- Учителю
- Презентация урока по ОБЖ. Игра-викторина: Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. (10 класс)
Презентация урока по ОБЖ. Игра-викторина: Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. (10 класс)
Управление по образованию Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани « Средняя общеобразовательная школа № 51»
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И., учитель высшей категории, Ветеран труда
</ Игра-викторина: «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях»
Цели игры:
-
В занимательной форме проверить уровень знаний учащихся по заданной теме. Согласно планируемым результатам обучения учащиеся должны:
- знать типичные причины ситуации автономии;
- уметь преодолевать страх и возможное стрессовое состояние ;
- уметь подавать сигналы бедствия;
- знать способы добычи воды и пищи;
- уметь оборудовать временное укрытие;
- знать различные способы добычи огня и типы костров;
- знать лекарственные растения, съедобные и ядовитые дары природы;
- уметь оказать помощь и самопомощь в случае травмы, ранения, укуса ядовитых животных и насекомых, тепловых и холодных поражений.
2. Выработать потребность предвидеть собственное поведение в экстремальной ситуации.
3. Сформировать психологический стереотип: «Окружающая среда - это система, живущая по своим законам, и чтобы выжить, надо понимать эти законы и использовать их в своих интересах».
Игра - викторина проводится по типу популярных интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» и «Брейн - ринг». Играют две команды по 6 человек. Игра проходит в два тура до трех побед одной из команд.
Каждая победа оценивается в один балл. Результаты фиксируются на табло.
Каждая команда выбирает капитана и придумывает название. На сцену актового зала выходит ведущий:
- Добрый день! Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Жажда познания - одна из могучих движущих сил, заложенных в человеке. Сегодня участники наших команд - лучшие знатоки предмета ОБЖ - покажут свои знания и умения. Думаю, что проигравших не будет. Ведь ваши знания и умения - залог вашей безопасности.
Послушайте правила игры:
-
О начале и окончании задания возвещает удар гонга.
Время обсуждения - 1 минута.
2. Отвечающего назначает капитан команды.
3. Задание прослушивать до конца и давать полные ответы.
4. В случае неправильного ответа одной из команд до истечения времени обсуждения предоставляется возможность адресовать этот же вопрос другой команде. Если ответ неполный, баллы не присуждаются никому.
5. В спорных случаях ведущий может обратиться в жюри.
6. Не должно быть подсказок из зала.
7. Предусмотрен супер - блиц. Три вопроса - каждый по 20 секунд обсуждения. При неправильном ответе на один из них супер блиц проигран.
8. Вместо пультового управления у каждой команды имеется красная карточка, поднятие которой определяет готовность к ответу.
Нашу игру оценивает многоуважаемое жюри в составе…______
В конце игры ему предстоит назвать имя лучшего знатока. Все готово к игре, и я приглашаю на сцену команды. Встречайте!
Ход игры
1-й тур Первое задание. Каждая из команд получает топографическую карту размером 20x30 см, разрезанную на 12 частей. Задача - сложить карту правильно. Уместно напомнить, что на каждое задание дается 1 минута.
Второе задание. Каждой команде выдается карточка с названиями растений, которые есть на территории Астраханской области: душица, календула, сельдерей, боярышник крушина, зверобой, бузина, чистотел, адонис, пастушья сумка, крапива, хурма, айва, мята, рябина, эвкалипт, облепиха, одуванчик, череда, черника, черемуха, можжевельник, смородина, кизил, полынь, подорожник, вишня, лавр, шиповник. Нужно определить названия целебных трав.
Ответ: душица, календула, зверобой, чистотел, адонис, мята, одуванчик, черемуха, пастушья сумка, полынь, подорожник.
Третья задание. Жилища аборигенов разных континентов имели похожий вид. Что в этих жилищах общего? Назвать, чем это обусловлено.
Ответ: эскимосские иглу, чумы, киргизские юрты, индейские вигвамы. Все они имеют каркас, установленный от окружности. Отсутствие углов обеспечивает равномерное прогревание жилища изнутри и наименьшее сопротивление наружным ветрам любого направления.
Инсценированное задание. На сцену выходят три человека с рюкзаками, один из них с фотоаппаратом. Первый: «Как сегодня жарко!». Второй: смотрит на свои часы и обращается к третьему: «Который час на твоих?». Третий: «13 часов, время обеда». Первый: «Есть хочется». Второй: «Я, кажется, потерял спички». Третий: «Как же мы разожжем костер?»
Внимание, вопрос! Вспомните, какие еще способами, кроме известных в древности, можно добыть огонь в данной ситуации?
Ответ: двумя стеклами от часов и линзой от фотоаппарата.
Затем командам предлагается супер-блиц:
-
Что в условиях автономного существования можно использовать в качестве ваты? (Пух Иван - чая и камыша).
-
Что можно использовать в качестве перевязочного средства? ( Белый мох.)
-
Свежий сок каких целебных трав останавливает кровотечение? (Подорожника и полыни).
Следующее задание.
На подносе выносят консервную банку, в дне которой пробито много дырок, горсть песка, камни, угли. Нужно определить, какой простейший прибор можно собрать из этих предметов?
Ответ: фильтр для очистки воды.
2-ой тур
Каждая команда получает по 30 карточек с названиями предметов: палатка, брезентовый тент, спальник, одеяло, кружка, стакан, алюминиевая чашка, пластмассовая чашка, нож, ложка, вилка, ножницы, шило, зубная щетка, канистра, лопата, топор, компас, фонарь, свечи, лодка, аптечка, ремонтный набор, ракетницы, дымовая шашка, бинокль, фотоаппарат, щетка для одежды, нарядный костюм, запасной свитер. Требуется выбрать 15 предметов, необходимых для похода.
Для поддержки сил участников команд угощают шоколадом. Необходимо изготовить самое простое сигнальное средств для подачи сигнала бедствия в солнечный день.
Ответ: на высоте 1,5 м «вспышку» солнечного зайчика можно обнаружить на расстоянии до 24 км. Поэтому ребята должны изготовить сигнальное зеркальце из фольги от шоколада и дощечки.
Ведущий зачитывает отрывок из романа Дж. Лондона «Сердца трех»: « - Что с вами? - взволнованно спросил Френсис. Девушка указала на свое колено, на котором алели две крошечные капельки крови, вытекающие из двух еле заметных ранок. - Гадюка, - сказала она.
Френсис знал о змеях Центральной Америки лишь понаслышке. Но он мгновенно вспомнил, что надо приостановить циркуляцию крови и не дать яду добраться до сердца.
Он вынул носовой платок, перевязал им ногу Леонсии выше колена, просунул в узелок коротенькую палочку, валявшуюся на берегу и, по - видимому, выброшенную морем, и туго - натуго закрутил платок. Затем, действуя опять - таки понаслышке, быстро открыл перочинный нож, прокалил лезвие на нескольких спичках, чтобы продезинфицировать его, и осторожно, но решительно сделал несколько надрезов в том месте, где виднелись следы змеиных зубов».
Вопрос: «что сделал герой романа верно, в чем его ошибка?»
Ответ можно найти в «Энциклопедии экстремальных ситуаций» А.Гостюшина. Если вас укусила змея, надо: во - первых, хотя бы часть яда выдавить с кровью или отсосать ртом, если в нем нет трещины и ссадин, или специальной банкой, разрезав предварительно каждую ранку крест - накрест на 1 см вглубь; во - вторых, промыть ранку светло - розовым раствором марганцовки или перекиси водорода и перевязать; в - третьих, обеспечить пострадавшему полный покой и обильное теплое питье. Разумеется, по возможности как можно быстрее ввести сыворотку.
Однако нельзя:
-
накладывать жгут, перетягивая руку или ногу;
-
прижигать ранку раскаленным металлом, спичками, порошком марганцовки - это еще больше повредит ткани;
-
давать пострадавшему алкоголь, так как нервная система лишь сильнее отреагирует на яд, который к тому же прочнее задержится в организме.
Следующий вопрос: «Из каких подручных средств можно изготовить крючки для ловли рыбы в условиях автономии?»
Ответ: Из булавок, сережек, заколок от значков, невидимок, металлических частей рюкзака, крышки консервной банки, проволоки, гвоздей, костей рыб.
Ведущий предлагает вниманию участников игры вопросы супер-блица.
Что необходимо сделать в первую очередь при:
- солнечном ударе (пострадавшего нужно перенести в прохладное затемненное место, где есть доступ свежего воздуха);
- обморожении (привести пострадавшего в теплое помещение, мокрую одежду и белье заменить сухими.)
- отравлении ядовитыми растениями и грибами (немедленно вызвать рвоту, предварительно дать выпить 5 - 6 стаканов воды).
На этом игра заканчивается. Ведущий оглашает итоги викторины. Происходит награждение победителей.