- Учителю
- Урок обобщения и систематизации знаний по теме 'Человек и общество'
Урок обобщения и систематизации знаний по теме 'Человек и общество'
Тема урока | ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» | ||
Дата урока |
| ||
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний | ||
Цель урока | Создать условия для закрепления знаний за курс 6 класса | ||
План урока | 1. Зачетные вопросы. 2. Практические задания | ||
методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: определять все термины Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль | Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения |
Продолжение табл.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы
урока
Время (мин)
Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации совзаимодействия на уроке
Универсальные
учебные действия
(УУД)
Формы контроля
1
2
3
4
5
6
7
8
I. Мотивация
к учеб-ной деятельности
2
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения
в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
Слушают и обсуждают
тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Фронтальная работа
Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
II. Акту-ализация знаний
7
Обсуждение вопросов рубрики «В классе и дома», с. 104
Организует работу по обсуждению вопросов рубрики
Отвечают
на вопросы
Фронтальная работа
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
Устные ответы
III. Обобщение
и систематизация знаний и умений
24
1. Беседа-зачет по вопросам
(Приложе-
ние 1).
2. Задание
в рабочей
тетради для итогового
1. Организует беседу по зачетным вопросам.
2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу.
1. Отвечают
на зачетные
вопросы.
2. Выполняют задание в рабочей тетради.
1. Фронтальная работа.
2. Индивидуальная работа.
Личностные: определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности.
Регулятивные: адекватно
воспринимают предложения
и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
1. Уст-
ные ответы.
2. Записи в рабочей тетради.
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
повторения,
с. 58-63.
3. Прочтение сказки Н. Лескова «Маланья - голова баранья»
(Приложе-
ние 2)
3. Знакомит учащихся со сказкой, определяет задание:
- Выделите жизненные принципы, выдвинутые писателем-мыслителем, и запишите их в тетрадь.
- Какие важные принципы сформировал автор
в этой сказке?
3. Знакомятся со сказкой, выделяют жизненные принципы
3. Индивидуальная работа
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения познавательных задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности
3. Уст-
ные ответы
IV. Итоги урока.
Рефлексия
5
Обобщение полученных на уроке сведений
Подводит итоги урока
Определяют свое эмоцио-
нальное состояние на уроке
Фрон-
тальная
работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее за-дание
2
Подготовка
к защите
проекта
Конкретизирует домашнее задание
Записывают
домашнее
задание
Индивидуальная работа
Приложение 1
Зачетные вопросы
1. Что дает человеку познание самого себя?
2. Какое значение имеет самообразование?
3. Какие потребности есть у человека? Чем они отличаются от потребностей животных?
4. Сильная личность - какая она?
5. Какие отношения называются межличностными?
6. Какие высшие чувства могут быть у человека?
7. Из каких слагаемых состоит успех в жизни?
8. Какие группы существуют в обществе?
9. Какие роли человек может играть в обществе?
10. Какую роль общение играет в жизни человека?
11. Как зарождается и как протекает конфликт в межличностных отношениях?
12. Могут ли поступки человека быть бесчеловечными?
13. Что такое гуманизм?
14. Что такое сострадание?
15. В чем состоит доброе дело, добрый поступок?
16. Что такое золотое правило морали?
17. Почему трудно победить страх?
18. Как смелость помогает преодолевать зло?
19. В чем проявляется гуманное отношение к окружающим?
20. Чем важна забота о слабых для общества и каждого человека?
Приложение 2
Маланья - голова баранья
(сказка)
В одном глухом и отдаленном от городов месте была большая гора, поросшая дремучим лесом. У подошвы горы текла река, и тут стояло селение, где жили зажиточные рыболовы и хлебопашцы. От этого селенья шла через лес дорожка в другую деревню, а на этой дорожке в стороне на полянке стояла избушка, в которой жила бедная женщина по имени Маланья, а по прозванию «Голова баранья». Так прозвали ее потому, что считали ее глупою, а глупою ее почитали за то, что она о других больше, чем о себе, думала. Если, бывало, кто-нибудь попросит о таком, что нельзя сделать без того чтобы лишить себя каких-нибудь выгод, то такому человеку говорили:
- Оставь меня в покое; мне это не выгодно - вон там на пригорке живет Маланья - голова баранья: она не разбирает, чтоб ей выгодно и чтоб невыгодно, - ее и попроси, она, небось, сделает.
И человек шел на пригорок и просил у Маланьи, и если она могла ему сделать, о чем он просил, то она делала, а если не могла, то приветит, да приласкает и добрым словом утешит, - скажет:
- Потерпи, - Христос терпел и нам велел.
У Маланьи избушка была крошечная, так что только можно было повернуться около печечки, а жили здесь с нею сухорукий мальчик Ерашка, да безногая девочка Живулечка сидела на хромом стуличке. Оба они были не родня Маланье - голове бараньей, а чужие, - родных их разбойники в лесу закололи, а их бросили; поселяне их нашли и стали судить - кому бы их взять? Никому не хотелось брать безрукого да безногую, - никогда от них никакой пользы не дождешься, а Маланья услыхала и говорит:
- Это вы правду, добрые мужички, говорите: без рук, без ног ничего не обработаешь, а пить-есть надобно: давайте мне Ерашку с Живулечкой. Случается, что мне одной есть нечего - тогда нам втроем веселей терпеть будет.
Мужички захохотали.
- Беззаботная, - говорят, - Маланья, - прямая ты голова баранья, - и отдали ей и Ерашку, и девочку Живулечку.
А Маланья их привела и оставила у себя жить.
Живут часом с квасом, а порою с водою. Маланья ночь не спит: то богатым бабам пряжу прядет, то мужикам вязенки из шерсти вяжет, и мучицы, и соль заработает, и хворосту по лесу наберет - печку затопит и хлеба спечет, и сама поест, и Ерашку с Живулечкой покормит.
Сошлись перед вечером у колодца домовитые бабы и спрашивают Маланью:
- Как ты, Маланья - голова баранья, с ребятишками прокуратничаешь?
- А все хорошо, слава Богу, - отвечает Маланья.
- Чем же хорошо? ведь они у тебя бессчастные!
- А тем, бабоньки, и хорошо, что они бессчастные, - что на их долю немного нужно. Если бы они были посчастливее да позадачливей, - мне бы не послужить ими Господу Богу, а как они плохие да бездомные, что я им ни доспею - все это для них лучше того, как если бы я их не приняла да об них не подумала.
Покивали бабы головами и говорят:
- А ты еще вперед-то подумала ли: что с ними будет?
- Нет, - говорит Маланья, - я об этом не думала.
- Да как же так можно? Надо всегда о переду думать!
А Маланья отвечает:
- Что пользы думать о том, чего знать невозможно, даст Бог день - даст и пищу на день, а ночью нам всем есть покой на печечке.
- И то правда, - сказали бабы, - они - плохие, - может быть, и умрут скоро на твое счастье!
А Маланья руками замотала.
- Что вы! что вы! - говорит, - зачем смерть звать: я ее к себе на порог не хочу, - пусть она за дверьми присохнет.
Домовитые бабы распотешились и рассмеялись:
- Ну, Маланья, - говорят, - голова баранья, - да какая же ты удалая да смешная: саму смерть у порога засушить хочет.
Пошла Маланья к Ерашке с Живулечкой - понесла им водицы напиться дать и ее согреть в горшке, да головенки вымыть у припечка, а бабы стоят у колодца, - вслед ей смотрят и пересмеиваются. А к ним из лесу выходит старый старичок, на две клюки опирается.
- Бабоньки, - говорит, - кто у вас тут есть на селе жив человек, что пущает к себе неимущего путника?
А бабы ему отвечают:
- А ты чей человек и как тебя звать по отчеству?
Старик отвечает:
- Странник я света божьего, и имя мне Живая Душа на костыльках; приустал в пути да уснуть хочу.
- Мы не знаем тебя, - отвечали бабы, - и пустить к себе без мужиков не смеем, а мужики у нас строгие да грозные - придут, заругают нас.
- Что же, вы, видно, своих мужиков больше Бога боитесь. Бог-то, ведь, велел принять и покормить неимущего.
Бабы отвечают:
- И то правда твоя, странничек: Божье слово помним, а человеческого боимся.
Живая Душа покачала головой и говорит:
- А ведь это, бабоньки, по худу быть - так бы ведь вовсе не надобно. Пойду к самим мужикам: у них попрошусь.
Пошел к мужикам, и мужики его не пустили.
- Кто тебя знает, - сказали, - может быть, ты слабым прикинулся и сам разузнать хочешь, где у нас дорогое добро лежит, да ворам открыть, а может быть, у тебя на теле прыщи да вереды, а у нас избы чистые и полы стланные - иди-ка по тропиночке в гору, там есть бедная избушка, в ней живет Маланья - голова баранья, она всех пущает и тебя пустит.
- Спасибо вам, добрые хозяева, - отвечал старичок Живая Душа и пошел к Маланье.
А Маланья увидела его из окна и послала безрукого Ерашку, чтобы звать его ужинать.
Ерашка добежал к старику и кричит:
- Иди-ко-сь, дедко: тетушка Маланья наварила горшок снытки, сольцой посолила, зовет тебя ужинать.
Старик Живая Душа погладил Ерашку по голове.
- И то, - говорит, - к вам иду. Другие-то не пускают.
И только влез в избу, - тесно стало и сесть не чем, а Маланья говорит:
- Садись, дедушка, со ребятками ешь, а я постою.
Сел дедко и поужинал, и заговорил по-учтивому и по-ласковому.
- Спасибо, - говорит, - тебе, что не спросила, откуда я и как меня звать по имени, а посадила хлеба есть. Я теперь пойду в лес - у тебя тесно, - всем нам лечь негде.
- Что ты! что ты! Живая Душа божия! В лесу медведи и волки ходят - разве я тебя ночью туда выпущу! Всем место будет. Вот Ерашка на печку, а Живулечка за печку, а ты тут протянись, где простор опростается, а мне мое место найдется.
- Ну, будь по-твоему, - сказал старик, а сам думает «Где же это ей-то самой место будет?»
Лег, покрылся своей ветошью, да и уснул с одного вздоха от усталости, а после третьих петухов проснулся и видит - Маланья стоит на ногах и прядет кудель, которая у нее на колочек под потолком приткнута.
Посмотрел на нее старик одним глазком и говорит:
- Да ведь это ты, тетка, должно быть, и не ложилась.
А Маланья отвечает:
- Да мне, Живая Душа, и не хотелося.
Старик покачал головой и говорит:
- Ну-ну-ну! Водил, водил меня Господь долго по свету; думал я, что позабыл он меня и покинул, а он привел меня в отрадное место и сподобил узреть любовь чистую. Скажи теперь мне за то в одно слово, что у тебя есть в желании - и тебе то у Бога и выпрошу.
А Маланья говорит:
- Что мне недостает? я и так всегда радостна, а желаю только, чтобы смерть моего порога не переступала, а если придет, так чтобы за дверью присохла.
Старик отвечает:
- Что ж, так и будет.
Ушел старик, а смерть вот же тут и жалует; наряжена богатой казачкой в парчовом шугае с золотою пикою, юбка штофная, на боку стальная коса на золотой цепочке, чеканной на манер мертвых костей человеческих, вся рожа накрашена, черные зубы во рту белым платочком заслоняет и в избу просится.
- Покажи, - говорит, - мне детушек-голубятушек, я им принесла по медовому груздочку и по точеному яблочку.
А Маланья как взглянула на нее, так и признала ее, что это смерть, - вскричала ей:
- Хорошо им со мной и без яблочек, а тебя бы лучше не было, и присохни ты на одном месте.
Та и присохла и не может оторвать ног от того места, где пристала, а Маланья ее сухим хворостом заслонила, чтобы не видать ее было.
И славно бы дело сделалось, да пошли от селения ужасные стоны и слезы: сильный слабого теснит и бьет без милости, и нет на злодея в жестоком сердце его никакой угрозы, и как были люди жестоки, то стали еще жесточе того, и приходят к Маланье всякий день столько несчастных, сколько она во всю свою жизнь не видала, и она уже не может помогать им, и слышит, как они плачут и смерть кличут: «Смертюшка-матушка, где ты завеялась! зачем мир покинула! приди, укрой нас от злодеев наших немилостивых - без тебя они зазнались без памяти!»
Тут Маланья ума хватилась.
- Это я, - говорит, - дура, все лихо наделала, захотела поправлять дела Божии - чему быть, а чему не быть сотворенному. И завяла смерть, а заслонена у меня кучкой хвороста.
- Ах, спусти ее, матушка, умилосердися! Ведь вот уже сто лет у нас ни одних похорон не было, и обессердечили люди жестокие, а мы состарелись, измаялись. Спусти ее и их убрать от больших грехов, и нас - от страдания.
И пошла Маланья, развалила хворост, а смерть-то так уж не румяною казачкой глядит, а как паутиночка, и коса у ней вся заржавела.
- Иди, куда тебя Бог послал! - сказала Маланья смерти; и та колыхнулась и поплыла к селу паутинкою по сжатому полю, и послышался вскоре погребальный звон, и перекрестились бедняки, и встрепенулись богатые мужики.
- Мы, было, думали, - она навсегда кончилась, а вот она, как змея, из хворосту выскочила. Нельзя век лютовать и властвовать.
А убогие крестились и сами в гробы ложились.
- Устали, - говорят, - наши косточки - насилу дождались земли горсточки.
И обошла смерть все село за лесом и убрала все, что было нужно убрать, - а с другими вместе и Ерашку, и Живулечку, потому что было уже и безрукому, и безногой более чем по сто лет, а Маланья осталась жить и все живет, как прежде жила, и все то же делает, что и прежде делала, и все те умерли, кто звал ее «Маланьей - Головой бараньей», и сама она это имя позабыла. И как смерть обойдет весь свет да придет к ней и спросит:
- Как тебя звать?
Она старается вспомнить и никак вспомнить не может и говорит:
- Не знаю - верно, мое имя переменилося.
Смерть стала вопрошать: «как имя этой женщине?» А ей в ответ и упал с неба белый, как снег, чистый камень, как сердце обточенный, и на нем огнистым золотом горит имя: «Любовь».
Увидела это смерть и сказала:
- Ты не моя, нет твоего имени в моем приказе: любовь не умирает: ты доживешь до тех пор, когда правда и милосердие встретятся, и волк ляжет с ягненком и не обидит его. (Лесков Н. С. Соб. соч.: в 5