- Учителю
- Школьная лекция 'Нравственные основы ислама и буддизма', 11 класс
Школьная лекция 'Нравственные основы ислама и буддизма', 11 класс
Школьная лекция по обществознанию «Нравственные основы ислама и буддизма», 11 класс
Ислам - самая молодая из мировых религий, возникшая в начале VII в. н. э. в Западной Аравии. Основателем ислама считается житель Мекки, «посланец Аллаха» Мухаммад .
I.Основные определения понятия «ислам»:
1 « мир, предание себя богу»
2. «покорность Всевышнему Аллаху»
3. «подчинение» (законам Аллаха)
4. «послушание»
Еще одно название религии «мусульманство» переводится как « предавший себя Аллаху».
II.Источники исламских канонов и учений, определяющих основные нравственные принципы жизни мусульман:
1.Главная священная книга ислама - Коран (от араб. «аль-кур'ан» - «чтение»), считается несотворенной божественной речью, переданной людям через пророка Мухаммеда. Коран записан на арабском языке. Безусловным требованием ислама является использование в любых ритуалах только арабского текста. До недавнего времени существовал запрет на перевод Корана на другие языки. Но сейчас этот запрет снят, хотя и утверждается, что перевод никогда не заменит арабского оригинала. Коран состоит из сур - длинных и коротких частей. Самая мельчайшая структурная единица Корана называется аятом. Иногда ее также называют «стихом», что, по мнению мусульман, неверно, поскольку пророк Мухаммед неоднократно подчеркивал удаленность своих проповедей от поэзии. 2.Вторым после Корана источником исламского права (фикха) считается Сунна. Су́нна (араб. обычай, пример ) - мусульманское священное предание, приводящее примеры жизни исламского пророка Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина. Ряд сюжетов Корана пересекаются с сюжетами Танаха и Библии.
III.Основные запреты для мусульманина в исламе:
Исключительно важное место в исламе занимают запреты и дозволения. Запреты ислама пронизывают собой все области жизни мусульман. Все они имеют определенную социальную и религиозную направленность. Так, в исламе существуют запреты на торгово-финансовые сделки. Незнание тонкостей шариата может принести в частности, ущерб российским экономическим сетям при заключении торговых договоров со странами мусульманского мира, ибо запреты ислама специально касаются осуществления торговли между мусульманами и не мусульманами. Следует обратить внимание на шесть Следует обратить внимание на шесть канонизированных случаев запрещения торговых сделок. Это купля и продажа «нечистот» (к числу «нечистот» шариат относит свинину, алкогольные напитки и т.д.), узурпированных товаров; продажа предметов, не являющихся собственностью продающего; торговые дела, связанные с запретной, азартной игрой (кумар); сделка, в которой имеется момент ростовщичества (риба); продажа «смешанных» товаров, продуктов, отделить которые друг от друга невозможно (например, масла, смешанного с другим жиром).
Очень подробно разработаны в канонах шариата пищевые запреты. Большинство этих запретов уходит своими корнями в доисламскую эпоху. Например, запрет употреблять свинину существовал еще в древнем Египте и среди иудеев. О пищевых запретах говорится во многих сурах Корана и хадисах - изречениях пророка Мухаммеда. В одном из хадисов отмечается: «Бог запретил употреблять в пищу кровь, мертвечину, алкогольные напитки, свинину».
Нельзя не упомянуть о запретах ислама использовать золотую и серебряную посуду. Эти запреты связаны с ранней исламской доктриной, порицающей чрезмерное увлечение земными благами и богатством. Золотые украшения, драгоценная золотая утварь всегда были доступны лишь состоятельным слоям общества и вызывали зависть и раздражение среди масс неимущих. Считалось, что такое положение может привести к разладу в мусульманском обществе. По мнению мусульманских идеологов, чрезмерное земное богатство ослабляет стремление верующего к исполнению религиозных обязанностей и любовь к загробному миру.
Важное социально-политическое и нравственное значение имеют запреты ислама в семейно-брачных вопросах. Ислам, например, запрещает мужчинам вступать в брачный союз с определенными категориями женщин. Запрещено жениться на матери, родной сестре, теще. Мусульманка по шариату не имеет права выходить замуж ни за кафера (неверного), ни за человека чужого Священного Писания (христианина или иудея). Мусульманин же имеет право жениться на христианке или иудейке.
Среди запретов ислама особое место занимает недопущение к священным местам иноверцев. Классическому исламу неведомо разрешение посещать молитвенные дома и другие священные места туристам, тем более не мусульманам. Мечеть в исламе имеет строгое назначение - только для молитвы и служения Богу. Естественно, в наши дни эти запреты до определенной степени ослаблены. Сейчас многие мечети - уникальные архитектурные и исторические памятники ислама в Египте, Турции, Иране и других местах - превращены в объекты туристических посещений. Однако священную область Саудовской Аравии - хиджаз, где находятся священные города мусульман Мекка и Медина, и в наше время посещать не мусульманам строго запрещено. В основе этого запрета лежат два фактора: понятие о «нечистоте» и «осквернении» и запрещение для молитвенных домов каких-либо доходов. По представлению мусульман, христиане и иудеи являются последователями единого Бога - «людьми Священного Писания», однако, так как они употребляют алкогольные напитки, свинину (кроме иудеев) занимаются ростовщичеством и т.д., то считаются «оскверненными».
Все юридические, нравственные и культурные предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех мусульман, сведены в единую систему под названием шариат (арабск. «шариа» - прямой, правильный путь), Источником шариата и его составной части - мусульманского права (фикх) являются Коран и Сунна.
IV.Нравственные нормативы благополучной жизни в исламе
В отличие от других религий, где нравственные идеалы были столь высоки, что практически недостижимы, в исламе существовала возможность реального исполнения нравственного закона своей религии в личной и общественной жизни. Мухаммад считал, что совершенная вера на деле выражается в полном самопожертвовании, а низшая ступень - в исполнении необходимых предписаний религии и нравственности. На этой ступени нормы нравственности были не только выполнимыми, но и простыми, и понятными. Нормы поведения мусульманина в отношении с Богом и людьми называют шариатом (араб. «аш-шар'а» - «ясно установленный путь»). Шариат регулирует практически все сферы повседневной жизни мусульман. Существуют особые религиозные суды, решающие дела на основе шариата, согласно которому любые действия людей делятся на разрешенные поступки (халяль) и запрещенные поступки (харам).Основным предписанием шариата, обязательным для всех верующих мусульман, являются пять столпов ислама. Учение о пяти столпах основывается на известном хадисе, содержащемся в основных сборниках мусульманского Священного Писания: «Посланник Бога, да благословит его Господь и приветствует», сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет никого достойного поклонения, кроме Единого Бога, и что Мухаммад - посланник Божий; совершении молитвы; выплате пожертвования; совершении паломничества; и соблюдении поста в месяц Рамадан». Из этого следует, что каждый мусульманин должен верить в единого Аллаха и в то, что Мухаммад пророк его; молиться пять раз в день (намаз), проходя перед этим омовение; подавать милостыню; соблюдать пост в месяц рамадан; совершить хотя бы раз в жизни хадж в Мекку.
Нравственные нормы, предписываемые исламом, подразумевают также:
- Правдивость (ас-сидк).
- Надежность и верность (аль-амана).
- Искренность (аль-ихлас).
- Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы н спора (адаб аль-хадис).
- Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
- Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
- Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
- Скромность (аль-хайя).
- Достоинство и самоуважение (аль-изза).
- Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
- Желание посвятить всю свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
- Щедрость (аль-джуд валь-карам).
- Терпение (ас-сабр).
- Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
- Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
- Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
- Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).
Согласно исламской традиции, к грешнику надо проявлять терпение, надеясь, что он исправится. Ведь известно, что каждый добрый поступок 10 раз заносится ангелом в книгу судьбы. В этом же смысле звучит призыв Мухаммада - не злословь ни о ком. Недостойно позорить чью-либо честь, недостойно проклинать кого-либо, недостойно всякое пустословие.
VI.Морально - волевые качества нравственного идеала в исламе
Исламская мораль главным критерием в определении нравственной зрелости человека видит его набожность, степень благочестия. В свою очередь благочестие по Корану, - это исповедание веры и строгое выполнение всех обязательных предписаний религии. Предначертания бога устанавливают вечные принципы человеческого поведения, - пишет известный мусульманский автор. - Он указывает на два пути: один - ведущий прочь от Него, и это есть зло, другой - ведущий человека к Нему, и это есть добро". Для исламской морали не имеет значения, насколько нравственные требования соответствуют объективным потребностям людей, прогрессу общественной жизни. Коран говорит о равной ответственности людей перед Богом, но мужчины имеют преимущества перед женщинами. Отношение к иноверцам в исламе специфическое. Оно явилось следствием существенной особенности морали и нравственных норм ислама - исполнения одного из главных предписаний - джихада, т.е. ведения «священной войны» против иноверцев. Джихад признавался долгом, поскольку человечество делилось на праведных - мусульман и неправедных - иноверцев, подлежащих обращению любым путем, не исключая насильственного. Коран требовал от мусульманина усилий, отдачи сил на распространение ислама. Позднее на этой основе развились представления о «духовном джихаде», т.е. внутреннем противоборстве иноверцам, т.к. всякая иная вера считалась заблуждением.
VII. Сущность буддизма
Буддизм - древнейшая из мировых религий (наряду с христианством и исламом), возникшая в VI - V вв. до н. э. в Северной Индии. Родоначальник - Сиддхартха Гаутама (Будда). Слово «будда» переводится как «просветленный» или «проснувшийся». Реконструкция научной биографии Будды Шакьямуни невозможна, так как древние источники мифологичны. Буддизм проповедует избавление от страданий через самосовершенствование, размышление и созерцание путем отказа от желаний и достиижения «высшего просветления» - нирванны. В связи с этим основой буддизма является учение о четырех благородных истинах: есть страдание; есть его причина; есть необходимость избавиться от страдания; есть путь освобождения от страдания (нирванна). Символ буддизма - колесо закона. Центр колеса - ступица, символизирует светящуюся точку сознания, излучающую душевный свет. В ее проекции легко угадывается символ инь-ян - единство женского и мужского начала. Восемь спиц - символизируют суть буддийского учения, заключающуюся в следовании восьми «благородным принципам»: правильная вера, правильные ценности, правильная речь,
правильное поведение, правильное достижение средств к жизни, правильные стремления, правильная оценка своих действий и восприятие мира органами чувств, правильная медитация (концентрация внимания на внутреннем состоянии сознания)".
VIII. Пять благородных установлений буддизма
1.Вся жизнь человека - страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.
2.Причина страдания - наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.
3.Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды. Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос. По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть. Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ. В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.
4.Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называют срединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.
Вот эти состояния:
-
правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий;
-
правильные намерения: следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;
-
правильная речь: следует следить за своими словами, чтобы они не вели ко злу, - речь должна быть правдивой и доброжелательной;
-
правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;
-
правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;
-
правильные усилия: следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе;
-
правильные помыслы: следует уяснить, что зло - от нашей плоти;
-
правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.
Первые две ступени означают достижение мудрости или праджня. Следующие три - нравственное поведение - шила. И наконец, последние три - дисциплина ума или самадха. Однако эти состояния нельзя понимать как ступени лестницы, которую человек осваивает постепенно. Здесь все взаимосвязано. Нравственное поведение необходимо для достижения мудрости, а без дисциплины ума мы не сможем развить нравственное поведение. Мудр тот, кто поступает сострадательно; сострадателен тот, кто поступает мудро. Такое поведение невозможно без дисциплины ума.
5.Идея о необходимости сострадания ко всем живым существам - идея, наиболее полно воплотившаяся в буддизме Махаяны.
IX.Буддийский нравственный идеал
Исходя из учения о неизбежности земных страданий, буддизм утверждает, что дело спасения каждого человека находится в его собственных руках. Всякая попытка вести борьбу за земные интересы, по словам проповедников буддизма, таит в себе страшную опасность бесконечного продолжения новых страданий. Отказ от жажды жизни, преодоление в себе «всякого сильного чувства» - все это приводит к прекращению страданий. Как же подавить в себе жажду жизни, столь естественную для человека, для всякого живого существа? Путь крайнего аскетизма, самоистязания и умерщвления плоти ранний буддизм отрицал. Сам Будда до своего «просветления», говорит легенда, в течение семит лет предавался строжайшему аскетизму, но это не помогло ему найти истину. Единственным путем спасения, утверждает буддизм, является «благородный срединный восьмеричный путь».
Буддисты учат:
1. живые существа страдают не от бездействия, а от того, что не знают, как действовать правильно;
2. чтобы научиться действовать правильно, надо обрести ясное направление в жизни;
3. раздвоенной иглой не сошьешь ткань, идя в разных направлениях, не достигнешь цели;
4. лучше синица в руках, чем соловей в лесу. Будьте рады тому, что у вас есть!
Афоризмы Будды
1.Самый большой дар в жизни человека - великодушие
2. Самый большой недостаток в жизни человека - непонимание
3. Самое большое утешение в жизни человека - добрые дела
4. Самая большая вина в жизни человека - неблагодарность