристики истории общества на сегодняшний день используется два основных подхода: формационный и цивилизационный.

  1. Понятие «цивилизация»

Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье). Спустя 100- 150 лет цивилизационный подход стал быстро приобретать популярность благодаря трудам Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Арнольда Тойнби (1889-1975), Карла Ясперса (1883-1969).

Основное понятие - цивилизация. Определений цивилизации около 200, причем число их растет. Происходит понятие от лат. civilis - гражданский.

Запись в тетрадь

Под цивилизацией понимают:

• отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро);

• этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс);

• общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тоффлер, У. Ростоу);

• совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби);

• совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);

• заключительную стадию эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер).

Существуют множество определений цивилизации. Наиболее употребительное:

Запись в тетрадь:Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.

Определенные закономерности в развитии различных цивилизаций принадлежит

-основополагающая роль принадлежит субъективным факторам общественного развития.

-Человек - творец истории, он стоит в центре прошлого и настоящего.

-Общественное историческое познание человека осуществляется через формы и продукты его труда.

Запись в тетрадь:Исторический процесс - смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время.

Каждая цивилизация неповторима и вносит свой оттенок в общее многообразие. При изучении современности исследователи обращают самое пристальное внимание на национальную специфику государств.

Были созданы и приобрели своих последователей разнообразные классификации (типологии) цивилизаций. В основание типологии кладутся разные подходы:

• линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая цивилизация, индустриальная и т. п.);

• локальный (египетская, китайская, европейская, древнегреческая и т. п.). В современном обществознании все локальные цивилизации делят на две большие группы: цивилизации Запада и Востока.


Сообщение уч-ся о возникновении цивилизации

Переход от первобытности к цивилизации, т. е. к обществу, характеризующемуся производящим хозяйством, имущественной дифференциацией населения и зарождением государственности, происходил у разных народов далеко не одновременно. У некоторых он начался около семи тысяч лет назад, у большинства - позже. На Земле и сегодня живут еще родоплеменным строем сообщества, не знающие ни металлообработки, ни земледелия, ни письменности.

Народы, переходящие к цивилизации, пережили изменения всех сфер общественной жизни.

В экономической сфере произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Для характеристики этого перехода используют понятие «неолитическая революция» (7-5 тыс. лет до н. э.). Имели место три общественных разделения труда (разделение земледелия и скотоводства, отделение ремесла, появление торговли). Возник институт собственности. Наряду с общинной получила распространение частная собственность на движимое имущество (оружие, скот, орудия труда), затем на землю. На Востоке частной собственности на землю не было, вся земля считалась собственностью государства.

В социальной сфере шел процесс имущественной, а потом и социальной дифференциации. Свою важную роль здесь войны, а также обмен и торговля. При условии имущественного и социального неравенства выделялись социальные группы. На стадии разложения первобытности сложились три основных класса: знать, масса свободного населения (непосредственные производители) и рабы.

В политико-правовой сфере в результате «городской революции» (4-3 тыс. лет до н. э.) возникли города (военно-административные и торгово-ремесленные центры). Формировались первые государства, имевшие форму городов-государств. В них сложились первые системы писаного права. Среди них Кодекс царя Ур-Намму (Шумер, 3 тыс. лет до н. э.).

В духовной сфере изменения были не менее значимыми. Зародились научные знания, появилась письменность (древнейшие формы письменности - клинопись, иероглифы), сформировались религиозные системы.

Запись в тетрадь:Для характеристики цивилизаций на линейно-стадиальной основе пользуются следующей периодизацией всеобщей истории:

• с глубокой древности до рубежа IV-III тысячелетий до н. э. - первобытность;

• с рубежа IV-III тысячелетий до н. э. до конца V в. - Древний мир;

• с конца V в. до конца XV в. - Средние века;

• с конца XV в. до конца XIX в. - Новое время;

• с конца XIX в. по настоящее время - Новейшее время.

Эта периодизация не является универсальной.


Для более подробной характеристики двух подходов к изучению истории давайте разобьемся на творческие группы.

Группа 1 работает с п. 1 «Теория локальных цивилизаций» § 13 и документами.

Группа 2 работает с п. 2 «Теория общественно-экономических формаций» § 13 и документами.

Группа 3 работает с п. 3 «Теория постиндустриального общества» § 13 и документами.

Все группы должны наглядно презентовать результаты своей работы.

Локально-стадиальный подход

Н. Я. Данилевский (учение о культурно-исторических типах

Культурно-исторический тип (имеет свою историю, судьбу, предназначение)

Цивилизации развиваются независимо друг от друга

Возможна гибель

Выход: создать единую высшую религию, «вселенскую церковь» и «вселенское государство»

Типология культур по О. Шпенглеру

Цивилизация переживает стадии:

• упадка;

• умирания культуры;

• окостенения;

• потери творческих сил.

Таким образом, основатели локально-цивилизационного подхода исходят из того, что «единицей» исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) цивилизации.

Слабости данной теории:

• преувеличение момента взаимной изоляции цивилизаций;

• определенная биологизация фаз развития цивилизации.

Теория общественно-экономических формаций

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс

Исторический процесс - процесс смены общественно-экономических формаций

Ключевое понятие данной концепции - категория общественно-экономической формации, которые сменяют друг друга

Переход от одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства

Противоречие принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция

Сильные стороны: просто и универсально объясняет процесс развития людей

Слабые стороны: фатализм, безальтернативность, принижает роль человека.

Теория постиндустриального общества

Представители: Д. Белл

Учение О. Тоффлера

«Первая волна» - 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Результат - зарождение традиционного общества.

«Вторая волна» - 300 лет назад превращение общества аграрного в индустриальное.

«Третья волна» - наши дни. Мир вступил в постиндустриальное общество.

Теория У. Ростоу. «Стадии роста»

2. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия

Давайте подведем итоги того, о чем говорили сегодня на уроке. Мы познакомились с двумя подходами в изучении истории развития человечества. Посмотрите на таблицу.

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов

Характеристика

Подход

Формационный

Цивилизационный

Достоинства

Позволяет:

• увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов;

• представить историю человеческого общества как единый процесс;

• установить определенные законы исторического развития общества;

• предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных народов

Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике. Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.).

Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека

Недостатки

Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций.

Большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций. Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность. Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости истории отдельных обществ и народов

При своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом.

Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества

Общее:

• выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества;

• обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере;

• эти переходы носят характер революционных изменений.

Различия:

• главные фазы, которые проходят в своем развитии люди;

• роль духовных факторов.

Закрепление

Вопросы и задания

- Когда появилось понятие «цивилизация»?

- Что оно означает?

- Дайте краткую характеристику цивилизации.

- Что собой представляет классификация (типология) цивилизации.

- Какие изменения пережили народы, переходящие к цивилизации?

- Какова периодизация цивилизаций на линейно-стадиальной основе.

III. Итог урока Выставление оценок

Домашнее задание Выучите § 13





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал