7


  • Учителю
  • Исследовательская работа Петровой П., Лядовой В. Танец и его место в жизни современного человека (7 класс, н/р Е.В. Шварева)

Исследовательская работа Петровой П., Лядовой В. Танец и его место в жизни современного человека (7 класс, н/р Е.В. Шварева)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

III Международный дистанционный конкурс исследовательских работ

НОЦ «Эрудит»









Гуманитарное направление.













ТАНЕЦ И ЕГО МЕСТО В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА















Работа выполнена

ученицами 7 «А» класса

МАОУ «Гимназия № 4 им.бр. Каменских»

Лядовой Василисой,

Петровой Полиной



Научный руководитель:

учитель обществознания

Шварёва Евгения Владимировна























Пермь, 2016.

СОДЕРЖАНИЕ





Введение…………………………………………………………………………...3



Глава 1. Теоретическая

Об истории танца и его значении в жизни общества…………………………...5



Глава 2. Практическая

Анализ данных проведенного опроса……………………………………………9



Заключение……………………………………………………………………….17



Список литературы………………………………………………………………18



Приложение № 1

Анкета……………………………………………………………………………19























































Введение



Все девочки любят танцевать, и мы, авторы настоящей работы, тоже. Поэтому нас всегда интересовал вопрос: «Когда и как появился танец?». Мы предполагаем, что люди начали танцевать очень давно, можно сказать, что они танцевали всегда.

Согласно общепринятому определению, танец - «ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением». Главными характеристиками танца являются ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок - сочетание движений в композиции; динамика - варьирование размаха и напряжённости движений; техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Танец имеет разные средства выразительности:

  • гармоничное движение и позы;

  • пластика и мимика;

  • динамика;

  • темп и ритм движения;

  • композиция;

  • костюмы и прочие атрибуты.1

Таково традиционное, общепринятое определение и описание танца как вида искусства. Но во все ли времена танец был тем, чем его принято считать сейчас? Знают ли наши современники историю танца и его эволюцию? Размышляют ли о том, что такое современный танец и каково его значение в жизни нашего поколения?

С целью найти ответы на поставленные вопросы мы предприняли настоящее исследование. Мы предполагаем, что представление о танце с течением времени менялось, и его роль в жизни современного человека отличается о назначения танца в древние времена. Поэтому цель нашей работы - узнать представление современников о том, что такое танец в их понимании и каково его значение в их жизни. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  • изучить и обобщить сведения об истории танца;

  • познакомиться с истории Пермского балета и его значением в жизни пермяков в XX веке;

  • составить анкету и на её материале исследовать отношение современников к танцу.

Структура работы соответствует поставленным задачам и содержит содержание, введение и две главы, первая из которых освещает историю танца и его функции в жизни общества, в том числе историю пермского балета; вторая посвящена анализу результатов проведенного анкетирования. В заключении подводится итог о проведенном исследовании, формулируются выводы о подтверждении/опровержении гипотезы. В списке литературы представлены источники по истории и теории танца, послужившие базовым материалом для настоящей работы.























Глава 1. Теоретическая.

Об истории танца и его значении в жизни общества.



Танец, возможно, - древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные «па» (от фр. pas - «шаг») произошли от основных форм движений человека - ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, поворотов, раскачиваний и др. Сочетания подобных движений постепенно превратились в «па» традиционных танцев.

Таким образом, танец всегда присутствовал в жизни человека. Изображения танцующих были обнаружены в древнеегипетских захоронениях, которые датируются 3.300 (трехтысячным трехсотым) г. до н.э. В то время танец был элементом религиозных ритуалов. Первым предназначением танца, как и наскальной живописи, был ритуал поклонения духам. Ритм - неотъемлемый элемент музыки, её основа так же, как и основа танца. Танец и музыка родились одновременно в ритуальных обрядах, и тесно переплелись друг с другом в истории, создав позднее синтетичные виды искусства.

Следующий этап в истории танца связан с культурами Древней Греции и Древнего Рима. В древнегреческих мифах танец мог использоваться для выражения чувств к лицу противоположного пола и был связан с любовной игрой. Древние греки вкладывали в понятие «танец» своё представление о гармонии и считали танец одним из основных инструментов «обработки души человека». Танцы этого периода можно разделить на:

  • священные танцы - те, которые исполнялись только в храме (при строительстве архитектор на территории храма предусматривал специальную площадку);

  • общественные танцы;

  • костюмированные танцы - это танцы, которые принято считать началом появления балета и разнообразных танцевальных шоу.

На Востоке танец содержательно был неотделим от театра (но, кабуки). Танец считался неотъемлемым элементом женского образования.

В период «мрачного европейского средневековья» танцы считались «дьявольским культом» и искоренялись. Поэтому он был практически вытиснен из жизни человека.

Значимым периодом в истории танцевальной культуры принято считать «феодальный» этап развития. Произошла революция танца. Постепенно формируется и приобретает важное значение салонный танец и понятие бала, где завершенный вид получает парный танец с непременным кавалером и дамой. Первый бал исторически зафиксирован в 1385 году в Амьене. В 1589 году появляется танцевальный учебник Туано Арбо, который свидетельствует о появлении классического танца. В XVII веке появляется балет. В 1713 году в Париже была учреждена первая балетная школа, занятия которой проводились в Королевской опере. В XVIII веке появляется вальс, болеро и кадриль, а в XIX веке - полька.

В ХХ веке танец - это еще и эстетическая форма досуга, которая развивается и пользуется спросом среди населения.



Из истории пермского балета.

Несмотря на тот факт, что в нашем городе жил Сергей Павлович Дягилев, прославивший русский балет в Европе, история пермского балета начинается в период Второй мировой войны, когда в августе 1941 года в город Пермь были эвакуированы артисты Ленинградского Академического театра оперы и балета имени Кирова (сейчас Мариинский театр оперы и балета). Вместе с театром приехало старейшее знаменитое Ленинградское Хореографическое училище (сейчас Академия русского балета имени Вагановой). Той же осенью ленинградцы открыли в Перми театральный сезон. В 1942 году был объявлен набор малышей в первый класс балетной школы. 7 февраля 1943 года начались занятия, но потом, после снятия блокады Ленинграда (летом 1944 года) ленинградский театр и училище уехали обратно. В Перми остались ребята, лишившиеся возможности заниматься дальше. Тогда встал вопрос об открытии в городе своей студии.



. Исследовательская работа Петровой П., Лядовой В. Танец и его место в жизни современного человека (7 класс, н/р Е.В. Шварева)

Фото 1. Пермское хореографическое училище.



23 июня 1944 года был подписан приказ о создании хореографической студии при театре оперы и балета. 2 апреля 1945 года студия была реорганизована в хореографическое училище, первым директором которого стала заслуженный работник культуры России Нонна Александровна Багина.

Исследовательская работа Петровой П., Лядовой В. Танец и его место в жизни современного человека (7 класс, н/р Е.В. Шварева)Исследовательская работа Петровой П., Лядовой В. Танец и его место в жизни современного человека (7 класс, н/р Е.В. Шварева)

Нонна Александровна Багина Екатерина Никодимовна Гейденрих



Первым художественным руководителем училища до 1956 года была Екатерина Николаевна Гейденрейх. Екатерина Николаевна была выдающимся деятелем хореографического искусства, знающим в совершенстве классическое наследие. Именно Екатерина Николаевна формировала молодую школу на высоком профессиональном уровне, была требовательным педагогом и художественным руководителем. Она имела большой авторитет среди взрослых и детей и заложила традиции, которые Пермская школа старается сберечь. В настоящее время в школе ведущими педагогами классического танца работают ее ученицы.

Сейчас педагогический коллектив возглавляет директор, заслуженный учитель школы России Людмила Дмитриевна Шевченко.

Пермский театр оперы и балета был построен в 1870 году, и также вышел на новый уровень/этап в своей истории благодаря эвакуации Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. По настоящее время на сцене театра проходит всероссийский конкурс балетного искусства «Арабеск».

Кроме классического балета, в городе есть множество студий современного балета, в том числе «Балет Евгения Панфилова» и др.























Глава 2. Практическая.

Составление и анализ анкет.



С целью изучения мнения современников о танце и его роли в их жизни, нами была составлена анкета, включающая следующие вопросы:

  1. Возраст;

  2. Пол;

  3. Образование/место учебы;

  4. Чем вы занимаетесь в свободное время / какие кружки посещаете?

  5. Какие виды танца вы знаете?

  6. Считаете ли Вы изображенное на репродукции/фото танцем?

  7. Как часто вы посещаете Театр оперы и балета (количество посещений в год)?

  8. По какой причине вы посещаете балетный спектакль?

  9. Кто из перечисленных деятелей искусства имеет отношение к пермскому балету?

  10. Когда был построен пермский Театр оперы и балета?

  11. Смотрите ли вы балет по ТВ?

  12. Как вы считаете, влияет ли балет на формирование духовного мира личности?

  13. Объясните, на ваш взгляд, что такое танец?

Анкета была оформлена согласно Приложению № 1 к настоящей работе.

Настоящий опрос был проведен 10-12 апреля 2016 года среди учеников нашего класса и их родителей. Всего в опросе приняли участие 54 человека.

Итогом проведенного опроса явились следующие результаты.

Согласно данным, представленным на графике № 1, в опросе приняли участие представители разных возрастных групп. Очевидно, что большинство опрошенных (68,5 %) - подростки, а меньшинство (менее 1 %) - люди в возрасте 40-49 лет. Среди опрошенных 48 человек (88,8 %)- представители женского пола, 6 (11,2 %) - мужского.



График № 1 «Возраст респондентов»





На графике № 2 «Образование респондентов» представленные данные свидетельствуют о том, что большинство (68,5 %) опрошенных - учащиеся гимназии, а 31,5 % опрошенных уже получили высшее образование.



График № 2 «Образование респондентов»



На диаграммах № 1 и № 2 представлены ответы респондентов на вопрос № 4 и № 5. Самым популярными формами организации досуга являются занятия спортом (33,3 %), танцами (22,2 %) и чтение (29,6 %). На вопрос № 5 анкеты респондентам разрешалось дать несколько вариантов ответа. Среди самых популярных видов танца ими были названы балет (55,5 %), хип-хоп (51,8 %) и бальные танцы (22,2 %).

Диаграмма № 1 «Занятия в свободное время»



Диаграмма № 2 «Виды танца»



В шестом вопросе анкеты респондентам представилась возможность выразить свое отношение к репродукциям картин и фото и дать ответ на вопрос: «Является ли изображение на картинках танцем?». Первое изображение - фото дискотеки, второе - репродукция картины художника начала ХХ века Анри Матисса «Танец», третье - фото эпизода балета, четвертое - фото фрески Древнего Египта, последнее - фото хоровода. Полученные данные зафиксированы на графике № 3.



График № 3 «Является ли изображенное танцем?»



Итак, абсолютное большинство респондентов считают, балет и дискотеку видами танца. В то время как движения фигур на полотне Матисса танцем признают относительное большинство (55,5 % опрошенных), а ритуальный танец на древнеегипетской фреске не признают танцем 81,5 % из числа опрошенных. Интересно, что и народный хоровод не считают танцем 22,2 % респондентов. Таким образом, очевидно, что ритуальный танец перестаёт выполнять функции танца в жизни наших современников.

Серия вопросов анкеты (№№ 7-12) была посвящена балету и Пермскому театру оперы и балета, который до сих пор составляет важную, досуговую, часть жизни пермяков. Ответы респондентов представлены на диаграммах №№ 3 - 8.

Диаграмма № 3 «Посещение театра»

Диаграмма № 4 «Причина посещения театра»

Диаграмма № 5 «Деятели Пермского балета»





Ответ на вопрос № 9 предполагал несколько вариантов ответа. Надежда Павлова - выпускница Пермского хореографического училища, а Евгений Панфилов - балерун и основатель студии современного балета «Балет Евгения Панфилова». Очевидно, что мои современники лучше ориентируются в том периоде истории пермского балета, который им ближе по времени.







Диаграмма № 6 «Дата строительства Театра оперы и балета»



При ответе на вопрос о дате строительства Пермского театра оперы и балета ни один из опрошенных не назвал точную дату. Лишь 6 человек (11 %) вспомнили, что он был построен в 19 веке. Очевидно, что большинство (89 %) респондентов не знают истории пермского театра.

Диаграмма № 7 «Балет по ТВ»





Отсутствие интереса к просмотру балета по телевидению свидетельствует о том, что балет привлекает зрителя как некое театральное действие, эмоциональное и прекрасное, как духовная «пища».





Диаграмма № 8 «Балет и духовный мир личности»





Несмотря на тот факт, что посещение балетных спектаклей и мероприятий не является частой формой организации досуга (большинство респондентов посещают театр всего от 1 до 5 раз в год), 85 % опрошенных считают, что балет влияет на формирование духовного мира личности.

В таблице № 1 представлен анализ развернутых ответов на вопрос, что такое танец? Условно ответы респондентов можно разделить на три тематические группы «эмоции», «движение», «искусство».

Таблица № 1 «Определение танца»

п/п

Наименование группы

Ответ

Количество ответов

1

«Эмоции»

«Танец - это выражение эмоций путем телодвижений под музыку»

10

2

«Движение»

«Танец - это ритмоакцентное движение, сопровождающееся музыкой»

30

3

«Искусство»

«Танец - это искусство самореализации с помощью разных движений тела… Движение души»

12

4

Нет ответа



2



Итак, большинством опрошенных танец воспринимается как ритмичное движение под музыку, лишь 22 % респондентов воспринимают танец как вид искусства.

Таким образом, результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что танец, по-прежнему играя одну из важных составляющих жизни современного человека, изменил свое назначение. В настоящее время он не выполняет ритуальной функции. Он остался частью светской жизни человека, а точнее, досуговой.

















































ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



Познакомившись с историей танца и изучив данные проведенного опроса, мы пришли к следующим выводам.

История танца свидетельствует о том, что этот вид самовыражения был знаком человечеству еще до появления древнейших цивилизаций. Но назвать период, когда танец стал частью человеческой культуры, невозможно. Кажется, что танец существовал всегда, но так ли это? Ведь осознанное понимание того, что такое танец, возникает в светский период его существования. Поэтому не совсем понятно, можем ли мы считать ритуальные действия танцем? Любые ли движения под музыку можно называть «танцем»?

Танец существовал и существует в традициях народов, но с историей человечества он менялся, отражая культурное развитие того или иного общества. В настоящее время, на наш взгляд, танец носит не столько светский, общественно-увеселительный характер (балы и прочие светские мероприятия), сколько является средством самовыражения личности.

Действительно (и об этом свидетельствуют результаты проведённого анкетирования), танец воспринимается нашими современниками как средство формирования внутреннего мира личности, представлений о прекрасном. В век информационных технологий танец можно определять и как средство передачи информации через движение.

Таким образом, в наше время акцентируется эстетическая составляющая танца, и танец воспринимается как один из видов искусства, способствующий гармоничному развитию личности (души и тела).











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.



  1. Атлас мировой живописи. М., 2003.

  2. Гарфинкель Д. Первые танцы человека.

  3. История пермского балета // www.balletschool.perm.ru/about/

  4. Королёва Э.А. Ранние формы танца.

  5. Соковникова Н.В. Танцы в процессе исторического развития.

  6. Танец // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86





























































Приложение № 1.



АНКЕТА.



Исследовательская работа Петровой П., Лядовой В. Танец и его место в жизни современного человека (7 класс, н/р Е.В. Шварева)Исследовательская работа Петровой П., Лядовой В. Танец и его место в жизни современного человека (7 класс, н/р Е.В. Шварева)Исследовательская работа Петровой П., Лядовой В. Танец и его место в жизни современного человека (7 класс, н/р Е.В. Шварева)Исследовательская работа Петровой П., Лядовой В. Танец и его место в жизни современного человека (7 класс, н/р Е.В. Шварева)



12 - 19 лет

20 - 39 лет

40 - 49 лет

50 - 60 лет

2.

Пол

  • Женский

  • Мужской

3.

Образование/место учебы

  • Высшее

  • Среднее

  • Учусь в ______________________________________

4.

Чем Вы занимаетесь в свободное время /какие кружки посещаете?



5.

Какие виды танца Вы знаете?





6.

Считаете ли Вы изображенное на фото/репродукциях танцем?



6.1

Исследовательская работа Петровой П., Лядовой В. Танец и его место в жизни современного человека (7 класс, н/р Е.В. Шварева)

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

6.2

Исследовательская работа Петровой П., Лядовой В. Танец и его место в жизни современного человека (7 класс, н/р Е.В. Шварева)

  • Да

  • Нет

  • Не знаю



6.3

Исследовательская работа Петровой П., Лядовой В. Танец и его место в жизни современного человека (7 класс, н/р Е.В. Шварева)

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

6.4

Исследовательская работа Петровой П., Лядовой В. Танец и его место в жизни современного человека (7 класс, н/р Е.В. Шварева)

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

6.5

Исследовательская работа Петровой П., Лядовой В. Танец и его место в жизни современного человека (7 класс, н/р Е.В. Шварева)

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

7.

Как часто Вы посещаете Театр оперы и балета (количество посещений в год)?



8.

По какой причине Вы посещаете балетный спектакль?

  1. Люблю балет

  2. Хочу послушать классическую музыку

  3. Хочу культурно просветиться

  4. Принято посещать театр/родители заставляют

  5. Другой вариант ответа ___________________________



9.

Кто из перечисленных деятелей искусства имеет отношение к пермскому балету?

  1. Анна Павлова

  2. Майя Плисецкая

  3. Надежда Павлова

  4. Евгений Панфилов

  5. Мариус Лиепа



10.

Когда был построен пермский Театр оперы и балета?



11.

Смотрите ли вы балет по TV?

  • Да

  • Нет

  • Иногда

12.

Как Вы считаете, влияет ли балет на формирование духовного мира личности?

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

13.

Что такое танец?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________























































1https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86</

18



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал