7


  • Учителю
  • Статья посвящена активным методам работы на уроках обществознания

Статья посвящена активным методам работы на уроках обществознания

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Деловая игра как метод активного обучения.

Фгос нового поколения нацелены на активную деятельность обучающегося при непосредственной направляющей роли учителя. Как же мотивировать студентов к получению знаний именно таким образом?

Непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.

Современная методика преподавания имеет на сей счет несколько точек зрения. Рассмотрим одну из них:

А.М. Смолкин дает следующее определение:

«Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты».

Я преподаю обществознание в колледже, работаю с возрастной категорией старших школьников. Изучение содержания учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право) направлено на достижение некоторых следующих целей:


  • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

  • развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка.

Одной из метапредметных задач курса является социализация студентов, интегрирование их в общество граждан с полной правоспособностью. В курсе» Обществознание» есть раздел «Политика», где мы проходим тему» Я и выборы». Как правило, мы устраиваем с ребятами деловую игру «Парламентские выборы». Вот, где раскрывается каждый их них!

Деловую игру впервые использовала М.М. Бирнштейн еще в 1932 году в Ленинграде как игровой метод в обучении.

На 1991 год в мире использовалось более 2000 деловых игр из них только в бывшем СССР и США - свыше 1200. Распростроняются и внедряются деловые игры в Англии, Канаде, Японии, Франции, Германии, Польше, Чехии, Словакии и др.

Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными.

В процессе подготовки к игре, мы распределяем роли, разрабатываем стратегии политических платформ, учимся выступать и дебатировать…

В настоящее время различают три сферы применения игрового метода:

1. Учебная сфера: учебный метод применяется в учебной программе для обучения, повышения квалификации.

2. Исследовательская сфера: используется для моделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структур и т.д.

3. Оперативно-практическая сфера: игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования.

Педагогическая суть деловой игры - активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности. Главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре - «что было бы, если бы…»

На наши деловые политические игры мы приглашаем представителей региональных отделений политических партий, представителей их молодежных организаций. Часто случается, что после такого сотрудничества ребята вливаются в их ряды .

Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.

В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.

Большая роль отводится подготовке к самой игре. Ключевую задачу выполняет здесь - преподаватель.

Деловая игра - это контролируемая система, так как процедура игры готовиться, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.

В учебном процессе колледжа - это скорее, ролевая игра, так как студенты еще не владеют в полной мере своей специальностью. Цель данной игры - сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. После таких игр меняются межличностные отношения в группе.

В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции:

1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса. Желательным является то, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.

2. Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и из исходной ситуации. Нужно построить игру в одной ситуации.

3. Определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников.

4. Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному студенту или группе.

Я обычно учитываю индивидуальные особенности студента, что помогает ему раскрыться в деловой игре.

5. Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра.

Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Так же следует соблюсти методические требования:

· игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;

· максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям;

· создание атмосферы поиска и непринужденности;

· тщательная подготовка учебно-методической документации;

· четко сформулированные задачи; условия и правила игры;

· выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;

· наличие необходимого оборудования.

В использовании деловой игры можно отметить положительные и отрицательные моменты.

Отрицательным является: высокая трудоемкость к занятию для преподавателя, он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для преподавателя, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске, обладание актерскими данными; неготовность студентов к работе с использованием деловой игры; трудности с заменой преподавателя, который проводил игру.

Положительное в деловой игре: высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания; после игровое обсуждение способствует закреплению знаний.

Таким образом, для социализации студентов деловая игра является хорошим «трамплином» в самостоятельную жизнь.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал