7


  • Учителю
  • урок ОБЖ в 10 классе. Тема: «Правила поведения в условиях вынужденной автономии».

урок ОБЖ в 10 классе. Тема: «Правила поведения в условиях вынужденной автономии».

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Тема: «Правила поведения в условиях вынужденной автономии»«Человек – часть окружающей среды, и что бы выжить, надо знать и понимать законы природы и использовать их в своих интересах».Тип урока: урок-исследование, игра, изучение и закрепление новых знаний.Цели: познаком
предварительный просмотр материала

Уч. Гюнзикова О.Ф.,

учитель высшей категории.



10 класс

Тема: «Правила поведения в условиях вынужденной автономии».

«Человек - часть окружающей среды, и что бы выжить, надо знать и понимать законы природы и использовать их в своих интересах».

Тип урока: урок-исследование, игра, изучение и закрепление новых знаний.

Цели: познакомить учащихся с правилами поведения в условиях вынужденной автономии в природной среде и подвести к исследованию;

Задачи:

- развитие туристических навыков для выживания в условиях автономии;

- воспитание у школьников потребности видеть возможные жизненные ситуации, ситуации автономного существования;

- формирование сознательного и ответственного соотношения к вопросам личной и общественной безопасности;

Оборудование:

  • Компас - 3 шт.

  • Карточки-задания.

  • Макет жилища в виде кумирни (пагоды) разрезанный на части.

  • Консервные банки, дно, которых имеют отверстия.

  • Песок.

  • Куски ситца.

  • Ветки.

  • Полиэтилен.

  • Караоке.

  • Косынки, шарфы для закрытия глаз.

  • Компьютер.

Дополнение: материал, построен для учащихся, которые ранее изучали материал по теме (ОБЖ, 6 класс), учащихся класса разделить на 2 команды.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока «Правила поведения в условиях вынужденной автономии». Сегодня на уроке мы с вами должны приобрести навыки выживания в условиях вынужденной автономии, рассмотреть этапы исследования. Вначале мы разбились на две команды, представьтесь, пожалуйста.

А сейчас, я предлагаю командам спеть веселую песенку «Остров Невезения» (по куплету с припевом - каждая команда).

  1. Актуализация приобретенных знаний - проверка домашнего задания.

Я давала вам домашнее задание - подумать и назвать 5 предметов, которые должен иметь человек для выживания в условиях автономного пребывания в природе. /ответы учащихся/.

Вывод: для выживания в природных условиях любой человек может обойтись минимальным набором предметов, а именно нож, спички, полиэтиленовый пакет, веревка, зеркальце или увеличительное стекло.

  1. Изучение и закрепление нового материала.

Ребята, давайте еще раз прочтем тему урока. Я вас попрошу ответить на вопрос - можем ли мы ее исследовать? В процессе исследования мы с вами начнем строить импровизированное жилище по этапам исследования.

Выбор темы очень важный этап в исследовании. /На магнитной доске начать построение импровизированного жилища - фундамент/.

Любое исследование начинается с постановки цели /фундамент - импровизированного жилища/, т.е. что и зачем исследовать.

Цель темы нашего урока - приобрести навыки выживания в условиях вынужденной автономии, рассмотреть этапы исследования по теме урока.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить определенные задачи /задачи - часть импровизированного жилища/.

Опираясь на тему и цель, я решила поставить следующие задачи нашего небольшого исследования:

  • Выяснить что такое вынужденное автономное существование.

  • Установить причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования.

  • Изучить и приобрести практические навыки ориентирования, добычи огня, воды и пищи, оборудовать временное жилище из ничего.

Согласно поставленным задачам мы будем работать на нашем уроке. Если есть задачи, то соответственно должны быть их решения. А как решить? С помощью чего?

/ответы учащихся/.

Кто-нибудь знает, что это такое? По-другому все это можно назвать методами исследования /часть импровизированного жилища/.

Используя их (методы) мы сейчас с вами будем исследовать тему.

Согласно поставленным задачам мы должны узнать, что такое автономное существование?

Современная цивилизация, техническая революция окружили человека определенным комфортом. Появление современных конструкций кораблей, самолетов, автомобилей, создание эффективных средств радиосвязи, телевидения и бытовой техники изменили его жизнь, отучили жить среди дикой природы. Вспомните, ведь и наши предки тоже жили в кочевых условиях, а мы ведем оседлый образ жизни.

Но даже в наши дни нередки случаи, когда человек, попадает в условия автономного существования. Давайте вспомним художественные фильмы, романы, сообщения прессы, где люди попали в такую ситуацию /ответы учащихся: «Робинзон Крузо», «Остаться в живых», «Голубая лагуна» и т.п./.

В условия, которые они попали главная задача - выжить.

Давайте посмотрим словарь Ожегова и найдем определение слову выживание.

/работа со словарем/.

А вот как - это определение звучит, в учебнике ОБЖ.

Выживание - это активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных ситуациях.

С самого начала урока мы с вами все говорим и говорим об автономном существовании, а как вы думаете, что же это такое? /ответы учащихся/

Автономное существование - это нахождение человека в определенных, часто сложных природных или других условиях изолированности, когда ограничена или исключена вероятность помощи от людей и возможность использования технических и других достижений.

Давайте проанализируем фильмы, книги, примеры из жизни и попробуем определить причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования /ответы учащихся/.

Правильно! Молодцы! Посмотрите на экран, здесь показаны основные причины.



















Вот по таким причинам люди попадают в такие условия, благоприятный исход которого во многом зависит от его психофизиологических качеств, прочных знаний основ выживания и других факторов.

Когда человек остается один на один с природой, перед ним встает множество проблем. Что делать? Как правильно сориентироваться, развести костер? Как добыть пищу и воду, построить жилище, защититься от жары и холода? Как выжить?

Чтобы не задавать себе таких вопросов, лучше экстремальную ситуацию предупредить, чем выбраться из нее. Поэтому никуда не уходите, не сообщив кому-либо свой маршрут и примерное время возвращения, узнайте местность путешествия, отправляясь в путь, берите с собой аптечку, удобную одежду и обувь по сезону, сотовый телефон, пейджер, рацию.

Еще в 6 классе вы подробно рассмотрели некоторые вопросы по данной теме. Сейчас мы начнем основное исследование, согласно поставленным задачам. /Основная часть - часть импровизированного жилища/.

Потеря ориентировки - одна из самых распространенных причин происшествий. Обычно подобная «авария»исчерпывается в течение нескольких десятков минут, но если установить свое местоположение не удается в течении нескольких часов, тем более дней, то дальнейшее развитие событий может приобрести трагический характер.

Самое главное, что должны сделать люди, потерявшие ориентировку, - остановиться.

Вы знаете, что ориентированием называется умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта, окружающих объектов и форм рельефа, находить нужное направление движения и выдерживать его в пути.

Давайте вспомним способы ориентирования на местности.



И давайте проведем конкурс. Один из участников команды выбирает карточку-задание, далее команда рассказывает о способе ориентирования, который указан в карточке.

Карточка - задание «Основные способы ориентирования».

  1. Как правильно ориентироваться по звездам?

  1. Как правильно ориентироваться по часам?

  1. Как правильно ориентироваться по местным признакам?

  1. Как правильно ориентироваться по компасу?

Время подготовки 1 мин. Включить музыку «Остаться в живых».

/После каждого ответа необходимо прокомментировать и добавить местный краеведческий материал/.

- Как правильно ориентироваться по звездам?

В калмыцкой культуре, очень много говорится и о Полярной звезде - Алтн Гасн, находящейся в созвездиях Большой -Долан бурхдуд и Малой Медведицы. Фактически доказано, что семизначное Созвездие Севера у древних ойратов, соответственно и калмыков было символом подвигов Джангара, а у бурят - Гэсэра.

Одна из легенд звучит так… /Легенда «Семь звезд» из книги «Семь звезд. Калмыцкие легенды и предания»/.

Это я выяснила, используя метод - литературного краеведения.

А еще одна легенда звучит так:

«Однажды хану нукеры - анды посылают семь отрубленных вражеских голов и семь голов «черных кузнецов» (представителей черной магии и религии Бон). Хан варит их в 14 котлах. Из семи сатанинских голов он изготавливает семь чаш, оправив их серебром, он оставляет их себе. А семь чаш из голов «черных кузнецов», представителей «черной магии», наполнил вином и поднялся на гору Сумеру к мудрой Матери Мира по имени Манзал - Герля и подал их ей в качестве подношения. Манзал-Герля взяла эти семь чаш с вином и бросила в Небо. Так образовалось созвездие Большой медведицы - «Долан Бурхдуд». Он до сих пор сторожат человечество».

Калмыцкие мастера и сегодня на специальном блюдце изображают «Джил кюр», своего рода мандалу, имеющую религиозно-культовое значение. Это символ мироздания в форме круга из кованного золота, серебра и меди. На блюдце, в середине, изображают красками гору Сумеру, а по сторонам - четыре стороны Света в виде больших островов. Из такой чащи лама, прежде чем пить, читает благопожелание:

«Зун нəəмн бурхдуд оршаҗ

Зурһан зүүл амулңг бəəҗ,

Мадниг хормадан багтха!»

Пусть 108 богов будут в нисхождении,

А шесть заблудившихся - в спокойствии,

А мы люди земли, - под их покровительством.

«Зурһан зүүл» значит «шесть заблудившихся», т.е. «Зурһан одн или Зурһан мөчн» - «шесть звезд или шесть обезьян», тогда как в Плеяде раньше имелось семь звезд. Одну звезду похитили (из другой легенды - семь воров) и с тех пор существует Плеяда. Плеяда «Шесть обезьян - Зурһан мөчн» постоянно гоняются за Большой Медведицей «Долан бурхдуд». Калмыки считали Север стороной невзгод, откуда нападали враги, то и Алтн гасн - Полярная звезда украдена на Север. Вот и говорят, что Полярная звезда всегда указывает на Север.

- Как правильно ориентироваться по часам?

Что касается Солнца в калмыцком народном эпосе «Джангар» стороны света очень часто определяются описательно с учетом его положения между двумя крайними точками его движения по кругу: Восток, сторона восхода солнца - Нарн һарх үзг тал, Запад - сторона заката солнца - Нарн суух, нарн шиңгх үзг. Нередко точкой отсчета, своего рода азимутом в определении света богатырям служит солнечный зенит, или полдень - нарни үд:

(Хонг) нарни үдин өмн дор тал һарад йовв (направился на юго-восток), если дословно с задней стороны полуденного Солнца.

Север - ар үзг, ар бий, юг - өмн үзг, өмн бий, запда - барун, восток - зүн, дорд.

- Как правильно ориентироваться по местным признакам?

У калмыков юг - считался благородной стороной, поэтому хурулы и их вход, и вход кибиток всегда были направлены на юг - это сторона откуда пришла буддийская вера.

- Как правильно ориентироваться по компасу?

Ну как было ранее сказано у калмыков нередко точкой отсчета, своего рода азимутом в определении света богатырям служит солнечный зенит, или полдень - нарни үд: где-то к северо-востоку - нарн суухин ар өнцгт.

Следующий небольшой конкурс «Найдите свой приз» в кабинете - по выбранным азимутам (заранее спрятать призы, определить их азимут).

- Спасибо, продолжим урок.

Герой одной популярной песенки утверждал, что «без воды и ни туды, и ни сюды». Не согласиться с ним нельзя. Действительно, если без еды человек может прожить больше месяца, то лишенный воды вряд ли «протянет» несколько суток. В аварийной ситуации наличие или отсутствие воды, ее качество, нередко играют решающую роль в сохранении жизни потерпевших.

Раньше вы уже рассматривали способы добычи воды, а также способы ее обеззараживания.

Предлагаю еще один конкурс - соорудить импровизированный фильтр для воды в условиях автономии (заранее подготовить необходимые материалы).

Конечно, в исследовании данной темы не рассмотреть вопрос об отношении к воде калмыков, и о народных способах обеззараживания воды нельзя.

С особым уважением относились калмыки к воде.

В условиях засушливого климата и острого дефицита питьевой воды каждый колодец был на строгом учёте и имел своё название. Народному калмыцкому поэту, почётному профессору Калмыцкого университета Давиду Кугультинову принадлежит афоризм: «Степь без колодца подобна телеге без колёс».

Колодцы являлись важными ориентирными пунктами при перекочёвке калмыцких улусов. Они служили тем центром, вокруг или вблизи которого обосновывалось кочевье на летний или зимний период. Для водопоя скота широко использовали худуки (вырытые в земле колодцеобразные ямы глубиной от 1,5 до 3 саженей). Проточной воды в засушливых степях не хватало, и кочевники с помощью худуков добывали её. Происхождение этой воды можно объяснить следующим образом: если почва песчаная, то снеговая или дождевая вода просачивается вглубь её и останавливается на встречаемом ею глиняном слое. Если же верхний слой почвы очень глинист, то вода проходит через него по образующимся трещинам и распространяется затем по песочному слою, лежащему под глиной. Глубже песчаного пласта худуки не рылись, за ним шли соленосные слои, где вода была горько-солёной. Без худука невозможно было обойтись в полупустынной степи. И человек, который умел её находить, всегда пользовался у народа большим уважением. «Худукчи» - искатели воды - могли отыскать хорошую воду по еле заметным признакам, которые прошли вековую проверку и были надёжным ориентиром. Этими признаками служила и своеобразная растительность, и даже её окраска, залегание пластов глины, строго определённое расположение нор степных зверьков (считается, что эти животные строят свои норки под углом, на юг, ближе к тёплой стороне). Оставшиеся на траве при восходе солнца капли росы также указывали близость хорошей воды. Придя к худукам, степняки обычно очищали их от сора и в течение дня старались вычерпать всю воду, которая за ночь опять собиралась. Таким образом, они всегда имели чистую, и свежую воду. Худуки старались обсадить ветловыми деревьями, чтобы ослабить чрезмерное испарение из них воды.

Зимой, как и везде, добыча воды несколько усложняется. Роднички и ключи перемерзают. Воду приходиться вытапливать из снега и льда. Проблема лишь в том, что у нас могут быть зимы без снега или малоснежные, как на фото. Можно собрать снег, растопить, затем воду продезинфицировать.

А способов дезинфекции существует множество. Прежде всего - это кипячение не более 10 минут.

В степи встречаются ковыль, перекати-поле, тысячелистник, полевая фиалка, верблюжья колючка. Их можно добавить в воду при кипячении из расчета 200-300г. на ведро воды, для большего обеззараживания.

- Известно, что человек без пищи может прожить около месяца. Но все, же лучше научиться готовить пищу, а еще лучше приобрести навыки добычи пищи - это и умение ловить рыбу «голыми» руками, или примитивными средствами, и умение охотиться.

Следующий этап нашей игры-исследования конкурс грибников.

Выбрать из названий грибов съедобные и из «леса» принести их «домой» в корзину. Побеждает та команда, которая выберет больше съедобных грибов и быстрее других.

Названия грибов, можно с изображениями: белый гриб, мухомор, сыроежка, бледная поганка, желчный гриб, подберезовик, лисичка, ложные опята, груздь, рыжик, масленок, шампиньон, опята, сморчок, сатанинский гриб.

Молодцы, давайте посмотрим, есть ли в корзинках команд несъедобные грибы?

Если нет то - это очень хорошо. Представьте себе, что все-таки приготовили не съедобные грибы. Что может произойти, а чаще всего это происходит. Конечно, отравление. А что нужно делать в случае отравления? /Ответы учащихся/.

Алгоритм оказания первой помощи в случае отравления грибами.

  1. Вызовите рвоту.

  2. После рвоты дайте пострадавшему 5-6 стаканов воды, чтобы уменьшить концентрацию ядовитого вещества в желудке.

  3. При необходимости вызовите рвоту повторно.

  4. Вызовите скорую помощь.

  5. Остатки грибов не выбрасывайте, а сохраните для исследования.


А рассмотрение оказания первой помощи входило в наши задачи? Нет, но вот видите, исследуя одну тему можно выяснить и многое другое - полезное.

Кроме грибов, в автономных условиях можно питаться рыбой, дичью, растениями.

Поэтому каждый из нас должен приобрести навыки рыболовства и охотничества. Следующий конкурс «Удочка». Каждой команде необходимо нарисовать примитивное средство для ловли рыбы.

Молодцы, спасибо.

А вот у охотника должны быть развиты еще качества ориентирования. Ведь не раз охотникам приходится прицеливаться и крутиться на одном и том же месте.

Следующий этап игры - «Слепой охотник». Каждая команда выставляет по одному участнику. Им предлагается выйти из круга и около 30 см с завязанными глазами, сделать 5 шагов в любом направлении и вернуться в круг. Побеждает то кто, вернется в круг.

На данном этапе исследования темы «Правила поведения в условиях вынужденного существования», мы исследовали ориентирование, способы добычи воды и пищи. Следующий этап - добыча огня. Посмотрите, как можно добыть огонь без спичек.

Вспомним, что многие современные и дошедшие до нас с первобытных времен способы добычи огня связаны с применением трения. В разных районах земного шара в зависимости от местных условий, мог входить в употребление то "деревянный", то "каменный" огонь. Известно несколько достаточно трудоемких способов добывания огня трением дерева о дерево, применявшихся у разных народов мира.

Когда-то чтобы добыть огонь, люди брали острую деревянную палочку, упирали её в деревянный брусок и быстро вращали. При достаточном упорстве через некоторое время в месте трения появлялся дым, начиналось тление и возгорание образовавшихся опилок и подложенного, например, сухого мха..

Частые неудачи при извлечении огня трением дерево о дерево объяснялись недостаточной сухостью древесины.

Точно известно, что такой способ применялся австралийцами, а также индейцами Южной Америки.

При этом способе добычи огня зачастую один человек сменял другого, но вращение не прекращалось, пока не добивались успеха.

Можно видоизменить немного этот способ, использовав небольшой лук, и обернув тетиву вокруг вращаемой палочки.

Или так: в сухом полене вырезается желобок, а затем вдоль него с сильным надавливанием и очень быстро вперед-назад перемещают сухую палочку. Древесина в месте трения нагревается, и через некоторое время начинают тлеть опилки.

В любом случае надо сверлить, пилить, выскабливать, сознательно стремясь вызвать тление опилок или стружек, чтобы затем из них раздуть огонь!

Другой способ добывание огня - высекание искр, и тоже сопровождается трением!

Можно получать огонь, нанося по твердому камню удары каким-нибудь металлическим предметом, например, ножом. Такое устройство по извлечению огня существовало с древних времен и позднее стало называться "огниво".

Вполне вероятно, что высекание огня с помощью двух камней было древнейшим способом его получениям, хотя получение огненных искр при обработке каменных орудий труда древний человек оценил и использовал далеко не сразу.

Огниво - это приспособление для получения огня, широко применявшееся до появления спичек. Оно состоит из кресала, "кремня"и трута. Сноп высекаемых при ударе кремня о кресало искр воспламеняет трут.

Кресало (от слова «резать») представляет собой полоску стали с насечкой, необходимой для откалывания от кремня мелких частиц. При этом температура повышается до 900-1100°С, и разогретые частицы воспламеняются. Это похоже на шлифование стального предмета
на точильном камне, когда вокруг образуется сноп искр. В последствии кресало превратилось в колесико с насечкой, которое нашло свое применение сначала в огнестрельном оружии, а затем в зажигалке.

В качестве «кремня» издавна применяется хрупкий минерал пирит («огненный камень»). Эффект «кремня» был впервые замечен рудокопам и Германии в средневековье, когда при ударах кирки о горную породу летели ярко-желтые искры. Позднее пирит был заменен пирофорными сплавами (железо, лантан, церий, лантаноиды и магний). Для трута выбирается любой материал, способный к быстрому возгоранию при попадании искр ( хлопок, лен, сушеный мох). Трут хранится в сухой закрытой упаковке.

На разжигание костра могут также пойти щепки, оставшиеся после обработки дров. В безлесных районах топливом служат сухие кусты, сухая трава, сухой камыш, сухой навоз, в Калмыкии его называют «архсн» (кизяк) - коровьи лепешки, спрессованный бараний навоз. В крайнем случае, можно использовать одежду, книги, обшивку сидений, торф, уголь и другие горючие материалы.

Известно более трех десятков типов костров, но обычно в практике путешествий используется лишь четыре-пять.

Костры бывают простейшие очаги, жаровые и пламенные, сигнальные.



Дымовой костер разводят, чтобы отогнать комаров и мошкару, а так же для подачи сигнала о местонахождении. В условиях нашей степной зоны этот тип костра развести легче всего, полынь растет везде.

ШАЛАШ. Короткие сухие дрова укладываются наклонно к центру, они частично опираются друг на друга. При такой конструкции дрова выгорают в основном сверху, и пламя получается высоким и жарким. Этот тип костра удобен, если нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле. Если необходимо использовать несколько посудин, то лучше разведи колодец.

КОЛОДЕЦ. Два полена положи параллельно друг другу на некотором расстоянии, поперек них еще два. Такая конструкция обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья будут гореть равномерно по всей длине. Этот костер хорош в сухую погоду.

ЗВЕЗДНЫЙ. Поленья уложи по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре, и по мере сгорания дров их следует подвигать к середине. Этот тип костра требует постоянного присмотра, иначе погаснет, поэтому он достаточно пожаробезопасен.

ТАЕЖНЫЙ. Складывается из нескольких бревен, уложенных вдоль или под острым углом друг к другу. Он не требует частого подкладывания дров.

НОДЬЯ. Этот жаровой костер складывается из трех больших бревен 2-2,5метра. Два бревна положи вплотную, добиваясь минимального зазора между ними. На эту щель кладут растопку. После того как растопка хорошо разгорится, сверху положи третье бревно. Желательно, чтобы это бревно было толще нижних, так как оно прогорит быстрее. Нодья из толстых бревен может гореть несколько часов.

Каждый из описанных типов костров может быть и жаровым, и пламенным. Это зависит не только от того, как костер сложен, но и от качества дров - смолистые они или нет, совершенно сухие или с сыроватой корой.

В зимних путешествиях, если снег неглубок, костер придется разводить в специально выкопанной в снегу (до земли) яме. В глубоком снегу и при наличии сырых или гнилых бревен лучше не рыть яму, а разводить огонь на специальном помосте. Помост сооружается из нескольких сырых бревен, под которые для большей устойчивости кладут два поперечных бревна.

ОЧАГИ. В безлесных- степных, горных и покрытых тундрой местностях, где трудно с топливом и где его приходится экономить, целесообразно для приготовления пищи сооружать очаги из камней, дерна и других подручных материалов. При изготовлении очага из камней и пластов дерна проход между его выступами, в который закладывается топливо, должен быть шире с наветренной стороны и уже с подветренной - это улучшает тягу. Для устройства очага в земле надо выкопать траншею длиной 1-2 метра и глубиной 0,2 метра. Продольная ось такой траншеи должна быть направлена по ветру.

Большое значение в экстремальной ситуации имеет сохранение огня, особенно во время ежедневных переходов. Для этого из бересты или морских раковин сооружается емкость для хранения крупных углей. На дно такой емкости кладут мелкие камни и насыпают землю (лучше песок, можно глину), сверху кладут угли которые обильно присыпают золой, а затем землей или песком.

Из диалога со старожилами и учителем калмыцкого языка и литературы я узнал, что у калмыков принято считать, что огонь - явление природное, значит он - божественный дар, и потому надо относиться к нему с почтением. Не принято было затевать игры с применением огня, считалось, что подобное развлечение может грозить бедой, когда огонь, вырвавшись из под власти человека превратится в пожар и в жарком пламени его сгорит все, что создано руками человека, и могут погибнуть сами люди. Это всем известно. Как известно и то, что огонь приносит людям большую пользу, если обращаться с ним осторожно. Разведением и поддержанием огня испокон веков занималась женщина.

С давних пор на рассвете женщины разжигали огонь и ставили на плиту кастрюлю, варили в ней чай. Этим чаем, с молоком, солью, мускатным орехом, маслом, калмыки непременно угощали гостей. Жадным и негостеприимным считался хозяин дома, жена которого не разжигала огонь при появлении гостей и не торопилась сварить свежий, ароматный чай.

В прежние времена топливом для огня служил архсн. Нынешняя молодежь, в том числе и я, не знаем ничего о таком виде топлива, а наши дедушки и бабушки, жившие в степи, Гед нет ни деревьев, ни угля, вычищали базы для скота от оходов, и из этих отходов, предварительно, смешав их с соломой, детали брикеты, которые сушили под солнцем. Этими брикетами топили печи, а те, кто жил у воды, где рос камыш, топили камышом. Жизнь научила человека не оставлять без внимания зажженный очаг, особенно, если печь топится камышом, который обычно клали в печь снопом, конец которого торчал из открытой печной дверцы. А камыш горит очень быстро, и, если хозяйка, хоть на минуту отвлечется, огонь может перекинуться на домашнюю утварь и сжечь все дотла. А в степи даже в начале прошлого столетия не было не только пожарной техники, но и достаточного количества воды. Поэтому, если в доме начинался пожар, то урон наносился немалый. В связи с этим у калмыков бытовала поговорка: «Эзня гарх гару болҗана, му-сяягинь авад одг», что означало: если хозяин этого дома должен был понести утрату, то пусть огонь заодно унесет с собой и его печали, и беды.

В тоже время калмыки считали огонь средством очищения. Есть другие обычаи очищения огнем, о них надо помнить. Вот некоторые из них:

- если по какой-либо причине вам следует погасить огонь в очаге или костер, разведенный в степи во время, предположим, отдыха, ни в коем случае нельзя заливать его водой, это грех. У калмыков есть даже проклятие: «Да, зальется твой очаг водой». Вроде бы обычные слова, но смысл был страшен, ибо сулил проклинаемым конец их роду, ведь без огня в доме не будет тепла, не на чем будет сварить пищу, наступят холод и голод. Конечно, в здравом уме вряд ли человек способен столь жестоко проклясть даже своих врагов. Но люди порой бывают непредсказуемыми. Поэтому не стоит своими руками творить беду, если надо погасить огнь, то горящие головни или кизяк можно засыпать песком или землей. Или подождать пока они сами не прогорят. Что же касается проклятий, то у калмыков есть на этот счет мудрое пожелание: «В того, кто кинул в тебя камень, брось в ответ жиром». Другими словами, добро должно победить зло.

- предки наши вели кочевой образ жизни. Он был обусловлен их хозяйственной деятельностью, поскольку скот надо было перегонять на новые пастбища, где достаточно было корма для скота. Нынче люди живут оседло, но случается, что жизнь требует переезда в связи с учебой или новым метом работы, возможно, в новую квартиру или дом. Так вот первое, что должна сделать хозяйка на новом месте жительства, так это зажечь огонь и сварить калмыцкий чай. А если у вас новоселье, то новое свое жилье человек должен освятить огнем: зажечь сангин идян или кюж. Это своего рода очищение жилья от зла и неприятностей.

А для приготовления калмыцкого национального блюда «Кюр» костер жгут в яме, где потом томят мясо. Это очень хороший способ сохранения углей в яме.

Вот такие приметы и обычаи связаны были у калмыков с огнем. Все меньше остается людей, которые знают и умеют совершать обряды, связанные с огнем, поэтому желающим сохранить эти обычаи должны поучиться у старших, воочию увидеть и запомнить, как совершаются обряды.

Вот мы исследовали еще один этап нашего исследования, давайте вернем к поставленным задачам. Что мы еще не решили?

Да, не рассмотрели вопрос об устройстве временного жилища. Построить «дом из ничего» не легко, необходимо знать определенные свойства различных материалов, приобрести технику построения.

Мы немного рассматривали этот материал, поэтому давайте команды по - очереди будем называть виды временных жилищ. Выбывает та команда, которая молчит более 5 секунд.

Все изученное интересно и доступно, но без изучения традиций и обычаев калмыцкого народа, которые веками живут в условиях степи сложнее представить картину выживания. Кочевой образ жизни обусловил создание легкого, свободного перевозимого жилья. Кроме удобств во время кочевья, оно быстро устанавливается и складывается благодаря целому ряду остроумных приспособлений. Первоначальной формой жилища кочевников являлся конический шалаш. Эволюция форм и конструкции шалаша привела к появлению совершенного типа кочевого жилища - решетчатого гера у ойратов с коническим завершением крыши. У европейцев решетчатый гер известен под названием кибитки.

Передвижной решетчатый калмыцкий гер представляет собой легкую сборно-разборную постройку, приспособленную к транспортировке на вьючных животных. Остов стен Гера составляется из связанных между собой складных деревянных решеток (терм), которые определяют размеры и вместимость Гера. Они устанавливаются сначала прямо на землю. Решетки упираются в землю нижними концами, а верхние концы решеток служат поддержкой свода, который опирается на них сверху и составляет верхнюю часть гера. Дверь по традиции обращена на юг или юго-восток. Каждая решетка, входящая в общую стенку, состояла из плоских, слегка выгнутых наружу выстроганных 40 круглых или четырехгранных реек. Они накладывались друг на друга косой клеткой и скреплялись между собой при помощи кожаных ремешков в каждом перекрестке реек так, чтобы их можно было сжимать или растягивать «гармошкой» для уменьшения или увеличения высоты при установке Гера или складывать во время перекочевок.

Остов крыши состоит из выструганных жердей (уньн), которые втыкаются в круг или обход (харач) с четырьмя полуобручами (цаhрг). Унины и цагрык, поставленные на место, на головки решеток, образуют свод (өркә). Через верхний круг (харач) поступает свет и пропускается труба железной печи. До появления печей очаги топились по-черному. Верхний круг делался из красного дерева, березы или дуба.

Снаружи гер покроывался войлоком, серыми или белыми кошмами. Для плотности облегания эти кошмы выкраивали по форме Гера. В целях антисептики их пропитывали раствором кислого молока с табаком и солью. Для красоты и крепости края кошм оторачивали толстыми шерстяными шнурами. Такая кошма называется «ишке» («ишкә гер» - войлочное жилище). Солнечный луч, попадающий в гер через харачи и скользящий по терме, давал возможность определять время. Зимой решетки гера обвешивались изнутри толстым кошемным полотном, опускающимся до самого низа.

Калмыцкая кибитка была очень удобным для кочевников жильем. Теплая, сухая, она быстро разбиралась и собиралась. Не подвергалась разрушению от ветра, так как веревки, которы­ми скрепляли решетки, жерди, харачи и кошму, завязывали кал­мыцким узлом, которые отличались особой крепостью. По тому, как сделан калмыцкий узел, судили о мастерстве человека, завя­завшем его. В кибитке принимали гостей, устраивали торжества, религиозные обряды. Зимой в ней спасали от холода новорож­денных телят, ягнят, жеребят. В средней по размеру кибитке могли жить от 6 до 12 человек. Узнать, как жили наши предки, будет нелишним, потому что это наша история.

В представлении нынешнего поколения людей наши предки жили только в кибитках, которые сегодня можно увидеть в му­зеях или в дни особых торжеств, как достопримечательность из истории жизни калмыцкого народа. Между тем мало кто, знает, что в кибитках жили люди с достатком, у которых был скот, ведь кошма для кибиток изготавливалась большей частью из овечьей шерсти. Войлочные кибитки были достаточно просторными, в них сохранялось тепло и смотрелись они красиво. Для бедняков такое жилье было роскошью, они жили в джолумах.

Многие бедные семьи вынуждены были жить в шалашеобразных полукибитках - джолум и дегля гер, представляющих собой одну купольную часть кибитки (без стенных решеток), которая устанавливалась прямо на землю. Дегля гер отличался тем, что в нем не было дымового отверстия, а унины просто связывались вверху между собой в пучок. Бедняки заменяли кошмы циновками из чакана. И. А. Житецкий отмечал, что в приморских улусах у большинства кибиток кошмовые иргевче были заменены чаканами; впрочем, он видел кибитки, в которых не только иргевче, но и другие кошмовые части (турго, девер) были заменены циновками. В таких кибитках зимой было очень холодно. Поэтому их на зиму обкладывали толстым слоем камыша или чакана, а в приморских улусах - высокой болотной травой

Строили джолумы из камыша, связанного снопами. Снопы ставили один к другому по кругу, гораздо меньшему, чем у ки­битки. Верхушки камыша при этом направлялись вверх, там на­верху их соединяли, образовывая таким путем подобие крыши. Куполообразной крыши, как у кибитки, при столь примитивном сооружении нельзя было сделать, потому что некуда было ста­вить матицу (харач). Конечно, наглухо закрытая крыша дома не пропускала света, поэтому в джолуме было темно. Изнутри и снаружи джолум обмазывали глиной, это хоть как-то защищало людей от ветров и холодов. Но все равно зимой люди мерзли в таких домишках и даже умирали. Стоило задуть сильному вет­ру, как джолум мог покоситься, а то и вовсе упасть.

Можно ясно представить, как трудно жилось нашим предкам из числа бедных, но тем не менее люди боролись за существование, за свою жизнь, за жизнь своих де­тей. Затянув потуже пояса, засучив рукава, мужчины помогали друг другу. И тех, у кого в семье не было взрослых мужчин, тоже не оставляли в беде, приходили всем миром и ставили развалив­шийся было джолум на место.

Жить в джолуме было опасно еще и потому, что разводить в нем огонь приходилось крайне осторожно, любая шальная ис­кра могла создать пожар. Еду в джолуме варили на треноге.

Ни окон, ни дверей в джолуме не было. Поэтому, оглядыва­ясь в прошлое из достаточно благополучного сегодняшнего дня, надо помолиться о том, чтобы, не дай бог, не оказаться в поло­жении наших предков-бедняков.

Конечно, и сегодня не все еще имеют хорошие жилищные условия, и сегодня не у всех еще благополучная жизнь, но по сравнению с жизнью тех несчастных людей, доля которых была незавидной, не надо слишком сетовать на жизнь, надо бороть­ся за то, чтобы все складывалось хорошо, и просить бога о помощи.

Ну вот, наше исследование подходит к завершению. Давайте подведем итоги нашей работы. Решили ли мы задачи, достигли ли поставленной цели? Сделаем заключение - последний этап в исследовании /часть импровизированного жилища/.

Что мы с вами выяснили?

Мы рассмотрели и изучили автономное существование, способы ориентирования, способы добычи пищи, воды, способы построения временных жилищ, а также некоторые наши обычаи и традиции, которые передали нам наши предки и которые связанные с нашей темой.

В процессе исследования мы строили импровизированное жилище, давайте посмотрим, чего в нем не хватает? Конечно же, красочности - необходимо его разукрасить. Вот и исследование на этом не заканчивается, еще необходимо его оформить, указать ссылки и сноски, на материалы которые мы использовали, указать источники информации и использованную литературу, сделать приложение, в котором отразить все практические исследования, фотографии, таблицы, схемы и т.п.

  1. Итоги урока.

Домашнее задание: подумать и выбрать тему, и какие цели и задачи можно поставить в своем исследовании.

Молодцы!

Посмотрите, у вас на столах лежат работы Аль-Килани Валерия, Церенова Вадима, Бадышевой Цаганы, которые тоже исследовали эту тему. Вот что у них получилось.

Спасибо, за урок!


11



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал