7


  • Учителю
  • классный час 'День народного единства'

классный час 'День народного единства'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.


Слайд №1

День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России».

В этом году страна отметит 401-летие со дня освобождения Москвы от польско-литовских интервентов. Великой разрухой называли русские люди те времена.

Как вы считаете, что означает название этого праздника?


В чем и с кем мы должны объединяться?

(выслушать ответы, обсудить)


Слайд №2

В Москве на Красной площади стоит памятник. На нём надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому - благодарная Россия. В лето 1818 года.»

За какие подвиги горожане воздвигли памятник своим соотечественникам?

Если знают:

Хорошо, видно, что вы имеете представление о сути тех событий, предлагаю вспомнить все конкретнее…

Если не знают:

Пока вам трудно говорить о событиях того времени, поэтому предлагаю узнать, что же происходило на земле русской 400 лет назад…


Слайд №3

Время после смерти Грозного историки называют «поруха» - запустели развитые города, хозяйство пребывало в упадке. Часть населения разбежалась, другая - по­гибла в годы опричнины и Ливонской войны. Половина полей была заброшена. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. По стране прокатилась эпидемия чумы. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стра­не начался голод. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек.

Власть пошла по пути прикрепления основного произ­водителя - крестьянства - к земле феодалов-землевладельцев. В конце XVI в. в России фактически в государственном масштабе установилась система крепостного права.

Слайд №4

В стране назревало недовольство. Во всем обвиняли царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного.

Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве.


Слайд 5

Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво - они оскорбляли москвичей, грабили их.

Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру.


Слайд 6

Все это не могло не вызвать взрыв возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца. Через несколько дней тело Лжедмитрия I сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши, откуда Самозванец и пришел.


Слайд 7

В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II.

К его войску, состоявшему из польских отрядов, вскоре примкнули южнорусские дворяне и отряды казаков. Самозванец разбил лагерь в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более, чем в двадцати русских городах.


Слайд 8

Бояре и дворяне, разгневанные бездействием нового царя Василия Шуйского, ворвались в его покои и под угрозой смерти потребовали, чтобы он отрекся от престола. Шуйскому ничего не оставалось, как согласиться, и против собственной воли он был пострижен в монахи. Власть в стране перешла к временному боярскому правительству. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а историки время с 1610 по 1613 годы окрестили «Междуцарствием».

Чтобы избавиться от угрозы стоявшего под Москвой Тушинского вора, притязавшего на трон, правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III - Владислава. И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота в Московский Кремль боярами были открыты, в столицу вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов.


Слайд 9.

Поляки посадили в темницу патриарха Гермогена, который отказался подписать документ, о том, что церковь венчает на царство царевича Владислава. За это поляки заморили голодом Гермогена.

Эти действия Семибоярщины и поляков послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя «волей Всей земли».

Слайд 10

Это было в далеком 1611 году. В Нижнем Новгороде весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед Земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал привезенную из Троицкого монастыря грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество: «Соотечественники, польский король Сигизмунд - это хитрый лис, который всех обманывает: будто мыслит он не завоевать Московское государство, а помочь русским людям преодолеть Смуту. Но мы своими глазами видели, как поляки разоряли православные храмы, как пред очами родителей сжигали в русских деревнях детей. И видели мы, как носили поляки на саблях и копьях головы русских воинов. И не бывало еще на Руси так плохо, как нынче. Больше года нет у нас законного царя, и Московским государством правят семь бояр. Семибоярщина - это измена и предательство!.. Который год идет великая Смута на Руси! И приблизились дни окончательной погибели земли Русской!»


Слайд №11-12

На Лобное место быстро поднялся Кузьма Минин: «Сограждане нижегородские, слушал я гонцов и не смог сдержаться. Сердце мое разрывается от боли за бедную землю Московскую. Пришло время всем российским людям подняться за яростную брань! Не вечно же топтать Русь врагу, пора и честь знать!.. Так давайте создадим всенародное ополчение против врага!... Пока же начнем собирать для воинов деньги. Я отдам все, что за долгие годы нажил тяжким трудом.»

Воеводой пригласили князя Дмитрия Михайловича Пожарского, который жил в деревне недалеко от Нижнего Новгорода.


Слайд№13

Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде (в Кремле и Китай-городе). К середине октября поляки съели всех лошадей, собак, кошек и даже мышей.

22 октября по старому стилю, а по новому стилю 4 ноября совершили молебен перед иконой Казанская Божья Матерь, а 26 октября уже все кремлевские вороты были открыты настежь. Остатки польско-литовского гарнизона отпущены восвояси.


Слайд №14

изгнания из Москвы поляков несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с Пожарским и Трубецким. В самом конце декабря 1612 года оба князя разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей «для Земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя. После недолгих споров они остановили свой выбор на 16-летнем Михаиле Романове - сыне Митрополита Филарета.

Слайд 15

20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И.П.Мартоса).

На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами). На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей. Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.

Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин - правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч.

На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».


«Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной»


А теперь вы сможете сказать: - Почему так называется праздник - День народного единства?

Заключение.

Итак, в ходе смуты, в которой приняли участие все слои и сословия рус­ского общества, решался вопрос о самом существовании Российского государства, о выборе пути развития страны. Нужно было найти пути выживания народа. Смута поселилась прежде всего в умах и душах лю­дей. В конкретных условиях начала XVII в. выход из смуты был найден в осознании регионами и центром необходимости сильной государст­венности. В сознании людей победила идея отдать все ради общего бла­га, а не искать личной выгоды.

Таким образом, 15 лет губило Русь Смутное время. Ослабевшую от раздоров страну пытались захватить враги. Но нашлись мудрые головы и храбрые сердца: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, собрав ополчение, спасли Русь от гибели.

Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.

4




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал