7


  • Учителю
  • Занятие 'Внебрачная семья' из курса 'Семьеведение' (10 класс)

Занятие 'Внебрачная семья' из курса 'Семьеведение' (10 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: Внебрачная семья



Цель: дать понятие о социальном явлении «внебрачная семья».

Задачи: - учить различать понятия «гражданский брак» и «сожительство»;

  1. Этап целеполагания (слайд 1)

В современном российском обществе продолжается падение престижа таких традиционных социальных институтов как брак и семья. С целью пропаганды семейного образа жизни в молодёжной среде группой специалистов в области социальной психологии был разработан спецкурс «Семьеведение», в рамках которого и пройдёт наша сегодняшняя встреча.

Семьеведение - означает ведать, знать о семье. А что такое семья? Попробуйте дать определение этому понятию. (Ответы.)

А вот что об этом говорят дети. (Просмотр ролика «Что такое семья.)

Семья - это социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью. (слайд 3)

Попробуйте дать определение правовому понятию «брак». (Ответы.)

Брак - санкционированное обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая и половые отношения, взаимные права и обязанности (слайд 4).

Чтобы определить тему нашей встречи, я предлагаю вам ситуацию (слайд 5).

Познакомившись, парень и девушка решают пожениться. Для того, чтобы проверить свои чувства и отношения, они съезжаются и начинают жить вместе. Никаких трудностей во время совместного проживания они не испытывают. Однако спустя год-второй эта пара заявление в ЗАГС так и не подала…

Определите тему нашей встречи. (Ответы.)

Насколько тема незарегистрированных отношений актуальна сейчас среди молодёжи? Есть ли среди ваших близких, родственников или знакомых такие пары? (Ответы.)

2. Определение понятия «внебрачная семья».

В современном цивилизованном обществе всё больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять их официально. Растёт количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни. Происходит не только эволюция форм брака, существенно трансформируется и отношение к нему. Упал престиж официального (гражданского) брака, его всё чаще заменяет сожительство мужчин и женщин, так называемая внебрачная семья (слайд 6). Это и будет темой нашей встречи.

Попробуйте дать определение понятию «внебрачная семья». (Варианты.)

Незарегистрированное сожительство - эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием «гражданский брак», что терминологически является неверным, так как именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что и фиксирует запись акта гражданского состояния ЗАГС (слайд 7).

Как вы думаете, образование внебрачных семей естественно для каких городов - крупных или небольших? С чем это связано? (Ответы.)

Неженатые пары - явление достаточно распространенное в современном индустриальном и урбанизированном мире. В западно-европейских странах - Франции, Дании, Англии, Швеции, Нидерландах и т.д. добрачное сожительство является уже признанным социальным институтом (слайд 8). Почти все супружеские пары перед браком жили некоторое время вместе. В официальный брак вступают только по традиции. Тем не менее, в случаях незарегистрированного сожительства установка на брак не исчезает. Фактически все опрошенные социологами пары (90% женщин и мужчин), состоящие в близких отношениях, собирались вступить в брак, хотя и необязательно с этим партнером. Внебрачная семья - явление социальное, а значит, что оно имеет свою классификацию.

По признакам публичности внебрачные семьи можно подразделить на (слайд 9):

а) анонимные - таковыми являются те внебрачные семьи, которые по различным причинам скрываются мужчинами и женщинами от общественной среды. С социальной точки зрения такие союзы наиболее нежелательны;

б) не анонимные внебрачные семья - те, в которых мужчина и женщина не скрывают свои отношения перед общественной средой.

По продолжительности определяются такие семьи как (слайд 10):

а) случайные кратковременные связи - не являются в полном смысле внебрачной семьей, потому что существует короткое время, не выполняют целый ряд функций, принадлежащих семье. Эти связи чаще всего анонимны, являются часто непредвиденными и неожиданными источниками внебрачной рождаемости. Для общества эти связи крайне нежелательны;

б) временные внебрачные семьи - это те союзы, которые длятся некоторое время и, как правило, не анонимные. Иногда партнёры ограничиваются обещаниями брака, а иногда он заключается. Это, как правило, фаза предбрачной жизни, которая всё чаще встречается в современном обществе;

в) длительная связь или длительное время существующая внебрачная семья, в которой мужчина и женщина не намереваются формально закреплять брак.

Среди внебрачных эта форма брака занимает ведущее место. Такие отношения часто основываются в зрелые годы партнёрами, оставшимися неженатыми по разным причинам. Мужчина и женщина в такой семье имеют жизненный опыт, помогающий избегать острых конфликтов, которые часто потрясают и разрушают брачные и внебрачные союзы молодых людей.

Попробуйте назвать причины, лежащие в основе создания внебрачной семьи. Почему так происходит? (Ответы.)

Причины подобной ситуации кроются в неуверенности человека в избраннике, связанной с перенесенной психологической травмой (фактом измены, потери любимого человека, его смертью, вероломством, интимной неудачей, обманом) или страхом, связанным с неотвратимостью её наступления.

К числу основных тенденций, создающих условия для развития внебрачных союзов в современном обществе, социолог В.В. Солодников относит следующие:

1. Превращение брака из социально признанного в удобную для конкретного индивида форму.

2. Рост ожиданий от брака, когда в основу брака закладываются не только любовь, общность интересов, но и уникальное сочетание духовных, личностных потребностей партнёров.

3. Обратная зависимость между ростом социального статуса женщины и стабильностью брака: чем выше её экономическая самостоятельность, тем меньше зависимость от мужа и больше свободы в принятии решения о своём семейном статусе.


Помимо социально-экономических, культурно-политических условий важную роль играют внутренние мотивы каждой конкретной личности, выбирающей альтернативную форму брака и семьи. Среди наиболее часто встречающихся можно обозначить следующие (слайд 11):

- несформированность нормативных, основанных на общественной морали представлений о семье и принципах её функционирования;

- отсутствие навыков регулирования внутрисемейных отношений и развития всех видов совместимости супругов;

- более широкие возможности в выборе индивидом жизненного (семейного) стиля поведения;

- стремление личности решить проблему одиночества, повысить самооценку;

- иллюзия личной свободы за счет «ухода от ответственности»;

- возможность менее сложным путём достичь благополучия - материального, социального, психологического, сексуального;

- взаимная доступность, сохранение романтических отношений, хотя бы и поверхностных. В подобных союзах пары играют сугубо романтические роли.


Имидж внебрачной формы брака и семьи в последнее время становится все более популярным. Во многом этому способствуют средства массовой информации (СМИ). В реалити-шоу, сериалах, в современном кино пропагандируется свобода сексуальных отношений без ответственности, «малодетная» семья, романтика внебрачных интимных связей. Как правило, данные формы отношений позиционируются как единственно верные для современной жизни. Практически отсутствуют идеологические установки на семейный образ жизни в его классическом понимании.


3. Определение личного отношения.

Внебрачная семья - это хорошо или плохо? Я предлагаю вам определить свою позицию в этом вопросе, заняв определённые углы нашей аудитории. Итак, пройдите в углы «Внебрачная семья - это хорошо», «Внебрачная семья - это плохо» и «Я ещё не определился» (слайд 12).

Выберите в своей команде себе пару и обоснуйте свой ответ. На обсуждение даётся 10 секунд. Поменяйтесь ролями, на обсуждение даётся 10 секунд.

Кто хочет поделиться своим мнением? (Опрос каждой группы.)


Разберём позиции «хорошо» и «плохо» с точки зрения разных аспектов: личностной, социальной, юридической и религиозной (слайд 13).

Итак, внебрачная семья - это хорошо, потому что:

а) в личностном аспекте (варианты ответов: попробую свои силы в роли мужа-жены; никто мною не командует; я всегда могу собрать свои вещи и уйти; что хочу - то и делаю);

б) в социальном аспекте (варианты ответов: участие в различных реалити-шоу уже ни у кого не вызовет шока, никто этому не удивляется, нет массового осуждения);

в) в юридическом аспекте (варианты ответов: не нужно будет идти в ЗАГС или суд, чтобы получить свободу; моё материальное имущество при расставании никто не отнимет; не придётся делить долг мужа-жены пополам при расставании);

г) в религиозном аспекте (ответы).


Известный социальный психолог Л.Б. Шнейдер приводит доводы сторонников незарегистрированного сожительства (слайд 14):

- такая форма отношений представляет собой «тренинг» определенного типа («пробный брак»);

- в случаях незарегистрированного сожительства происходит апробация сил и совместимости («пробный брак»);

- в таких вариантах сожительства более свободные отношения, отсутствует принуждение, исчезает «эффект собственника», который порождается в многочисленных аспектах после процедуры регистрации в ЗАГСе (длительные отношения - «несупружеская семейная жизнь»);

- распространение практики брачных контрактов связано с попыткой оградить себя от непредвиденных обстоятельств в будущей совместной жизни, хотя контракт не может предусмотреть всё;

- незарегистрированное сожительство обеспечивает больше духовности и удовлетворённости в отношениях («несупружеская семейная жизнь»).


Вместе с тем исследования показывают, что такого рода опыт совместной жизни на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает. Если уж искать форму подготовки к длительному и устойчивому браку, то следует обратиться к родительской семье. Именно в семье, где человек вырос, молодые люди обретают первый опыт семейной жизни, который они наблюдают воочию.

Разберём позицию «внебрачная семья - это плохо», потому что:

а) в личностном аспекте (варианты ответов: я чувствую себя недостойным, раз на мне не женятся/ не выходят замуж, низкая самооценка, мои дети будут носить не понятно - чью фамилию);

б) в социальном аспекте (варианты ответов: родители, близкие и родственники осуждают, проблема в занятии высоких постов).

Вероятность того, что первый брак закончится разводом в течение первых 5 лет, составляет 20%. При сожительстве этот показатель достигает 50%. В Древней Греции Солон (638-538 года до н. э.) сделал браки обязательными, а в Афинах при Перикле (495-429 года до н.э.) бакалавры исключались из определенных государственных должностей, если не имели жены и детей. В Спарте, одинокие и бездетные люди получали презрение со стороны общества. В Древнем Риме (63 г. до н.э.) были быстро приняты законы, которые заставляли вступать всех в брак и наказывать тех, кто оставался одиноким.

в) в юридическом аспекте (варианты ответов: отсутствие правовой и юридической защиты в случае смерти одного из супругов, в случае получения наследства; трудности при выезде с ребёнком за границу; нужно будет идти в ЗАГС или суд, чтобы получить свободу);

г) в религиозном аспекте (варианты ответов: все мировые конфесии против такой формы брака).

В исламе пророк Мухаммед говорил: «Брак - моя традиция, а кто отворачивается от моей традиции - тот не со мной». Будда учил: «Если человек не ощущает в себе призвания вступить в монашеский сан, он должен вступит в брак и быть хорошим мужем или женой». Иудаизм издревле определяет брак как идеальное состояние человеческого бытия. В православии муж и жена считается единым целым.

Образование семей с постоянным партнёром и официальной регистрацией было всегда более выгодно государству и (или) религиозным институтам. Таким образом, люди закреплялись на определённом месте, и на них появлялся новый инструмент воздействия. В обществе осуждали бобылей (одиночек) так же яростно, как и тунеядцев или «летунов» (кто часто менял работу). В советские времена существовал налог на бездетность, а также разбор некорректного поведения супругов на партсобраниях.

4. Практическая работа

Предлагаю вам практическую работу по нашей теме. По желанию организуйте 2 команды из 5 человек. Придумайте свои свободные ассоциации, связанные с понятием «внебрачная семья», нарисуйте их на листе ватмана и обоснуйте их. Например, это понятие у меня ассоциируется с понятием «пылесос», потому что такие отношения затягивают в себя как в пылесос. Возможно, у вас получатся какие-то рекламные плакаты или просто набор картинок. На работу отводится минут 10.

(В это время остальная аудитория просматривает социальный ролик, связанный с понятиями «семья», «семейные отношения» - слайд 16.)

Презентация творческих работ.


5. Итог.

Подведём итог нашей встрече. Сегодня мы рассмотрели с разных сторон понятие «внебрачная семья». В этом есть, как и в любом явлении, свои минусы и плюсы - как посмотреть. С одной стороны, такие отношения предоставляют большую свободу. Тем не менее, большая свобода, как ни парадоксально, это вместе с тем и большая ответственность. Ведь обязанности хранить любовь, верность, заботиться друг о друге теперь не закреплены ни печатью, ни словами клятвы на свадьбе. Только сам человек в соответствии со своей совестью может взять на себя ответственность за счастье своей незарегистрированной семьи. С другой стороны, традиции, привычное мышление и страх, что без официального подкрепления ячейка общества в наших условиях распадётся. Пока брак держит свои позиции, ведь столько свадеб проходит в каждой местности в выходные! А дальше поживём - увидим.

9




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал