7


  • Учителю
  • Урок обществознания в 7 классе 'В защиту Культуры и мы скажем Слово. . . '

Урок обществознания в 7 классе 'В защиту Культуры и мы скажем Слово. . . '

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение - гимназия № 16 г. Орла















Урок обществознания в 7 классе.

Тема

«В защиту Культуры и мы скажем слово...»








Учитель истории и обществознания: Судакова А.Н.












Цель: поднять проблему необходимости сохранения культурного наследия в современном мире.


Задачи:

Предметные:

  • познакомиться с биографией создателя Пакта Мира Николаем Константиновичем Рерихом.

Метапредметные:

  • продолжать формировать умение работать с историческим документом;

  • продолжать учить работать в малой группе, уметь выстраивать и аргументировать свое мнение, общаться;


Личностные:


- приобщить учащихся к идее сохранения культурного наследия человечества;

- продолжить воспитывать уважительное отношение к памятникам культурного и исторического значения;

- продолжить формировать общечеловеческие нравственные качества личности;

- продолжать учить работать в малой группе, уметь выстраивать и аргументировать свое мнение, общаться.


Оборудование: проектор, экран, адаптированный текст Пакта Мира - 4 экз., ватман для неполного синквейна- 3 шт., маркеры - 3 шт., клей карандаш - 3 шт., магниты, изображение Знамени Мира - 3 шт., карточки со словами - 14 шт.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Добрый день ребята и уважаемые гости.

- С хорошим настроением и улыбкой начнем наше сегодняшнее занятие.

  1. Отработка понятия «культура».

- Какой год от Рождества Христова сегодня? (2014)

- А чему он посвящен в РФ? (Год Культуры)

- Как вы понимаете слово «культура»?

Культура - (от лат. Cultura - возделывание) понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизни.


  1. Создание проблемной ситуации.


- Посмотрите на экран, на нем представлено стихотворение поэта Н. А. Заболоцкого

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

- О каких мирах говорит поэт? (Внешнем, вокруг нас, и внутреннем, внутри нас).

- Какой мир творит человека?

- А какой мир творит человек? (Мир культуры)

- Что является памятником культуры? Приведите примеры.

- Как следует относиться к памятникам истории и культуры?

- К сожалению, не все замечательные памятники культуры дошли до нашего времени, многие из них утрачены.

- На представленных слайдах город Орел в годы Великой Отечественной войны.

- Что мы можем сказать о состоянии домов, мостов?



- Почему многие объекты архитектуры разрушены?

- Какой вывод мы можем сделать? (Во время войны массово разрушаются памятники истории и архитектуры)

- Посмотрите на здание на слайде, вы узнаете этот памятник? (Преображенская церковь г. Орла)









- Что вам извесно о его судьбе?

- В военное ли время произошел взрыв, погубивший храм?

- По какой причине был уничтожен храм?

- Какой вывод мы можем сформулировать теперь? (Памятники культуры уничтожаются и в мирное время).

- На слайде вы видите памятники культуры, разрушенные по разным причинам, в военное и мирное время.

- Сформулируйте, какая проблема нашего занятия сегодня.

- Как можно решить проблему сохранения памятников культуры, какими средствами? (Статья в Конституции РФ, законодательство, фонды по поддержке памятников культуры, реставрационные работы и т.д.)

- Сегодня мы познакомимся с одной из инициатив по вопросу сохранения культуры.

  1. Знакомство с биографией Николая Константиновича Рериха ( рассказ учителя).

- Впервые в истории на международном уровне о сохранении объектов культурного и исторического наследия заговорил наш соотечественник - Николай Константинович Рерих.

- На слайде вы видите его портрет.



- Диапазон деятельности Н.К.Рериха необычайно широк - художник, археолог, этнограф, правовед, географ, историк, писатель, философ, путешественник. Н.К.Рерих создал более 7000 художественных произведений. Он работал в области монументального и прикладного искусства, известен как автор сценографий, оставил серии эскизов для костюмов, мебели, вышивки и др. Все это многообразное наследие отмечено печатью большого самобытного таланта.

- Николай Рерих сформировался как художник и общественный деятель культуры в конце XIX - начале XX века. После окончания петербургского университета и Академии художеств он занялся изучением культуры Руси. Знание истории, многочисленные археологические раскопки, "хождения по русской старине" помогли Рериху по-новому отобразить в своем творчестве образ родной природы и ступени развития тысячелетней истории русского народа. Своеобразное мировоззрение Н.К.Рериха было основано на убеждении, что повышением духовной культуры масс можно преобразить жизнь на земле, победить невежество, пошлость, войны: "Там где культура, там и мир... Пока культура лишь роскошь,... она еще не перестроит жизнь. Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца".

- Исследуя древнерусское искусство, Н.К.Рерих заинтересовался вопросом переселения народов и взаимовлияние культур. Его особое внимание привлекала Индия. Художник разработал обширные планы путешествий на Восток, которые осуществил совместно с женой Еленой Ивановной, сыновьями Юрием и Святославом. В трех научно-исследовательских экспедициях были собраны коллекции древних рукописей, произведения искусства, уникальные материалы по археологии, ботанике, геологии, философии, лингвистике, медицине и др.

В 1928 году Н.К.Рерих основал в Индии Гималайский институт научных исследований "Урусвати" ("Свет утренней звезды"). Работая в Индии, художник создал большое число живописных и графических произведений, которые открывают красоту восточных гор, долин, каменистых россыпей. Индира Ганди отмечала, что "в них схвачен дух Гималаев и дух Индии". По мнению Н.К.Рериха, величественная красота природы - тот вечный источник, который возвышает и облагораживает человеческую душу, что "хотя бы мысленное приобщение к торжественному величию будет лучшим укрепляющим средством". Для индийских пейзажей Н.К.Рериха свойственны героическо-поэтическая трактовка природы, монументальность, декоративность и лаконизм. Композиция каждого произведения строго продумана и уравновешена. Художник разработал своеобразную запоминающуюся колористическую палитру, которую теперь мы называем "рериховской" - синие, бирюзовые, сиреневые, розовые, янтарно-желтые цвета разной светосилы.

В 1947 году художник готовился к возвращению на родину. Были запакованы книги и картины. Он не успел. Его прах был развеян недалеко от дома в Кулу (Индия). Основная часть творческого наследия мастера возвратилась в Россию. Большая коллекция работ Н.К.Рериха принадлежит Государственному Русскому музею, Государственной Третьяковской галерее и Музею им. Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов в Москве.



- Он предложил всем государствам подписать документ, известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников - это первый в истории договор о защите культурного наследия, подписанный в Белом Доме 21 американской республикой 15 апреля 1935 года в 12 часов дня.

  1. Анализ адаптированного текста Пакта Мира.

На каждую группу детей раздается алгоритм:

1. Прочитайте текст.

2. Какова главная мысль документа?

3. Почему этот документ имеет статус международного?

4. Озаглавте текст.

- Давайте еще раз перечитаем вступительную статью Пакта Мира.

- Как называется документ в предисловии?

5. Только ли в военное время действует Договор?

- Прочитаем статью III Договора, о чем в ней говорится?

ДОГОВОР

Высокие Договаривающиеся Стороны, в стремлении придать официальную форму положениям Резолюции, одобренной 16 декабря 1933 г. всеми государствами, представленными на Седьмой международной конференции американских государств в Монтевидео, которая рекомендовала «Правительствам американских государств, которые еще не подписали Пакт Рериха», инициатором которого выступил Музей Рериха в Соединенных Штатах, присоединиться к этому Пакту, направленному на всемирное признание флага, рисунок которого уже хорошо известен, в целях обеспечения охраны, в случае угрозы, всех памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности, приняли решение заключить соответствующий договор в целях обеспечения уважения и охраны культурных ценностей в военное и в мирное время и договорились о нижеследующем:

Статья I

Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон.

Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений.

Такое же уважение и покровительство распространяется на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения как во время войны, так и в мирное время.

Статья II

…...

Статья III

Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье I, может быть использован отличительный флаг (красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору.

Статья IV

…...

Статья V

Памятники и учреждения, указанные в статье I, перестают пользоваться привилегиями, предусмотренными в настоящем договоре, в случае их использования в военных целях.

Статья VI

Государства, не подписавшие настоящий договор в момент его открытия для подписания, могут в любое время подписать его или присоединиться к нему.

Статья VII

…...

Статья VIII

…...

  1. Знакомство со Знаменем Мира.

- У вас на столах имеется описанный в III статье знак Знамени Мира и карточки со словами. Предположите значение символов Знамени Мира (На работу отводится 3 мин, далее дети по группам у доски объясняют свой выбор).

Слова:

прическа

религия

одежда

культура

скульптура

архитектура

прошлое

будущее

макияж

знание

настоящее

искусство

вечность

живопить

- Посмотрите на слайд, здесь приведена цитата Н.К. Рериха, прочитаем ее вслух.

«Просят собрать, где имеется знаки нашего Знамени Мира. Знак Триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно - одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры».

- Какие значения имеет Знамя Мира?

  1. Составление неполного синквейна.

- Вставьте в синквейн пропущенные слова.

Знамя Мира

вечное универсальное

спасает защищает предупреждает

Красота спасет мир.

Пакт Мира (Рериха)

  1. Итог урока.

- Что нового мы узнали на сегодняшнем занятии?

- При помощи каких действий мы узнали новое?

- Чему мы сегодня научились?

- Международный Пакт, носящий имя нашего выдающегося соотечественника Николая Константиновича Рериха, это не просто законодательный акт прошлого века и прошлого тысячелетия, но явление планетарного масштаба, ведущие за собой эволюцию всего человечества. Идеи Н.К. Рериха, выраженные им уже более 100 лет назад, не только не потеряли сегодняшней актуальности, но и , может быть, еще более важны чем прежде.

- Н.К. Рерих не только высоко поднял Знамя мира в защиту Культуры, но также высоко поднял и само понятие Культуры: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце...



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал