7


  • Учителю
  • История воззрений на общество 3вар

История воззрений на общество 3вар

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

История воззрений на общество. 3 вариант Соотнесите имена ученых и их теории

    Тайлор

    «История человечества, - говорит он - есть часть истории природы; наши мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием кислот и оснований и ростом растений и животных... Если где-нибудь закон существует, то он должен быть везде»

    Все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Наглядным доказательством эволюции от низших к высшим организмам является его теория переживаний.

    История человечества это история прогресса и что различия в его степени коренится не в расовых различиях, а в моменте и степени развития.

    Рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Культурой он называл полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа

    Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито.

      Морган

        Революционно быстрое развитие науки и техники в постиндустриальном обществе делает социальную революцию неактуальной, излишней - ее место занимает научный, технологический переворот. Этот же процесс является и причиной деидеологизации такого общества, понимаемой как уменьшение значения традиционных идеологий в социальном управлении, отказ от выдвигаемых ими ориентиров устройства/переустройства мира.

        В постиндустриальном обществе на первый план выходят научное, теоретическое знание и информация как источники власти и богатства

        Постиндустриальное общество характеризуется:

        1. доминирующими позициями сферы услуг в экономике;

        2. социальным управлением, становящимся занятием ученого и профессионала-технократа, заменяющими традиционного политика;

        повсеместным распространением интеллектуальных технологий и самоподдерживающимся на их основе технологическим прогрессом.

          Фрэзер

            Критика общечеловеческой цивилизации.

            Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад. Культурно-исторические типы или цивилизации противостоят этнографическому материалу.

            Понятие "культурно-исторических типов" - центральное в его учении.

            Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою.

            Он выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский) типы.

            Уже в ближайшем будущем, считал он огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности - России и славянскому миру.

              Шпенглер


                Он вывел три стадии духовного развития человечества: магия, религия и наука.

                Магия предшествует религии и почти полностью исчезает с её появлением. На «магической» стадии развития люди верили в свои способности изменять окружающий мир магическим способом. Позже люди разуверились в этом и господствующей стала идея, что мир подчиняется богам и сверхъестественным силам. На третьей стадии человек отказывается и от этой идеи. Преобладающей становится вера в то, что мир управляется не богом, а «законами природы», познав которые, можно управлять им.

                Идея "психического единства», универсальное сходство проявлений человеческого разума являться важнейшим фактором эволюции человечества.

                  Питирим Сорокин


                    История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей».

                    В историческом процессе, считал он, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»:

                    «идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм;

                    «чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм;

                    «идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов.

                    Любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям - экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису

                      Данилевский

                        Критика общечеловеческой цивилизации.

                        Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад.

                        Он выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский) типы. Уже в ближайшем будущем, считал он, огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности - России и славянскому миру.

                        «государство и народ суть явления преходящие и существуют только во времени, а следовательно, только на требовании этого их временного существования могут основываться законы их деятельности».

                        Рассматривая понятие общечеловеческого прогресса как слишком отвлеченное, он исключал возможность непосредственной преемственности в культурно-историческом развитии.

                          Тойнби


                            Рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории».

                            Цивилизация - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:

                            1. религия и форма её организации; 2) территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.

                            Он выделяет 21 цивилизацию, также, выделяет неродившиеся цивилизации и особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения. Среди причин гибели цивилизации он выделил эгоизм правящей элиты, а также консерватизм и леность населения. y Он считал, что западная цивилизация погибнет, но явится предпосылкой новой синкретической религии.Ввел в научный и политический оборот понятие ВЫЗОВА. Вызовом западной цивилизации станут Россия, исламский мир и Китай.

                              Дюркгейм

                                Разработал четкую концепцию предмета социологии

                                Принципы социологии:

                                общество - часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;

                                общество первично по отношению к составляющим его людям;

                                изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

                                Общество - это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты - образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.

                                Выделял:

                                Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей - индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.

                                Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей - предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.

                                Проблема социальной солидарности - одна из центральных проблем в его работах.

                                Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.

                                  Ростоу

                                    Его научная концепция основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества.

                                    Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей.

                                    Вторая волна - результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом.

                                    Третья волна - результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются.

                                      Тоффлер

                                        Основной его научный вклад связан с тремя концепциями - теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры.

                                        Выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития.

                                        Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.

                                        Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.

                                        Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.

                                        Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов.

                                        Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта - значительный рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики.

                                        Ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом порядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер - в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их.

                                          Джон Белл


                                            Ядром его теории является идея о едином прогрессивном пути развития человечества. По его мнению, культура человечества развивалась стадиально, от дикости через варварство к цивилизации, и каждой стадии соответствовали определенные технологические и социологические черты. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия - цивилизация - связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.Им открыты два принципиально различных типа обществ, сменявших друг друга в ходе общественного развития: первый по времени основан на личности и личных отношениях (фактически, речь идет о роде); второй основан на территории и частной собственности и представляет собой государство.



                                            5




                                             
                                             
                                            X

                                            Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

                                            После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

                                            Кнопки рекомендации:

                                            загрузить материал