- Учителю
- Урок-лекция по обществознанию на тему: 'Страницы истории общества и общественной мысли' (10 класс)
Урок-лекция по обществознанию на тему: 'Страницы истории общества и общественной мысли' (10 класс)
Тема: Страницы истории общества и общественной мысли.
Класс: 10
Цель:
1) обеспечить учащихся возможностью овладеть знаниями, которые накопило человечество о природе человека, возникновении общества и его развитии, многовековом
историческом пути;
2) сформировать умения оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников;
3) развивать способности анализировать и оценивать факты, явления и события, раскрывать причинно-следственные связи между ними;
4) способствовать формированию уважения к многовековой истории, помочь понять проблемы и реалии современного мира;
Лекция
«Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий философией»
Эпикур
(341-270 до н.э. греческий философ-материалист)
План
1.Представления о человеке и обществе на уровне мифологического сознания.
2.Философия античности.
3. Платон и Аристотель об обществе и государстве.
4.Философия Средневековья.
5. Философия эпохи Возрождения.
6. Немецкая классическая философия.
7. Постклассические мыслители.
8. Современный этап развития философской мысли.
ЛЕКЦИЯ
Люди издавна пытались объяснить существование общества: как оно появилось, в каком направлении меняется общественная жизнь? Какое место отводится людям в этом многообразном мире?
В разные исторические эпохи люди давали неодинаковые ответы на эти и подобные им вопросы.
На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира была мифология (греч.- предание, сказание). Мифы стали первоначальными формами духовной культуры человека. Они объясняли человеку в древности происхождение мира, Вселенной (весь сущ. материальный мир, безграничный во времени и пространстве), самого человека, происхождение Солнца, Луны, различные явления природы (весь мир в многообразии его форм, совокупность естественных условий существования человеческого общества).
Наряду с мифологией свои ответы на вечные вопросы бытия искали религия и философия (с греч.- любовь к мудрости, любомудрие).
Главные вопросы философии:
-происхождение мира (космос);
-возникновение биологической жизни;
-что первично: материя или сознание?
- о смысле жизни;
Задание.
Проверьте свои способности к философии (ответы Фалеса)
1.Что старше всего? ( Бог, ибо он не рожден)
2.Что больше всего? (пространство, охватывает весь мир в котором вмещаются вещи)
3 Что прекраснее всего? (мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью)
4.Что мудрее всего? (время, оно уже породило одно и породит другое)
5.Что обще всем? (надежда, ее имеют и те, у кого нет ничего другого)
6.Что полезнее всего? (добродетель, ибо, благодаря ей, все иное может найти себе применение и стать полезным)
7.Что самое вредное? (порок, ибо в его присутствии портится почти все)
Индия и Китай, Греция стали цивилизациями, где появились религиозно-философские картины мира, оказавшие влияние на мировоззрение многих поколений людей.
Вся история мировой философии представляет собой борьбу двух основных направлений:
МАТЕРИАЛИЗМА и ИДЕАЛИЗМА
Материалистический взгляд на мир начал утверждаться в Египте и Вавилоне в конце III-начале II тыс. до н. э.
В VIII-VII вв.до н.э. в Индии появляется учение ЛОКАЯТА ( лока - мир).
Основатель - БРИХАСПАТИ.
Согласно локаята все предметы вселенной состоят из четырех элементов: земли, воздуха, огня и воды. Элементы существуют вечно и являются неизменными. Существует только земная жизнь.
В это же время начинает развиваться материалистическое мировоззрение в Китае.
По представлениям древних китайцев, человек объединяет темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, занимает срединное положение в мире.
Данные положения развивали сторонники ДАОСИЗМА (дао-путь).
Основатель -ЛАОЦЗЫ.
Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все непостоянно и конечно. В древневосточной философии еще не сложились представления о человеке как личности, отделенной от космоса.
ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
Античность - история и культура древней Греции и Рима.
Начиная с VI века до н. э. философия получает бурное развитие в ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Древнегреческие философы задумывались над сущностью природы космоса, мира в целом, критиковали мифологию. Главные вопросы, которые исследовали античные философы это: человек, общество и государство. Они разработали такие понятия и категории, как бытие, сознание, познание и др. Греческий корень -косм- означает «порядок».
Высший образец порядка - мироздание; поэтому оно называется космос. Сотворение мира (космогонию) греки представляли себе как превращение беспорядочного хаоса в упорядоченный космос. Отсюда слово космополит (гражданин мира). Греческие философы искали первоначала вещей в реальном мире- натуре, поэтому их называли натурфилософами.
Первыми древнегреческими материалистами были представители милетской школы.
Древние греки любили задавать вопросы не только другим, но и самим себе. Вот диалог Фалеса с самим собой:
-Что такое вот эта штучка в перстне?- Аметист.
-Что такое аметист?- Камень.
-Что такое камень?- Вещество.
-Что такое вещество?..
На этот вопрос ответа не нашлось. Оказалось, в языке еще нет слова, определяющее само это понятие. Тогда греческие философы решили придумать это слово. Придали слову «лес» новое значение (т.е. «лес» в смысле строительный материал). Римляне, перенимая греческую философию, перевели это слово как материес. Так возник термин «материя»
ФАЛЕС (ок.625-547 г. До н. э.)
Согласно его учению, первоосновой всего существующего является единое материальное начало-вода. Все произошло из воды и в конце концов превращается в воду. Исходя из того, что все одушевленное рождается, живет и размножается через воду (влагу, кровь), считал, что вода- источник жизни.
АНАКСИМАНДР (ок.610-540г. до н. э.)
Ввел понятие первоначала всего существующего - «архе» и считал таким первоначалом апейрон ( бесконечность). Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из апейрона противоположностей: горячее и холодное, мокрое и сухое.
АНАКСИМЕН( ок.588-525 до н.э.)
По его учению все сущее происходит из первоматерии - воздуха - и обратно в нее возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни.
Первой формой ИДЕАЛИЗМА в Древней Греции было пифагорейство.
Основатель - Пифагор (ок. 580-500 до н. э.).
Он так утверждал свое понимание первоначала: все на свете создалось из числа. Камень и человек не одно и тоже. В чем разница между ними? В строении, в размерах и соотношении частей. А чем определяются размеры? Числом. Пифагор делает вывод: суть любого предмета - число. Пифагор считал самым счастливым и таинственно значимым число 7. Семь струн на лире, семь светил на небе, каждое из них звучит как струна и звуки слагаются в музыку сфер. Он требовал катарсиса (очищения) для человека: для тела - через вегетарианство, для души- через познание музыкально-числовой структуры космоса ,который символически выражается в тетрактиде (четверице), т.е. сумме первых четырех чисел: 1+2+3+4=10, содержащей основные музыкальные интервалы:
октаву (2:1) -восьмая;
квинту (3:2) -пятая;
кварту (4:3)-четвертая;
Соотношение двух звуков одновременно называется гармонией.
Верхний звук- вершина;
Нижний - основание.
Греческий мудрец попытался установить, кто из людей сильнее: мужчина или женщина?
Какое из чисел «сильнее»: четное или нечетное? Соединив два разнородных вопроса в один, Пифагор пришел к выводу, что нечетное число «сильнее», т.к. при делении его на два в остатке всегда получается единица. Число 2-первое четное число - есть женщина, а «3»-мужчина, при сложении этих чисел получается 5,символизирующее брак. По Пифагору, первые четыре числа - священные, они основа устройства всего, что есть в мире. Числа и их соотношения управляют миром.
Например: число 7- это пороговое число восприятия человеком множества предметов одновременно, поэтому выделяются именно семь цветов радуги. Мироздание имеет семь устойчивых параметров: по вертикали оно состоит из трех частей: центр ( земля), верх (небо), низ (преисподняя), по горизонтали - мироздание включает в себя четыре стороны света: С, Ю, З, В.Т.о. семерка описывает основные параметры космоса, а магические числа оказываются космическими, определяя гармонию, совершенство мироздания.
Большой вклад в развитие материалистических воззрений внес ГЕРАКЛИД (ок. 520 460 до н. э.), написал сочинение « О природе».
Согласно его учению, материальной субстанцией всего существующего в мире является огонь. Все происходит из огня и все, в конечном счете, превращается в огонь. Мир по Гераклиду никем не создан, но существует вечно. «Этот космос не создал никакой бог и никакой человек, но он всегда был и будет вечно живым огнем».
Дальнейшее развитие материалистической философии связано с учением ДЕМОКРИТА (ок.460-370 до н. э.), основателя атомистики. Он признавал два первоначала: атомы и пустоту. Двигаясь в пустоте, атомы соединяются между собой и образуют различные тела, распад атомов ведет к их гибели. Человек отличается от животного особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела.
СОКРАТ (ок.469- 399 г. до н. э.), философ-идеалист.
Строение мира, физическая природа вещей не познаваемы;
Знать мы можем только себя самих; «Познай самого себя, тогда познаешь и весь мир»,
« Я знаю только то, что ничего не знаю», « Я - человек и, следовательно. Ничто человеческое мне не чуждо»
ПРОТАГОР
( ок. 480- 410)
Философ- софист, материалист, скептик
«Человек есть мера всех вещей»
ПЛАТОН (ок.427-347 до н. э., философ - идеалист, ученик Сократа, основал академию, где преподавались различные науки. Написал 34 диалога: « О добродетели», « О справедливости».
Пытался понять причины возникновения неравенства людей, несправедливости в организации общественной мысли
В основе его учения лежит принцип деления бытия на реальный мир (идеи) и нереальный (чувства). Мир идей, по Платону, существует вечно, отдельные же вещи, явления преходящи.
Платон говорил:
Человек - есть единство тела, идеи души;
Душа - понятие, которое отражает внутренний мир человека.
душа- мировая душа - бессмертна;
тело - смертно;
До воскресения в тело- душа находится на звезде, сколько звезд - столько душ.
(«звезда упала- одновременно кто-то родился и кто-то умер»)
Душа создается один раз. Происходит переселение души в нового человека. В животное или растение. Самое большое наказание- переселение души мужчины в женщину (лучше в животное).
Душа имеет три компонента:
- разумный - мудрость;
- аффективный (страстный)- мужество;
- вожделяющий - повиновение;
Платон дает детальное описание существующих обществ:
1 тип - идеальный;
2 тип - государственный:
-тимократия ( честолюбие)- власть честолюбцев, каждый занят своим делом, не вмешивается в дела других, (все стремятся к накоплению богатства);
-олигархия ( возникает как следствие тимократии) - господство богатого меньшинства. В управлении участвуют только богатые. В таком государстве процветают воровство, преступления. Это приводит к тому, что олигархия сменяется
-демократией ( извращенная форма олигархии)- власть бедных;
-тирания (власть одного)- возникает как вырождение демократии.
Согласно Платону, нужно создать идеальное государство, где будут:
-
Справедливость (жить по душе)
« каждый имел свое и исполнял свое», «дело по душе должно быть»;
если душа разумная - это руководитель;
если аффективная - воин, стражник;
если вожделяющая - земледелец, ремесленник;
2.Должна быть общность имущества ( в т. ч. жены и дети)
С идеей идеального государства Платон обращался ко многим правителям. Правитель Сиракуз ( Сицилия) тиран Дионисий - младший принял его предложение, пригласил и продал в рабство (ученые-рабы стоили очень дорого). Благодаря свом ученикам он был выкуплен.
АРИСТОТЕЛЬ (384- 322 до н. э.), ученик Платона, философ-материалист воспитатель Александра Македонского. Автор высказывания: « Платон мне друг, но истина дороже". Основатель афинского ликея.
Сочинения: «Политика», «Риторика», «Этика», «Метафизика».
В философии различал:
1) Теоретическую часть- учение о бытие, его частях, причинах и началах;
2) Практическую - о человеческой деятельности;
3) Поэтическую - о творчестве;
Считал первоосновой материю и форму (сущностное понятие бытия)
Определил место человека в природе.
Называл три вида жизни:
- растения (душа и форма)- стремятся к воспроизводству;
- животные (душа)- способны к ощущению;
- человек (душа)- способен к размышлению;
Каждая душа включает в себя предыдущую (жив., раст.).
В зависимости от души человек ведет растительный или животный образ жизни.
Человек занимает высшее место в природе, обладает специфическим свойством строения тела (объемом мозга по отношению к телу. (например: слон - большой, а мозг по отношению к телу- маленький).
Человек - политическое существо.
В человеке должна быть этика (мораль).
Цель- показатель разумности.
Все стремятся к благу.
Благо- хорошая жизнь и деятельность ( добродеятельность):
а) умение верно ориентироваться в любой обстановке;
б) умение выбрать правильно надлежащий поступок;
в) умение верно определять местонахождение добра (середину).
В человеке может быть избыток, недостаток и норма добродеятельности.
Человек свободен в выборе добра и зла.
Аристотель определял, что политика- учение о государстве.
Он считал, что все люди имеют один корень бытия и поэтому необходимо создать единое мировое государство. Создал классическую идею происхождения государства:
исходная точка - СЕМЬЯ
СЕЛЕНИЕ (разросшаяся семья)
ГОСУДАРСТВО ( разросшееся селение)
Государство- совокупность людей, состоящих в кровном родстве ( группа родственников).
Аристотель предлагал три основания выделения форм государства:
а) количественное (кому принадлежит власть)
б) качественное (правильно или нет осуществляется управление в государстве;
в) имущественное (бедные или богатые стоят у власти).
ТИПЫ ГОСУДАРСТВ.
Правильные:
1.Монархия (один правит во имя всех).
2.Аристократия (меньшинство правит во имя всех).
3. Республика (большинство правит во имя всех)
Неправильные:
-
Тирания (один правит только во имя себя).
-
Олигархия (меньшинство правит во имя богатых).
-
Демократия (большинство правит во имя бедных).
Каждый тип легко переходит друг в друга.
Государство Аристотеля - республика, где у власти будут средние слои населения.
РИМСКИЕ ФИЛОСОФЫ
ЦИЦЕРОН (106- 43 до н. э.), философ- материалист
Сочинения: «О государстве», « О законах». « О границах добра и зла».
Определял три формы государства: монархию, олигархию, охлократию. Предлагал слить все формы государства в одну.
Задание.
-Подготовить сообщения о римских философах (реферат + краткое изложение основных идей)
-выписать из словаря: орфики, киники, стоики, софисты, скептики. гедонизм
-эссе «Возможна ли полная атараксия?» (атараксия греч.- невозмутимость).
-размышление «В чем смысл жизни?».
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (III- XIV вв.)
Тесно связана с религиозной формой познания. Развиваются основные философские доктрины: патристика (догмат христианства), схоластика (греч. школьный, обоснование христианского вероучения), теология (богословие). Разрабатывается проблема соотношения философии и знания, показывается власть Бога над человеком. Чем проще человеческая душа, чем меньше в ней знаний, тем короче путь к Богу.
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ
(354-430)
Христианский богослов, философ- мистик, философ патристики, епископ в греческой колонии в Африке.
Сочинение «О граде божием» 426г.
Мировоззрение Августина - теоцентрично ( бог пронизывает все).
История человечества есть история борьбы царства света (царства божьего) с царством тьмы, под которым понималась любовь к себе и ненависть к другому.
Все в мире развивается в соответствии с волей Бога. Бог - всемогущ. Основное в жизни- стремление к счастью. Счастье- это любовь к богу. Бог - есть воплощение добра.
«Без веры нет знания, нет истины».
«Любовь к себе, доведенная до презрения себя как греховного существа, суть- любовь к богу, а любовь к себе, доведенная до презрения к богу- есть порок»
Идея предопределенности:
Одни - заранее избраны богом ( чтобы не совершали, наказания нет, они защищены богом)
Другие - заранее обречены;
ФОМА АКВИНСКИЙ
(1226- 1274)
Итальянский богослов и философ, философ- схоласт, теоретик инквизиции, причислен к лику святых.
Сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников»
Первопричиной всего сущ. считал бога.
Приводил пять доказательств бытия божия:
1.Доказательство от движения:
В мире все движется. Все движения приводятся в движение другим и т. д.
Однако, цепь двигателей не может быть бесконечной, был предмет, который дал движение другому предмету (этот предмет - Бог).
2. Доказательство от производящей причины:
в мире сущ. определенный порядок, первопричина- Бог.
3.Доказательство от необходимости:
Вещи, предметы преходящи, случайны, все в мире сущ. как необходимое (дерево растет, затем погибает
Необходимость- Бог
4.Доказательство от степени совершенства:
В мире сущ. градация совершенства - эталон. Вершина эталона - Бог
(лев - сильнее, лань - красивее)
5.Доказательство от руководства миром:
наблюдается определенная целесообразность в поведении - все стараются достичь наилучшего: есть руководитель- Бог.
Судьба - непостижимая предопределенность событий и поступков.
Принцип философии - гармония веры и разума.
Основа государственного устройства - монархия.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНС)
(XV-XVI вв.)
Характерные черты:
а) возрождение античности;
б) реабилитация человека;
в) гуманизм;
г) натурфилософия;
Гуманизм (лат. человеческий) - признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и утверждение своих способностей)
Итальянские гуманисты к четырем основным стихиям воды, земли, воздуха и огня добавили новую, пятую- человека.
Слово quinta essential (пятая сущность) стало синонимом понятия «человек»
Квинтэссенция (лат.- пятая сущность)- самое главное, важное, наиболее существенное.
Философию гуманизма представляли Л.Баттиста Альберти, Э. Роттердамский, М.Монтень, Т.Мор, поэты А.Данте и Ф. Петрарка.
Сущность философии гуманизма- критика догматической схоластики. Главное для философов Возрождения- человек, который явл. центром Вселенной и творцом самого себя. Человек не просто природное существо. Он - господин природы. Возвышается ценность человека как личности. Главную роль играла эстетика. Философы исследовали проблемы человеческих чувств и взаимоотношений.
ФРЕНСИС БЭКОН (1561- 1626)
Английский философ- материалист, автор трактата « Новый Органон»
Материя- это совокупность частиц, а природа- совокупность тел, наделенных многообразными качествами. Неотъемлемым свойством материи явл. движение.
НИКОЛАЙ КРЕБС ( КУЗАНСКИЙ) (1401- 1464)
Немецкий философ-богослов. кардинал
Сочинения « Об ученом незнании», « О происхождении»
Кузанский утверждал:
Бог - есть все, мир внутри бога
Центром мира может быть любая точка.
Человек- малое подобие Бога, должен стремиться к гуманизму.
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
(XVIII в)
Для этой эпохи характерно:
1.Распространение научных знаний;
Знание- сила.
2.Уверенность в мощи человеческого разума.
Чел. разум может все.
3.Опора на материалистов античности (Демокрит).
Главная особенность философии этого периода - познаваемость мира. Человек выступает как субъект познания. Развиваются два направления - рационализм (основа познания - ум) и эмпиризм ( основа познания- чувственный опыт)
Человек рассматривается как человеческая природа.
Природа = растительная природа + животная природа + человеческая природа
Человеческое общество рассматривается как результат договора между людьми.
Общество проходит несколько стадий:
-стадия естественного состояния;
-стадия заключения общественного договора;
-стадия цивилизованного состояния;
ТОМАС ГОББС
(1588- 1679)
Английский философ - материалист
Сочинения: « Философские элементы учения о гражданине», « Левиафан»
Человек - промежуточное звено между природой и обществом.
Сложное тело природы, создатель искусственных общественных систем, совокупность страстей, сил, потребностей.
Люди от природы подвержены гневу, страху и другим животным страстям.
Человек действует исходя из любви к самому себе, враг другому человеку вследствие своего эгоизма. Люди равны от природы друг другу.
Мир - совокупность тел, подчиненных законам механического движения.
Лучшая форма государства - абсолютная монархия.
Создал учение об этапах сущ. человека и общества:
-естественное состояние людей;
-война всех против всех;
-человек сам творит свое бытие;
Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей (н-р: п\о, р\в, феод., капит., русское, американское и т.д.)
В обществе должна властвовать мораль.
Мораль (нравственность) - свод конкретных правил поведения.
« Не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе»
ДЖОН ЛОКК
(1632- 1704)
Английский философ- материалист, эмпирик
Сочинения: « Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правлении»
Выделил основные естественные права человека:
-на жизнь;
-на собственность (результат своего труда)
-на свободу;
Определил, как собственность образуется на основе труда:
-собственность - как достояние всех;
-собственность - как достояние частного;
( частная собственность - обработанная своими руками)
Труд- источник собственности.
Предлагал различные формы государственного устройства:
-демократия - законодательная власть большинства и исполнительная - должностными лицами, выбранными большинством;
-олигархия- власть в руках избранных лиц;
-монархия законодательная власть в руках одного;
-ограниченная монархия - конституционная;
Считал, что лучшие учителя- опыт и отечественная история.
ДЕКАРТ РЕНЕ
(1596- 1650)
Французский философ-рационалист
Сочинения: «Рассуждение о методе», «Начала философии»
«Мыслю, следовательно, существую»
КЛОД АНДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ
(1715- 1771)
Французский философ- материалист
Сочинения: «Об уме», « О человеке»
Человек - чувствующее, слабое, способное к размножению животное.
Человек должен постоянно совершенствовать свое мастерство.
Над людьми должен властвовать закон. Силой развития общества явл. интерес, вытекающий из человеческого самолюбия. Люди всегда стремятся к благу.
Виды блага (интереса):
-личное;
-групповое;
-общественное;
Интересы не должны противоречить друг другу, а наоборот выражать другие интересы. Развил идею зависимости человека от внешней среды: люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.
Люди- продукты среды.
Главной является политическая среда (т.е. форма правления, законы, которые есть)
АДАМ СМИТ
(1723- 1790)
Английский экономист и философ
Сочинение: « Исследования о природе, причинах богатств народов»
Общественные связи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда с последующим обменом плодами их труда. Т.о., работая на себя, вынужден работать на других и, наоборот, работая на других, работает на себя.
Труд, стремление каждого человека к благополучию выступают главными источниками общественного богатства.
Отрицал все меры мобильности рабочей силы (человек сам ищет себе работу).
Выделил основные условия процветания государства:
-господство частной собственности;
-невмешательство государства в экономику;
-отсутствие препятствий для развития личной инициативы;
Общество представлял как большую мануфактуру:
три разновидности труда - три источника дохода - три класса:
- с\х труд - земельная рента - класс землевладельцев
- промышленный труд- зарплата - наемные рабочие
- организационный (управленческий) труд- прибыль - класс капиталистов
Т.о. Смит выделял три основных класса общества: землевладельцы, наемные рабочие, капиталисты, все остальные слои населения он относил к непроизводительным классам.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Особенность русской философии - слияние философии с религией и литературой.
ЛОМОНОСОВ М.В.
( 1711- 1765)
Ученый- энциклопедист, философ- материалист
Сочинения: «О слоях земных», «Размышления о причине теплоты и холода», « О тяжести тел и об извечности первичного движения»
Считал, что материя состоит из атомов, кот., соединяясь, образуют корпускулы (молекулы), а из последних состоят все «чувственные тела». Он впервые обосновал идею вечности и не уничтожимости материи и движения.
Открыл закон сохранения вещества и движения.
« Все изменения, совершающиеся в природе, происходят таким образом, что сколько к чему прибавилось, столько же и отнимается у другого».
РАДИЩЕВ А.Н.
(1749- 1802)
Писатель, философ- материалист
Сочинения: «Путешествие из Петербурга в Москву», «О человеке, его смертности и бессмертии»
В центре философии Радищева- проблема человека с его неотъемлемыми правами:
-сохранность личная (право на жизнь);
-личная вольность;
-право на собственность;
Форма госуд. устройства - республика, с равными правами всех граждан, с общедоступным образованием.
ПОПОВСКИЙ НИКОЛАЙ НИКИТОВИЧ
(1730- 1760)
Просветитель, профессор красноречия и философии, поэт, ученик Ломоносова М.В.
Сочинения: «Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества»
Все люди по своей природе равны.
Социальный идеал - просвещенная монархия.
ДЕСНИЦКИЙ СЕМЕН ЕФИМОВИЧ
(1740- 1789)
Просветитель, профессор права
Сочинения: « Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции», «Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения…», «Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов…»
Выделял прогрессивно сменяющие друг друга исторические формы человеческого общества:
-звероловство;
- скотоводство или пастушество;
- хлебопашество;
- коммерческое состояние;
Определил причины установления государственной власти:
- физическую (власть сильных);
- имущественную (неравенство);
- духовную (неравенство);
КЛАССИКИ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ
( вт.п XVIII- п.п XIX в.)
Основные заслуги:
1.Разработали диалектический подход к анализу всех, в т.ч. и общественных явлений:
- принцип взаимосвязи;
- принцип развития;
- принцип внутренней противоречивости;
2. Искали объективные внеприродные основы исторического процесса (в самом человеке)
3.Рассмотрели принцип активности человека как субъекта исторического процесса (творец самого себя, своей истории)
ИММАНУИЛ КАНТ
(1724- 1804)
Философ- идеалист, агностик
Агностицизм (греч.- отрицание знания)- учение, отрицающее возможность познания мира.
Сочинения: « Критика чистого разума», « Критика способности суждения»
Заложил основы гносеологии (теории познания). Познание рассматривал как деятельность человека, протекающую по собственным законам.
Мир явлений, по Канту, беспорядочен, хаотичен, в нем нет никаких закономерностей, он сущ. вне пространства и времени и лишь человек в процессе познания вносит в этот хаос определенный порядок, размещает все явления в пространственные и временные рамки, сообщает им необходимость, закономерность, т.о. получается, что человек создает, творит мир явлений, законы, действующие в этом мире.
ЧЕЛОВЕК:
-что я могу знать?
-что я должен делать?
-на что я могу надеяться?
Кант отвечает на эти вопросы так:
-человек может знать о мире на уровне математики и естественных наук;
-поступать по человечески;
-?
Определил правила человеческого поведения:
-легальные поступки (корыстные интересы);
-собственно- моральные поступки (добрые);
« Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же как к цели и никогда бы не относился к нему только как к средству»
Всякая личность- самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, даже для всеобщего блага
Человеческое в человеке восторжествует.
Гаранты:
-воля;
-душа;
-бог;
Конечная цель - наивысшее моральное совершенство человека.
Три фактора:
- создание всеобщего сената народов;
-воспитание как развитие талантов, форм морального характера;
-всеобщее образование;
ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ
(1762- 1814)
Философ- идеалист
Сочинения: «Наукоучение», «Опыт критики всяческого откровения»
Рассматривал человека как субъекта исторического развития.
Исходным пунктом является Я.
Я - деятельное начало, творит все существующее.
1) Я - первоначально полагает свое собственное бытие.
( я - стремится познать себя, должно отличить себя от другого)
2) Я - полагает некое не Я.
3) Не Я сущ. в Я (единство)
(любое бытие- принцип внутренней противоречивости)
Любой человек- единство Я и не Я.
Я - это духовное.
Не Я - чувственное.
Чувственное - источник несвободы человека ( а человек стремится к свободе), источник зла, пороков.
Человек должен действовать, действовать, действовать.
(как у Ленина: учиться, учиться, учиться)
« Счастливым и свободным может быть только совестливый человек. Поступай согласно своей совести»
Определил три этапа в развитии человечества:
-человек свободен как эстетический субъект;
-социальная свобода;
-научная, мыслящая свобода;
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ
(1770- 1831)
Философ- идеалист
Сочинения: «Феноменология духа», « Наука логики», « Философия права», « Лекции по истории философии», « Лекции по эстетике», «Лекции по философии истории»
В основе всех явлений природы и общества лежит абсолютное, духовное и разумное начало - «абсолютная идея», « мировой разум» или « мировой дух».
Это начало активно и деятельно, его деятельность состоит в мышлении, т.е. самопознании.
Этапы развития абсолютной идеи:
-развитие идеи внутри себя;
---------------------в форме природы;
- --------------------в мышлении,
Затем снова и т.д.
Различал три периода в истории человеческого общества:
-
Индия, Китай, Персия ( Иран)- не было свободы, кроме одного;
-
Греция, Рим- сознание свободы некоторых (рабы). Человек - юридически свободное лицо.
-
Германский мир-свобода всеобщая ( гражданское общество)
Отсюда:
три сословия:
- землевладельческое (землевладельцы, крестьяне);
- промышленное (наемные рабочие, купцы, фабриканты);
- всеобщее (чиновники госуд. аппарата);
Зафиксировал неравенство, внутреннюю противоречивость общества, отрицательные последствия разделения труда в человеческом обществе.
Государство - конституционная монархия.
Гегель разработал учение о диалектике, сформулировал основные законы и категории.
Диалектика ( греч. - веду беседу, рассуждаю)- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления
В диалектике наблюдаются две тенденции (две стороны):
- революционная (« все течет, все изменяется»);
- консервативная (несмотря на постоянные изменения, в определенных границах предметы и явления остаются самими собой);
ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ:
Все явления между собой связаны. Связи бывают существенные и несущественные, главные и второстепенные.
Существенные связи между явлениями, характеризующиеся устойчивостью и повторяемостью, называются законами.
Законов природы много. Все они изучаются той или иной наукой. А самые общие законы, которые лежат в основе частных законов, изучаются философией.
I Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Этот закон показывает, как происходят изменения.
Понятия:
Качество - внутренняя определенность предмета, существенная и относительно устойчивая.
Свойство - это качество в его внешнем проявлении.
В рамках одного и того же качества могут меняться отдельные св - ва
( н-р, изменение черт характера)
Количество - внешняя определенность предмета, кот. характеризует предмет со стороны степени развития его свойств.
Мера- количество и качество, взятые в единстве.
Первыми в процессе развития всегда изменяются количественные показатели.
Н-р. лед при нуле градусов превращается в воду, при ста градуса - в пар.
Т.о. количество порождает качество и наоборот (н-р., закрытый сосуд с водой при замерзании лопается; вода при замерзании расширяется т.е. новое качественное состояние воды порождает количество)
II Закон единства и борьбы противоположностей.
Это главный закон. Он показывает, в чем источник движения.
Все явления раздваиваются на противоположности. Между ними идет борьба, кот. заканчивается в какой-то момент гибелью данного явления, данного качества, данной меры и возникновением нового явления, нового качества, новой меры.
Этот закон имеет двухстороннюю структуру:
- единство противоположностей (временно, релятивно (относительно);
- борьба противоположностей (абсолютна, постоянна);
Виды противоположностей:
- плюс и минус;
- умножение и деление;
- дифференцирование и интегрирование;
- ассоциация и диссоциация атомов;
- ассимиляция и диссимиляция;
- наследственность и изменчивость;
- жизнь и смерть;
- качество и количество;
III Закон отрицания отрицания.
Этот закон утверждает поступательное развитие мира, но развитие идет не по прямой линии (снизу вверх) и не по кругу, а по спирали ( н-р.. бросим в землю зерно, картофель, из них появятся неск-ко зерен, картофелин, при этом семена погибнут).
Умножая два числа со знаком минус, получаем число со знаком плюс.
Задание:
- эссе « Известное еще не есть понятное» Гегель
ЛЮДВИГ АНДРЕАС ФЕЙЕРБАХ
( 1804 - 1872)
Философ- материалист, атеист, сторонник социализма
Сочинения: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», « Основы философии будущего»
Фейербах считал, что мышление не может сущ. вне человека и независимо от него, ибо оно неразрывно связано с деятельностью человеческого мозга, с материальным.
Отсюда - мышление, сознание не первично а вторично, производно от материи, от природы.
В основе его учения - человеческий индивид и природа, частью кот. явл. человек.
Человек - материален и идеален.
Человек - высшее существо природы.
Природа человека составляет его сущность.
Природу человека составляют:
- чел. тело;
- духовная деятельность (воля, чувства, разум);
- общение человека с человеком;
В основе поведения людей лежат акты воли ( я хочу - я существую)
Все хотят счастья. Быть - значит хотеть быть счастливым.
Счастье- это такое состояние, при кот. существо может беспрепятственно удовлетворять и действительно удовлетворяет свои индивидуальные потребности и стремления, относящиеся к его сущности и к его жизни.
Задание:
- эссе «Что такое счастье»
ПОСТКЛАССИЧЕСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ
(XIX - XX вв.)
Направления:
- позитивизм; (О.Копт, М.Вебер, Б Рассел, Г. Спенсер)
- экзистенциализм (С.Кьеркегор, Ж Сартр, К. Ясперс, А. Камю)
- натурализм ( Ч. Дарвин. А. Смолл )
- исторический материализм (К.Маркс)
- неотомизм ( Ж. Маритен);
ПОЗИТИВИЗМ ( лат. положительный)
Источник знания- конкретные науки.
ОГЮСТ КОНТ
(1798- 1857)
Французский философ- позитивист
Сочинение: « Курс позитивной философии»
Предложил изучать общество на научной основе и определил место социологии в системе других наук. Термин «социология» обосновал Конт.
Стадии познания природы:
-теологическая;
- метафизическое;
- позитивное;
ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР
( 1820- 1903)
Английский философ- позитивист
Сочинение: « Система синтетической философии»
Общество рассматривал как биологический организм, законы природы тождественны законам общества.
Структура общества:
- поддерживающая система (питание, жизнедеятельность экономическая сфера);
- распределительная (разделение труда);
- регулятивная (подчинение составных частей целому, государству);
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ( философия существования)
Человек- объект научного исследования
СЕРЕН ААБЬЕ КЬЕРКЕГОР
(1813- 1855)
Датский философ- экзистенциалист
Сочинения: « Или- или», «Страх и трепет, « Болезнь к смерти»
Основа личности - экзистенция.
Типы экзистенции:
- эстетический;
- этический;
- религиозный;
«Нужно жить, дыша страданием»
НАТУРАЛИЗМ (лат. природа), социал- дарвинизм
Главный двигатель общественного развития - борьба за существование и естественный отбор.
АЛБИОН ВУДБЕРИ СМОЛЛ
( 1854- 1926)
Американский социолог.
Рассматривал социальную жизнь как результат взаимодействия шести классов интересов, ориентированных на здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - философская наука об обществе (понятие ввел Г.В.Плеханов)
КАРЛ МАРКС
( 1818- 1883)
Немецкий философ- материалист, основатель научного коммунизма
Сочинения: « Экономическо-философские рукописи», «Немецкая идеология»
Марксизм - научная теория о развитии общества.
Его появление подготовило учение социалистов- утопистов А.Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье, мечтавших о справедливом обществе.
Основные задачи - поиск объективной сущности, исходя из человека и самого общества;
- вооружить рабочий класс, всех труд - ся учением о революционном
преобразовании общества;
Ввел понятия: практика, общественное бытие, общественно- экономическая формация.
Общество- совокупность отношений, присущих людям
Сущность человека (единство материального и духовного)- сущностные силы (истина, красота, добро, справедливость)- человеческая деятельность ( производственные отношения)- общественные отношения.
Формы проявления сущности человека:
-М (Д) - духовный компонент- воля,
материальное главное, духовное - вторичное, подчиненное,
материально- практические отношения:
а) производственные отношения (трудовые)- благо;
б) политико-правовые отношения - справедливость;
-(М) (Д)- духовный компонент- чувство,
материальное определяет духовное и наоборот,
практически- духовная деятельность (ценностно-ориентированная):
а) эстетические отношения (производство красоты);
б) нравственные отношения (добро);
(М) Д- духовный компонент- разум,
определяющим является духовное,
духовно- теоретическая познавательная деятельность:
а) познание природы;
б)-------------истины;
Человек имеет возможность развивать свои сущностные силы.
« Люди- живые, телесные существа.
Чтобы жить - нужно иметь возможность жить.
Чтобы иметь возможность жить - нужны средства к жизни.
Чтобы иметь средства к жизни- люди их должны производить»
НЕОТОМИЗМ (философская доктрина католичества)
ЖАК МАРИТЕН
(1882 -1973)
Французский философ - неотомист
Сочинения: «Антимодерн», «Интегральный гуманизм»
Выдвинул идею «интегрального гуманизма», призванного перестроить цивилизацию, сплотить людей на основе признания религиозных ценностей.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
(1853- 1900)
Философ- идеалист, богослов, публицист и поэт
Сочинения: « Философские начала цельного познания», « Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», «История и будущность теократии»
Общественная жизнь и ее формы имеют свой источник в началах самого человека.
Основные начала чел. природы:
- чувства (объективная красота);
- мышление (объективная истина);
- воля (объективное благо);
Две стороны начал:
- личная;
- общественная;
Воля - непосредственное начало чел. жизни.
Три формы воли (общественной жизни):
-материальная (обеспечение необходимых средств существования);
Возникает экономическое общество (земство)
- формальная (отношения друг к другу);
Основной принцип- право
- абсолютная (духовное общество);
В основе - бог, церковь
Мышление - сфера объективной истины;
Три основных формы:
-материальная (конкретные науки: физика, химия)
Эмпирическое содержание (опыт)
- формальная (философия);
- абсолютная (теология);
Абсолютная реальность, абсолютное существо
Чувства - объективный критерий.
Три основных формы:
- материальная (техническое художество, т.е. материальное творчество);
- формальная (изящное художество: ваяние, музыка, поэзия, живопись);
- абсолютная (мистика);
Три основных формы находятся в координации:
1-1---1;
2-2---2;
3-3---3;
Высшим началом чел. жизни является чувства, высшей степенью чувства является мистика.
Есть закон в развитии общества.
Три этапа в развитии:
I этап- слитость внутри целого,
Период древней истории (до возникновения христианства), все начала человека, все степени их проявления слиты друг с другом;
Общества: теософия (мышление), теократия (воля), теургия (чувства).
II этап- дифференциация элементов внутри целого, с возникновением христианства до вт. пол. XIX в. Отделение общества светского от общества церковного
Общество светское - на политическое (государство) и экономическое общество
Вначале была господствующей церковь, затем государство, затем экономическое общество.
III этап- синтез элементов внутри целого, окончательный период чел. общества.
Что должно быть:
В области чувства- сочетание мистики, изящного и технического художеств в единое целое----свободная теургия;
В области мышления - гармоничное соединение теологии, философии и науки, общество цельного знания;
В области воли- свободный внутренний союз духовного общества (церкви) с политическим и экономическим обществом ( государством), теократия.
Кто осуществит III этап?
Мусульманская цивилизация, западная цивилизация или славянская цивилизация?
Задание
- эссе «Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант»
О.Бальзак
БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
( 1874- 1948)
Философ- мистик, экзистенциалист
Сочинения: « Философия неравенства», « Философия свободы»
Основной проблемой философии явл. проблема человека. Открывается в человеке и через человека. Человек есть микрокосм (внутренний мир) и микротеос («малый бог»).
Он сотворен по образу и подобию Бога.
Человек- существо духовное, физическое и плотское,
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Основные направления философской мысли:
-сциентизм (знания, наука);
- антисциентизм;
Сциентисты считают научное знание высшей культурной ценностью современности, недооценивают негативных последствий стремительного развития науки.
ВЕРНАДСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
(1863- 1945)
Философ- материалист
Сочинение: «О научном мировоззрении»
Развитие мира зависит от характера деятельности человека.
Разработал теорию о ноосфере (сфере разума).
Задание:
- эссе «Всякая философия- мировоззрение, но не всякое мировоззрение- философия»
«Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно»
Конфуций
-
19