- Учителю
- Урок «Стеклянный мир в романе Замятина «Мы». Урок по истории, обществознанию, литературе в 11 классе
Урок «Стеклянный мир в романе Замятина «Мы». Урок по истории, обществознанию, литературе в 11 классе
План-конспект урока
Тема урока: «Стеклянный мир» в романе Е. Замятина «Мы»
Преподаватель: Авакян К.Э., учитель I квалификационной категории
Класс: 11 класс 3 группа
Дисциплина: обществознание, история, литература
Продолжительность урока: 90 минут
Цель урока: на основе анализа романа и исторических источников определить позицию человека в тоталитарном государстве
Задачи:
Образовательные: на основе литературного произведения и исторических источников осуществить комплексный анализ и предложить вариант решения проблемного вопроса
Развивающие: развить навыки сопоставления сравнительного анализа, развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск
Воспитательные: сформировать осознанное отношение школьников к режиму правления и роли человека в обществе, сформировать устойчивый интерес к предметам
Методы обучения: интерактивный, проблемный, частично - поисковый, дискуссионный, наглядно - иллюстративный, демонстрационный, ситуационного моделирования
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая
Тип урока: урок - проблема
Технические средства обучения:
1. Литературное произведение, исторические документы
2. Оборудование: компьютерный класс, доска, проектор, фильм
3. Дидактические средства: справочные материалы, презентация учителя
Ожидаемые результаты:
Личностные - развитие познавательного интереса к предметам, формирование личностных качеств, таких как гражданская позиция, самосознание
Метапредметные - формирование умений систематизировать, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать полученную информацию
Предметные - усвоение предметных понятий тоталитаризм, культ личности
Этап урока
Содержание этапа урока
-
Организационный момент
Цель - выделить метапредметное понятие «Система» и метапредметные признаки понятия:
-
Наличие элементов
-
Взаимозависимость элементов
-
Динамичность элементов и системы
Методы - дискуссионный, информационный, интерактивный
Учащимся предлагается посмотреть на слайд и определить, что объединяет все изображения, представленные на слайде
Учащиеся размышляют и приходят к выводу, что все изображения объединяет понятие система.
Почему все это система?
Учащиеся определяют, что на всех изображениях есть общие признаки:
-
в каждой системе есть элементы
-
все элементы взаимосвязаны
-
изменение элемента ведет к изменению системы
Назовите основные элементы общества как системы.
Какая система, на ваш взгляд наиболее сложная? Почему?
-
Актуализация знаний, определение темы урока
Цель - представить сложность общественной системы, взаимодействие ее элементов.
Ожидаемый результат - учащиеся должны прийти к пониманию того, что общество - самая сложная из представленных систем, т.к. основным элементом общества выступает человек, специфика его деятельности, отношения между людьми.
Взаимодействие каких элементов представлено на слайде?
Перед вами роман Евгения Замятина. Определите, взаимосвязь каких сфер мы можем представить в романе «Мы»?
Как, по-вашему, будет звучать тема сегодняшнего урока?
Дети формулируют тему
Работа с эпиграфом урока.
Выдвижение гипотезы - предположите, какую систему описал в романе автор? Чем страшна эта система?
Определяются задачи урока - на примере романа определить позицию человека в тоталитарной системе
3. Усвоение новых знаний и способов действия. Анализ произведения
Цель - на основе системного анализа литературного произведения представить политическую систему Единого государства в романе Замятина и человека в этой системе.
Цели и задачи учителя - в условиях групповой деятельности учитель выступает фасилитатором.
Методы - проблемный, частично-поисковый, аналогии.
Опережающие задания для групп:
-
Система органов управления и роль государства в системе
-
Соотношение личного и общественного в Едином государстве
-
Положение лидера
-
Уровень контроля над различными сферами
-
Способы и средства осуществления политической власти
-
Доминирующая идеология
-
Каким предстает в романе Единое Государство?
-
С первых страниц романа человек попадает в мир перевернутой, наоборотной этики, извращающей традиционный смысл слов: «дикое состояние свободы», «математическое безошибочное счастье», «наш долг - заставить их быть счастливыми», «неомраченные безумием мысли лица», «самая трудная и высокая любовь - это жестокость», «вдохновение - это неизвестная форма эпилепсии», «душа тяжелое заболевание».
-
«Никакой этой путаницы о добре и зле: все - очень просто, райски, по дестки просто. Благодетель, Машина, Куб, Газовый колокол, Хранители - все это добро, все это величественно, благородно, возвышенно, христиански чисто»
2. Как складывается в романе судьба человеческой личности?
-
Тоталитарное государство внушает неустанно: общее выше отдельного, миллион больше единицы, тонна больше грамма
-
Индивидуальность - болезнь: засоренный глаз, нарывающий палец, больной зуб - здоровый глаз, палец, зуб - будто их нет.
-
Моральные постулаты ЕГ - человеческое начало - и есть главное препятствие на пути к счастью. Человека нужно преодолеть. Зато палачество окружено ореолом святости. Сочувствие и поклонение вызывает не тот, кто страдает, а тот, кто причиняет страдание.
-
Проявление личного - преступление. Главная гражданская добродетель - управляемая безличность. Власть контролирует все слагаемые системы:
-
природа - «Нами введены в русло все стихии - никаких катастроф быть не может». «Мы построили Зеленую стену и изолировали свой машинный совершенный мир от безумного, безобразного мира деревьев, птиц, животных».
-
быт - Нумера живут в искусственном мире, созданном из стекла и бетона, едят синтетическую «нефтяную» пищу, одеты в юнифы
-
общественная жизнь - ЕГ нужны собрания, митинги, шествия, нужен управляющий энтузиазм Нумеров, чтобы всех связать коллективным палачеством, подчиняя гипнозу тоталитарных идей: долг и преступление не могут совпадать, Долг, отделенный от совести, сострадания, жалости, стал государственным чувством.
4. Рефлексия.
Цель - сопоставить политический режим в романе Замятина и политический режим Сталина.
Ожидаемый результат - провести аналогию между образом и реальным государством.
Составление синквейна, позволяющего систематизировать и классифицировать данные, сформировать чувство эмпатии.
Просмотр эпизода из фильма «Цирк» (1936г.)
Какие черты Единого Государства вы обнаружили при просмотре этого фильма?
Предполагаемый ответ - единая форма, масса, вождь…
Но почему лица на экране радостные и счастливые?
Так какое же оно - Единое Государство?
Вывод - весь порядок Единого Государства убивает человеческий дух. Единое Государство - закрытое общество, идеальная бюрократическая система. Главное - стандартизация, уравнительность, всесильное «среднеарифметическое».
Но самое страшное то, что этот «стеклянный» мир оказался реальностью. Гений автора романа в том, что он смог предвидеть создание такого государства в нашей стране.
О каком государстве мы говорим? Тоталитарный режим Сталина.
5. Индивидуальные задания.
На основе предложенных исторических источников определите сходные черты «Стеклянного мира» и тоталитарного режима Сталина
-
унификация
-
идеологизация
-
массовые репрессии
Хотели бы вы жить в таком государстве?
Как называется система современного государства?
Она нам нравиться?
Что нам необходимо сделать, чтобы сохранить систему?
Домашнее задание
Творческое - составить буклет на тему: «Моя гражданская позиция»
Приложение 1.
Постановление ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938г. «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)».
Даже буквари были инструментами для нужной ориентации для юного человека, входившего тогда в политический мир. Азы преподаваемой грамоты обязательно сочетались с базовыми политическими установками ВКП(б). Фактически это был самый краткий курс ВКП(б). Каждый урок завершался впечатываемыми в мозг лозунгами «НЕ КЛАНЯЙТЕСЬ КУЛАКАМ», «КОММУНА КУЛАКУ МУКА!» Психологически это был очень верный шаг. Во-первых, обучение велось в коллективах, оторванных от «классово чуждой среды». Во-вторых, овладение грамотой, как подкрепление к социализации, создавало перспективу успешности начинаемых партией преобразований.
Первые советские буквари воспитывали у детей не только готовность к подвигу, но и жертвенность. «Товарищ Ворошилов, я быстро подрасту и встану вместо брата с винтовкой на посту» - непременным элементом школьной образовательной программы была подготовка к будущей войне. Наряду с темой внешнего врага в учебниках обязательно присутствовала тема «врагов народа». Мысль об их существовании внедрялась в головы детей на уровне подсознания.
Приложение 2.
Из указа Президиума Верховного Совета СССР 21 февраля 1948г.
Обязать Министерство внутренних дел СССР всех отбывающих наказание в особых лагерях и тюрьмах шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и групп и лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям и враждебной деятельности, по истечении сроков наказания направлять по назначению Министерства государственной безопасности СССР в ссылку на поселение под надзор органов Министерства государственной безопасности в районы Колымы на Дальнем Востоке, в районы Красноярского края и Новосибирской области, расположенные в 50 километрах севернее Транссибирской железнодорожной магистрали, в Казахскую ССР…
Приложение 3.
Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «Об использовании труда уголовных арестантов»
май 1929 г.
В этом же году в советском законодательстве появляется термин «исправительно-трудовой лагерь». Численность заключенных в лагерях начинает быстро расти: со 180 тыс. в середине 30-х до 510 тыс.к началу 1934 г. С конца 1932 г. силами заключенных началось строительство канала Москва-Волга и Байкало-Амурской магистрали. В последующие годы в Заполярье развернулось строительство Норильского никелевого комбината. В 1940 ГУЛАГ объединял 53 лагеря, 425 колоний - промышленных, сельскохозяйственных и иных, 50 колоний для несовершеннолетних, 90 домов младенца. К началу войны, лишь по официальным данным, в лагерях и колониях находилось 2,3 млн человек. Всего с 1930-1953 гг. в бараках лагерей и колоний побывало около 18 млн человек, из них пятая часть - по политическим мотивам. 786 тыс.из них было приговорено к расстрелу. Все годы существования ГУЛАГа власть с его помощью решала не только и не столько экономические, сколько политические проблемы. Бесчеловечная система подавления позволяла держать советский народ в слепом повиновении и страхе, уничтожать любые ростки оппозиционности и вольнодумства.
Приложение 4.
Строго регламентирующие не только поведение, но и мышление каждого своего члена, идеологизированные официальные организации были призваны с детства воспитывать человека в духе норм коммунистической морали.
По сути, каждая из них была лишь той или иной модификацией государственной идеологии для разных социальных групп. Так, наиболее привилегированным и почетным было членство в ВКП(б) (около 2 млн человек) и Советах (около 3,6 млн депутатов и активистов). Для молодежи существовал ВЛКСМ (комсомол) и пионерская организация. Для рабочих и служащих были профсоюзы, а для интеллигенции - союзы, зависящие от рода деятельности. Для достижения своей цели - «создания нового социалистического человека» - большевистское руководство встало на путь унификации культурной жизни, признавая только марксизм и «революционное искусство» и уничтожая проявления духовности. Этот процесс активизировался после окончания Гражданской войны, когда на смену военным фронтам пришел фронт идеологический. «Бойцов» этого фронта готовили специально созданные партией учебные центры: Коммунистическая академия, Институт красной профессуры, Коммунистический университет трудящихся Востока и др. Используя пропагандистские и насильственные методы, большевики осуществили разгром православной церкви. В 1917-1922 гг. были расстреляны тысячи священников, проводились кампании глумления над православными святынями, взрывались храмы, монастыри превращались в концентрационные лагеря и тюрьмы. Массовыми тиражами издавались антирелигиозные журналы: «Революция и церковь», «Безбожник» и др. Были созданы атеистические общественные организации («Союз воинствующих безбожников»).