7


  • Учителю
  • Антропология безопасности: М.Дуглас и У.Бек о культуре безопасности и обществе риска.

Антропология безопасности: М.Дуглас и У.Бек о культуре безопасности и обществе риска.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Антропология безопасности:

культура безопасности и общество риска.





Исследованию опасности, угроз, запретов и табу посвящена работа британского антрополога Мери Дуглас «Чистота и опасность». Это исследование представляет для нас ценность с точки зрения анализа и теоретического осмысления культуры первобытного общества в обеспечении безопасности человека и общества. Автор на основе многочисленных примеров реабилитирует рациональное поведение первобытного человека: табу оказывается не чем-то непостижимым, но вполне разумным желанием защитить общество от опасного поведения, которое может его и разрушить.

Интересен подход М.Дуглас к проблеме опасности и безопасности первобытного и современного общества и индивидуума. Она подчеркивает ошибочность категорических противопоставлений первобытных систем верований современным. Первобытная культура предрасположена к идее осквернения и табу. Для нас нечистота относится к области эстетики, гигиены или этикета, и опасной она становится только в той степени, в какой она способна повлечь за собой неприятности социального характера. Возможные социальные санкции это презрение, остракизм, осуждение, сплетни и даже вмешательство правоохранительных органов. В человеческих обществах первобытной культуры осквернения имеют более опасные последствия для человека. Например, людям племени вальбири в Центральной Австралии роли и поведение в обществе навязываются непосредственно. В данном случае любой, кто посмел отклониться от нормы, будет немедленно наказан с применением физической силы. Трудности выживания сообщества вальбири сформировали принципы их культуры, все члены племени должны работать согласно со своими способностями, и обо всех должны заботиться в соответствии с их потребностями. Безопасность племени гарантируется и достигается безопасным поведением каждого члена сообщества. Люди удерживаются в рамках своих конкретных ролей угрозой физической расправы.

М. Дуглас определяет опасность и безопасность человека как осквернение и чистоту. Безопасность человека достигается обрядом очищения. Осквернение, напротив представляет опасность существованию индивида и общества в целом: « Смерти, крови и холоду противостоят их противоположности - жизнь, секс и огонь. Все шесть сил опасны. Три позитивные силы опасны, если не отделены друг от друга, и подвергаются опасности, соприкасаясь со смертью, кровью или холодом. Сексуальные отношения должны отделяться от всей остальной жизни обрядом очищения, который могут совершить друг для друга только муж и жена».1

Представления человека первобытной культуры об осквернении обеспечивают своего рода кару за неправильные действия, позволяют поддерживать принятую систему нравственности. То есть представления об осквернении скрепляют моральный кодекс сообщества и являются гарантом безопасности.

Проблеме осмысления нынешнего состояния индустриальной цивилизации, перспектив развития человечества после Чернобыля, когда возникла опасность для всех, просвещена книга ведущего исследователя модерна У. Бека «Общество риска. На пути к другому модерну». Автор подчеркивает наступление новой реальности, в которой невозможно воспринимать опасность органами чувств, её зависимость от науки, её наднациональность, её глобальный характер. Причины катастроф видятся не в ошибках людей, а в системах, которые превращают вполне объяснимую человеческую ошибку в непостижимую разрушительную силу. У. Бек правильно на наш взгляд, оценивает угрозы современных модернизационных рисков в которых « ... присутствует тенденция к глобализации, которая охватывает производство и воспроизводство, пересекает национально-государственные границы и в этом смысле порождает наднациональные и неклассовые глобальные угрозы с их своеобычной социальной и

политической динамикой».1 Современное общество это общество риска. Риски раньше или позже приносят с собой угрозы, которые ставят под сомнение прежние преимущества, а когда опасность пронизывает все многообразие интересов, становится явью и всеобщность риска. Общество риска порождает новые противоречия и опасности, порождает тенденцию к объективной унификации опасностей в глобальном масштабе.

Современным рискам и опасностям оказываются подвержены все - друг и враг, Восток и запад, верх и низ, город и деревня, чёрные и белые, Юг и Север. Человечество загоняется в унифицированную ситуацию цивилизационного саморазрушения. Общество риска с его динамикой нарастания опасности подрывает устойчивость национально-государственных границ, также границ межгосударственных союзов и экономических блоков. Если в классовом обществе идеалом было равенство, то в обществе риска нормативным и движущим принципом должна стать- безопасность. Формулируется новая философия безопасного общества. Если движущую силу классового общества можно выразить одной фразой: «Я хочу есть». То движущая сила общества риска выражается фразой: « Я боюсь». Место общности нужды занимает общность страха.2

Нормативный и движущий принцип нового общества риска- безопасность. Место ценностной системы общества «неравенства» занимает, таким образом, ценностная система «небезопасного» общества. Если утопия равенства содержит в себе множество содержательно- позитивных целей общественного развития, то утопия безопасности, собственно, остается негативной и оборонительной: в принципе речь здесь не о том, чтобы добиться чего-то «доброго», а чтобы избежать худшего.

Как жить современному человеку на цивилизованном вулкане, не забывая об опасности, как преодолеть страхи и тревоги? Когда теряют свое



значение традиционные институциональные формы преодоления страха и неуверенности в семье, браке, во взаимоотношениях между полами, в классовом сознании и связанных с ними политических партиях и организациях.

Человек должен научиться преодолевать страх и неуверенность. Преодолевать самостоятельно! Поэтому рано или поздно должны возникнуть новые требования к общественным институтам в сфере образования, медицины и политики. Выработка соответствующих способностей личности преодолевать страхи и тревоги, вызванные рисками опасностями и современным кризисом, являются ключевой цивилизационной квалификацией и существенной задачей не только педагогических организаций, но и общественных институтов общества.





Литература:

  1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем.В. Седельникова и Н. Федоровой.- М.: Прогресс-Традиция, 2000.

  2. Дуглас М. Чистота и опасность/ Пер. с англ. Р. Громовой под ред. С. Баньковской.- М. 2000.



1 Дуглас М. Чистота и опасность/ Пер. с англ. Р. Громовой под ред. С. Баньковской.- М. 2000. С. 206.



1 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем.В. Седельникова и Н. Федоровой.- М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 14.



2</ Там же. С. 60.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал