- Учителю
- Конспект урока по обществознанию на тему ' Общество как сложная динамичная система. '
Конспект урока по обществознанию на тему ' Общество как сложная динамичная система. '
Общество как сложная динамичная система.(08.09)
Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Каждая система включает в себя взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между её частями. ( Что такое динамика?) Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей.
Особенности социальной системы.
Характерные черты общества как системы:
1) Имеет сложный характер ( включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Макроструктура общества состоит из четырёх подсистем - сфер общественной жизни. Общество является суперсистемой.
2) Наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т.п.), так и идеальных ( ценностей, идей, традиций и т.п.)
3) Основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления свой деятельности.
3) общество как система относится к числу самоуправляемых. Как вы думаете какая подсистема выполняет управленческую функцию? Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.
Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными. В истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.
Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали => общество является динамичной системой.
Типы социальной динамики
Социальные Изменения - переход тех или иных соц. объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т.е. модификацикации в соц. организации, соц институтах, соц структуре, установленных в общ- ве образцах поведения
Развитие - изменения, которые приводят к глубоким качественным сдвигам в обществе, преобразованиям соц. связей, переходу всей соц. системы в новое состояние.
Прогресс -направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Регресс - движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжим себя формам и структурам.
Эволюция - это постепенные непрерывные изменения , переходящие одно в другое без скачков и перерывов.
Революция - коренной качественный переворот во всей соц структуре общества, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу
Соц. реформа - переустройство какой - либо сферы общественной жизни ( институтов, учреждений и порядков и т.п.) при сохранении существующего общественного строя.
Человек - универсальный компонент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.
Общество как система обладает интегративным свойством ( ни один из компонентов системы в отдельности этим свойством не обладает ). Это качество - результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы.
В результате взаимосвязи, взаимодействия компонентов, входящих в систему общ - ва, у общества как у социальной системы появляется новое св - во - способность создавать всё новые и новые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей.
В философии самодостаточность рассматривается как главное отличие общества от составляющих его частей.
Любая система находится в определённой среде, с которой она взаимодействует.
Среда социальной системы любой страны - природа и мировое сообщество.
Функции:
Адаптации
Целедостижения ( способность поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду)
Поддержания образца - способности сохранять свою внутреннюю структуру
Интеграции - способности интегрировать т . е. включать в себя новые общественные образования ( явления, процессы и т.п.) в единое целое.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Слово «институт» в переводе с латинского означает «установление»
В социологии социальный институт - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей.
Пирамида Абрахама Маслоу
Физиология - низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, половое желание и др.)
Безопасность - потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.
Социальность - потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, испытывать взаимные чувства…)
Признание - уважение, признание социумом его успешности, полезности его роли в жизни такого социума.
Познание - удовлетворения природного любопытства человека (знать, доказывать, уметь и изучать…)
Эстетика - внутренние потребность и побуждения следовании истине (субъективное понятие, как должно все быть).
Я - потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования… (список очень большой - пирамиду потребностей Маслоу - часто используют очень многие люди и «духовные» организации, с разными системами мировоззрения и верхушку ставят свое высшее понятие смысла существования человека).
Социологи выделяют 5 общественных потребностей:
1) в воспроизводстве рода
2) в безопасности и социальном порядке
3) в средствах существования
4) в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров
5) в решении духовных проблем смысла жизни
Соответственно данным потребностям в общ - ве сложились и виды деятельности. Которые потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты :
- семьи и брака
- политические институты ( в особенности государство)
- экономические институты ( в первую очередь производство)
- институты образования, науки и культуры
- институт религии
Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.
Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными обязательными для всех членов данного общества.
Черты социального института:
Социальный институт - это совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой потребности ( например, все работники системы образования)
Институт закреплен системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответственные типы поведения.
Наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого либо вида деятельности.
Наличие с и делает поведение людей более предсказуемым, а а общство в целом более устойчивым.
Типология обществ.
Современные исследователи выделяют 3 основных исторических типа общества:
1) традиционное ( аграрное)
2) индустриальное ( капиталистическое)
3)постиндустриальное общество (информационное)
Основой для деления на эти типы общества является :
- отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде),
- отношение людей друг к другу ( тип социальной связи)
- система ценностей и жизненных смыслов ( обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества)
Традиционное общество.
Понятие Т.О. охватывает великие аграрные цивилизации Древнего Востока ( Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет средневековые гос- ва мусульманского Востока), европейские государства Средневековья. В ряде государств Азии и Африки традиционное общество сохраняется и сегодня, но столкновение с современной западной цивилизацией существенно изменило его цивилизационные признаки.
В Т.О. основа жизнедеятельности - земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни.
Человек традиционного общества зависим от природы.
Метафоры : земля кормилица, земля матушка, выражают бережное отношение к природе как к источнику жизни из которого не полагалось черпать лишнего.
Земледелец воспринимал природу как живое существо, требующее нравственного к себе отношения. Поэтому человек традиционного общества не господин, не покоритель, и не царь природы. Он малая толика великого космического целого, мироздания.
Социальная основа традиционного общества - отношение личной зависимости.
Для традиционного общества характерно внеэкономическое отношение к труду: работа на господина, плата оброка.
Человек т о не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Напротив ,он воспринимал себя неотъемлемой частью общины, деревни, полиса. Социальный статус человека в т о определялся не личными заслугами, а социальным происхожденем. «на роду написано» Повседневная жизнь традиционного общества отличалась удивительной устойчивостью. Она регулировалась не столько законами, сколько традицией.
Традиция- свод неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. Социальные привычки людей почти не изменялись на протяжении многих поколений. Организация быта , способы ведения хозяйства и нормы общения, праздничные ритуалы, представления о болезни и смерти- словом, все что мы называем повседневной жизнью - воспитывалось в семье и передавалось из поколения в поколение. Многие поколения людей заставали одни и те же социальные структуры, способы деятельности и социальные привычки.
Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность т о с крайне замедленным темпом общественного развития.
! При переходе от традиционного общества к индустриальному внеэкономическое отношение к труду.