- Учителю
- «Духовно-нравственное воспитание и светский характер школы»
«Духовно-нравственное воспитание и светский характер школы»
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
ЭССЕ
«Духовно-нравственное воспитание
и светский характер школы»
Выполнил:
слушатель курсов
повышения квалификации
заместителей директоров школ
по воспитательной работе
Зам. директора по ВР
МОУ СОШ № 47 г Твери
Рязанов Д.С.
Тверь, 2010 г.
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначены Проблемы России. И одной из таких проблем является «Полусоветская социальная сфера». Т.е. то, что нам досталось от Советского периода. И отношения, и трактовки, и стереотипы.
В том же документе прописана и новая цель образования.
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
А на основании чего нам предлагается «воспитывать … высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Идеологическая и методологическая основа Стандартов нового покаления - это Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
А в ней определены цели и смысл образования, как духовно-нравственное развитие личности обучающегося, формирование и развитие «компетентности к обновлению компетенций». И строить работу предлагается на основе «национального воспитательного идеала», опираясь на «Систему базовых национальных ценностей», которые «определяют основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России».
Одной из базовых национальных ценностей являются «Традиционные религии России». А это «представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога».
Еще одной опорой «национального воспитательного идеала» в Концепции определяется «Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России». Это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны (это все входит в определение понятия «патриотизм»), укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России».
Национальный воспитательный идеал определяется как «высшая цель образования - идеальное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, институтов гражданского общества, религиозных и общественных организаций, СМИ.
Впервые национальный воспитательный идеал определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых эпох России».
В Концепции и Стандарте определяются и основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
И в задаче формирование у обучающихся социальной культуры отражено:
-
Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей.
В Концепции и Стандарте отмечается, что «Духовно-нравственное развитие гражданина России - это педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного и последовательного принятия ею ценностей: …»
Далее перечисляются духовно-нравственные ценности. И среди них ценность «культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий».
А среди планируемых результатов реализации программ воспитания и социализации школьников ожидается «социальная и духовная консолидация российского народа».
И в структуре Стандарта нового поколения в разделе «Основная образовательная программа» требуется разработать программу духовно-нравственного развития, воспитания.
Так же и образовательным учреждениям придется разрабатывать примерную основную образовательную программу, включающую и программу духовно-нравственного развития, воспитания.
Да вот беда-то в чем, говорим о духовно-нравственном воспитании, пишем Концепции и Стандарты, а что это такое - так и не определились!!!
А если используем определения, так те которые остались с времен «Советской власти».
Об этой проблеме «Полусоветской социальной сферы» так же сказано в начале Федерального государственного образовательного стандарта.
Воспитание - питание, вскормление, старания о научении и образовании детей.
Чем напитать детскую душу?
На чем вскармливать, где корни и откуда питаться?
Чему научить?
Чей образ запечатлеть, образовать детям?
Что такое «духовно-нравственное воспитание»?
Как бы мы не хотели, сколько бы не старались уйти от решения этого вопроса, все равно наступает момент, когда нам приходится все-таки как-то самоопределяться в вопросах духовно-нравственного воспитания. И возникает множество версий.
Таких как, например: "Духовность - это способность иметь свой внутренний мир".
Непонятно, так это дар или способность? А что, есть люди без этой способности? Что, никакого внутреннего мира? А если имеет, то какой? Вопросов много. Но, скажите, зачем изобретать колесо? Зачем придумывать новые определения?
Если человек изучает физику - он использует язык физики, то есть науки, которая этим занимается. Если говорим об истории - применяем исторические термины, используемые историками.
Так если мы говорим о духовности, духовном мире, духовных ценностях, душе, может правильнее будет обратиться к тем, кто этим вопросом занимается тысячелетиями?
Полный Церковно-славянский словарь дает следующие определения:
-
«духовный» - в противоположность телесному - свойственный духу, нетленный, вечно живой, невидимый невещественный;
-
«духовен» - просвящен Духом Святым, преспевающий в добродетелях и отчуждающийся от греха;
-
«нравственность» - образ мысль и чувствований.
(Полный церковно-славянский словарь. Издательский отдел Московского Патриорхата. Москва. 1993 г.)
Следует, что духовно-нравственное воспитание - формирование образа мыслей и чувствований, просвященных Духом Святым, преспевающих в добродетелях и отчуждающихся от греха.
И, говоря о духовно-нравственном воспитании, невозможно обойти вопрос, а на основе какой духовности мы будем строить процесс воспитания и каким духовным ценностям мы будем приобщать молодежь. Что послужит критериями определения что духовно и нравственно, а что нет? Как определить степень духовно-нравственного развития? Нужна «система координат». Иначе - заплутаем!
Очередной камень преткновения - это «светский» характер наших школ и воспитания.
В Малой советской энциклопедии (Акционерное общество «Советская энциклопедия», Москава, «Мосполиграф», 1930г.) сказано, что «светская школа - это школа, устраняющая элементы религиозного воспитания, и из безрелигиозной школы первых годов после революции она сделалась антирелигиозной».
И в той же Малой советской энциклопедии говориться, что «религия - это примитивная идеология в которой продукт мысли человека представляется ему в форме недоступных обычному восприятию существ, образующих особый «потусторонний» мир». А авторитетным «экспертом» выдвигается Плеханов. Здесь же Бог представляется как «продукт человеческой головы», не более. А религия считается «тормозом культуры», «усыпляющим дурманом». Религиозное чувство представлено как «чувство беспомощности, слабости, страха».
Так и хочется крикнуть: «Да сколько можно унижать и оскорблять религиозные чувства!»
Вот вам и проявление проблемы «Полусоветской социальной сферы».
Неужели нет других мнений и точек зрения по данному вопросу?
Заглянем в Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, Русская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006.)
«Светский - не церковный, мирской, гражданский» Заметьте - не «антицерковный», а «не церковный».
«Церковь - объединение последователей той или иной религии».
Вновь обратимся к Полному церковно-славянскому словарю. (Полный церковно-славянский словарь. Издательский отдел Московского Патриорхата. Москва. 1993 г.)
«Церковный - принадлежащий церкви, священный».
«Церковь - дом Господень, В самом широком смысле под нею понимают совокупность всех разумных существ, небесных и земных, т.е. ангелов и людей под единою главою - Христом. В более употребимом смысле, церковью называется общество людей веровавших и верующих во Христа, когда бы они не жили и где бы теперь не находились. Церковью-же называется затем всякое частное, поместное общество православных христиан. Наконец, церковью называется в священном писании отдельная христианская семья».
И если у нас «светская» школа в «полусоветском» понимании, тогда у нас и христианские (и не только христианские) семьи отделены от школы! Но тогда как быть с мнением Президента РФ Д.А.Медведева, что «школа должна отвечать запросам общества»? Ведь наши семьи - это часть российского общества.
В том же Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой находим:
«Светский» определяется как противоположность понятию «духовный».
А «духовный - относящийся к религии и церкви»
И если у нас церковь отделена от государства и школы, или школа отделена от церкви, то, как можно говорить о духовно-нравственном воспитании? И из какого источника берутся нравственные ценности? На чем они основываются? Или опять будем «строить дом на песке»? Долго ли простоит?
Но ведь в Концепции определено, что нравственные ценности определяются «системой ценностей одной из традиционных российских религий».
Где логика? А может, эти противоречия специально внесены в Концепцию и стандарты, чтобы опять прогремел «холостой выстрел»? Много шуму из ничего!
Обратимся к Толковому словарю русского языка В.И.Даля.
«Светский - земней, мирской, суетный; гражданский».
«Мирское - общее, людское; общественное, общинное».
«Общинное - общее достояние».
И школа тоже должна стать «общим достояние», «отвечать запросам общества» (из Концепции). Может пора обратиться к педагогическому опыту прошлых лет? Ведь до революции школа так и называлась «народной».
Светский - означает вне иерархи Церковной администрации, не подчиняющийся ей. Но именно церковь является носителем иерархии духовных ценностей - критериев, через которые происходит оценка и самооценка человека. А нравственный образа человека - отношение к этим духовным ценностям.
Школа не входит в структуру церкви. Но она не может не быть носителем духовных ценностей. Иначе - свято место пусто не бывает!
«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» сказано Господом в Евангелие от Матфея (г. 19, с. 14). А мы боимся пустить Бога в школу, в свою жизнь. Нам надо бы открыть двери души на распашку, а мы сами закрываемся от Бога и детей к Нему не пускаем.
Опора русской души в Православии. А духовные ценности Православия даны самим Господом Иисусом Христом.
Воспитание - есть запечатление, запечатление увиденного, услышанного, прочитанного, прочувствованного. Православие не надо просто знать, этим надо жить.
Но мы слишком часто сталкиваемся с непониманием (еще страшнее - нежеланием понимать) этого.
Поэтому нам необходимо четко определиться с понятиями, выработать единый понятийный аппарат. Иначе мы так и будем, произнося одни и те же прекрасные слова, говорить о разном, понимать свое и не понимать других. А о каком единстве тогда может быть речь?
Даже, говоря о «духовно-нравственных ценностях», мы будем понимать по-своему, и ценить по-разному.
У нас нет единого мировоззрения, что мешает нам обрести и «национальную идею».