- Учителю
- Исследовательская работа 'Воспитательное значение сказок'
Исследовательская работа 'Воспитательное значение сказок'
Цель данной работы - выявить особенности сказки как средства воспитательного воздействия на подрастающее поколение.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-рассмотреть понятия морали и нравственности, выявить специфику нравственных ценностей;
- выявить особенности фольклора как важного средства обучения и воспитания школьников;
- рассмотреть сказку как жанр, выявить ее основные особенности;
-рассмотреть изучение сказок в различных программах в современной школе.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Всегда считалось, что нравственное воспитание является главной составляющей развития человечества. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Еще в Древней Греции идеальным человеком считали того, кто прекрасен не только в физическом, но и в нравственном отношении. Так, по мнению Сократа, целью воспитания должно быть познание самого себя, совершенствование нравственности. Любая эпоха для решения задач социально-экономического и культурного развития требует воспитания нравственных ценностей.
События и преобразования, происходящие в нашей стране, заставляют нас размышлять о будущем Родины и молодом поколении, которому суждено в ней жить. Нередко средства массовой информации и окружающая среда оказывают на ребенка отрицательное влияние. Запутавшиеся от различной информации, дети зачастую делают неправильный выбор между добром и злом, любовью и ненавистью, состраданием и жестокостью. Именно поэтому, воспитание моральных качеств ребенка, начиная с раннего возраста, становится актуальной важной задачей. И сказка, как один из старейших фольклорных источников может стать прекрасным средством воспитания молодого поколения.
Итак, объектом данной работы является сказка и ее воспитательный потенциал.
Предмет работы - влияние сказки на формирование нравственных ценностей у младших школьников.
Сказка - это эпическое, преимущественно прозаическое, художественное произведение волшебного, или бытового характера с установкой на вымысел. Но этот принцип сказки не лишает ее связи с действительностью, определяющей идейное содержание, тематику, язык, характер сюжетов, деталей повествования.
Так или иначе, но смысл и жизнеспособность сказки, тайна ее существования в постоянном сочетании этих двух элементов смысла: фантазии и правды. На этой основе возникает общепринятая, классификация сказок:
1. Сказки о животных.
2. Волшебные сказки.
.3. Бытовые сказки.
Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования. Стремление к справедливости, мысль о равенстве людей и их возможностей характеризуют сказку как жанр в целом.
Счастливый конец сказки - это тот гуманистический оптимизм, который составляет основу всей деятельности сказочного героя. Порок оказывается посрамленным, а благородные качества персонажа из народа - награжденными радостью, достатком, удачным поворотом судьбы. В сказке снимаются обиды, горести, несчастья, восстанавливается исконная гармония человека и мира.
В основном в сказке два типа героев: «высокий» и «низкий». Первый от природы наделен и красотой, и властью, и богатством, но судьба посылает ему тяжкие испытания, преодолевая которые (благодаря благородным качествам и побуждениям), он выходит победителем и подтверждает свое моральное, человеческое право на счастье.
«Низкому» герою волшебной и бытовой сказки нередко свойственны пассивность, чудачество, резкое отличие от «нормально» ведущих себя персонажей. Такой герой по-своему бывает лукав и непредсказуем, но никогда им не движет стремление к выгоде в ущерб другим, злоба, корысть или жажда власти. Он может только прикрываться личиной недотепы, будучи на самом деле человеком себе на уме, т. е. более дальновидным и предусмотрительным.
Герой сказки, как правило, проявляет себя в столкновении, противостоянии, борьбе. Это может быть конфликт с природой, сражение героя со злыми силами в самом разном обличье: нечистая сила, чудовищное порождение природы, несчастливые обстоятельства и т. п.
Чаще всего сказка имеет «вневременной» характер, когда ни место, ни время событий точно не определены, а картины природы и приметы быта носят весьма условный характер. И это совершенно понятно, потому что нравственно-эстетическая функция сказки всегда и безусловно преобладает над познавательной. Идеализация и поэтизация мира добра и красоты нигде не декларируются с такой прямотой, как в сказке.
В течение тысячелетий сказка открывает ребенку дорогу в мир. С точки зрения процесса воспитания и самовоспитания, сказка облекает в художественную форму, для ребенка правила человеческого общежития, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством.
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и - главное - расстановка сил, олицетворяющих Добро и Зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она - для всего человечества.
Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики
Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике. Тем, кто фантазирует принадлежит будущее. Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует, обогащает детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки.
Сказка «Два козлика» - о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство.
Сказка «Ветер и Солнце»- о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.
Русские народные сказки - своеобразный «учебник», по которому ребенок начинает учиться жить. С помощью сказки малыш легко усвоит, что в мире, в котором он живет, просто необходимо соблюдать определенные правила.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Сказка дает возможность за несколько минут «примерить» на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.
В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
Положительным сказочным героям в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа. В этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя являются временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми,. В герое обычно ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке - не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателя. Например, «бесконечные» сказки, такие, как русская «Про белого бычка».
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Особенность дидактизма сказок в том, что урок в них дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом - источник педагогической эффективности сказок.
В силу отмеченных выше особенностей народные сказки являются эффективным средством воспитания. Сказки - сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.
Работая со сказочными сюжетами, мотивами, образами, символикой и языком можно решать многочисленные образовательные и воспитательные задачи.
Огромную роль русская народная сказка играет в формировании эмоциональной культуры.
Эмоции - это особая форма познания и отражения действительности. Именно в эмоциях человек выступает одновременно и как объект, и как субъект познания, так как эмоции связаны с потребностями человека.
Русская народная сказка - неоспоримое сильнодействующее средство воспитания эмоций ребенка. Герои русских сказок заставляют юных слушателей и читателей сопереживать, радоваться, тревожиться, негодовать, любить, испытывать страх и преодолевать его. Обширный спектр чувств испытывает ребенок, прикасаясь к сокровищам народного фольклора.
Воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, русская народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала: для девочек - это красна девица (умница, ), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, но к ней он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки.
Русская народная сказка развивает выразительность речи.
Русская народная сказка как жанр устного народного творчества позволяет решать многие задачи по развитию речевого навыка и языковой компетентности младшего школьника:
- Развивает умение устного словесного описания предмета, героя, события;
- Развивает умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;
- Развивает способность воплощать в слове продукты мышления, воображения, творчества учащихся.
В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости.
В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.
Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.
Хочется верить, что юные школьники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к окружающему миру и будут достойными представителями своей Родины.
Библиография.
1. Амонашвили Ш. А. Установление гуманных отношений в процессе обучения// Хрестоматия по психологии/ Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987. - С. 412-421.
2. Аникин В. И. Русское национальное поэтическое творчество. - М., 1973.
3. Аникин В. П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. - М., 1959.
4. Бремс К. Техника рассказывания историй (Сказкотерапия)// Полное руководство по детской психотерапии. - М. 2002. - С. 428-461.
5. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.,1999.
6. Ермолаева М. В. Восприятие и переживание сказки - путь от смысла житейского к смыслу жизненному// Мир психологии. - 1998. - № 3. - С. 54-60.
7. Иванов Н. Н. «Кто идет вперед, того страх не берет»: Фольклорно-мифологические жанры на уроке// Начальная школа. - 2002. - № 3. - С. 29-37.
8. Кочеткова А. В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников// Начальная школа. - 2002. - №9. - С. 64-68.
9. Курганская Л. М. Воспитание души// Начальная школа. - 2003. - № 12. - С. 17-21.
10. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. - М., 1988.
11. Мезенцева С. В. Сочинение по картине В. М. Васнецова// Начальная школа. - 2003. - 12. - С. 44-47.
12. Нартов К. М. Сказка - поэзия народной души// Мир психологии. - 1998. - № 3. - С. 103-111.
13. Померанцева Э. К. Сказка// Краткая литературная энциклопедия. - Т.6. - М., 1971.
14. Пропп В. Я. Русская сказка. - Ленинград, 1984.
15. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
16. Семенов О. Иван Билибин. Рассказ о художнике-сказочнике. - М., 1986.
17. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. - М., 1989.
18. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1997.
19. Филиппов Ю. В., Кольцова И. Н. Сказка в процессе социализации детей// Мир психологии. - 2003. - № 3. - С. 160-174.
20. Шемшурина А. И. Роль сказки в воспитании детей// Этическое воспитание. - 2002. - №1.
21. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. - М., 1999.
Делитесь: