- Учителю
- Урок игра -соревнование, обществознание, 6 класс
Урок игра -соревнование, обществознание, 6 класс
Тема урока: Мы на необитаемом острове
Тип урока: игра-соревнование
Формы и методы обучения: индивидуальная, работа в группах, театрализация.
Класс: 6
Предмет: обществознание
Образовательные цели:
-
учиться определять, в чем особенности межличностных отношений, анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах;
-
содействовать поиску и моделированию ребятами образцов собственного поведения в экстремальных ситуациях.
Развивающие:
-
способствовать умению анализировать сложившиеся жизненные ситуации, находить из них выход, применять на практике полученные знания;
-
способствовать развитию познавательных интересов и создать условия для творческой реализации каждого ребенка;
-
обмениваться мнениями, слушать друг друга, принимать позицию другого, согласовывать свои действия, вступать в коллективное учебное сотрудничество;
Воспитательные:
-
содействовать выработки личностного отношения при рассмотрении тех или иных жизненных ситуаций;
-
способствовать формированию у учащихся чувства единства с коллективом;
-
развить в учащихся чувство ответственности за участие в общем деле;
-
учить помогать нуждающимся и чувствовать свою необходимость окружающим.
Оснащение урока:
1) Оборудование в кабинете 4-х станций-привалов, на которых команды будут получать задания, а после их выполнения - карточки с оценкой (в баллах от 1 до 10). Оценивают работу команд, находящиеся на станциях, члены выбранного жюри. Оборудование мест для председателя жюри и двух помощников. 2) Места для трех команд. 3) Описание заданий для 4-х привалов; оценочный лист для жюри (Приложение 1); фломастеры, карандаши, листы бумаги.
Ход игры.
1 этап. Учитель произносит вступительное слово и описывает игровую ситуацию: вы попали на необитаемый остров, находящийся в наших природных условиях. Цель: обязательно выжить Робинзону и его команде.
2 этап. Формирование 3-х команд. Учитель предлагает трех лидеров (Робинзонов) из класса в качестве первых игроков, а те, в свою очередь, приглашают в команду еще по одному участнику. Дальше выбор осуществляется по цепочке, при условии, что все учащиеся класса должны быть выбраны в ту или иную команду, и никто не остается «лишним».
3 этап. Учитель приглашает капитанов команд к столу, на котором разложены карточки с изображением разных предметов: нож, спички, топор, коробка молока, молоток, веревка, батон, компас, котелок, ножницы. (Приложение 2). Необходимо выбрать четыре любых предмета, которые пригодились бы в путешествии. На этом этапе учитель проговаривает правила игры для участников, правила для жюри (в их задачу входит фиксирование: нарушений, времени выполнения заданий, проявлений взаимопомощи, организованности и слаженности действий, умения работать в команде, культуры речи, оформления работы). Учитель напоминает, что это игра-соревнование, за каждый этап команда будет получать очки - от 1 до 10. По количеству набранных баллов определяется команда - победитель. В ходе игры вы будете делать остановки - привалы, где вас ждут задания.
Привал 1. «Разведка острова». Команда получает контур необитаемого острова (Приложение 3, 4), на который с помощью разных символов надо нанести особенности острова,
способные помочь им выжить (источники воды, растения, овраги, болота, опасности и т.п.). Время выполнения - 5 минут.
Привал 2. «Постройка жилища» (Приложение 5). Команда должна определить, из какого материала она будет строить жилище, как она его будет строить? Команда определяет порядок действий и распределяет функции. На обдумывание - 2 мин., на защиту - 3 мин.
Привал 3. «Меню» (Приложение 6). Команда определяет, какую пищу она сможет приготовить? Сколько и каких блюд? Как она их будет готовить? На обсуждение - 5 мин., на выступление - 1 минута. Жюри оценивает количество блюд, реальность их приготовления, съедобность, умение защищать свою точку зрения и аргументированность.
Привал 4. «Переправа через болото» (Приложение 7). На полу мелом отмечена линия переправы для каждой команды. Вдоль нее разложены кружки, имитирующие островки твердой земли. Задача команды перепрыгивать или переходить с кочки на кочку, так, чтобы вся команда перебралась через болото. Жюри оценивает время выполнения задания, отсутствие ошибок, проявление взаимопомощи.
4 этап. Подведение итогов игры. Учитель предлагает каждому кратко оценить свою работу в команде («Я помог команде…»). Какие положительные моменты вы бы взяли у другой команды. Формулирует домашнее задание: придумать экстремальную ситуацию (конфликт, болезнь) и определить, как вы будете действовать.
Выводы жюри. Награждение победителей памятными знаками «Лучшему Робинзону» (Приложение 8).
Приложение 1
ЖЮРИ
Оценочный лист
1-й привал: «Разведка острова»
п.п
Критерии оценки
Баллы от 1 до 10 (Общее количество баллов за конкретный этап не должно быть больше 10)
1
Кто найдет больше и самые значимые особенности острова
2
Организованность и слаженность действий
3
Умение работать в команде
4
Оформление работы
5
Время выполнения задания (5 мин.)
2-й привал: «Постройка жилища»
п.п
Критерии оценки
Баллы от 1 до 10 (Общее количество баллов за конкретный этап не должно быть больше 10)
1
Реальность постройки жилища
2
Культура речи
3
Умение работать в команде
4
Умение защищать свою точку зрения
5
Время выполнения задания (5 мин.)
3-й привал: «Меню»
п.п
Критерии оценки
Баллы от 1 до 10 (Общее количество баллов за конкретный этап не должно быть больше 10)
1
Количество блюд
2
Реальность их приготовления и съедобность
3
Культура речи
4
Умение защищать свою точку зрения, аргументированность
5
Время выполнения задания (6 мин.)
4-й привал: «Переправа через болото»
п.п
Критерии оценки
Баллы от 1 до 10 (Общее количество баллов за конкретный этап не должно быть больше 10)
1
Отсутствие ошибок
2
Организованность и слаженность действий
3
Умение работать в команде
4
Проявление взаимопомощи
5
Время выполнения задания
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8