- Учителю
- Конспекты по обществознанию 10-11 класс. Раздел
Конспекты по обществознанию 10-11 класс. Раздел
Что такое общество?
Определений очень много:
В узком смысле -
Примеры:
Функции общества
-
производство материальных благ и услуг;
-
распределение продуктов труда (деятельности);
-
регламентация и управление деятельностью и поведением;
-
воспроизводство и социализация человека;
-
духовное производство и регулирование активности людей.
Развитие взглядов на общество:
-
Мифологическое мировоззрение.
-
Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца).
-
Теогония (происхождение богов).
-
Антропогония (происхождение человека).
-
Древнегреческие философы:
Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и определить лучшие формы государственного правления. Знание о политики определяли как знание о высшем благе человечества и государства.
-
Эпоха средневековья - влияние Христианства. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом.
-
Возрождение (XIV - XVI века): возвращение к взглядам древних греков и римлян.
-
XVII век: переворот во взглядах на общество (Гуго Гроций, обосновавший необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которого должна лежать идея справедливости).
-
XVII - XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Попытались объяснить возникновение гос-ва и современных форм человеческого состояния.
-
Локк - общее равенство, свобода распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии нет механизмов в разрешении споров и наказании нарушителей. Гос-во возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым обосновал идею разделения властей.
-
Руссо предложил подлинный общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником власти.
-
С XVI века - утопический социализм, (Социализм - всеобщее равенство людей) его первый этап продлился по XVIII век (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей.
-
В конце XVIII века начинается новый этап представителями которого были Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Они критиковали капитализм, пытаясь обосновать неизбежность наступления нового строя.
-
Сен-Симон делил общество на две группы: 1) Паразиты (дворяне, рантье (кредиторы), военные); 2) Труженики (индустриалы); при этом в обществе он сохраняет право частной собственности.
-
Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.
-
Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился.
-
В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое коммунистическое общество возможно создать только путем революции.
До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.), селезские ткачи (1844 г.), чартистское движение (требовали всеобщего избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей интересы рабочих на политическом уровне. Программу и устав партии поручили написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической Партии, в котором обосновывали необходимость свержения капитализма и установление коммунизма. Учение в ХХ-ом веке было развито Лениным, защищавшим в марксизме учения о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции.
Суть общества во взаимоотношении между людьми.
В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:
-
Адаптация общества к потребностям в потребительских товарах - связь природы и общества.
-
Поддержка установленных эталонов для жизни общества.
-
Определение коллективных целей и мобилизация ресурсов для их исполнения.
-
Установка и сохранение связей между элементами общества.
Основные сферы общественной жизни
Деятельность людей и отношения между ними
Учреждения (организации)
Экономическая
Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения
Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
Социальная
Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий
Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.
Политическая
Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями
Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.
Духовная
Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления
Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система.
1. Целостная система взаимосвязей различных социальных структур и подсистем, имеющая сверхсложный и иерархический характер.
3. Самодостаточное, так как способно своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
4. Динамичное, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
5. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи, с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.
6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым.
Типы обществ и их характеристика:
Традиционное общество (от древних цивилизаций до XVII е.)
Экономическая сфера общественной жизни:
- господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла;
- экстенсивная технология и ручные орудия труда;
- человек максимально приспосабливался к окружающей среде и подчинялся ритмам природы;
- господство общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности;
- распределение материальных благ зависит от положения человека в социальной иерархии.
Социальная сфера общественной жизни:
- социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна;
- социальная мобильность отсутствует: на протяжении всей жизни человек остаётся в одной и той же социальной группе;
- основными социальными ячейками являются община и семья;
- поведение человека в обществе регулируется корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами;
- в общественном сознании социальная реальность, человеческая жизнь воспринимаются как осуществление божественного промысла.
Политическая сфера общественной жизни:
- господство Церкви и армии;
- монархия, деспотия;
- человек полностью отчуждён от политики;
- власть не представляется человеку большей ценностью, чем право и закон;
- общество консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям;
- изменения в обществе происходят медленно и спонтанно, без сознательного вмешательства людей.
Духовная сфера общественной жизни:
- индивидуальность, самостоятельность не поощряются;
- социальная группа диктует личности нормы поведения;
- человек не анализирует своё положение в мире, и не подвергает анализу явления окружающей действительности;
- количество образованных людей невелико; устная информация преобладает над письменной;
- превалирует духовная, а не экономическая сфера человеческого бытия;
- повышенная религиозность.
Пример:
Основные модели стран современного Востока:
1) Японская (Южная Корея, Тайвань, Гонконг): западно-капиталистический путь развития. Характерно: - в экономике свободный конкурентный рынок;
- государственное регулирование хозяйства;
- гармоничное использование традиций и новаций.
2) Индийская (Таиланд, Турция, Пакистан, Египет, группа нефтедобывающих государств):
- западноевропейская экономика сочетается с глубоко не перестроенной своей традиционной внутренней структурой.
- многопартийность.
- демократические процедуры.
- европейский тип судопроизводства.
3) Африканские страны: отличаются отставанием и кризисами (большинство африканских стран, Афганистан, Лаос, Бирма).
В экономике значительную роль играют западные структуры. Весомую роль занимает отсталая периферия. Скудность природных ресурсов. Неспособность к самообеспечению, низкий уровень жизни, характерно стремление к выживанию.
Индустриальное общество (с XVII в. до конца XX в.)
Экономическая сфера общественной жизни:
- экономической базой является промышленность, основанная на машинной технике;
- увеличение объёма основного капитала, снижение долговременных издержек на единицу продукции;
- повышение производительности труда в сельском хозяйстве, разрушение натуральной замкнутости;
- замена экстенсивного хозяйства интенсивным и простого воспроизводства расширенным;
- зарождение и развитие рыночной экономики;
- развитие научно-технического прогресса;
- человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет её себе;
- стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения;
- возрастает благосостояние населения;
- Образование монополий.
- Слияние промышленного и банковского капиталов, образование финансового капитала и финансовой олигархии.
- Преобладание вывозов капиталов над вывозом товаров.
- Территориальный раздел мира.
- Экономический раздел мира.
Социальная сфера общественной жизни:
- значительная социальная мобильность;
- резкое сокращение удельного веса крестьянства в составе населения;
- развитие процесса урбанизации;
- появление новых классов: промышленного пролетариата и буржуазии, укрепление средних слоев;
- аристократия приходит в упадок.
Политическая сфера общественной жизни:
- возрастание роли государства;
- постепенное появление демократического режима;
- господство права и закона;
- человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
Духовная сфера общественной жизни:
- значительная трансформация системы ценностей;
- человек автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами;
- индивидуализм, рационализм личности;
- освобождение сознания от влияния религии;
- развитие массовой культуры;
- человек стремится к самосовершенствованию.
Пример:
Западноевропейская цивилизация - индустриальное общество.
Для него характерны:
1) Высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования.
2) Влияние НТР на производство и управление.
3) Радикальные изменения всей общественной структуры.
Информационное, или постиндустриальное, общество (конец XX - начало XXI в.)
Экономическая сфера общественной жизни:
- на первый план выдвигается сфера услуг;
- индивидуализация производства и потребления;
- увеличение удельного веса мелкосерийного производства;
- предпочтение отдаётся ресурсосберегающим, энергосберегающим и наукоёмким технологиям;
- компьютеризация;
- развитие информационных технологий.
Социальная сфера общественной жизни:
- стирание классовых различий;
- профессиональная дифференциация в обществе зависит от уровня знаний;
- сближение размера доходов различных групп населения, ведущее к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса;
- увеличение роли каждого отдельного человека в обществе;
- зависимость повседневной жизни общества от имеющейся информации.
Политическая сфера общественной жизни:
- усиление роли государственного прогнозирования;
- демократия консенсуса;
- политический плюрализм, сильное гражданское общество
Духовная сфера общественной жизни:
- ведущие роли в обществе принадлежат науке, знаниям и информации;
- непрерывное образование.
Пример: США, Япония и т.д.
Общество и природа
Исторический период
Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом -
Античность
Природа - совершенный космос, противоположный хаосу. Принцип - жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое
Средневековье
Природа - результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом - душой. Принцип - возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению - человеческому телу - как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа - результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога
Возрождение
Природа - источник радости, наслаждения. Принцип - единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека
Новое время
Природа - объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумньш человеком Принцип - господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой
Современность
Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа - уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип - партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы
Основные институты общества
Важнейшим компонентом общества как системы считают социальные институты.
Социальные институты - это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается стабильность связей и отношений в рамках общества.
Появление социального института обусловлено:
• потребностью общества;
• наличием средств удовлетворения этой потребности;
• наличием необходимых материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов;
• возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить профессионально-правовую основу его деятельности.
Социологи выделяют 5 таких потребностей:
-
Воспроизводство рода;
-
Безопасность и социальный порядок;
-
Получение знаний;
-
Социализация подрастающих поколений;
-
Решение духовных проблем. Поиск смысла жизни.
Выполнение потребностей способствует созданию того или иного социального института.
Признаки социального института
Так как в ходе исторического прогресса у людей возникают новые потребности, то появляются новые виды деятельности и соответственно новые социальные институты.
Институционализация - это процесс формирования новых типов
отношений и социальной деятельности, создающих институт.
Предпосылки:
1) возникновение определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и политических условий;
2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и правил поведения;
3) освоение индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на основе систем потребностей личности ценностных ориентации и ожиданий.
Известный социальный исследователь Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации.
Это потребности:
• в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);
• в производстве продуктов и услуг;
• в распределении благ (и привилегий);
• в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;
• в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);
• в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).
Социальные институты делятся на главные и вспомогательные (неглавные).