7


  • Учителю
  • Лекция по философии на тему 'Предмет и формы философского знания'

Лекция по философии на тему 'Предмет и формы философского знания'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Лекция по философии на тему "Предмет и формы философского знания"содержит теоретический материал по вопросам: 1. Формы мировоззрения. 2. Мифологическая форма мировоззрения. 3. Религиозная форма мировоззрения. 4. Философия, как форма мировоззрения.По ходу лекции предусматр
предварительный просмотр материала

Лекция 1. Предмет и формы философского знания


1. Формы мировоззрения.

2. Мифологическая форма мировоззрения.

3. Религиозная форма мировоззрения.

4. Философия, как форма мировоззрения.


1. Формы мировоззрения

Термин «философия» (от греческого «phileo» - любовь и "sofia" - мудрость) буквально означает «любовь к мудрости» и впервые встречается у Пифагора (580-500 г.г. до н.э.).

Представления о сущности и предмете изучения философии эволюционировали на протяжении всей её истории. До сегодняшнего дня ведётся спор между философами: правильно ли считать философию наукой или типом мировоззрения наряду с мифологией и религией. В связи с этим, в словарях можно встретить множество определений философии. Приведем ниже некоторые из них. Философия - наука о всеобщих законах бытия. Философия - критическая форма мировоззрения.

  • (Д/з: найти в словарях и выписать 5 определений философии)

Мировоззрение индивидуальное. В узком смысле мировоззрение - восприятие мира индивидуумом. Индивидуальное восприятие мира у всех различное по тем или иным представлениям. Это связано с разнообразными причинами: образованием, воспитанием, нравственными ценностями,

физиологическими особенностями ( состоянием организма), здоровьем, средой обитания.



  • (Подумайте, с чем связаны особенности вашего индивидуального мировоззрения?



Мировоззрение общественное. Однако, самые разные «картины мира» индивидуумов всё же оказываются сходными в рамках одного сообщества (одной семьи, одной страны, эпохи. Мировоззрение общества - это общественное знание, характерное для данной эпохи. В нём отражается уровень развития, знания и ценности эпохи. Мировоззрение общества подвержено изменениям во времени и в пространстве.

Во времени выделяют мифологическое, религиозное и философское мировоззрение, а в пространстве - восточное и западное. Они отражают изменение общественного сознания, жизненных ценностей, стремлений людей.

Для Западного человека с древности характерна состоятельность, борьба, активная жизненная позиция в отношении окружающего мира, завоевательное отношение к природе: познать, чтобы использовать, чтобы подчинить человеку. Отсюда - в дальнейшем бурное развитие науки, техники, внедрение новшеств в жизнь. Горячие споры, революции, быстрая смена идеалов, изъяны нравственности.

Для Восточного человека с древности характерна созерцательность, терпимость, послушание, пассивная жизненная позиция в отношении окружающего мира. Здесь в первую очередь изучается сознание, психика. Природа познаётся посредством медитации, т.е. через погружение сознания в предметы осуществляется проникновение в сущность вещей. Для Восточного человека очевидны зависимость и взаимосвязанность Человека, Земли, Космоса. В отношениях с природой им важно найти гармонию, не навредить. В последствии - ярко выраженный научно- технический застой.



2. Мифологическая форма мировоззрения

Исторически исходным типом и предпосылкой философии выступало мифологическое мировоззрение. Современные исследователи древних мифов уже не считают миф просто выдумкой, забавной сказочкой, необоснованной фантазией. Посредством мифа древние предки передавали потомкам свои знания и представления о мире, об отношениях в обществе, о нравах, порядках, традициях, природных явлениях, исторических событиях, вождях и героях.

Мифология - это форма мировоззрения, характерная для ранних стадий общественного развития и смешивающая воедино мир реальный и потусторонний. Для мифологического мировоззрения характерно:

  1. Синтез зачатков знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Миф выражал мироощущение той эпохи, в которую создался.

  2. Отсутствие рациональных понятий, чтобы провести абстрактный анализ явлений, использование метафор, аллегорий, олицетворения. (Например, древние земледельцы Древнего Востока так переживают столкновение двух сил, от которых зависит их жизнь: «Нам на помощь прилетела долгожданная птица Имдугуд, покрыла небо огромными чёрными крылами и пожрала Небесного быка, чьё горячее дыхание спалило все посевы».


  • (Подумайте, как бы современные синоптики рассказали об этом, какие бы они использовали современные научные понятия для выражения данной информации).



  1. Связь с коллективным опытом, передача из поколения в поколение мудрости предков, сложившихся моральных норм, обрядов. Для древних миф - это священная книга, которая обеспечивает связь поколений.

  2. Практическая направленность мифа проявляется в том, что мировоззренческие проблемы неразрывно связаны с житейскими: (проблемами семьи, здоровья, счастья, плодородия).


3. Религиозная форма мировоззрения


С угасанием первобытных форм жизни миф изжил себя, а вопросы о происхождении мира человека, тайне жизни и смерти, о социальном устройстве унаследовала религия.

Религия (с лат. - благочестие, святость) - форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мировоззрении и жизни людей. Религия делит мир на два непересекающихся мира: реальный и потусторонний. Религия и мифология сходны: образно-эмоциональной формой изложения, отсутствием рефлексии (сомнения, размышлений над собственными взглядами), практической направленностью (молитва за здравие, за упокой), ограниченностью рациональных понятий. Специфическими чертами религиозного мировоззрения являются:

Вера - особое религиозное настроение, переживание.

Культ - система ритуалов, догматов - это внешняя форма проявления веры.

Древнейшая из религий - язычество была политеистической (политеизм - многобожие) и включала в себя множество различных верований. Наиболее широко известны следующие:

Тотемизм - вера в мистическую родственную связь между всеми членами племени и «тотемом» (священным животным или растением). Возможно, традиция наложения табу и инцеста связана именно с тотемизмом. Тотемное родство считалось более важным, чем кровное.

Фетишизм - вера в мистическую силу вещей. Фетишами обычно становились предметы культа, кости, черепа, предметы, выделяющиеся своей красотой или уродливостью, всё, что связано с кладбищами и могилами.

Магия - вера в сверхъестественную силу заклинания и ритуала. А фактически манипуляции с психикой доверчивых соплеменников наблюдательного и коварного шамана.

Анимизм - вера в одухотворённость природы.

Культ предков - вера, что души умерших предков селятся рядом с потомками и охраняют их дом, если последние выполняют правильно культ.

С появлением первых древних государственных образований, стали формироваться монотеистические формы религии. Единобожие способствовало единению людей, упрощало управление массами со стороны властителей. Поэтому монотеизм был повсеместно поддержан правителями. Наиболее известными в наше время являются 3 мировые религии: буддизм (самая древняя), христианство (самая широко распространенная), ислам (самая молодая).

Роль религии в обществе неоднозначна:

  1. Сохранение преемственности духовной культуры. Но вместе с тем церковь задерживала развитие науки (астрономия, анатомия, генетика) и новых видов искусства, считая их сатанинскими (театр, балет, цирк).

  2. Формирование сознания единства человеческого рода (1380 г. - Куликовская битва, 988 г. - Крещение Руси). Но известны и религиозные войны из-за фанатизма верующих (крестовые походы, Вальпургиева ночь, Карабахская проблема).

  3. Социальная регламентация, упорядочение и формирование значимости общечеловеческих нравственных норм. Но церковь выступала и орудием социально- политического гнёта и возглавляла преследование инакомыслящих.

Пожалуй, главная миссия религии в современном мире в том, что она способствует развитию духовности человека, культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, совести, долга, справедливости, чем поднимает значение духовно - ценностной стороны жизни людей.

  1. Философия, как форма мировоззрения

Философия - это критическая форма мировоззрения. Для нее характерно:

  1. Форма изложения мысли не эмоционально-образная, а рационально-понятийная. Философские положения выводятся логически.

  2. Свободолюбие: сомневается, не берёт на веру все утверждения, пытается опровергнуть, изучать критически.

  3. Рефлексия, т.е. размышления над собственными представлениями.

Истоками философии являются, с одной стороны, унаследованные религиозно-этические концепции, а с другой - научные исследования. Подобно религии, философия размышляет о тех проблемах, которые не постижимы для точного знания. Но, подобно науке, философия взывает скорее к человеческому разуму (понять), чем к авторитету (поверить). Все определённые знания принадлежат науке. Все догмы принадлежат религии. Между ними - философия.



ЗАПАД

ВОСТОК

Античная философия (VIII - VI в.в. до н.э.)

Древневосточная философия (VIII-VIв.в.до н.э.)

Средневековая философия (V-XIII)


Философия Возрождения (XIV-XXI)




Философия Просвещения (XVII-XVIII)


Современная философия (ХIХ-ХХ)

Традиционная философия Востока (XIX-XX)



Следует сделать уточнение, относительно временной последовательности распространения мифологии, религии и философии. Обычно, говоря об изменении мировоззрения имеют в виду изменение человеческой истории. История же ведёт свой отчёт от Рождества Христова. Т.о., религиозное и философское мировоззрение приписывают человеку «историческому», живущему в «нашу эру»; а мифологическое мировоззрение - человеку доисторическому, т.е. живущему «до нашей эры».

Однако, для формирования философии решающее значение имел духовный процесс, начавшийся за тысячелетие до н.э., т.е. до рождества Христова. В период между 800 и 200 гг.до н.э. происходит много необычайного. В Китае живут мыслители Конфуций, Лao- Цзы, Моцзы, и появляются все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В Иране - Заратустра учил о борьбе добра со злом. В Палестине - выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя. В Греции - время Гомера и философии Парменида, Гераклита, Платона. Всё, что связано с этими именами (все философские направления от идеализма, до материализма и нигилизма) возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии, Древней Греции независимо друг от друга. В ту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий и сегодня определяющих жизнь людей. В глубокой древности были заложены культурные и нравственные ценности Востока и Запада, ценности, которые до нашего времени определяют различия в их развитии.

Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения «мир» - «человек» (субъект-объект, объективное - субъективное, материальное - духовное). В ней издавна наметился основной вопрос философии «об отношении мышления к бытию». Что является первичным: дух или материя? «Курица или яйцо?» Этот вопрос связан с двойственным характером человеческой практики (рядом с материальными явлениями - духовные: сознание, воля, мышление).

По решению этого основного вопроса, философию можно разделилились на материалистическую (материалисты первичной считают материю, а сознание считают вторичным, производным от материального мозга) и идеалистическую (идеалисты считают материю продуктом духа, а дух (сознание) считают изначальным и вечным.



Вокруг основного вопроса философии возникают и многие другие:

1.Проблемы устройства мира (проблемы онтологии)

Существует ли субстанция бытия.

Что есть время, пространство, движение.

Что такое сознание и как возникло.

Место человека в мире.

Существует ли цель эволюции.

Существуют ли законы природы.

2.Проблемы познания мира (проблемы гносеологии)

Познаваем ли мир в принципе.

Есть ли границы человеческого познания.

Как познаётся мир.

Критерии истины.

3.Проблемы ценностей (проблемы аксиологии)

Что такое добро - зло.

Быть - иметь.

4.Проблемы преобразовательной деятельности человека (проблемы праксиологии)

Способен ли человек преобразовать мир.

Где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы.

Принципы оптимальной деятельности.

5.Проблемы политики

Разумное устройство государства.

Взаимоотношения государства и личности.


Функции философии

Мировоззренческая: Разработка научной картины мира на основе современных научных знаний. Формирование представлений об устройстве мира и месте в нём человека. Обоснование ценностей и целей человеческой жизни.

Методологическая: Выработка всеобщих универсальных методологических принципов организации теоретической деятельности, всякого мышления или познания.

Познавательная: Выявление наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется вся культура общества (универсалии культуры: бытие, материя, развитие, причина-следствие, часть-целое, случайное - необходимое). Обобщение конкретно-научных представлений во всеобщую картину знаний человечества.

Критическая: Критика заблуждений, предрассудков, стереотипов, стоящих на пути к истинному знанию. Развенчание устаревших взглядов, схем миропонимания. При этом философия сохраняет в отвергаемых учениях всё ценное, рациональное, истинное.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал